Ссылки [ править ]
- ^ «Болгарское наскальное искусство: наскальные рисунки Магура» . Интернет-бюллетень по наскальному искусству TRACCE . 19 ноября 2014 . Проверено 21 ноя 2014 .
- ^ «Пещера Магура с рисунками из бронзового века» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 мая 2013 года .
- ^ Kassabova, Kapka (2008). Болгария . Новая Голландия. п. 115. ISBN 978-1-84537-564-5.
- ^ Магура . UnicArt Болгария. 2014. с. 1.
- ^ Stoev, Алексей; Маглова, Пенка (2014), «Астрономия в болгарском неолите», в Ruggles, Clive LN (ed.), The Handbook of Archaeoastronomy and Ethnoastronomy , New York: Springer, pp. 1377–1384, ISBN 978-1-4614-6140-1
- ^ Bahn, Пол Г. (1998). Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства (1-е изд.). Кембридж: Cambridge Univ. Нажмите. С. 108–109 . ISBN 0521454735.
- ^ Arca, Андреа (19 ноября 2014). «Болгарское наскальное искусство: наскальные рисунки Магура» . Интернет-бюллетень по наскальному искусству TRACCE . Проверено 21 ноя 2014 .
- ^ «Отрывок из моего исследования наскальных рисунков Магура — Происхождение силы» . kikowsky_eng. 1 ноября 2011 . Проверено 16 сентября 2016 года .
- ^ «Впервые выставлены наскальные рисунки Болгарии Магура» . Novinite.com . 18 марта 2009 . Проверено 17 мая 2013 года .
Удивительная Болгария. Пещера «Проходна» или «Очите на Бога»
Здравствуйте, дорогие друзья!
Почти год прошел с нашей последней экскурсии, организованной центром «Варна — мой дом», а мне еще есть, что об этом сказать.
Эта запись будет шестой из этого цикла…
Все труднее и труднее даются мне заметки в моем блоге из-за постоянного недостатка времени, а иногда из-за нежелания писать. Хорошее настроение — это то, что нужно для написания легких и позитивных статей. Человек привыкает ко всему, надеюсь, что и у меня будет радостно на душе и появится желание писать.
Как вы помните, после посещения сталактитовой пещеры «Леденика» года, мы отправились к новой достопримечательности Болгарии.
На сей раз это была карстовая пещера «Проходна» или «Очите на Бога».
Для справки:
Пещера Проходна — одна из самых известных пещер в карстовом регионе недалеко от деревни Карлуково. Она доступна и имеет самый длинный пещерный туннель в Болгарии — 365 метров в длину. Освещение пещеры естественное, потому что из-за эрозии, потолок тоннеля разрушен водой, в результате которого образовался уникальный феномен Глаз Бога — два отверстия почти равного размера в виде глаз.
Я никогда не была в подобного рода пещерах, поэтому ждала от этой экскурсии новых и волнительных впечатлений.
По дороге за окном автобуса было пасмурно, и Врачанские Балканы провожали нас со слезами.
Но солнышко настойчиво пробивалось то здесь, то там.
В конце концов, когда мы приехали к указателю «Очите на Бога», было солнечно.
Автобус остался на площадке, а мы уже пешком отправились к входу в тоннель.
С первых мгновений даже на входе возникает то особое ощущение волшебности и неизвестности.
Войдя в главный зал, появляется чувство, когда дух захватывает. Когда стоишь под «Божьими глазами», чувствуется, что солнечное тепло касается лица. В этот момент не хочется думать ни о чем. Единственное желание — это наслаждаться моментом, когда чувствуешь себя ближе к Богу и, возможно, на самом деле ближе к самому себе.
С волнением мы наблюдали за молодыми людьми, которые поднимались почти по отвесным стенам, чтобы заглянуть в Глаза Богу.
Эта пещера — одна из немногих пещер в Европе, которая используется смельчаками для пещерного банджи-джампинга (тарзанка). Высота пещеры до 45 метров.
Вход в пещеру бесплатный. Маршрут всей двухдневной экскурсии в первой статье этого цикла.
Как всегда сделала много фотографий этого места, но показать их в одной статье довольно сложно. Поэтому сделала видео из фотограй, где использовала короткий фрагмент видеосъемки, мои фотографии и Александра Чернышева — участника нашей экскурсии. Так что самое интересное вы увидите в моем видео.
Если будете в Болгарии, то обязательно посетите это потрясающее место. Оно безусловно заслуживает вашего внимания.
Желаю всем удачи, здоровья и успехов.
Форма поддержки блога может не отображаться в браузере Internet Explorer! Хотите поддержать, откройте сайт в другом браузере… Спасибо!
Описание [ править ]
Общая длина пещеры возрастом 15 миллионов лет составляет 2,5 км (1,6 мили). Средняя годовая температура в пещере составляет 12 ° C (54 ° F; 285 K), за исключением одной комнаты, где температура всегда 15 ° C (59 ° F; 288 K). Влажность воздуха достигает 80%, а водоизмещение — 56 м (184 фута). Пещера Магура образовалась на известняковом холме Рабиша (461 м (1512 футов) над уровнем моря). Морфология пещеры состоит из одной главной галереи с шестью залами разного размера и трех боковых галерей вокруг нее. Основная галерея состоит из шести залов разного размера; самый большой, так называемый Арочный зал , имеет длину 128 м (420 футов), ширину 58 м (190 футов) и высоту 21 м (69 футов), включая впечатляющие природные своды, образования , впечатляющиесталактиты и сталагмиты , получившие названия Тополь , Орган , Восточный город и Кактус . На очень просторном месте также можно проводить музыкальные концерты во время Рождества и Пасхи .
Пещера Альтамира
Открытую в 1879 году Марселино де Саутола пещеру Альтамира в Испании неспроста называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Приемы, которые были на вооружении у древних художников, импрессионисты начали использовать в своем творчестве только в 19 веке.
Живопись, обнаруженная дочерью археолога-любителя, наделала немало шума в ученом сообществе. Исследователя даже обвинили в фальсификации – никто не мог поверить, что такие талантливые рисунки создавались тысячелетия назад.
Картины выполнены реалистично, некоторые из них объемные – особого эффекта удалось достичь, используя естественный рельеф стен.
После открытия в пещере могли побывать все желающие. Из-за постоянных визитов туристов внутри изменилась температура, на рисунках появилась плесень. Сегодня пещера закрыта для посетителей, однако недалеко от нее находится Музей древней истории и археологии. Всего в 30 км от пещеры Альтамира можно познакомиться с копиями наскальных рисунков и любопытными находками археологов.
Картины [ править ]
Вид из пещеры
Наскальные рисунки, относящиеся к эпохам эпипалеолита , позднего неолита , энеолита и раннего бронзового века, украшают некоторые стены пещеры. По оценкам, картины были созданы от 10 до 8 тысяч лет назад. Рисунки представляют важные события общества, населявшего пещеру Магура: религиозные церемонии, сцены охоты и изображения божеств, уникальные для Балканского полуострова . « Танец плодородия» и « Церемония охоты» входят в число самых примечательных картин.
Одна группа из бронзового века была интерпретирована как солнечный календарь . По словам Алексея Стоева и Пеньки Влайковой Стоевой эпохи бронзы, «рисунки, состоящие из расположенных в шахматном порядке черных и белых квадратов, используемых для подсчета дней в календарном месяце, позволяют достаточно точно описать количество дней в солнечном тропическом году (Стоев, Муглова, 1999). картины позволяли хранить информацию о региональном солнечном календаре, обычаях, религиозных праздниках и ритуалах общества — самое раннее такое представление, обнаруженное в Европе ».
Сообщается о современных имитациях возможных обрядов плодородия — надписи на латыни и рисунки, сделанные кладоискателями. Средой, использованной для создания искусства, было гуано летучих мышей . Было идентифицировано более 750 изображений.
Расписные знаки можно разделить на четыре тематические группы: антропоморфные , зооморфные , геометрические и символические (астрономические?) Фигуры. Для первой группы — это битреугольные силуэты с поднятыми закругленными руками (женщины с поясным бантом, мужчины с ногами и полом как трезубец, иногда стилизованный под «открывалку для бутылок»), лучники , итифаллические фигуры, связка, линейные схематические антропоморфные фигуры с поднятыми руками (иногда напоминающие танцующие) и «грибовидные». Из зооморфных предметов — каприды , полукровки., собаки, «страусоподобные» животные (большие птицы) и схематические линейные четвероногие. На геометрических знаках изображены Т-образные фигуры, вертикальные параллельные линии, горизонтальные зигзаги, вертикальные параллельные зигзаги, ветвистые или древовидные фигуры, рисунки на шахматной доске, ромбы, горизонтальные лестничные узоры, перекрещенные сети, сотовые сети и перекрещенные круги. Немногочисленные круговые фигуры с лучами, в основном две уникальные фигуры так называемой календарной сцены, вероятно, представляют собой изображение солнца.
Подсчитав некоторые связанные фигуры, можно распознать сцены танцев, охоты и брачных игр. В так называемом Культовом зале изображена большая горизонтальная сцена танца и охоты, расположенная в два основных ряда: это самые известные и наиболее воспроизводимые изображения пещеры Магура.
Доступ к площади картин ограничен в целях их сохранения. До 1993 года пещера не охранялась, и доступ был свободным для всех. По этой причине некоторые рисунки испорчены, а на стенах есть царапины. Пещера теперь открыта для публики круглый год, хотя рисунки можно увидеть только в присутствии гида и оплаты сбора.
Картины
Вид из пещеры
Наскальные рисунки начиная с Эпипалеолит, поздно Неолит, Энеолит и рано Бронзовый век украсить некоторые стены пещеры. Считается, что картины были созданы от 10 до 8 тысяч лет назад. Рисунки представляют важные события общества, населявшего пещеру Магура: религиозные церемонии, сцены охоты и изображения божеств, которые уникальны для Балканский полуостров. В Танец плодородия и Церемония Охоты входит в число самых примечательных картин.
Одна группа из бронзового века была интерпретирована как солнечный календарь. По словам Алексея Стоева и Пеньки Влайковой Стоевой эпохи бронзы, «рисунки, состоящие из расположенных в шахматном порядке черных и белых квадратов, используемых для подсчета дней в календарном месяце, позволяют достаточно точно описать количество дней в солнечном тропическом году (Стоев, Муглова, 1999). картины позволяли хранить информацию о региональном солнечном календаре, обычаях, религиозных праздниках и ритуалах общества — самое раннее такое представление, обнаруженное в Европе ».
Сообщается, что современные имитации возможных обрядов плодородия — надписи на латыни и картины, сделанные кладоискателями. Средством, используемым для создания искусства, было гуано летучих мышей. Было идентифицировано более 750 изображений.
Расписные вывески можно разделить на четыре тематические группы: антропоморфный, зооморфный, геометрические и символические (астрономические?) фигуры. Для первой группы — это битреугольные силуэты с поднятыми закругленными руками (женщины с подобием поясного банта, мужчины с ногами и полом как трезубец, иногда стилизованный под «открывалку для бутылок»), лучники, итифаллические фигуры, связки, линейные схематические антропоморфные фигуры с поднятыми руками (иногда танцующими) и «грибовидные». Из зооморфных предметов встречаются каприды, быки, собаки, «страусоподобные» животные (большие птицы) и схематические линейные четвероногие. На геометрических знаках изображены Т-образные фигуры, вертикальные параллельные линии, горизонтальные зигзаги, вертикальные параллельные зигзаги, ветвистые или древовидные фигуры, образцы шахматной доски, ромбы, горизонтальные лестничные узоры, перекрещенные сети, сотовые сети и перекрещенные круги. Немногочисленные круговые фигуры с лучами, в основном два уникальных элемента так называемой календарной сцены, вероятно, представляют собой изображение солнца.
Считая некоторые связанные фигуры, можно распознать сцены танцев, охоты и брачных игр. В так называемом Культовом зале изображена большая горизонтальная сцена танца и охоты, расположенная в два основных ряда: это самые известные и наиболее воспроизводимые изображения пещеры Магура.
Доступ к помещению с картинами ограничен в целях их сохранения. До 1993 года пещера не охранялась, и доступ был свободным для всех. По этой причине некоторые рисунки были испорчены, а на стенах есть царапины. Пещера теперь открыта для публики круглый год, хотя рисунки можно увидеть только в присутствии гида и оплаты сбора.
Описание
Общая длина пещеры возрастом 15 миллионов лет составляет 2,5 км (1,6 мили). Средняя годовая температура в пещере составляет 12 ° C (54 ° F; 285 K), за исключением одной комнаты, где температура всегда 15 ° C (59 ° F; 288 K). Влажность воздуха достигает 80%, а водоизмещение — 56 м (184 фута). Пещера Магура образовалась на известняковом холме Рабиша (461 м (1512 футов) над уровнем моря). Морфология пещеры состоит из одной главной галереи с шестью залами разного размера и трех боковых галерей вокруг нее. Основная галерея состоит из шести залов разного размера; самый большой, так называемый Арочный зал, имеет длину 128 м (420 футов), ширину 58 м (190 футов) и высоту 21 м (69 футов), включая впечатляющие естественные своды, образования, зрелищный сталактиты и сталагмиты, названный Тополь, Орган для трубы, Восточный город и Кактус. Очень просторное место также позволяет проводить музыкальные концерты во время Рождество и Пасхальный.
Как добраться
Удобнее всего добираться из Уфы.
Есть несколько вариантов, как можно доехать до Каповой пещеры:
На машине. Выезжать нужно по дороге, которая ведет к Белорецку. За 40 километров до него будет поворот в сторону Старосубхангулово, сверните к этому населенному пункту. После села предстоит проехать еще 40 километров по грунтовой дороге. Водителю нужно быть крайне внимательным – дорога непростая, с крутыми спусками и резкими поворотами. Приятный бонус для тех, кто едет на машине. По пути можно заехать в село Кага, где находится известный в Башкирии целебный источник. В нескольких километрах от цели вашего маршрута располагается еще одна пещера – Сказка, лабиринты и залы которой поражают туристов своей красотой.
На экскурсионном автобусе из Уфы. Взрослому придется заплатить за билет 3000 рублей. В стоимость включен не только проезд и посещение музея, но и питание.
Пещеры Нерха
Пещеры Нерха находятся в 5 км от одноименного города в Испании. Наскальные рисунки были открыты случайно подростками, как это ранее случилось и в пещере Ласко. Пятеро ребят отправились ловить летучих мышей, но случайно увидели отверстие в скале, заглянули внутрь и обнаружили коридор со сталагмитами и сталактитами. Находка заинтересовала ученых.
Пещера оказалась внушительных размеров – 35 484 квадратных метра, что равнозначно пяти футбольным полям. О том, что в ней обитали люди, свидетельствует множество находок: орудия, следы очага, керамика. Внизу расположены три зала. Зал привидений пугает гостей необычными звуками и странными очертаниями. Зал водопадов оборудовали под концертный зал, в нем могут одновременно расположиться 100 зрителей.
Тут выступали Монсеррат Кабалье, Майя Плисецкая и другие известные артисты. Вифлеемский зал поражает причудливыми колоннами со сталактитами и сталагмитами. Наскальные рисунки можно увидеть в Зале копий и Зале гор.
История открытия и исследования
Когда в Испании в пещере Альтамира археолог-любитель Марселино де Саутуола обнаружил наскальные рисунки эпохи палеолита, его обвинили в фальсификации. Ученые не могли поверить, что человек каменного века так талантливо рисовал, ведь до этого считали – искусство зародилось только в Древнем Египте. И вдруг неожиданная находка Марселино, которая доказывает, что на земле за много лет до появления пирамид уже были талантливые художники. Однако скептикам пришлось взять свои слова обратно. В разных уголках земного шара обнаружили другие пещеры с похожей наскальной живописью. В России таких мест всего три. Два в Челябинской области – Игнатьевская и Колокольная пещеры рядом с деревней Серпиевка. Третье в Башкирии – Капова пещера.
Удивительно, что открыл ее вовсе не археолог, а зоолог. Дело было в далеком 1959 году. Александр Рюмин спустился под землю для изучения летучих мышей. Изумлению исследователя не было предела, когда на стенах пещеры он увидел впечатляющие работы неизвестных художников древности. Тут были и лошади, и носороги, и даже мамонты. Как потом удалось выяснить, возраст этих изображений – более 14 тысяч лет.
Открытие зоолога стало громким событием в научном мире. До этого момента ученые полагали, что наскальные рисунки каменного века есть только в Западной Европе.
Наскальные рисунки
В Каповой пещере обнаружено двести изображений. Большинство из них нарисовано красным цветом. Древние художники делали охру из пигмента, который содержался в глине. Таким же способом создавали желтый и коричневый. В пещере найдены осколки сосудов из камня и глины, в которых хранились древние краски. На некоторых изображениях также встречается черный цвет. Ученые предполагают, что эта краска была сделана из угля.
Картины располагаются невысоко над землей. Рисунки больших размеров – от 50 сантиметров и более. Изображены в основном животные, при этом все они двигаются в одном направлении. С кем встречаются гости пещеры? Тут живет нарисованный бизон, выставивший вперед рога. Он как будто отражает атаку какого-то неизвестного животного. Недалеко расположился носорог с выгнутой спиной, огромным брюхом и кривым рогом
Внимание сразу привлекает лошадь с растрепанной гривой и немного грустной мордой, которая как будто задумалась о чем-то важном
Самые популярные изображения в пещере – мамонты. Их тут очень много. Вместе со взрослыми мохнатыми животными, которые куда-то бредут, понуро опустив хоботы, идет трогательный малыш – мамонтенок. В пещере есть и другие изображения. В верхнем ярусе исследователи обнаружили нарисованные охрой хижины, треугольники и лестницы.
Ученые долго не могли найти ответ на один вопрос. На стенах пещеры практически нет копоти. Каким образом древние художники рисовали в темноте, если не использовали факелы? Пещера открыла свою тайну любопытным гостям – во время раскопок была найдена специальная жировая лампа.
Кроме рисунков и горшков, в которых художники древности разводили краску, в Каповой пещере исследователи обнаружили черепа, однако скелетов рядом с ними нет. Ученые предполагают, что это место захоронения шаманов. Есть несколько версий, откуда произошло название пещеры. По одной из них, это было святилище, как его еще называли – капище. Тут могли проводить разные обряды, например, посвящать юношей в охотники. По второй версии, свое название удивительное место получило из-за капели, звук которой отчетливо слышен внутри пещеры.
Пещера фигурирует во многих башкирских легендах и преданиях. Считалось, что тут живет дух Урала – огромный всадник на крылатом коне. Удача непременно улыбнется тому, кто его увидит. По другому поверью, в Каповой пещере обитал подземный народ, который хранил золото. У них даже были мельницы, которые работали с помощью подземных рек. Если встретишь хозяина этого народа и окажешь ему какую-то услугу, то тебе в жизни непременно улыбнется удача.