Историческое происхождение
Государство инков зародилось в начале 12 века на берегах озера Титикака. Первый правитель народа – легендарный Манко Капак основал город Куско, ставший столицей империи Тауантинсуйу (на языке кечуа). Верховного инку считали земным воплощением Солнца, которое чтилось как главное божество.
Все, что было связано с солнцем и светом, почиталось индейцами. Инки были воинственным народом, постоянно расширяли свои границы, захватывая все новые земли. В империю входили огромные территории, включающие земли Перу, Чили, Аргентины, Боливии, Колумбии и Эквадора. Чтобы облегчить администрирование, государство было разделено на 4 крупные провинции.
Инки впитывали в себя культуру и наследие завоеванных народов, осваивали основы предшествующих цивилизаций и соседних стран. В результате империя превратилась в одно из самых крупных государств на земле. Численность населения в годы наивысшего расцвета государства составляла 5-12 миллионов человек.
По историческим источникам, государственной символики, присущей странам Европы и Азии, в империи не было. Сведений о флаге и гербе Инкской империи не сохранилось. Известно, что квадратное полотно в цветах радуги (точное число полос не выяснено) император использовал в качестве штандарта. Это символ чтили еще в индейской культуре Тиуанако.
Древний город богов-гигантов
Мифология объясняет факт существования этих загадочных построек наличием богов-гигантов. Это даёт некоторые ответы на вопросы, как именно могли транспортировать вулканическую породу до города несколько десятков километров. Но как им удавалось обрабатывать полученный материал? И откуда у древнейшего поселения были такие познания во многих сферах их деятельности?
Учёные всего мира заинтересованы в более глубоком разъяснении происхождения жителей города Тиуанако. Те знания, которыми обладал народ, могут открыть новые пути для развития современной науки. Возможно, эта цивилизация продолжает существовать и по сей день, а некоторые из ныне живущих носят в себе ДНК жителей когда-то величайшей империи.
Древняя цивилизация Тиуанако
Цивилизация Тиуанако существовала на протяжении 27 веков — это в три раза дольше, чем Римская Империя — и полностью исчезла более тысячи лет назад. Экономика этого народа строилась на 200 тысячах возделываемых земель, а территория государства распространялась вдоль всех анд, начинаясь от озера Титикака и заканчивая территорией сегодняшней Аргентины. Миру известна лишь одна часть истории Тиуанако — Империя Инков, которая просуществовала всего 80 лет. Тиуанако появились задолго до инков, и именно потомки людей Тиуанако строили Мачу-Пикчу.
Цивилизация Тиуанако за 2700 лет своей истории достигла очень высокого уровня развития. Это государство занимало большую частью Южной Америки, при этом ни разу не прибегнуло к войне. Во время раскопок в этом регионе не было найдено ни одного свидетельства применения оружия.
В основе культуры Тиуанако лежал культ Солнца. Они искали то, что сияет как Солнце, и поэтому золото являлось самым ценным материалом. Его носили жрецы, и им украшали сакральные сооружения. Когда солнце освещало золотые элементы, оно сверкало также как оно само. Считалось, что золото — это плод Солнца. Много золота было похищено в колониальный период. Изделия плавили и продавали на чёрном рынке, некоторые нелегально скупали коллекционеры. Те предметы, которые удалось найти и вернуть, сейчас выставлены в музее золота в Ла-Пасе.
Также было развито производство изделий из керамики. Они хранятся в музее на острове Парити посреди озера Титикака. Сосуды из керамики отражают разные аспекты жизни, социальное и этническое разнообразие представителей цивилизации Тиуанако. Большинство найденных сосудов были разбиты, т.к. это была часть священных ритуалов Тиуанако.
Отдельного внимания заслуживает сельское хозяйство Тиуанако. Почти 200 гектаров земли были отведены под производство пищи. Чтобы одновременно возделывать такую территорию, необходимо обладать научными знаниями и контролировать условия. Жители построили специальные насыпи, чтобы обеспечить интенсивное земледелие и обеспечить людей едой. Эти насыпи и оросительные каналы остались до сих пор! Это одна из самых сложных агро-систем древнего мира.
В 1993-м году сельские поселения находящиеся по соседству провели эксперимент с целью проверить эффективность насыпных полей. Фермеры полностью восстановили часть древних полей и засадили их картофелем. Результат превзошёл все ожидания: они получили картофель очень высокого качества, а его количество было в 10 раз больше, чем при использовании современных методов выращивания. Кстати, картофель как культура появился именно здесь, на насыпных полях Тиуанако.
Подземный город и падение империи
Как я уже писала выше, сельское хозяйство лежало в основе экономики Тиуанако на протяжении всех 27 веков. Но позже климат этой местности изменился так сильно, что никакие технологии не помогали спасти урожай. Великая цивилизация, существовавшая 2700 лет была разрушена за 100 лет непрекращающейся засухи. Так в городе солнца воцарилась тьма.
Эту теорию проверяли несколько учёных, которые выяснили, что в 1150-м году нашей эры произошёл серьёзный климатический сдвиг. И пока Европа захлёбывалась дождями, на высокогорьях Анд на территории современной Боливии не выпадало ни капли осадков. Тиуанако был разорён, и это привело к его краху. Начался период упадка, жители покинули город и обосновались в небольших деревушках в горах. Горы давали им убежище и защиту.
В 2005-м году в другой части озера Титикака был найден подземный город в горе Тимоко — последнее пристанище народа Тиуанако. Это открытие помогло учёным собрать головоломку и завершить главу в истории величайшей цивилизации Южной Америки. Этот город в горе укрывал около восьми тысячи жителей бывшего Тиуанако. Внутри разветвлённых подземных лабиринтов народ жил до 1400 года, почти 200 лет. Внутри подземного каменного города остались следы жизни и даже копоть от костров, на которых они готовили пищу. Но в 2009-м году землетрясение уничтожило большую часть построек Тиуанако.
Зарождение, расцвет и падение цивилизации Тиуанако навсегда останутся важными этапами в истории человечества. В 1440-м году нашей эры один из потомков народа Тиуанако отправился через Титикаку к острову Солнца, где основал новую империю. Так родилась цивилизация Инков.
Как добраться до Тиуанако?
Из Ла-Паса в Тиуанако ходят автобусы с 8 до 12 утра каждые полчаса. Стоимость проезда в одну сторону — 15 боливаров. Также есть организованные однодневные туры стоимостью 70-80 боливаров. Отдельно оплачивается вход в архитектурный комплекс — билет стоит 80 боливаров.
Друзья, фактов и легенд по поводу цивилизации Тиуанако великое множество! Я прочитала много статей и написала для вас этот рассказ. Надеюсь, вы разделите со мной впечатления от этого удивительного места. Я очень советую всем путешественникам побывать в таинственном городе Тиуанако!
А был ли у вас опыт посещения руин или городов древнейших цивилизаций? Чувствуете ли вы необычную энергию в таких местах?
Античность
Возраст участка был значительно уточнен за последнее столетие. С 1910 по 1945 год Артур Познанский утверждал, что возраст этого участка был 11 000–17 000 лет на основе сравнений с геологическими эпохами и археоастрономией . Начиная с 1970-х годов Карлос Понсе Сангинес предположил, что это место было впервые заселено примерно в 1580 году до нашей эры, что является самой старой радиоуглеродной датой этого места. Эту дату до сих пор можно увидеть в некоторых публикациях и музеях Боливии. С 1980-х годов исследователи признали эту дату ненадежной, что привело к единому мнению, что это место не старше 200 или 300 лет до нашей эры. Совсем недавно статистическая оценка надежных радиоуглеродных дат показывает, что это место было основано около 110 г. н.э. (50–170, вероятность 68%), дата подтверждается отсутствием керамических стилей более ранних периодов.
Причины гибели Тиуанако
И опять же точных данных о причинах забвения древнего города нет. На тот момент, когда сюда пришли инки, Тиуанако уже был заброшенным.
Наводнение
Большинство ученых сходятся во мнении, что причиной падения города стало стихийное бедствие, скорее всего наводнение. В пользу этой версии приводится тот факт, что было обнаружено наличие озерной флоры в наносах рядом со скелетами жителей города, погибших в катастрофе. К тому же фрагменты скелетов людей и животных лежат хаотично, вперемешку с предметами быта и орудиями труда. Это характерно именно для наводнения.
Засуха
В противовес первой теории, археолог и антрополог Алан Колата считает, что Тиауанако был заброшен из-за сильнейшей засухи, которая длилась с 10 по 13 века н.э. Никакие технологии орошения и обработки земли не смогли прокормить население города. В результате этого жители покинули его и больше не вернулись.
Несмотря на значительные разрушения, в Тиуанако можно выделить ряд знаковых мест.
Библиография
- Берманн, Марк Лукурмата Princeton University Press (1994) ISBN 978-0-691-03359-4 .
- Брунс, Карен Олсен, Древняя Южная Америка , Cambridge University Press, Кембридж, Великобритания, ок. 1994 г.
- Гольдштейн, Пол, «Храмы Тиуанако и расширение государства: храм затонувшего двора Тиуанако в Модуэгуа, Перу», Latin American Antiquity , Vol. 4, № 1 (март 1993 г.), стр. 22–47, Общество американской археологии.
- Хошауэр, Лиза М., Джейн Э. Байкстра , Пол С. Голдштейн и Энн Д. Вебстер, «Искусственная деформация черепа на участке Омо M10: комплекс Тиуанако из долины Мокегуа, Перу», Latin American Antiquity , Vol. 6, № 2 (июнь 1995 г.), стр. 145–64, Общество американской археологии.
- Janusek, John Wayne Ancient Tiwanaku Cambridge University Press (2008) ISBN 978-0-521-01662-9 .
- Колата, Алан Л., «Сельскохозяйственные основы штата Тиуанако: взгляд из глубинки», American Antiquity , Vol. 51, № 4 (октябрь 1986 г.), стр. 748–762, Общество американской археологии.
- .
- Протцен, Жан-Пьер и Стелла Э. Наир, «О реконструкции архитектуры Тиуанако», Журнал Общества историков архитектуры , Vol. 59, № 3 (сентябрь 2000 г.), стр. 358–71, Общество историков архитектуры.
- Рейнхард, Йохан, «Чавин и Тиауанако: новый взгляд на два андских церемониальных центра». Национальное географическое исследование 1 (3): 395–422, 1985.
- ——— (1990), «Тиауанако, Священный центр Анд», в Макфаррене, Питере (изд.), «Путеводитель инсайдера по Боливии» , Ла-Пас, стр. 151–81..
- ——— (1992), «Тиуанако: Ensayo sobre su cosmovisión» , Revista Pumapunku (на испанском языке), 2 : 8–66.
- Стоун-Миллер, Ребекка (2002) , Искусство Анд: от Чавина до инков , Лондон: Темза и Гудзон.
- Валльер, Клодин (2013). Вкус Тиуанако: Повседневная жизнь в древнем городском центре Анд, как видно из кухни (доктор философии). Университет Макгилла.
Почему в Тиуанако нет письменности
Несмотря на развитие древней культуры, в Тиуанако практически не встречается письменность. Это является не только одной из загадок Мертвого города, но и существенным барьером для археологов.
Предположительно письменность здесь изначальна была. Из обрывков легенд стало известно, что по каким-то причинам древние Боги её запретили. Причем по их указанию все записи были уничтожены, а все, что необходимо было передать потомкам, трансформировалось в легенды и мифы. Индейцы запоминали их и передавали из поколения в поколение.
Поэтому единственными письменными источниками о Тиуанако на данный момент являются записи первых миссионеров и конкистадоров, которые помимо традиционного грабежа и насаждения свое веры, тщательно записывали обычаи, легенды и уклад жизни индейцев. Но и тут скрывалось множество неточностей и разночтений. В основном из-за трудностей перевода и нежелания местного населения сотрудничать с завоевателями.
Если вас интересуют древние таинственные города, настоятельно советуем прочитать про Ламанай – самый стойкий город майя.
Флаг города Куско
Многие народы Южной Америки считают себя наследниками империи инков. В сознании людей символы великого государства связывают настоящее с прошлым. Радужный флаг, который считается имперским штандартом инков, стал эмблемой древнего города Куско.
В 1975 году Рауль Эспехо, готовясь к юбилею своей радиостанции Tawantinsuyo, представил флаг радужной окраски. Журналист предложил сделать его символом родного Куско как напоминание о знаменитой столице могущественных инков.
Мэр города поддержал идею, и в 1978 году полосатый стяг с чередованием цветов радуги стал официальной эмблемой Куско. И хотя историки утверждают, что в культуре древнего народа флаги не присутствовали, но радужный символ широко использовался.
Какой флаг был у империи инков?
Историки считают, что государственного флага у инков не было. Знамена, как национальные символы в европейском понимании этого знака, в империи не использовали. Императорский штандарт представлял собой квадратное полотнище, окрашенное в цвета радуги. Точных изображений стяга не сохранилось, но, по многим версиям, чередовались 7 цветов, как при спектральном преломлении солнечного света.
Эту версию многие считают убедительной, ведь солнце индейцы почитали. Золотые предметы, отливающие солнечным светом, были главным богатством. Испанские солдаты постоянно видели радужные символы, сопровождавшие инков в быту и в боевых действиях. Поэтому сложилась традиция, поддержанная властями ряда стран, считать стяг в радужной раскраске имперским флагом.
Уникальный город Тиуанако
О высоком уровне развития Тиуанако говорит тот факт, что этот народ начал использовать точные науки ещё до того, как о них начали задумываться в Европе. Долгое время эти слова не имели подтверждения, пока исследователи не обнаружили древнейший город.
Особенность древнего города — расположение строго по солнечному циклу: это позволяло всем постройкам быть освещёнными солнечным светом. Более того, все имеющиеся строения также ориентированы по сторонам света, что говорит об их специальном предназначении. На сегодняшний день доподлинно известно, что количество жителей на момент расцвета города было достаточно высоким: около 20 000 человек.
По некоторым данным, которые удалось найти в свидетельствах других цивилизаций, этот город носил крылатое название «Центр Мира». Рядом находилась обсерватория, которая состояла лишь из нескольких камней.
С помощью них древняя цивилизация могла определить период, наиболее благоприятный для хозяйства. На момент открытия учёные неверно определили назначение места, приписав ему кровавое прошлое. Однако потом выяснилось, что при помощи отверстий в камнях, люди в древности вычисляли благоприятные дни.
Когда обнаружили древнюю цивилизацию Тиуанако?
Доказательства существования этой цивилизации впервые были опубликованы в 1930-х гг. Тогда небольшая группа учёных и археологов занималась совершенно другим проектом, но в ходе раскопок ими были обнаружены некие предметы, которые совершенно не ожидали найти.
Детальный анализ показал, что эти находки очень древние: возраст составляет несколько тысяч лет. Всё это указывало на тот факт, что когда-то существовала высокоразвитая цивилизация, которая обладала довольно внушительными знаниями на период того времени.
В настоящее время окрестности с найденными уникальными артефактами пользуются популярностью у туристов.
Другие факты и теории о цивилизации Тиуанако
- Согласно мифам на берегах Титикаки жили боги-гиганты, которые и построили город Тиуанако.
- По мнению авторитетного учёного X.С. Белами город Тиуанако был построен 250 тысяч лет назад!
- Другой ученый, Артур Познанский, который изучал Тиуанако всю свою жизнь, считает, что городу 17 тысяч лет.
- По ещё одной версии причинами краха Тиуанако стали две катастрофы – первая — это наводнение, а вторая — некое бедствие неизвестного происхождения.
- Сегодня от великой цивилизации остались только руины. Испанские колонизаторы испытывали отвращение к местной культуре, поэтому беспощадно растаскивали богатства и разрушали то, что нельзя было утащить. Лишь недавно этот удивительный памятник древней культуры начали оберегать и даже реставрировать. К способу реставрации у международного сообщества большие претензии.
Где еще используется флаг инков
Радуга – символ солнца, обновления и надежды. Ее можно увидеть на эмблемах многих сообществ, городов и движений.
С 1961 года радужный флаг стали использовать борцы за мир. Идею предложил итальянец Альдо Капитини. Флаг международного движения сторонников мирного решения проблем содержит радугу, цвета которой следуют в обратном порядке – от фиолетового к красному. В середине полотнища находится слово «мир». Символическое значение – библейский призыв к примирению и утверждение разнообразия мира.
В 1978 году некто Бейкер сделал полотнище с изображением радуги эмблемой сексуальных меньшинств. В настоящее время ЛГБТ-сообщество так активно использует радужный флаг, что потомки цивилизации инков всерьез думают о смене своего символа. Неприятное сходство всерьез беспокоит индейцев, которые не желают иметь общую эмблему со странными людьми из клана голубых и розовых.
Справка: в России у нескольких населенных пунктов, Еврейской автономной области и политических партий на эмблемах находится изображение радуги.
Европейцы считали, что несут цивилизацию диким народам Америки. Но Инкская империя была высокоорганизованным государством с развитой культурой и ремеслами
Сейчас уже не важно, был ли радужный флаг официальной эмблемой государства. Для современных южноамериканских народов и стран флаг инков является символом борьбы за права коренного населения и принадлежности к великой цивилизации прошлого
Библиография
- Берманн, Марк Лукурмата Издательство Принстонского университета (1994) ISBN 978-0-691-03359-4.
- Брунс, Карен Олсен, Древняя Южная Америка, Cambridge University Press, Кембридж, Великобритания, c. 1994 г.
- Гольдштейн, Пол, «Храмы Тиуанако и расширение государства: храм затонувшего двора Тиуанако в Модуэгуа, Перу», Латиноамериканская древность, Vol. 4, № 1 (март 1993 г.), стр. 22–47, Общество американской археологии.
- Хошауэр, Лиза М., Джейн Э. Буйкстра, Пол С. Голдштейн и Энн Д. Вебстер, «Искусственная деформация черепа на участке Омо M10: комплекс Тиуанако из долины Мокегуа, Перу», Латиноамериканская древность, Vol. 6, № 2 (июнь 1995 г.), стр. 145–64, Общество американской археологии.
- Янусек, Джон Уэйн Древний Тиуанако Издательство Кембриджского университета (2008) ISBN 978-0-521-01662-9.
- Колата, Алан Л., «Сельскохозяйственные основы штата Тиуанако: взгляд из глубинки», Американская древность, Vol. 51, No. 4 (октябрь 1986 г.), стр. 748–762, Общество американской археологии.
- .
- Протцен, Жан-Пьер и Стелла Э. Наир, «О реконструкции архитектуры Тиуанако», Журнал Общества историков архитектуры, Vol. 59, № 3 (сентябрь 2000 г.), стр. 358–71, Общество историков архитектуры.
- Рейнхард, Йохан, «Чавин и Тиауанако: новый взгляд на два андских церемониальных центра». Национальное географическое исследование 1(3): 395–422, 1985.
- ——— (1990), «Тиауанако, Священный центр Анд», в МакФаррене, Питер (ред.), Путеводитель по Боливии, Ла-Пас, стр. 151–81..
- ——— (1992), «Тиуанако: Ensayo sobre su cosmovisión» , Ревиста Пумапунку (на испанском), 2: 8–66.
- Стоун-Миллер, Ребекка (2002) , Искусство Анд: от Чавина до инков, Лондон: Темза и Гудзон.
- Валльер, Клодин (2013). Вкус Тиуанако: повседневная жизнь в древнем городском центре Анд, сквозь призму кухни (Кандидат наук.). Университет Макгилла.
Випала
Радужный штандарт на языке кечуа именуется «випхала» («випала»). Випалу чтят народы всех территорий, входящих ранее в государство инков. Полотнище випхалы – квадратное, состоит из 7х7 квадратов с чередованием радужных цветов (голубой заменен белым).
Диагональная полоса, идущая слева вниз, выполнена в одном из 4-х цветов в соответствии с территориальным делением Инкской империи. В современной трактовке цвета радуги штандарта инков имеют следующие значения:
- красный – земля и коренное население Андских гор;
- оранжевый – народ и цивилизация;
- желтый – сила и деятельность;
- белый – время;
- зеленый – природа и ее богатства;
- синий – небо;
- фиолетовый – государственность и права коренного населения.
В Боливии, территория которой во времена инков входила в разные регионы империи, используют 2 варианта випалы с разным чередованием цветов. Инкский штандарт официально признан государством и поднимается вместе с боливийским триколором.
Эквадорские борцы за права коренного населения используют випалу в протестных акциях. На радужном стяге также помещают традиционную маску народов Эквадора.
Общее описание
Достоверных сведений о размерах, численности населения и прочих особенностях города Тиуанако не существует, но есть масса предположений на этот счет.
Историки и археологи считают, что Тиуанако являлся столицей цивилизации, появившейся здесь задолго до прихода инков. Расцвет этой цивилизации (ученые именуют её так же как и сам город — Тиуанако) пришелся на период с 6 по 10 века нашей эры. Тогда площадь города была около 2,6 км2, а его население достигало 20 000 человек. Сейчас, все, что сохранилось до наших дней, уместилось на территории размером примерно 450 на 650 метров.
Примечательно, что культура Тиуанако, по мнению историков, зародилась более 3 500 лет назад. В период с 300 г. до нашей эры и по 300 г. уже нашей эры город Тиуанако являлся важным центром религиозного значения, и только позже стал столицей древней империи.
Есть сведения, что изначально это место называлось Тайпикала, что в переводе означает Центр мира. Иногда упоминается название Виньаймарка (в переводе Вечный город). Сейчас он известен как Мертвый город Тиуанако. Именно так его стали называть инки, которые пришли сюда и обнаружили уже заброшенные руины.
Никаких письменных свидетельств инков и тем более цивилизации Тиуанако не сохранились, или их не было вовсе. Первые упоминания о Тиуанако встречаются в записях испанского конкистадора Педро Сьеза де Леона в 1549 году, во время его путешествия в поисках столицы инков.
Античность
Возраст участка был значительно уточнен за последнее столетие. С 1910 по 1945 гг. Артур Познанский утверждали, что этому месту было 11-17 тысяч лет. на основе сравнений с геологическими эпохами и археоастрономия. Начиная с 1970-х годов Карлос Понсе Сангинес предположил, что это место было впервые заселено около 1580 года до нашей эры. самая старая радиоуглеродная дата сайта. Эту дату до сих пор можно увидеть в некоторых публикациях и музеях Боливии. С 1980-х годов исследователи признали эту дату ненадежной, что привело к единому мнению, что это место не старше 200 или 300 лет до нашей эры. Совсем недавно статистическая оценка надежных радиоуглеродных дат показывает, что это место было основано около 110 г. н.э. (50–170, вероятность 68%), Дата подтверждается отсутствием керамических стилей более ранних периодов.