История
Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастыря на греческом, грузинском и армянском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами.
Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи.
Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским.
После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью.
С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар.
В 1604 в центре монастыря был воздвигнут новый храм в честь Святой Троицы.
В последней четверти XIX столетия, в связи с крайним обострением греко-болгарского церковного спора, между обеими сторонами шла упорная борьба за обладание монастырем. Окончилась она тем, что в 1894, по просьбе монастырского братства, Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял монастырь в своё ведение.
Пережив первую волну турецкого нашествия, монастырь, однако, не смог избежать участи других религиозных учреждений и в XV веке был разграблен, а позже разрушен. Начало восстановления духовной жизни Бачковского связывают с XVI веком. В 1604 году были отреставрированы уникальные фрески, дошедшие и до наших времен.
В монастыре находится костница, стены которой украшены изображениями святых в квадратных и круглых медальонах. Изображения выполнены в стиле одной из ветвей провинциального византийского искусства. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI века с надписями на грузинском языке. У противоположной стены покоится скончавшийся в 1957 Экзарх Болгарский Стефан.
История
Монастырь был основан в 1083 году князем Григорием Пакурьяносом , выдающимся государственным деятелем и военачальником византийской службы, как православный монастырь, в котором преобладали грузины. Он основал при монастыре духовную семинарию (школу) для молодежи. Учебная программа включала религию, а также математику, историю и музыку. В 13 веке грузинские и халкидонские армянские монахи Петриционского (Бачковского) монастыря утратили свое господство над монастырем, но их традиции сохранялись до начала 14 века, а армянское Евангелие 10 века, пришедшее из этого монастыря, до сих пор существует сегодня. Во времена Второго Болгарского царства Бачковскому монастырю покровительствовал царь Иван Александр , о чем свидетельствует его изображение на сводах притвора склепа . Считается, что основатель Тырновской литературной школы и последний патриарх средневековой Болгарской православной церкви Патриарх Евфимий был сослан турками и работал в школе монастыря в начале 15 века.
Хотя монастырь пережил первые волны турецкого вторжения на болгарские земли, он был разграблен и разрушен, но восстановлен ближе к концу 15 века. Трапезная, росписи которой анонимным художником представляют собой значительную художественную ценность, была реконструирована в 1601 году, а церковь Марии, сохранившаяся до сих пор, была завершена в 1604 году.
Бачковский монастырь — место упокоения патриарха Евфимия (1330–1404 гг.) И патриарха Кирилла (1953–1971 гг.).
Игумены[править | править код]
- архимандрит Паисий (Пастирев) (24 октября 1905—1906)
- иеромонах Климент (Хитров) (1907—1912)
- архимандрит Панарет (Наумов) (1 ноября 1913 — 1 октября 1915; 1919—1923)
- архимандрит Паисий (Пастирев) (1 февраля 1923 — 11 июля 1927)
- иеромонах Никодим (Пиперов) (11 июля 1927 — 31 июля 1929)
- епископ Брегалнишский Панарет (Наумов) (1 сентября 1929 — 1 сентября 1933)
- архимандрит Климент (Янев) (1 сентября 1933 — 12 сентября 1936)
- архимандрит Нафанаил (1 ноября 1936 — 31 августа 1938)
- архимандрит Пимен (Энев) (15 сентября 1938 — 21 апреля 1947)
- архимандрит Иона (Проданов) (21 апреля 1947 — 30 ноября 1949)
- архимандрит Герасим (Боев) (10 февраля 1950 — 15 апреля 1951)
- епископ Траянопольский Симеон (Цонев) (15 апреля 1951 — 15 июля 1955)
- епископ Агафоникийский Иона (Проданов) (15 июля 1955 — 12 декабря 1959)
- архимандрит Филарет (Игнатов) (1 февраля 1961 — 15 сентября 1964)
- епископ Браницкий Герасим (Боев) (15 сентября 1968 — 1 августа 1971)
- архимандрит Иларион (Цонев) (1 августа 1972 — 31 декабря 1980)
- епископ Смоленский Нестор (Крыстев) (1 января 1981 — 31 июля 1985)
- архимандрит Галактион (Табаков) (1 июля 1985 — 15 июля 1986)
- епископ Агафоникийский Наум (Шотлев) (15 июля 1986 — 15 января 2004; до смерти, последовавшей 31 марта 2005 года, носил почётное звание проигумена)
- епископ Агафоникийский Борис (Добрев) (15 января 2004 — 19 февраля 2014)
- архимандрит Симон (Бодуров) (19 февраля 2014 — 17 декабря 2017)
- архимандрит Самуил (Теодосиев) (с 17 декабря 2017)
сказка
Монастырь был основан в 1083 году византийским полководцем Филиппополя Грегором Пакурьяносом и его братом Абасом. В 13 веке иберы потеряли контроль над монастырем, но влияние грузинской культуры и традиций сохранялось в монастыре до 14 века. Грегор Пакорианос получил землю на Балканах от византийского императора за свои услуги. На нем он построил монастырь, на много пожертвований, посвященный Богородице. Именно поэтому монастырь еще называют «Успение Богородицы». В монастыре молодые люди обучались как монахи и учителя. История монастыря была очень изменчивой. До 12 века в монастыре по желанию дарителя жили в основном грузинские монахи. Когда монастырь был захвачен болгарским государством, он получил очень щедрые дары от болгарских правителей, из которых следует выделить царей Ивана Ассена II (1218–1241 гг.), А также Ивана Александра (1331–1371 гг.).
Во время Второй Болгарской империи (14 век) монастырь превратился в один из важнейших духовных центров Болгарии. Он был известен своей писательской школой. Вероятно, здесь умер последний средневековый патриарх Евфимиос Тарновский . Даже во время «500 лет турецкого владычества» монастырь внес важный вклад в сохранение болгарской культуры и языка. Несмотря на временную приостановку, которая, вероятно, произошла в период перехода с 14 по 15 век и длилась почти сто лет, монастырь смог сохранить многочисленные рукописи и книги на кириллице и болгарском языке на протяжении столетий после того, как он был восстановлен около 1600 года .
История
Монастырь был основан в 1083 г. князем Грегори Пакорианос, видный государственный деятель и военачальник в византийский службы, как православный монастырь с преобладанием грузин. Он основал при монастыре духовную семинарию (школу) для молодежи. Учебная программа включала религию, а также математику, историю и музыку. В 13 веке Грузинский и халкидон Армянский монахи Петриционского (Бачковского) монастыря потеряли свое господство над монастырем, но их традиции сохранились до начала 14 века, а армянское Евангелие 10 века, пришедшее из этого монастыря, существует и сегодня.Во время Вторая болгарская империя, Бачковский монастырь находился под покровительством царя Иван Александр, о чем свидетельствует его изображение на сводах костницы. нартекс. Считается, что основатель Тырновская литературная школа и последний патриарх средневековой Болгарской православной церкви, Патриарх Евфимий, был сослан турками и работал в школе монастыря в начале 15 века.
Хотя монастырь пережил первые волны турецкого вторжения на болгарские земли, он был разграблен и разрушен, но восстановлен ближе к концу 15 века. Трапезная, росписи которой анонимным художником представляют значительную художественную ценность, была реконструирована в 1601 году, а церковь Марии, которая сохранилась до сих пор, была завершена в 1604 году.
Бачковский монастырь — место последнего упокоения Патриарха Евфимия (1330–1404 гг.) И Патриарх Кирилл (1953–1971).
Здания
Помимо внушительного комплекса, в монастыре есть три церковных здания и склеп.
Растущее во внутреннем дворе дерево, которому более 300 лет, китайский мармелад , является ботаническим деликатесом . Ароматный шнапс, «Dschindschifilowa Rakija «, получают из фруктов .
В первоначально сохранившемся крыле северного двора, построенном в 1601 году, в его южной части находятся трапезная , столовая монахов и монастырский подвал для хранения продуктов и вина. Жилые комнаты настоятеля находятся на верхнем этаже. На внешних стенах верхнего этажа можно увидеть сцены из истории монастыря, в том числе фрагменты фресок Алексия Атанасова 1846 года.
Бачковская склеп
Склеп является одним из самых старых зданий в монастыре; структурно он, вероятно, восходит к XI веку, времени основания монастыря. Он расписан фресками 12, 14 и 19 веков. Двухэтажное здание построено в виде однонефной базилики . Костехранилище находится на первом этаже, а кладбищенская церковь — на верхнем этаже. Одна из самых известных настенных росписей — композиция «Видение пророка Иезекииля» XII века, также можно увидеть изображения жертвователей монастыря. Болгарский царь Иван Александр (1331–1371) изображен в притворе церкви на верхнем этаже . Бачковская костница благодаря своим настенным росписям является одним из самых выдающихся памятников культуры в Болгарии.
трапезная
Столовая монастыря ( трапезная ) была построена как монастырская кухня в 1601 году и до 1643 года украшалась фресками. Настенные росписи в трапезной были отреставрированы совсем недавно. С восточной стороны показаны библейские сцены «Страшный суд» и «Рай», в апсиде (нише) — «Сидящая Богородица». В хранилище изображена «родословная Спасителя» (от Аураама до Христа). На других настенных росписях изображены древнегреческие философы, ученые и писатели, герои Ветхого Завета и «Заседание космических советов». Также стоит увидеть длинный мраморный стол в трапезной с 1601 года; у него восемь ножек, которые расположены одна за другой в ряд.
Церковь «Sweti Archangeli» (Архангельская церковь)
Единственное здание, которое сохранилось невредимым во время пожара 1595 года и, следовательно, самое старое сохранившееся церковное здание в монастыре, — это Архангельская церковь (болгарский язык: «Свети Архангели»). Здание, вероятно, датируется 12 веком и использовалось как зимняя церковь.
В росписи свода на первом этаже и настенные росписи на втором этаже даты от 1841 до 1846. Они были сделаны в стиле болгарского возрождения по Sakari Sograf , хорошо известного мастера Самоков школы. Среди прочего можно увидеть впечатляющие фрески «Притча о богатом и бедном Лазаре», «Десять дев», «Бедная вдова» и «Перед порогом смерти».
Главный храм Успения Богородично.
Центральный монастырский храм с 1604 года посвящен Пресвятой Богородице «Света Богородица» и ее усопшей (также: Успение Пресвятой Богородицы). Это крестово-купольная церковь с цилиндрическим барабанным куполом апсид , который покрыт оранжево-красными кирпичами Платта. Крыльцо церкви расписано в 1643 году, центральная часть — в 1850 году. В алтарной части церкви сохранился балдахин священного престола 1637 года. Чудотворный иконостас (иконостас) XVIII века состоит из следующих иконописных изображений (написанных с 1793 года):
- Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом (изображена с тремя руками!)
- Богородица из Родопских гор
- благословение Христа
- Святой Иоанн Креститель
- Святой Николай
- Святой Димитрий
Легенда повествует об иконе Трехрукой Пресвятой Богородицы, что изображение было написано в первые века раннего христианства и перенесено в Бачковский монастырь в 1311 году как дар благочестивых грузин. Икона была обрамлена серебряным орденом в 1819 году и известна также как «Иверская Богоматерь».
Часовня Святого Николая (Святого Николая)
Часовня была построена в 1836 году в честь святителя Николая Чудотворца. Их нарисовал молодой Сахари Сограф в 1840 году; фрески — одно из первых его художественных достижений. Композиции «Страшный суд» и «Рай» расположены на открытой церковной территории . Выше вы можете увидеть автопортрет художника, а также изображения настоятеля и его заместителя. Следующие фрески — «Первые родители Адам и Ева» и первое братоубийство «Каин убивает Авеля».
Бачковский монастырь
Описание Бачковского монастыря
Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км от города Асеновград.
Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. К сожалению, с момента основания до нашего времени сохранилась только двухэтажная костница (находящаяся на высоте около 300 метров от настоящего монастыря).
Костница — уникальный исторический объект, сохранивший древние стенописи — одни из самых ценных произведений православного искусства XIX-XII вв.
Во время Второго Болгарского Царства монастырю покровительствует Царь Иван Александр, о чем свидетельствует его изображение в арках притвора костницы, как знак благодарности за его вклад в восстановление здании.
Как и в других монастырях того времени, в конце XI века в Бачковской обители тоже создана просветительская школа. Любопытный факт состоит в том, что после падения Болгарии под Османским игом в конце XIV века, в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий. Ссылка, однако, не остановила патриарха в его трудах, и он со своими учениками развивал активную религиозную и просветительскую деятельность в стенах обители.
Вопреки тому, что Бачковский монастырь сохранился при первоначальном вторжении турецких войск, позже его постигла судьба большинства православных монастырей Болгарии земле: он был разграблен и разрушен.
Монастырь был реконструирован в конце XV века, монастырская столовая в 1601-1603 гг., а сохранившаяся до сегодняшнего дня главная церковь «Святой Богоматери» — закончена в 1604 году (стенопись датируется 1643 и 1850 гг.).
В главной церкви хранится чудотворная икона Богоматери Елеуса в серебряном окладе (1310 г.)
Кроме главной церкви, монастырский комплекс включает в себя еще два храма — церковь Святых Архангелов (13-14 в), находящуюся в северном дворе рядом с главной церковью, и в южном дворе церковь Святого Николы, воздвигнутую с 1834 по 1837 гг. Церковь Св. Николы впечатляет своими стенописями от 1840-1841 гг. принадлежащими известнейшему мастеру Захарию Зографу. Иллюстрации к евангельским притчам и композиция «Страшный суд» имеют не только художественную, но и документальную ценность. Между портретами первых людей Пловдива, Захарий Зограф рисует и изобразил и себя.
У Бачковского монастыря есть свой музей, в котором хранится церковная утварь разных периодов, а также другие художественные и исторические ценности (среди которых меч Фридриха Барбароссы), накопленные в течение девяти веков существования обители.
Паломнические поездки к Бачковскому монастырю
- Поездка из Москвы в Бачковский монастырь
- Поездка из Минска в Бачковский монастырь
- Поездка из Дмитрова в Бачковский монастырь
- Поездка из Москвы в Бачковский монастырь
- Поездка из Москвы в Бачковский монастырь
- Поездка из Москвы в Бачковский монастырь
- Поездка из Москвы в Бачковский монастырь
- Поездка из Москвы в Бачковский монастырь
История[править | править код]
Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастыря на греческом, грузинском и армянском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами.
Типик Бачковского монастыря, последняя страница
Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи.
Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским.
После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью.
С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар.
В в центре монастыря был воздвигнут новый храм в честь Святой Троицы.
В последней четверти XIX столетия, в связи с крайним обострением греко-болгарского церковного спора, между обеими сторонами шла упорная борьба за обладание монастырем. Окончилась она тем, что в , по просьбе монастырского братства, Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял монастырь в своё ведение.
Пережив первую волну турецкого нашествия, монастырь, однако, не смог избежать участи других религиозных учреждений и в XV веке был разграблен, а позже разрушен. Начало восстановления духовной жизни Бачковского связывают с XVI веком. В 1604 году были отреставрированы уникальные фрески, дошедшие и до наших времен.
В монастыре находится костница, стены которой украшены изображениями святых в квадратных и круглых медальонах. Изображения выполнены в стиле одной из ветвей провинциального византийского искусства. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI века с надписями на грузинском языке. У противоположной стены покоится скончавшийся в Экзарх Болгарский Стефан.
Сегодняшнее использование
Монахи до сих пор живут в монастырском комплексе, который также предлагает ночлег для паломников и путешественников. Музей монастыря имеет богатую коллекцию церковных предметов, икон и книг. Вы также можете увидеть султана Фермана 1452 года и меч, который, согласно легенде, оставил здесь император Фридрих Барбаросса во время своего крестового похода. Раз в год — в июле — в монастыре собираются группы населения, чтобы вместе отметить семейные праздники. От крещения детей до свадеб и поминок по погибшим в прошлом году. В эти дни гости праздников также могут разместиться в монастыре. Это собрание является важным звеном в культурных и этнических связях.
В 2017 году в эфире Arte Re вышел документальный фильм о «свадебном рынке» в Бачково, где рома устраивали браки.
Описание Бачковского монастыря
Бачковский ставропигиальный монастырь Святого Успения Богородицы —
второй по величине и значению монастырь в Болгарии.
Осмотр только в составе экскурсионной группы. Экскурсии: ежедн. 8.00-16.00
(есть русскоязычный гид). Фотосъемка на территории монастыря запрещена.
Рядом с остановкой, от которой начинается дорога в обитель, действует небольшой
рынок, где продаются родопские сувениры, горный мед, варенье из инжира и розовых
лепестков. Тут же несколько ресторанов, где можно отведать блюда традиционной
родопской кухни. Фирменное блюдо — жареная рыба, выловленная в реке
Асенице.
Главная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1604) построена с дозволения
греческой патриархии. Это было единственное монументальное (12 х 12 м) здание,
сооруженное в болгарских землях в начальную пору национального Возрождения.
Заслуживают внимания росписи 1643 и 1850 гг. В серебряном окладе (1310) хранится
чудотворная икона Богоматери Элеуса. По технике выполнения она схожа с иконами,
написанными, по преданию, св. Лукой. Так возникла легенда о том, что и эта
икона принадлежит кисти евангелиста.
Особый интерес представляет фреска на внешней стене трапезной (1601), повествующая
о чудотворном явлении иконы. Несмотря на то, что она выполнена растительными
красками и подвержена воздействиям внешней среды, фреска прекрасно сохранилась,
ее ни разу не реставрировали
Внутри трапезной привлекают внимание изображения
греческих философов и писателей: Аристотеля, Аристофана, Диогена. Давида,
Софокла, Анаксимена
Изображены 25 сцен из акафиста Богородицы, а также фрески
на тему Семи Вселенских соборов.
Церковь Св. Архангела расписал (1846) Захарий Зограф. Храмовая икона датируется
XIV в. На южном дворе находится храм Св. Николы (1837). Особый интерес представляет
фреска «Страшный суд» (1840, 3. Зограф) на внешней западной стене, содержащая
множество бытовых подробностей. Например, попавшие в ад женщины легкого поведения
одеты по последней пловдивской моде XIX в. Туда же живописец отправил и богатых
пловдивских купцов, поддерживавших греческое духовенство и не дававших денег
на основание болгарских школ. Портреты получились настолько реалистичными,
что купцы возмутились и попросили игумена стереть их изображения, но им было
отказано. Свой портрет художник поместил рядом с изображением игумена монастыря
иеромонаха Матфея.
В Банковском монастыре действует музей, где хранится церковная утварь разных
периодов, а также другие художественные и исторические ценности (в том числе
меч Фридриха Барбароссы), накопленные в течение девяти веков существования
обители.
С момента основания до нашего времени сохранилась только двухэтажная церковь-костница
во имя Двенадцати апостолов, находящаяся в 300 м от монастыря. Стены усыпальницы
покрыты росписями XI-XII вв. В притворе верхнего этажа изображены царь Иван
Александр и основатели монастыря Григорий и Абазий Бакуриани. В притворе второго
этажа выполнено изображение Богородицы Одигитрии, в лице которой угадываются
грузинские черты.