Покровительство
Святой Себастьян — Питер Пауль Рубенс (1604), холст, масло, 120 х 100 см, Антверпен
Святой Себастьян — Глин Филпот (1932), холст, масло, 36 x 28½
В Римско-католической церкви Себастьяна увековечивают необязательным мемориалом 20 января. В церкви Греции праздник Себастьяна — 18 декабря.
Как защитник от бубонной чумы Себастьян раньше был одним из Четырнадцати Святых Помощников . В католицизме Себастьян — покровитель лучников, мастеров булавок, спортсменов (современная ассоциация) и святой смерти.
Святой Себастьян по Эль Греко (1578) в соборе Сан — Antolin , Palencia
Себастьян — один из святых-покровителей города Корми на Мальте Себастьян — покровитель Ачиреале, Казерты и Петилии Поликастро в Италии , Мелилли на Сицилии и Сан-Себастьяна, а также Пальма-де-Майорка , Любрина и Уэльвы в Испании. Он является покровителем Негомбо , Шри-Ланка и Рио-де-Жанейро , Бразилия . Неформально, в традициях афро-бразильской синкретической религии Умбанда , Себастьян часто ассоциируется с оксосси , особенно в самом штате Рио-де-Жанейро.
В Любрине ежегодно 20 января проводится фестиваль в честь Святого Себастьяна. Статуя святого Себастьяна возглавляет процессию вокруг деревни, и люди швыряют булочки со своих балконов в толпу, идущую за святым на улицах внизу. Булочки имеют отверстие посередине, и некоторые люди нанизывают их на веревку вокруг своего тела. Считается, что фестиваль зародился в 14 веке после того, как в этом районе обрушилась чума холеры . Говорят, что в то время богатые бросали хлеб и деньги бедным на улицах внизу, чтобы не подхватить болезнь. «Фестиваль хлеба» Сан-Себастьяна настолько необычен, что был объявлен Фиестой национального туристического интереса в Андалусии .
Король Португалии Себастьян I , единственный король, когда-либо носивший это имя, был назван так за то, что родился в день этого святого.
Праздник Святого Себастьяна отмечается в католических общинах Кералы в Индии с большим изяществом и яркостью. Церкви грандиозно освещены и украшены, а фейерверк является главным событием в каждом католическом доме в память о святом. В каждом приходе есть своя дата празднования, особенно в районах Триссур , Эрнакулам , Базилика Святого Андрея, Артункал и Коттаям . В церкви Канджур Сиро Малабар праздник отмечается самым большим в Азии шествием Золотых Крестов и Украшенных зонтиков. Кроме того, многие паломнические центры, церкви, святыни и многие учебные заведения по всей Керале носят имя святого.
Он является покровителем Колледжа Сан-Себастьяна-Реколетос в Маниле , Филиппины, который примыкает к Малой базилике Сан-Себастьяна, цельностальной церкви на Филиппинах и в Азии , находящейся в ведении Ордена Августинских воспоминаний (OAR). В католической общине Ньюмана в Университете Рочестера Общество Св. Себастьяна — это организация христианских спортсменов всего кампуса, которая работает, чтобы служить большему Рочестеру, штат Нью-Йорк, с помощью методов восстановительного правосудия , сбора средств для лиц с особыми потребностями и общественных работ .
Себастьян — покровитель римско-католической епархии Баколод в Западном Негросе , Филиппины, и города Липа в Батангасе , Филиппины . Кроме того , Святой Себастьян является покровителем Leon City Мексики . Изображение святого в его мученической кончине находится в верхнем левом углу герба города.
Святой Себастьян является покровителем Совета рыцарей Колумба № 4926 Римско-католической епархии Сан-Хосе в Калифорнии , обслуживая города Маунтин-Вью и Лос-Альтос . Святой Себастьян — покровитель католических ветеранов войны Соединенных Штатов Америки. Высшая награда CWV — Почетный легион ордена Святого Себастьяна.
В своих воспоминаниях 1906 года Карл Шурц вспоминает ежегодное театрализованное представление «птичьего полета » в рейнском городке Либлар ( де ), спонсируемое Обществом Святого Себастьяна, клубом стрелков и их спонсоров, к которому принадлежал почти каждый взрослый член города.
Река Святого Себастьяна в американском штате Флорида названа в его честь. Река является притоком индийской реки лагуны и включает в себя часть границы между графством индийской реки и Brevard County . Соседний город Себастьян, штат Флорида, и государственный заповедник реки Себастьян также названы в честь Святого Себастьяна. В пределах епархии Центральной Флориды близлежащая епископальная церковь на пляжах Мельбурна носит название Святого Себастьяна-бай-зе-Си.
1. Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима
Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль Аппиевой дороги .
Остальным же, кто не мог позволить себе отдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.
Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.
Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии
Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и Ватикана , центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.
Я зыческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро) . Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.
Кубикулы (дословно «покой») – небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, часто они служили фамильными склепами
Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.
В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.
В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.
История
Первых христиан погребали в катакомбах из туфа, так как считали данный вариант захоронения самым достойным. Так в Риме похоронили почти 750 000 человек. Но в V веке погребения утратили своё значение и были прекращены. Папа Мельхиад стал последним, чьи останки похоронили в подземных лабиринтах.
Какое-то время эти места привлекали паломников, желающих помолиться на могилах мучеников, однако из-за того, что мощи святых постепенно извлекались, интерес всё больше угасал. Изучением усыпальниц в XVI веке впервые занялся профессор-теолог Онуфрий Панвинио, его исследования продолжил Антонио Босио.
Катакомбы Рима делятся на:
В общей сложности существует больше 60 известных усыпальниц, общей протяжённостью около 160 км. Значительная часть из них проходит под Аппиевой дорогой.
Как защитник от чумы
Святой Себастьян, ходатайствующий за пораженную чуму (вверху), Хосе Лиферинкс , 1497–1499, Художественный музей Уолтерса
Вера в то, что Святой Себастьян был защитой от чумы, была средневековым дополнением к его репутации, что в значительной степени объясняет огромный рост его значения в позднем средневековье. Однако связь мученического выстрела со стрелами с чумой не является интуитивной. В греко-римском мифе Аполлон , бог-лучник, временами уничтожает своих врагов, стреляя чумными стрелами с небес, но также является избавителем от эпидемий ; фигура Себастьяна христианизирует это фольклорное объединение. Подобные метафоры божественного неудовольствия встречаются в еврейской Библии .
Обнадеживающий пример того, как Себастьян смог оправиться от своего «первого мученичества » (или «сагиттации», как его иногда называют), также был актуален, и раны от стрел могут напоминать бубоны, которые были симптомами бубонной чумы. Визуально «раны от стрел взывают к Богу о милосердии к нам, как симптомы непреклонного призыва к жалости от прохожего», как выразился Молан .
Летописец Павел Диакон рассказывает , что в 680 году Рим был освобожден от бушующего мор по ним. Golden Legend передает эпизод великой чумы, пораженного в ломбардов во время короля Gumburt, который был остановлен на возведение алтаря в честь Себастьяна в церкви Святого Петра в Павия .
Иудейские катакомбы
Археологам известны иудейские катакомбы, находящиеся под Villa Torlonia и Vigna Randanini. Их обнаружили в 1859 году, но вход замуровали до конца XX века. Лишь тогда их всё же отреставрировали и разрешили посещать. Ученые определили возраст захоронений – приблизительно 50 год до нашей эры.
Архитектура иудейских и христианских катакомб практически одинаковая. Отличие заключается только в том, что иудейские усыпальницы сначала были созданы в виде отдельных склепов, а уже позднее соединены специальными ходами.
Оформление поражает красотой и величественностью, на рисунках изображены различные животные, птицы, символы и фигуры. Отсутствуют лишь изображения эпизодов из Ветхого Завета, что тоже является отличительной особенностью данных подземелий.
2. Катакомбы Рима на Аппиевой дороге
Аппиева дорога (Via Appia Antica) – одна из 7 основных дорог, соединявшая столицу империи с морским портом Брундизием (современный Бриндизи), расположенном на «каблуке» Аппенинского «сапога». Сегодня э та дорога приведет вас в уникальный парк, где практически не бывает туристов, но очень многолюдно по выходным – здесь любят отдыхать сами римляне: устраивать пикники, играть в мяч или просто валяться на солнышке. Кстати, на территории парка снимали сцены для таких фильмов, как «Сладкая жизнь» , «Мама Рома», «Великая красота» и телесериал «Рим».
Вдоль Аппиевой дороги расположены как мавзолеи и колумбариии римской знати, так и самые обширные катакомбы Рима с уникальными фресками и рисунками на стенах и потолках. Наиболее интересные и масштабные катакомбы, открытые для посещения на Аппиевой дороге: катакомбы Святого Каллиста (San Callisto), катакомбы Святого Себастьяна (San Sebastiano), катакомбы Святой Домициллы (Santa Domitilla). Посещение катакомб проводится в составе организованных групп. Гидом, как правило, является священник или монах, хорошо владеющий историей и понимающий символику этих подземных раннехристианских некрополей.
Как добраться до катакомб на Аппиевой дороге на общественном транспорте?
Автобус ROMA ATAC:
- №660 от станции метро «Colli Albani» (красная линия A)
- № 118 от станции метро «Colosseo» или станции метро «Circo Massimo»(синяя линия B)
- №218 от станции метро «San Giovanni» (красная линия А)
5. Катакомбы Святой Домициллы
Катакомбы Святой Домициллы являются одними из крупнейших в Риме и достаточно хорошо сохранились. Их протяженность – 17 км, они имеют 4 уровня и 150 000 захоронений, датируемых II-V веками н.э. Катакомбы расположены под римской базиликой святых Нерея и Ахилея, на месте семейного захоронения Флавиев (римской императорской династии, при которой началось строительство Колизея, называемого также амфитеатром Флавиев).
По одной из существующих версий, участок принадлежал Домицилле, внучке императора Веспасиана и жене консула Тита Флавия Клеменса. По приказу императора Домициана, при котором начались масштабные гонения на христиан, Тита Флавия казнили, а Домициллу сослали на отдаленный остров. В официальном обвинении значилось, что их покарали за « атеизм» – считается, что супруги либо исповедовали иудаизм, либо приняли христианство, отказавшись от господствовавшего в империи культа римских богов и обожествления императора. Так или иначе, Домицилла, которая позволила хоронить в принадлежащих ей галереях христиан, была причислена к лику святых католической и греческой православной церквями.
Самый большой интерес в этих катакомбах Святой Домициллы представляют фрески – первые попытки изобразить Иисуса, апостолов и сцены из Библии, давшие толчок развитию христианской художественной мысли. Один из самых бесценных рисунков – Иисус в образе Доброго пастыря с агнцем на плечах, иллюстрирующий слова из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый».
В 2014 году изображения в катакомбах Святой Домициллы, частично скрытые под слоем грязи, плесени и отложений карбоната кальция, были очищены группой реставраторов с помощью лазера, и миру открылись новые неизвестные участки древних фресок. Например, найдена иллюстрация к истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Также найдено изображение пекаря с меркой для зерна и цикл фресок, показывающий, как зерно доставляют из Египта в морской порт Рима Остию (так называемая «комната пекарей»).
«Комната пекарей». Надпись Bosio оставлена Антонио Бозио, который в XVI веке открыл существование катакомб и на протяжении 36 лет их изучал
Посетители также могут ознакомиться с экспонатами небольшого музея, в котором представлены статуи, части саркофагов и другие артефакты из гробниц.
Адрес Via delle Sette Chiese, 280/282
Время работы: 9:00 – 12:00; 14:00 – 17:00. Закрыто по вторникам, 25 декабря, 1 января.
Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 6 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.
Автобусы ROMA ATAC №№ 714, 716, 160, 670, 30 ( карта )
Подземное царство Рима: сокровища катакомб
Катакомбы святого Каллиста
Эти катакомбы — самый древний и лучше всего сохранившийся некрополь на Аппиевой дороге, обустроенный в конце II в. н.э. на территории большого участка. После избрания на папский престол епископ Зефирин (199-217 годы) призвал к себе дьякона Каллиста и назначил его смотрителем кладбища. Став в свою очередь понтификом, он расширил погребальный комплекс, ставший местом упокоения шестнадцати римских пап III века (эта часть называется «Папской криптой»). В катакомбы ведёт крутая лестница; пройдя через «Папскую крипту», через небольшой проход вы попадаете в кубикулу, где была обнаружена могила святой Цецилии. На стенах сохранились росписи V-VI веков, включая самое древнее изображение молящейся святой.
Покинув этот покой, можно спуститься в оссуарий, состоящий из нескольких уровней и достигающий 4 метров в высоту, а затем пройти по туннелю, в котором открываются входы в «Кубикулы Таинств», названные так по сценам крещения и евхаристии, изображённым на стенах. Далее можно осмотреть монументальный «саркофаг папы Мильтиада», другие отделы — святых Гая и Евсевия, а также папы Либерия (352-366 гг.), где сохранились три надписи той эпохи и арочные ниши с захоронениями (аркосолии), украшенные росписями со сценами их Ветхого и Нового Завета. И только после этого вы окажетесь у первоначального ядра всего сооружения — «Крипты Луцины». Здесь стоит саркофаг папы Корнелия, украшенный росписями в византийской манере, а на стенах примечательны две фрески: «Добрый пастырь и молящиеся», а также роспись с изображением двух корзин, полных хлеба, и стеклянного бокала, наполненного вином, посередине (символы таинства евхаристии).
Катакомбы Присциллы
Из всей обширной территории некрополя, которая простиралась вокруг виа Салариа, катакомбы Присциллы сохранились лучше всего. Первоначальным ядром этих древних катакомб были захоронения конца II в. н.э., которые датируются по многочисленным надписям с упоминанием имён Петра и Павла. Названы они по имени римской христианки Присциллы, хозяйки этого земельного участка, чей сын, по преданию, дал кров святому Петру.
Самая древняя часть называется «греческой капеллой» из-за двух надписей греческим алфавитом, выполненных красной краской в нишах помещения, которое изначально использовалось как укрытие от летнего зноя; вероятно, здесь даже были фонтаны и декор. Росписи на стенах изображают сцены из Ветхого и Нового Завета. В III в. был выкопан второй уровень, включающий длинный главный туннель и более двадцати малых туннелей по сторонам. Вокруг старого ядра появился ещё один отдел, где находится фреска с самым древним из дошедших до нас изображений Мадонны с младенцем. В IV в. над катакомбами построили базилику святого Сильвестра; её нынешнее здание — преимущественно результат реконструкции.
Ранние годы
Святой Себастьян (Себиан) в Нюрнбергских хрониках
Первым сохранившимся рассказом о жизни и смерти Себастьяна является Passio Sancti Sebastiani , который долгое время считался написанным Амвросием Миланским в 4 веке, но теперь считается отчетом V века неизвестным автором. Это включает в себя «два мученичества» и заботу Ирэн между ними, а также другие детали, которые остались частью истории.
Согласно записи 18-го века Себастьяна в Acta Sanctorum , все еще приписываемой Амвросию агиографом 17-го века Жаном Болландом , и более кратким описанием в Legenda Aurea 14-го века , он был человеком из Галлии Нарбоненсис , которого учили в Mediolanum ( Милан). ). В 283 году Себастьян вступил в армию в Риме под командованием императора Карина, чтобы помочь мученикам . Благодаря своей храбрости он стал одним из капитанов преторианской гвардии под командованием Диоклетиана и Максимиана , которые не знали, что он христианин.
Согласно традиции, Марк и Марцеллиан были братьями-близнецами из знатной семьи и были дьяконами . Оба брата поженились, и они жили в Риме со своими женами и детьми. Братья отказались приносить жертвы римским богам и были арестованы. Их посетили в тюрьме их родители Транквиллин и Мартия, которые пытались убедить их отказаться от христианства. Себастьяну удалось обратить Транквиллина и Мартию, а также святого Тибуртия , сына местного префекта Хроматия. Другой чиновник, Никострат, и его жена Зоя также были обращены. Говорят, что Зоя была немой шесть лет; однако она дала понять Себастьяну о своем желании принять христианство. Как только она это сделала, ее речь вернулась к ней. Затем Никострат привел остальных пленников; эти 16 человек были обращены Себастьяном.
Хроматий и Тибуртий обратились; Хроматий освободил всех своих заключенных из тюрьмы, оставил свой пост и удалился в деревню в Кампанию . Марк и Марцеллиан, укрытые христианином по имени Кастул , позже были замучены, как и Никострат, Зоя и Тибуртий.
Мученичество
Реликварий Святого Себастьяна, около 1497 г. ( Музей Виктории и Альберта , Лондон)
Лодовико Карраччи написал « Св. Себастьяна, брошенного в Cloaca Maxima» для церкви на том месте, где было найдено его тело (1612 г.). Тема практически уникальна.
Себастьян предусмотрительно скрывал свою веру, но в 286 году она была обнаружена. Диоклетиан упрекнул его в предполагаемом предательстве и приказал вывести его на поле и там привязать к столбу, чтобы некоторые лучники из Мавретании стреляли в него стрелами. «И стрелы стреляли в него, пока он не наполнился стрелами, как еж набит уколами, и так оставили его там умирать». Чудом стрелы его не убили. Вдова Кастула, Ирэн Римская , пошла забрать его тело, чтобы похоронить его, и обнаружила, что он все еще жив. Она вернула его к себе домой и вылечила.
Позже Себастьян стоял у лестницы, по которой должен был пройти император, и хвалил Диоклетиана за его жестокость по отношению к христианам. Эта свобода слова и от человека, которого он считал мертвым, очень удивила императора; но оправившись от удивления, он приказал схватить Себастьяна и забить его до смерти дубинками , а его тело выбросить в общую канализацию. Благочестивая дама по имени Люцина, получившая наставление мученика в видении, в частном порядке извлекла тело и похоронила его в катакомбах у входа на кладбище Каликстуса, где сейчас находится базилика Святого Себастьяна .
Расположение останков
Святой Себастьян (фрагмент), Андреа Мантенья , 1480, Лувр , Париж
Останки, которые считаются останками Себастьяна, находятся в Риме в Базилике Апостолорум, построенной Папой Дамасом I в 367 году на месте временного гроба Святых Петра и Павла . Церковь, которую сегодня называют Сан-Себастьяно фуори ле мура , была перестроена в 1610-х годах под патронажем Сципиона Боргезе .
Санкт — Адо, Eginard, Сигиберт и другие современные авторы рассказывают , что, в царствование Луи Debonnair, папа Eugenius II отдал тело святого Себастьяна в Хилдин, аббата святого Denys, который привел его в Франции , и это было депонирован в аббатстве Сен-Медар в Суассоне 8 декабря 826 года.
Череп Себастьяна был доставлен в город Эберсберг ( Германия ) в 934 году. Здесь было основано бенедиктинское аббатство, которое стало одним из важнейших мест паломничества на юге Германии. Говорят, что череп в серебряной оболочке использовался как чаша, в которой во время праздника Святого Себастьяна преподносили освященное вино Святого Причастия верующим.
Как добраться?
Главный вопрос, волнующий туристов: «Как попасть к римским гробницам?». Подземные лабиринты располагаются в разных районах города, поэтому однозначного ответа на него нет. Чтобы построить маршрут, нужно выбрать определённую экскурсию. У большинства из катакомб имеются официальные сайты, где можно посмотреть схему проезда.
К примеру, самые посещаемые катакомбы Присциллы находятся недалеко от парка Villa Ada. В данном направлении ездят автобусы №№ 92 и 86, нужная остановка называется Piazza Crati.
Читайте далее:
Базилика святого себастьяна в риме
Катакомбы домитиллы и присциллы
Катакомбы присциллы рим
Катакомбы петра и марцеллина рим
Римские катакомбы искусство первых христиан