Бачковский монастырь

ИВАНОВСКИЙ СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Описание

Ивановский монастырь – комплекс монашеских келий, церквей и часовен, высеченных в начале XIII века в скалах над каньоном реки Русенский Лом. Его основатель — монах Иоаким, позднее служил болгарским патриархом.

На территории монастыря сохранилось 20 церквей и часовен. В шести из них можно посмотреть на сохранившиеся древние фрески и стенописи XIII-XIV веков. Именно Ивановский монастырь признан самым полным собранием средневековой живописи Болгарии.

В церкви Святой Богородицы, на территории монастыря, сохранились уникальные фрески, созданные в XIV веке художниками тырновской школы живописи. Из-за них Ивановский монастырь включили в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

В XVII веке монахи стали покидать монастырь и он постепенно начал разрушаться. Сейчас монастырь не действует, а служит Национальным археологическим заповедником и местом паломничества туристов со всего мира.

График работы

  • ежедневно с 9:00 до 18:00 (апрель — октябрь);
  • с 1 декабря по 31 марта только по предварительным заявкам.

Стоимость услуг

  • взрослые – €2;
  • школьники, студенты и пенсионеры – €0,5;
  • группы (от 5 чел.) – €1,5 с человека;
  • экскурсия на болгарском языке — €2 (на всю группу).

Как добраться?

Святые и святыни

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

РИЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Описание

Рильский монастырь – древняя святыня Болгарии (X век), включенная в 1983 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и трепетно почитаемая, как болгарами, так и православными христианами со всего мира.

Монастырь несколько раз разрушался и отстраивался. В 1883 году в монастыре произошел очередной сильный пожар, уничтоживший почти все здание и хранившиеся в них ценности. Все нынешние постройки монастыря были восстановлены в середине XIX века.

В церковно-историческом музее находится более 35 000 экспонатов: старинные драгоценные украшения и наряды, монеты, золотая и серебряная утварь. А вот в монастырской библиотеке хранится 250 рукописных книг XI-XIX веков, 9000 старопечатных изданий, а также нотные записи.

Обязательно стоит посмотреть на крест Рафаила. Несмотря на его небольшие размеры (81 см х 41 см), на нем вырезано 104 религиозные сцены и 650 фигур. На создание креста у монаха Рафаила ушло 12 лет и по завершении работы он ослеп.

Стены церкви расписывали известные иконописцы: Захари Зограф, Димитр Христов Зограф, Димитр и Симеон Молерови.

Одной из старейших построек монастыря является Хрельова Башня, построенная в 1335 году.

Посещая монастырь, стоит также увидеть пещеру Ивана Рильского в 4 км. от него, где находится гробница монаха.

Рядом с Рильским монастырем много отелей, где можно переночевать, а также ресторанов, где можно покушать.

График работы

  • монастырь: ежедневно с 7:00 до 20:00;
  • этнографический музей, гостиные помещения периода Возрождения, монастырское хозяйство и церковно-исторический музей: ежедневно с 8:30 до 19:30 (июнь — сентябрь) и с 8:30 до 16:30 (октябрь — май).
  • Хрельова башня открыта с 1 июня по 30 сентября.

Стоимость услуг

Посещение церковно-исторического музея:

  • взрослые — €4;
  • семейный билет (2 взрослых + 2 ребенка) – по €1,5 с взрослого и €0,5 с ребенка.

Посещение этнографического музея, гостиных помещений периода Возрождения, монастырского хозяйства, Хрельова башня:

  • взрослые – €2,5;
  • семейный билет (2 взрослых + 2 ребенка) — по €1,5 с взрослого и €0,5 с ребенка;
  • учащиеся — €0,5.

Как добраться?

Из Софии в Рилу можно добраться на рейсовом автобусе с автовокзала «Овча Купел» в Софии (время в пути – 2 часа). И уже на местном автовокзале сесть на автобус до монастыря.

Святыни: Чудотворная икона Бачковского монастыря

Самый важный центр монастырской духовной жизни является поклонение перед чудотворным образом Бачковской Пресвятой Богоматери. Очень возможно, что икона находится на территории монастыря еще со времени его основания и всегда остаивалась центром внимания для монахов, верующих и посетителей. Не прекращается поток поклоников, приходивших получит благословение чудотворного образа, высказать свою боль и выпросит защиту. Место где икона выставлена выбрано самой Богоматери и связано с ее сокрытие и наитие. Во времени самых трудных начальных лет турецкого владычества, икону спрятали в место с именем Клувия, где потом снова нашли в начале ХVІІв. и вернули в монастыре. На удивление монахов, она снова исчезла и ее нашли на том самом месте в горе. Это повторилась в два раза, пока у один из братьев монастыря не был сон, в котором Божия матерь передала ему, что хочет чтоб икону ее выставили в соборной церкви монастыря, на правой стороны центральной двери, в отдельном иконостасе, с тремями ступеньками впереди, чтоб была всегда в храме и встречала каждого нуждающегося в ее помощи.

Есть также сказание, что Чудотворная икона является копие той иконы Богоматери, нарисованную св.евангелистом Лука и что она чудодейном образе перелетела с Грузии до монастыря.

Тип изображения «умиление», у иконе также два оклада – серебряный и золотой. Хотя до сих пор она не изучена полностью, по всей вероятности она из ХІ. По сторонам образа Богоматери стоит надпись «влахерниотиса», это означает, что тип живописания возпроизводит или является копие прославленную икону Богоматери Влахерна – покровительница Константинополя. В бытности покровительницей города против всяких нашествеников и врагов, не удивительно, если Григорий Бакуриани, сам воин, пожелал чтоб самую важную икону основанного ими монастыря, воспроизвела указанного прототипа. Не смотря на то, что образы св.Девы и благословеного Сына уже темны, просветленность и любовь склоненного лика матери к «Сына Человеческого» довольно видимы.

Полосы по двух сторон изображения перекрыты более старого серебряно-позолоченного оклада, подареного в 1311г. братьями монахами в ХІVв. – Афанасий и Окропир. На нем вычеканена надпись на древнегрузинском языке, который гласит:

«Окована сия икона Пресвятой царицы нашей Богородицы в Петриционе двумями родными братьями таойцами, сыновьями Игнатия – наставником Афанасием и   Окропиром за 125 перперов вместе с серебряной ламападой перед иконой в царствование в Греции благочестивых царей Андроника, Михаила Андроника Палеологов, а в Грузии – Константина и Димитрия Багратидов, в лето от начала (мира) по-гречески 6819, а по-грузински 6915.Святая Богородице, прими в жертву сей малый их дар и прости им и будь ходатаем им и их родителям в день суда перед твоим сыном и Богом нашим. Аминь, аминь да будет, аминь.В хроникон 531, индикта 9.Христе Боже, помилуй их души, человеколюбче, аминь.»

По видимому из этого времени если не раннего серебряно-позолочены ажурный нимб венчающей голову Божией матери. Позже он был перекрыт массивным серебряным ореолом с надписем в середине «Петко Хаджи и Добра 1819г.» Должно быть те же самые дарители серебряного оклада перекрывающего сейчас в полной мере тела Иисуса и матери его. Сохранился рассказ, что Петко Хаджи подарил оклада в память вылечивания его дочери у иконы. Он является замечательным произведением ювелирного искусства, выразительным преданием драперии одежд и порыв фигур одна к другую.

В связи с наитием и возвращением чудотворного образа в монастыре учрежден еще в ХVІІв. крестной ход на Втором дне Пасхи до самого места наития – Клувия.

Манасия (Ресава)

  • Как добраться: из Белграда на автобусе до города Деспотовац (в пути 2,5–3 часа, ≈ 760 динар / 6 € ), далее взять такси.
  • На сколько ехать: если поехать рано утром, можно уложиться в один день.
  • Обязательно увидеть: средневековую фреску «Святые воины».

Манасия, или Ресава — монастырь начала XV века, интересен архитектурой: монастырские постройки окружены мощной крепостной стеной. Правда, в своё время стены не спасли монастырь от разорения турками. А в XVIII веке австрийцы устроили в церкви Святой Троицы пороховой склад, который, естественно, в какой-то момент взорвался и уничтожил внутреннее убранство храма.

Фото: Zigi_rs / Shutterstock

Фресок в монастыре осталось немного, самая известная — «Святые воины». Если повезёт оказаться в Манасии в конце августа, сможешь принять участие в ежегодной культурной манифестации «Дни сербского духовного преображения» с художественными выставками и музыкальными концертами.

Наш совет: если едешь на машине, можно остановиться на несколько дней в городке Ягодина, и оттуда съездить и в Раваницу, и в Манасию. В Ягодине есть аквапарк, зоопарк и большой аутлет. 

Студеница

  • Как добраться: из Белграда на машине или в составе экскурсионной группы.
  • На сколько ехать: на пару дней, чтобы побывать на утренней службе.
  • Обязательно увидеть: недавно восстановленную фреску «Распятие Христово» XIII века.

Студеница — один из самых известных монастырей Сербии (если не самый известный). Причём так было всегда, с XII века, когда он был основан. Заложил его родоначальник первой сербской королевской династии Неманичей — Стефан Неманя. Умер Стефан на Афоне, в сербском монастыре Хиландар, но его сын Растко (будущий архиепископ Сава) вернул мощи отца в Студеницу — и с тех пор обитель стала центром притяжения православных паломников.

За прошедшие века он не раз разорялся, когда-то здесь было 13 церквей, а сегодня осталось только три (Богородицы XII века, Иоакима и Анны XIV века и Святого Николая XIII века).

Фото: Slobodan Kunevski / Shutterstock

В некотором смысле Студеница стала законодателем моды в стиле сербского церковного зодчества: с церкви Богородицы берёт начало стиль «Рашская школа» с внутренним византийским убранством и внешним романским обликом. В монастырских церквях сохранились средневековые фрески: в Богородицкой под куполом ты увидишь роспись «Распятие Христово» XIII, в храме Иокима и Анна — «Рождение Богородицы» и «Введение в храм». С 1986 года Студеница входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Наш совет: в монастыре принимают множество паломников, гостей в трапезной угощают ужином — отплатить можно пожертвованием на своё усмотрение. 

Ислам

Во времена турецких завоеваний местных жителей заставляли насильно принимать ислам, ставший еще одной религией Болгарии. Многие мусульмане переселялись на территорию страны из других государств. Постепенно численность приверженцев этой религии возросла. Ислам приняли цыгане, греки, некоторые болгары – для того, чтобы избавить семьи от необходимости платить налог туркам.

В XVIII-XIX веках численность мусульман среди жителей страны стала сокращаться. Многие покинули страну. Остались лишь отдельные поселения исповедующих ислам в юго-восточной части страны. В основном это цыгане, турки, помаки (так называют исламизированных болгар), есть и некоторые другие народности: арабы, боснийцы. По стране действуют несколько мечетей. Главная находится в столице, там же, где и собор Святого Александра Невского. Мечеть Баня Баши была выстроена в XVI веке, она одна из старейших во всей Европе. Уникальный исторический памятник выполнен из кирпича и камня, имеет в своей конструкции множество башенок, колонн, арок, изящный минарет. Мечеть была построена Синаном, известным инженером времен Османской империи.

Фрушка-Гора

  • Как добраться: из Белграда на автобусе до Нови-Сада (около 1,5 часов, ≈ 500 динар / 3 € ), далее на местном автобусе до городка Сремски-Карловцы. В Сремски-Карловцах нужно будет взять такси.
  • На сколько ехать: чтобы побывать во всех монастырях, лучше приехать на два-три дня.
  • Монастыри: Крушедол, Большая и Малая Ремета, Старое и Новое Хопово, Гргетег, Язак, Врдник, Шишатовац, Петковица, Бешеново, Кувеждин, Привина-Глава, Джипша, Беочин и Раковац.
  • Обязательно увидеть: иконы русских живописцев в Большой Ремете, частицу мощей царя Лазаря в Малой Раванице, чудодейственный целебный источник в монастыре Шишатовац.

Недалеко от Нови-Сада (и примерно в полуторах часах езды от Белграда) находится национальный парк Фрушка-Гора. Это идеальное место для отдыха в тишине и на природе, здесь же расположен один из крупных сербских бальнеологических курортов — Врдник.

В первую очередь, Фрушка-Гора известна как «сербский Афон» или «сербская Святая гора», потому что здесь находятся 16 старинных православных монастырей (Крушедол, Большая и Малая Ремета, Старое и Новое Хопово, Гргетег, Язак, Врдник, Шишатовац, Петковица, Бешеново, Кувеждин, Привина-Глава, Джипша, Беочин и Раковац). Раньше их было 30, но история, в том числе многочисленные войны, внесли свои коррективы. Каждый из монастырей интересен по-своему, во многих есть русский след. 

Фото: Mirko Kuzmanovic / Shutterstock

Например, монастырь Крушедол XVII века помогал строить русский великий князь Василий Иоаннович (отец Ивана Грозного), а расписывал его украинский живописец Йов Василевич. В соседнем с монастырем селе Крушедол сохранилась Сретенская церковь, построенная на средства Ивана Грозного. 

В церкви монастыря Большая Ремета хранятся иконы русских живописцев XVII века. В монастыре Новое Хопово в 20-х годах прошлого века служила русская игуменья — Евгения Борисовна Ефимовская. Она вошла в историю сербского православия благодаря тому, что восстановила женское монашество в Сербии, которого не было во времена османского ига.

Фото: Татьяна Попова / Shutterstock

Интересна и увлекательна история монастыря Врдник. Ещё его называют «Малая Раваница» (про большой монастырь Раваница мы расскажем ниже). В монастыре Раваница в центральной Сербии хранились мощи царя Лазаря, последнего правителя независимой Сербии, который погиб в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. В конце XVII века сербы массово переселялись в Венгрию, спасаясь от османов. Уходя из монастыря, монахи забрали и мощи Лазаря. Сначала они хранились в венгерском городке Сентендре, а затем их перевезли в заброшенный монастырь Врдник на Фрушка-Горе.

С появлением в Врднике мощей монастырь возродился, сюда потянулись паломники, а народная молва придумала поговорку: где князь, там и Раваница. Так и появилось второе название «Малая Раваница». Чудотворная частица мощей Лазаря до сих пор хранится в алтаре монастырской церкви.

Фото: Vladimir Mijailovic / Shutterstock

В монастыре Шишатовац есть чудодейственный целебный источник. В начале XX века водой из этого источника излечился от тяжелой болезни знаменитый сербский ученый Никола Тесла. В ризнице монастыря хранятся книги и реликвии из других сербских церквей и монастырей, а также из России и с Афона. В монастырь Петковица стоит заехать ради старинных фресок XVI века. А в Кувеждине в своё время скрывались русские монахини, покинувшие Россию после революции 1917-го года. 

Наш совет: ехать на Фрушка-Гору лучше всего на несколько дней — совместить посещение монастырей с отдыхом и спа-процедурами на курорте Врдник. Обязательно нужно побывать на одной из фрушка-горских виноделен. Кстати, виноделие здесь развивалось, как и в других сербских регионах, именно благодаря монастырям: монахи выращивали виноград и делали вино для церковных таинств.

История

Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастыря на греческом, грузинском и армянском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами.

Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи.

Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским.

После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью.

С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар.

В 1604 в центре монастыря был воздвигнут новый храм в честь Святой Троицы.

В последней четверти XIX столетия, в связи с крайним обострением греко-болгарского церковного спора, между обеими сторонами шла упорная борьба за обладание монастырем. Окончилась она тем, что в 1894, по просьбе монастырского братства, Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял монастырь в своё ведение.

Пережив первую волну турецкого нашествия, монастырь, однако, не смог избежать участи других религиозных учреждений и в XV веке был разграблен, а позже разрушен. Начало восстановления духовной жизни Бачковского связывают с XVI веком. В 1604 году были отреставрированы уникальные фрески, дошедшие и до наших времен.

В монастыре находится костница, стены которой украшены изображениями святых в квадратных и круглых медальонах. Изображения выполнены в стиле одной из ветвей провинциального византийского искусства. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI века с надписями на грузинском языке. У противоположной стены покоится скончавшийся в 1957 Экзарх Болгарский Стефан.

История

Монастырь был основан в 1083 году князем Григорием Пакурьяносом , выдающимся государственным деятелем и военачальником византийской службы, как православный монастырь, в котором преобладали грузины. Он основал при монастыре духовную семинарию (школу) для молодежи. Учебная программа включала религию, а также математику, историю и музыку. В 13 веке грузинские и халкидонские армянские монахи Петриционского (Бачковского) монастыря утратили свое господство над монастырем, но их традиции сохранялись до начала 14 века, а армянское Евангелие 10 века, пришедшее из этого монастыря, до сих пор существует сегодня. Во времена Второго Болгарского царства Бачковскому монастырю покровительствовал царь Иван Александр , о чем свидетельствует его изображение на сводах притвора склепа . Считается, что основатель Тырновской литературной школы и последний патриарх средневековой Болгарской православной церкви Патриарх Евфимий был сослан турками и работал в школе монастыря в начале 15 века.

Хотя монастырь пережил первые волны турецкого вторжения на болгарские земли, он был разграблен и разрушен, но восстановлен ближе к концу 15 века. Трапезная, росписи которой анонимным художником представляют собой значительную художественную ценность, была реконструирована в 1601 году, а церковь Марии, сохранившаяся до сих пор, была завершена в 1604 году.

Бачковский монастырь — место упокоения патриарха Евфимия (1330–1404 гг.) И патриарха Кирилла (1953–1971 гг.).

Аренда квартир в Болгарии от собственников

  • Монастырь 2

    Болгария | Святой Влас
    Квартира | Комнат: 2 | Гостей: 4

    €55
    €14

  • Апартаменты с видом на море — Sunny Bay

    Болгария | Черноморец
    Квартира | Комнат: 2 | Гостей: 4

    €56
    €14

  • Уютные апартаменты с садиком, до моря 300 м, Италия

    Италия | Палермо
    Вилла | Комнат: 3 | Гостей: 6

    €45
    €8

  • Мини-комплекс вилл с бассейном

    Болгария | Несебр
    Дом | Комнат: 3 | Гостей: 6

    €65
    €11

Смотреть больше предложений

ОК
Узнать больше

Хотите быть в курсе последних объявлений? Подпишитесь на эксклюзивную рассылку предложений

Подписаться

  • О нас
    Компания
    Безопасность
  • Правила сайта
    Общие условия
    Отмена бронирования
    Вывод денег
  • Связаться
    Контакты
  • Следите за нами

Copyright 2013 — 2021

Developed by

Как добраться до Рильского монастыря из Софии

Рильский монастырь, Болгария, на карте найти очень легко. Он находится недалеко от Софии, и экскурсии сюда организуются со всех уголков Болгарии. Можно посетить Рильский монастырь самостоятельно. Из Софии до монастыря можно добраться с пересадкой в городе Дупницы. Отсюда идет прямой автобус до святой обители, но всего дважды в день.

Также можно доехать до города Рила, а затем автостопом добраться до монастыря.

Это были наиболее популярные варианты посещения такого места, как Рильский монастырь. Как добраться из других городов, всегда подскажут местные жители.

Посещение Рильского монастыря можно совместить с посещением 7 Рильских озер.

Описание Бачковского монастыря

Бачковский ставропигиальный монастырь Святого Успения Богородицы
второй по величине и значению монастырь в Болгарии.

Осмотр только в составе экскурсионной группы. Экскурсии: ежедн. 8.00-16.00
(есть русскоязычный гид). Фотосъемка на территории монастыря запрещена.

Рядом с остановкой, от которой начинается дорога в обитель, действует небольшой
рынок, где продаются родопские сувениры, горный мед, варенье из инжира и розовых
лепестков. Тут же несколько ресторанов, где можно отведать блюда традиционной
родопской кухни. Фирменное блюдо — жареная рыба, выловленная в реке
Асенице.

Главная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1604) построена с дозволения
греческой патриархии. Это было единственное монументальное (12 х 12 м) здание,
сооруженное в болгарских землях в начальную пору национального Возрождения.
Заслуживают внимания росписи 1643 и 1850 гг. В серебряном окладе (1310) хранится
чудотворная икона Богоматери Элеуса. По технике выполнения она схожа с иконами,
написанными, по преданию, св. Лукой. Так возникла легенда о том, что и эта
икона принадлежит кисти евангелиста.

Особый интерес представляет фреска на внешней стене трапезной (1601), повествующая
о чудотворном явлении иконы. Несмотря на то, что она выполнена растительными
красками и подвержена воздействиям внешней среды, фреска прекрасно сохранилась,
ее ни разу не реставрировали

Внутри трапезной привлекают внимание изображения
греческих философов и писателей: Аристотеля, Аристофана, Диогена. Давида,
Софокла, Анаксимена

Изображены 25 сцен из акафиста Богородицы, а также фрески
на тему Семи Вселенских соборов.

Церковь Св. Архангела расписал (1846) Захарий Зограф. Храмовая икона датируется
XIV в. На южном дворе находится храм Св. Николы (1837). Особый интерес представляет
фреска «Страшный суд» (1840, 3. Зограф) на внешней западной стене, содержащая
множество бытовых подробностей. Например, попавшие в ад женщины легкого поведения
одеты по последней пловдивской моде XIX в. Туда же живописец отправил и богатых
пловдивских купцов, поддерживавших греческое духовенство и не дававших денег
на основание болгарских школ. Портреты получились настолько реалистичными,
что купцы возмутились и попросили игумена стереть их изображения, но им было
отказано. Свой портрет художник поместил рядом с изображением игумена монастыря
иеромонаха Матфея.

В Банковском монастыре действует музей, где хранится церковная утварь разных
периодов, а также другие художественные и исторические ценности (в том числе
меч Фридриха Барбароссы), накопленные в течение девяти веков существования
обители.

С момента основания до нашего времени сохранилась только двухэтажная церковь-костница
во имя Двенадцати апостолов, находящаяся в 300 м от монастыря. Стены усыпальницы
покрыты росписями XI-XII вв. В притворе верхнего этажа изображены царь Иван
Александр и основатели монастыря Григорий и Абазий Бакуриани. В притворе второго
этажа выполнено изображение Богородицы Одигитрии, в лице которой угадываются
грузинские черты.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Болгарской Патриархии:

  • Рачев, Константин Емануилов, История и настояще на Грузинската православная църква, Велико Търново: изд-во «Фабер,» 2008, 88-91.
  • «Бачковский монастырь,» страница туристического сайта Все о Болгарии:

  • Разделы статьи «Грузинская Православная Церковь,» Православная энциклопедия, т. 13, 191-229:

    — Тодадзе, Х., «Устройство грузинских монастырей»

  • Литаврин, Г. Г., Как жили византийцы, СПб.: Алетейя, 2000, гл. 8:

  Литаврин, Г. Г., Как жили византийцы, СПб.: Алетейя, 2000, гл. 8,

  Его имя отсутствует в списке настоятелей на официальном сайте Болгарской Православной Церкви, . Однако, доступные жизнеописания указывают отца Кирилла настоятелем.

Армянский апостолизм

Апостольская церковь армян также является ответвлением христианства и одной из религий Болгарии. Армянская община переселилась в эту страну во времена геноцида 1915 г. Численность народа выросла в последние 20-30 лет, и теперь община насчитывает более 10 тысяч человек (а по некоторым данным, более 50 тыс.). Армяне проживают в Софии, Бургасе, Пловдиве и других населенных пунктах.

В период коммунизма, как и другие религиозные объединения, община испытывала серьезные трудности. Возрождение произошло после 1989 г. С распадом Советского Союза и налаживанием отношений Армении и Болгарии в страну вновь стали прибывать новые члены диаспоры. Армяне заботятся о сохранении традиций и культурного наследия, стараются облагораживать храмы. В их числе – церковь святого Георгия в Пловдиве, церковь в Бургасе, построенная в память о событиях геноцида.

Из истории

О христианской религии на территории Болгарии узнали в I веке н. э. В Варну прибыл ученик Павла, одного из апостолов. Его звали Амплий, и он основал первую в стране епископскую кафедру. С этих пор начали появляться христианские храмы, художники стали писать иконы. В IV веке в столице Софии прошло собрание епископов в целях укрепления согласия между церквями Запада и Востока. Распространение христианства по территории государства началось только в IX веке. Царь Борис I принял решение о том, что страна должна принять крещение, и это произошло.

Сейчас в столице можно увидеть в непосредственной близости друг от друга храмы разных религий и конфессий. До наших времен сохранилось не так много религиозных сооружений Средневековья. Среди них есть храм святой Параскеве-Петке Тырновской, датируемый XIII в. А известный памятник – собор Святого Александра Невского – был построен лишь в 1908 г.

История

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Крещение Преславского двора (Н. Павлович)

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на территории сегодняшней Болгарии, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал. Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь

В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви — самой многочисленной православной организации страны. Несмотря на произошедший в 1992 году при содействии политической власти раскол, когда часть иерархов выступила против Патриарха Максима, обвинив его в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию посчитав неканонической, а также образование раскольниками альтернативного Синода, большинство священнослужителей не присоединилось расколу. В 1990-е годы канонические иерархи Болгарской православной церкви официально не признавались государством, а почти всё недвижимое имущество церкви (кроме храмов) было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 году, бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашён альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского).

На Всеправославном совещании в 1998 году часть большинство иерархии во главе с Пименом принята в лоно канонической Церкви. а в 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской православной церкви, а в 2012 году принёс покаяние глава Альтернативного синода, что и можно считать завершеним раскола.

года Совет министров Болгарии принял решение выделить в 2012 году из государственного бюджета на нужды Болгарской православной церкви около 880 тысяч евро. На ремонт церковных зданий национального значения будет выделено 150 тысяч евро. Почти 300 тысяч евро (597 тысяч левов) отдельно будут выделены знаменитому Рильскому монастырю. В настоящее время православные священнослужители с высшим образованием (то есть окончившие духовную академию) получают по 300 левов, а окончившие духовную семинарию — 240 левов. В больших городах священники могут получать 1500—2500 левов благодаря требам, прежде всего венчаниям и крещениям, а в сельских приходах доход священников часто ограничивается одной лишь зарплатой.

Болгарская старостильная церковь

Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря.

В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих.

Старообрядцы

На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: