Так выглядит Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
Готический стиль возник еще в XII веке и сменил прежде господствовавший романский в строительстве прежде всего религиозных сооружений. Основным различием стилей было принципиально разное устройство опорной конструкции свода. В романской архитектуре опора была на стены, что требовало достаточной их толщины и ограничивало количество проемов.
Готика воспользовалась изобретением зодчими системы опорных столбов, на которые через арки передается давление свода. Эта конструкция позволяла строить храмы значительной высоты, с множеством декоративных и осветительных проемов. Готическое возрождение, или неоготика, появилось и стало преобладать в XVIII веке. Именно в этом стиле построили Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.
Чтобы отобразить Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии во всей высоте этого сооружения, потребовалось сделать два снимка. Они приведены совместно в нашем слайдере, надеемся на снисхождение к такому совмещению. Здесь можно подробно рассмотреть все элементы наружного облика храма, начиная с гранитных ступеней, число которых – 11 соответствует 10 заповедям христианства плюс одиннадцатая – заповедь послушания.
Воспринимающие основную нагрузку вертикальные утолщения – контрфорсы позволили увеличить площадь окон собора и освещенность внутри него. Особенно живописно оформлены входные арки, с башенками и заостренным верхом. Главным же украшением фасада является огромное круглое окно, называемое розой. Такие использовали и в ранней готике, а позднее намного усложнилась конструкция переплетов, ставших ажурными.
Главный строительный материал неоготики – красный обожженный кирпич использован не только для кладки прямых стен. Из него сделаны все части элегантных колонн у входа – и опорные базы, и стволы, и даже фигурные капители.
На стене укреплена памятная доска с датами строительства и фамилиями архитекторов. Вторая функция таблички – охранная, указывающая на особый статус архитектурного объекта, которого удостоен Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
Действующие соборы Непорочного зачатия
Событие непорочного зачатия Спасителя Девой Марией отмечено возведением храмов по всему миру, славящихся уникальной архитектурой:
- США. Католический кафедральный собор неоромантического стиля города Мемфис был освящен в 1938 году. При нем действует школа, основан монастырь сестер милосердия.
- Россия имеет несколько церквей, посвященных Непорочному зачатию Девы Марии. Крупнейший действующий собор находится на Грузинской улице Москвы. Здесь проводятся богослужения на русском, английском и других западноевропейских языках, устраиваются органные концерты, работает библиотека.
- Австрия. Самый грандиозный готический Собор страны, посвященный празднику Непорочного зачатия Богородицы, – гордость Линца. Он поражает прекрасными витражами, красотой внутреннего оформления.
- Германия. Неоготическая церковь, находящаяся в Дюссельдорфе, уникальна служебным престолом «Сердце Христа», расположенным в алтаре.
- Мальта. Церковь построена рыцарем Рафаэлем Спинолой в 1688 году. Церковь знаменита иконой, изображающей событие непорочного зачатия.
- Индия. Город Панаджи на Гоа восхищает старейшим собором барочного стиля, основанным в 1600 году. К нему ведет двойная живописная лестница. Храм знаменит колокольней с огромным колоколом, весящим 2250 килограммов.
- Таиланд. Самая большая христианская готическая церковь начала XVIII столетия, посвященная Непорочному зачатию Богоматери, украшает город Чантабури.
Это интересно: Церковь Николая Казацкого в Путивле
Богослужения
В храме регулярно проводятся богослужения.
Мероприятие | Время проведения |
Молитва св. Розария | Ежедневно, начало в 17:30 |
Месса на русском языке | Понедельник, среда – суббота: начало в 18:00 |
В воскресенье Месса совершается в 9:00, 11:00, 18:00 | |
Месса на польском языке | Вторник: начало в 18:00 |
Еженедельные молебны по завершению Мессы | Вторник: молебен св. Антонию Падуанскому |
Четверг: молебен св. Франциску Ассискому | |
Дополнительные молебны | Май: молебен к Пресвятой Богородице Марии |
Июнь: молебен к Святейшему Сердцу Иисуса | |
Октябрь: молебен к Пресвятой Богородице Марии |
Помимо этого, приход предоставляет возможности проведения отдельных богослужений для католических паломнических групп со своим священником или же со священником из прихода. Может быть проведена частная экскурсия по территории храма и кладбища.
Город Смоленск имеет богатую историю, переживающую на своем веку множество перемен. В нем менялась власть и постоянно изменялась религия, склоняясь то к одной, то к другой христианской конфессии. В нем бушевали войны, а расположение на торговых путях регулярно приносило новые веяния.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Значение храма в культуре и истории
Русская неоготика (или пседоготика) — это отдельное архитектурное явление. Оно отличается от европейского видения неоготики и готики в целом, русские архитекторы не перенимают этот стиль целиком. Например, каркасная система готики почти всегда отсутствует, но имеются отдельные элементы, такие как ломаные стрельчатые арки, или дополнительный готический декор.
С эволюцией стиля псевдоготика тоже изменяется, лишается своих характерных русских черт, оставаясь в пределе «интернациональности»: общепринятых и известных готических форм, и архитектурных решений. Во II-й половине XIX в. в стиле псевдоготики строились преимущественно католические костелы.
На территории всей России и современной Украины такие церкви являют собой памятники архитектуры, являясь яркими представителями своего архитектурного направления. Католические церкви являются и культурными памятниками, возникающими для нужд католических общин.
Конфликт с Польшей и постоянные обострения национальных вопросов оказывали давление на Католическую Церковь, и она постепенно монополизировалась и консервировалась, создавая отдельный слой общества. Регулярные конфликты и ответные меры России усугубляли эту ситуацию.
Несколько епархий было расформировано, закрыты академии, на что Папа Римский осудил подобные решения, а Русская империя разорвала дипломатические отношения. Возобновить все на прежнем уровне удалось не сразу
О важности церкви говорит и то, как много своих ресурсов отдавали люди на то, чтобы церковь существовала
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск), строительство которого велось с 1884 до 1896 год, в настоящий момент находится в аварийном состоянии
Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск знаменит тем, что в нем сохранились храмы домонгольского периода) служит культурным памятником для России. Здание, дошедшее из XIX в., позволяет ценить традиции, погружаться в историю, своими глазами видеть мастерство архитекторов и вложения людей, для которых это место было едва ли не важнее собственных домов.
В храме хранились различные книги, велась перепись, записывались даты венчаний и крещений. Многие люди, стремящиеся узнать историю собственного рода, обращались за подобными данными именно в церкви и восстанавливали свои семейные истории с помощью церковных записей.
Полезное видео: костел 1896 год в Смоленске
Советский период
С установлением советской власти судьба костела Непорочного зачатия постоянно менялась. Проследим путь, приведший к упадку по годам:
- 1918 – из костела забрали метрические книги. Отношение к католической церкви ухудшилось из-за конфликта советских властей с Польшей;
- 1921 – изъяли из церкви святыни и ценности. Были национализированы строения, принадлежащие католическому приходу, из своих домов были выселены викарий и настоятель;
- 1926 – здание передали губернскому музею под охрану, но собор Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии продолжал работать;
- 1936 – настоятеля Жолнеровича О.И. арестовали;
- 1937 – службы запретили «по техническим причинам»;
- 1939 – прекратила существование католическая община;
- 1940 – церковное строение передали архиву НКВД;
- 1941 – при оккупации Смоленска в костеле проводили службы немецкие пасторы для своих солдат;
- 1956-2012 – под сводами собора находился госархив Смоленской области, где сберегалось 740 тысяч документов, начиная с ХVII столетия.
За годы советской власти шпили лишились золоченых крестов. Ценные детали внутреннего декора исчезли, орган разобрали, отправив на свалку. По всей высоте церковного помещения были установлены стеллажи. Красивые оконные витражи заколотили досками и закрыли металлическими листами. Развал Советского Союза мало изменил судьбу исторического религиозного строения.
В 2012 году костел возвращен католическому приходу в аварийном состоянии. У него течет крыша, портится уникальная кладка фасада. За время передачи общине городские власти частично обтянули сеткой здание, выкорчевали деревья, проросшие на кровле, огородили пешеходную зону. Богослужения для верующих католического прихода, возродившегося в 1991 году, происходят в небольшой часовне, обосновавшейся под крышей бывшего кладбищенского склепа. Приход насчитывает до 400 прихожан, ждущих от городского правительства помощи по реставрации костела, являющегося историко-культурным памятником регионального значения.
Описание внутреннего убранства
На момент завершения строительства костел был величайшим проектом в городе. На побывавших внутри прихожан он производил неизгладимое впечатление. Внутренняя отделка была преимущественно из дерева: в храме находилось 5 дубовых алтарей, искусно отделанных резьбой.
Амвон и резные лавки также были сделаны из дерева. Над всеми деревянными элементами трудился Синявский, смоленский резчик по дереву. Над амвоном работала Смоленская мастерская Кириллова. Особой гордостью костела были его витражи. Они были созданы в Варшаве и привезены сюда мастерской графини Лубенской.
На витражах были изображены иконы Иисуса Христа и Богоматери, а также почитаемых всеобщих католических святых: св. Франциска, св. Анны. Другие витражи изображали местночтимых: литовского святого Казимира и польского святого Станислава Костки.
Храм был расписан приглашенным художником Антонием Тончинским. В 1989 г. внутренние стены украсились относительно скромным орнаментом, а в алтарной части храма изображен Иисус, а по две стороны – Моисей и апостол Петр. Первому Иисус вручает скрижали, а второму – ключи от райских врат.