Современный модерн
Хоть стиль и вышел из моды еще на заре прошлого века, его продолжают копировать и сегодня, добавляя новинки и современные элементы. В основном используют каркасные стальные конструкции, которые обкладывают кирпичом или камнем. Декором служит стекло и дерево.
Кривой дом в польском СопотеИсточник ua-vk.ru
Характерные черты современного стиля:
- Преобладание объемных конструкций с асимметрией в оформлении.
- Фасады богато украшаются карнизами, наличниками и перилами.
- Полный отказ от стандартной конфигурации оконных проемов.
- Обязательные башенки и шпили на крыше.
При строительстве учитывается рациональность. Поэтому жилые дома объединяются с хозпостройками и гаражами. И их наружная отделка ничем не отличается.
Модерн в России
В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.
В Москве
Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.
В Санкт-Петербурге
В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.
В других городах
Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.
Отель Тассель 1892-1893гг:
Орта стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать
металлические конструкции, стекло и витражи, что позволило по-новому организовать внутреннее пространство здания. Орта
никогда не выдавал один материал за другой: у него камень – это камень, а дерево – это дерево. Каждый материал выполняет функцию свойственную его природе, являясь, при этом, частью единого целого. Орта говорил, что «дерево не может выразить живое, нервное движение, которое я стараюсь воплотить в металле. Дерево расположено к полным формам, которые дают возможность показать его структуру. Соединяясь, эти формы создают неповторимую гармонию».
Переход с газового освещения на электрическое, осуществившийся в девяностых годах XIX века, позволил в значительной мере осветлить палитру интерьеров. Так как от газа было много грязи, декораторы были вынуждены работать с обоями и краской темных тонов. Преимущества электричества позволили Орта использовать всевозможные оттенки белого, розового, желтого и оранжевого.
Музей Орта
Виктор Орт – это известный во всем мире архитектор, живший и творивший в Брюсселе. Здесь он спроектировал и возвел четыре уникальных здания, признанные ЮНЕСКО как памятники архитектуры. В их число входит и его дом-мастерская, именно в ней в настоящее время расположен музей. Архитектор творил в стиле модерн или ар-нуво. Именно в этом стиле выполнен сам музей. Внутри сохранились интерьеры в том же стиле, а также предметы обихода архитектора, которыми он пользовался при жизни.
Помимо обычных объектов декора в доме можно увидеть уникальные авторские предметы мебели, которые Виктор Орт создал сам. Выставлена не только постоянная экспозиция. Посетить это место стоит и ради различных проводящихся тут выставок. Чаще всего они связаны с различными аспектами деятельности Виктора Орта.
Металлическое искусство
Архитектура в стиле модерн использовала многие технологические инновации конца 19 века, особенно использование открытого железа и больших кусков стекла неправильной формы для архитектуры. Архитектурный теоретик Эжен Виолле-ле-Дюк выступал за то, чтобы показывать, а не скрывать железные каркасы современных зданий, но брюссельские архитекторы в стиле модерн пошли еще дальше: они добавили железное украшение в изгибах, вдохновленных цветочными и растительными формами, как в интерьере. и экстерьеры их зданий. Они имели форму лестничных перил, светильников и других деталей интерьера, а также балконов и других украшений снаружи.
Виктор Орта , который работал над строительством железных и стеклянных Королевских оранжерей в Лакене , был одним из первых, кто создал изделия из металла в стиле модерн. Его использование кованого железа или чугуна для прокрутки хлыстовых форм на дверных проемах, балконах и решетках стало одним из самых отличительных черт архитектуры в стиле модерн. Вскоре металлическое украшение в растительных формах появилось также в изделиях из серебра, светильниках и других декоративных предметах.
Королевский музей изящных искусств
Рекомендовать место
3
1
Художественный музей в Брюсселе, располагающий значительной коллекцией живописи и скульптуры. В состав Королевского музея также входят расположенные рядом с королевским дворцом Музей старого искусства и Музей современного искусства, Музей Антуана Вирца и Музей Константина Менье в Икселе.
Музей был основан в XIX веке. Сейчас в его фондах находится около 1200 произведений европейского искусства, охватывающих период XIV-XVIII веков. В основе коллекции — произведения фламандской живописи. Почти все фламандцы представлены своими значимыми работами. К наиболее известным полотнам относятся «Благовещение» Робера Кампена, «Пьета» и два портрета Рогира ван дер Вейдена, несколько картин Дирка Боутса на религиозные темы, Петруса Кристуса и Хуго ван дер Гуса, несколько портретов и «Мученичество святого Себастьана» Ганса Мемлинга.
Основу экспозиции Музея современного искусства составляют работы бельгийских художников. В музее хранится «Саломея» Альфреда Стевенса, наиболее известного представителя бельгийского импрессионизма. А также представлены такие известные работы, как «Русская музыка» Джеймса Энсора и «Нежность сфинкса» Фернана Кнопфа.
Первая мировая война — путешествие в США
В феврале 1915 года, когда шла Первая мировая война и Бельгия была оккупирована, Орта переехал в Лондон и принял участие в конференции по градостроительству по реконструкции Бельгии, организованной Международной ассоциацией садовых городов и градостроительства. Не имея возможности вернуться в Бельгию, в конце 1915 года он отправился в Соединенные Штаты , где прочитал серию лекций в американских университетах, включая Корнельский , Гарвардский , Массачусетский технологический институт , Смит-колледж , Уэллсли-колледж и Йельский университет . В 1917 году он был назначен лектором Мемориала Чарльза Элиота Нортона и профессором архитектуры в Университете Джорджа Вашингтона .
США
Ведущую роль в архитектуре модерна Северной Америки играла Чикагская школа. Это было объединение серьезных художников и архитекторов. Они стремились к вертикальности линий своих зданий и их многоэтажности. Американский стиль не имел практически ничего общего с европейским.
Архитектура от модерна до конструктивизма нашла свое отражение именно в первых американских небоскребах. И хотя принято считать, что конструктивизм — это чисто советское явление, не стоит забывать, что знаменитая Эйфелева башня построена как раз по принципам этого стиля.
Ведущим архитектором американского модерна был Луис Салливен. Он специализировался на многоэтажных постройках, где металлический каркас облицовывался кирпичом.
Работа Салливена имеет большое значение даже для современного облика Чикаго, поскольку он начал свою работу после огромного пожара, уничтожившего половину строений. Его руке принадлежат: русская православная церковь, Национальный фермерский банк, особняк Брэдли и т. д.
Салливен стал первым разработчиком концепции высотного здания.
Из других видных архитекторов того периода можно выделить Данкмара Адлера, Д. Бернэма, У. Ли Барона Дженни.
Особенностями американского модерна было:
- Применение стальных каркасов в строительстве.
- Выделение вертикальных элементов, горизонтальные же сводились до минимума.
- Использование декоративных фризов и выступающих карнизов.
- Применение прямоугольных окон (в специальной литературе даже существует термин «чикагские окна»).
- В украшении использовались растительные и геометрические формы, чугунные орнаменты, прессованная терракота.
Модерн в архитектуре, фото которого все скажет без слов, определенно был самым необычным явлением в искусстве конца XIX — начала ХХ века. В Америке этот стиль получил второе название — «тиффани», по фамилии одного из главных его идеологов. Луис Тиффани был художником и дизайнером. Среди его заслуг — изобретение техники соединения стекла медной фольгой, разработка новых видов стекол, создание удивительных предметов интерьера в стиле модерн. Его витражи красуются на лучших зданиях страны. Например, в Йельском университете есть мемориальный витраж «Образование», принадлежащий руке мастера.
Модерн Австрии, Германии и Италии
Модерн в этих странах зазвучал как югендстиль. Одним из первых представителей был венский архитектор И. М. Ольбрих. Его твердой руке принадлежат несколько домов с изощренными орнаментами и статуями: Свадебная башня, своим образом отсылающая к средневековью, Дом венского Сецессиона.
Германия была центром развития текстиля, внутренних украшений для дома, деревянной мебели. В меньшей степени там процветала архитектура 19 века. Модерн выступал против официальных вкусов Академии искусств.
Ведущим венским архитектором был Отто Вагнер, у которого и учился Ольбрих. Начиная с 1894 года, он выступал в Венской академии с лекциями, в которых призывал отказаться от исторически выдержанных стилей. Свои мысли на этот счет Вагнер выразил в нескольких своих книгах.
Принципы новой архитектуры выразились в его сооружениях: вокзалах метро Вены, доходном доме Майолика-Хаус, зданиях почты и сберкассы. Церковь святого Леопольда была построена по проекту, отличающемуся более фантастическим стилем. Вагнер использует позолоченную медь не только для куполов, но и в отделке. Там преобладают фигуры ангелов, венки, статуи святых. Здание облицовано беленым мрамором, украшено цветным стеклом и мозаикой.
Многие архитекторы из этих стран вдохновлялись трудами своих английских коллег. Например, Йозеф Хоффман. Он построил дворец Стокле после своей поездки в Англию, но, несмотря на обилие деталей, присущих архитектуре этой страны, более заметным там является влияние Вагнера.
Из самых почитаемых зодчих Германии можно выделить Германна Обриста, Августа Энделя.
Огромное влияние Вагнера испытали на себе итальянские мастера. Джузеппе Соммаруга творил в монументальном стиле, особенно ярко это выражено в Палаццо Кастильони.
Раймондо д’Аронко некоторое время был ориентирован на архитектуру Турции. Среди его работ много круглых зданий со сложными орнаментами и древними символами в отделке. Его проекты напоминают некие текучие формы, что придает им фантастический облик.
Зарождение
Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал около тридцати лет. Условными временными границами считаются 1890-1910-е годы, однако многие здания позднего стиля были построены и в 1920-х годах.
Слово «модерн» переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.
Стремление отречься от старого и создать нечто совершенно новое резонировало с настроением общества 1900-годов, стоявшего на границе старого и нового мира. И также, как и многие события, произошедшие на стыке веков, имели большое влияние на дальнейшую мировую историю, революционный модерн также сформировал новую архитектурную парадигму, обеспечившую появление всех главных стилей XX века: конструктивизм, функционализм и модернизм.
Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. В особняке были тщательно продуманы все детали как экстерьера, так и интерьера
Здесь были впервые применены методы, впоследствии ставшие фирменными для стиля: арочные окна, натуральный камень и большое внимание к интерьеру, где использовались мозаичные полы, витиеватая решётка лестницы и орнаменты на природные мотивы
Из Бельгии модерн распространился на остальные страны Европы и затем пришёл в Россию.
Дальнейшая работа и личная жизнь
В 1925 году он был почетным архитектором Бельгийского павильона на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже, экспозиция которой дала название ар-деко . В том же году он стал директором секции изящных искусств Бельгийской Королевской академии изящных искусств.
Орта и его первая жена развелись в 1906 году. Он женился на своей второй жене, Джулии Карлссон, в 1908 году.
В 1937 году он завершил дизайн своей последней работы — Центрального вокзала Брюсселя . В 1939 году он приступил к редактированию мемуаров. Виктор Орта умер 8 сентября 1947 года и был похоронен на кладбище Иксель в Брюсселе.
Наследство
После того, как модерн потерял популярность, многие из зданий Орты были разрушены, в первую очередь Maison du Peuple / Volkshuis , снесенный в 1965 году, как упоминалось выше. Тем не менее, некоторые из зданий Орты все еще стоят в Брюсселе и по сей день, и некоторые из них доступны для посещения. Наиболее примечательными являются Magasins Waucquez , бывший универмаг, теперь бельгийский центр комиксов, и четыре его частных дома ( отеля ), которые были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО :
- Отель Tassel , спроектированный и построенный для профессора Эмиля Тасселя в 1892–1893 гг.
- Hôtel Solvay , спроектированный и построенный в 1895–1900 гг.
- Hôtel van Eetvelde , спроектированный и построенный в 1895–1898 гг.
- Дом и Ателье Орта , спроектированный в 1898 году, ныне музей Орта, посвященный его творчеству.
Англия и Шотландия
Модерн в архитектуре 20 века был не так распространен в Англии, как в других европейских странах. Точнее, существует очень мало примеров развития этого стиля. Хотя англичане и шотландцы внесли огромный вклад в формирование оформления интерьеров и их деталей.
Широкую популярность приобрел шотландец Чарли Макинтош, основной деятельностью которого было создание мебели и интерьеров.
В Глазго, где родился мастер, преобладал классический стиль в архитектуре, воплощаемый Д. Д. Барнетом, Дж. МакЛареном. Разумеется, Макинтош был ярым противником этого стиля, но вдохновлялся шотландскими крепостями и усадьбами, выполненными в так называемом баронском стиле.
В 1896 году архитектор начинает работать над проектом Школы искусств. Она построена по подобию крепости. С одной стороны фасад облицован гранитом, на нем расположены огромные окна. С другой, расположенной на склоне, — окна маленькие, как в темницах, а стены украшены мелкими неотесанными камнями.
Через несколько лет было решено пристроить библиотеку. Макинтош спроектировал и это здание. В нем гораздо ярче были выражены все принципы мастера. Например, он использовал высокие эркерные окна, а внутренняя отделка вторила традициям деревянного зодчества.
Два дома, построенных Макинтошем за пределами Глазго, попали на страницы журнала по архитектуре. Именно тогда о нем узнали в Германии и Австрии. Чарльз неоднократно участвовал в международных выставках декоративного искусства, популяризуя свои идеи.
Макинтош стал изобретателем нового декоративного стиля. Суть его в том, что геометрические элементы связываются между собой летящими линиями, идеи символизма переплетаются с классическими понятиями архитектуры. Художественные критики даже предлагали ввести понятие «макинтошизм», определяющее новое течение в искусстве.
Музей Сайнтастик
Рекомендовать место
1
Необычный музей Брюсселя очевидно демонстрирует выявленные в ходе научных экспериментов явления нашего физического мира.
Стать участником увлекательных экспериментов в области физики или химии — такая перспектива привлекает в первую очередь подростков. Но любознательным взрослым также будет здесь невероятно интересно. Стать участником интерактивных экспериментов и лучше узнать тот мир, в котором мы живем, сможет любой посетитель музея. Все эффекты в музее достигаются очень простыми средствами, которые больше похожи на магию или колдовство. А волшебство, творимое своими руками, запоминается надолго.