Пещера Рук (Куэва-де-лас-Манос)
На юге Аргентины, в провинции Санта-Крус находится удивительная Куэва-де-лас-Манос, если в переводе, то «Пещера рук». Название это очень точно описывает ее, ведь в данной пещере находятся сотни изображений ладоней, оставленных древними людьми. Удивляет, что люди древности, прямо как мы в детстве, любили обводить свои руки и делать их изображения.
Основные моменты
На самом деле Пещера Рук не одна, она состоит из нескольких пещер расположенных в долине реки Пинтурас. Их общая протяженность составляет 160 километров, здесь есть где заблудиться. Но, конечно, не во все пещеры пускают туристов, открыты только самые безопасные и интересные. Вход туристам доступен и в самую главную пещеру. Ее высота составляет 10 метров, а глубина достигает 24 метров. При этом пещера довольно широка, и в самом широком месте имеет 15 метров. Раньше здесь жили местные племена. Причем проживали они в этой пещере довольно долго, вплоть до 8 века, хотя использоваться пещера начала еще в 10 веке до н.э.
Рисунки и их цвета
Именно в главной пещере Куэва-де-лас-Манос находится больше всего изображений человеческих ладоней. В основном изображения негативные, но есть и позитивные, появляющиеся немного позже. Цвета отпечатков ладоней в пещере могут быть красными, желтыми, белыми, черными. Самые старые отпечатки датированы 9 тысячелетием до н.э., а самые последние относятся к 10 веку.
Рисунки в пещере сохранились благодаря использованию минеральных красок. Для их нанесения использовались костяные трубочки, которые были найдены здесь же, в пещере. С помощью этих трубочек и удалось определить возраст рисунков. Чтобы получить пурпурный цвет в трубочку заливалась краска с окисью железа, для белого цвета использовали белую глину, черный цвет получался благодаря окиси марганца, а желтый – натроярозита. Непонятно, по какому принципу для нанесения выбирался тот или иной цвет, но отпечатки рук в пещере имеют разный окрас.
Кому принадлежат ладони?
После исследования отпечатков, было выяснено, что в основном они принадлежат мальчикам-подросткам. Причем для создания отпечатка использовали левую руку. По мнению ученых, левая рука была выбрана потому, что правой было удобнее держать трубочку и рисовать, тот, кто мог выполнить рисунок левой рукой, оставлял отпечатки своей правой руки. Такие данные позволили предположить, что нанесение отпечатков своих ладоней входит в ритуал инициации. То есть когда подросток готовился стать мужчиной, он проходил обряды, в которые обязательным пунктом было включено нанесение его ладони на пещеру, в которой жило племя.
О том, что пещера была не только священным местом, но и местом жительства племени, свидетельствуют предметы быта, найденные в этом месте, и рисунки, нанесенные на пещеры. Было определено, что в основном здесь жило племя «техуэлчес», они-то и создали такую интересную традицию, и поддерживали ее в течение тысячелетий.
Побывав в Куэва-де-лас-Манос, есть возможность не только увидеть ладони людей древности, но и их рисунки, которые изображают аспекты быта племени. В основном это сценки охоты. По таким рисункам не сложно определить, на кого охотились жители древней Патагонии. Здесь изображены страусы-нанду, гуанако, некоторые виды кошачьих и другие животные. В пещерах также можно увидеть отпечатки лап этих животных. Есть здесь и геометрические фигуры, начертанные жителями пещеры.
Для Аргентины «Пещера рук» — важная достопримечательность. В 1999 году она даже была внесена в список ЮНЕСКО. Чтобы добраться до главной пещеры путешественникам следует ехать по грунтовой дороге PR 41 или асфальтированной Рута 40. Пещеры находятся в парке Франциско Морено. Уже на месте можно будет договориться об экскурсии с опытным экскурсоводом, который сможет доходчиво объяснить значимость каждого рисунка.
Как добраться:
Автомобилем по грунтовой дороге RP 41, которая сворачивает с маршрута Ruta 40 неподалеку от города Бахо Караколес. Далее она уходит на 46 километров к южному берегу каньона реки Пинтурас.
http://snovadoma.ru/interes/Cave/manos/http://www.glavtema.ru/articles/2019-02-15/3035/http://wikiway.com/argentina/peshchera-ruk/
Культурное влияние
Туристы осматривают пещеру.
Каждый год в феврале в соседнем городе Морено проводится праздник в честь пещер под названием Festival Folkólorico Cueva de las Manos. Значительное количество туристов посещают всемирно известную пещеру. Добавление этого объекта в список Всемирного наследия ЮНЕСКО способствовало этому эффекту, действуя как своего рода «печать качества» для потенциальных туристов и мировой индустрии культурного туризма. Пещера и ее картины послужили источником вдохновения и декорациями для популярной детской книги «Руки призрака» , написанной Т.А. Бэрроном и проиллюстрированной Уильямом Лоу.
История
Стадо гуанако на морских отложениях Монте-Леон фм. (Олигоцен-миоцен), в месте, известном как Голова Льва, Санта-Крус, Аргентина
Реки Пинтурас и Десеадо впадают в Атлантический океан и обеспечивают водой стада гуанако , что делает этот район привлекательным для палеоиндийцев . Когда ледяные поля таяли, река Бейкер захватила сток рек, текущих на восток, и перенаправила поток в Тихий океан. Это привело к постепенному закрытию участка Лас-Манос.
Рядом с останками гуанако, пумы, лисы, птиц и других мелких животных были обнаружены острия снарядов, фрагмент камня бола и скребки . Туземцы использовали болас и устраивали засады для охоты на гуанако, их основной источник пищи. Доколумбовая экономика Патагонии в целом зависела от охоты и собирательства. Франсиско Мена заявляет в «… Средне-позднем голоцене адаптации в Патагонии … ни сельское хозяйство, ни полноценное скотоводство так и не появились». Карлос Градин отмечал в своих трудах, что все наскальные рисунки в этом районе демонстрируют образ жизни художников-охотников и собирателей.
На территории Лас-Маноса населяли различные группы, в том числе давно исчезнувшие народы толденсе, которые жили в пещерах до третьего или второго тысячелетия до нашей эры. Последний раз это место было заселено около 700 г. н.э., причем последние обитатели пещер, возможно, были предками племен теуэльче. Наличие обсидиана в этом районе — что не является естественным для этого региона — подразумевает широкую торговую сеть между народами области пещеры и отдаленными племенными группами.
Отец Альберто Мария де Агостини впервые написал об этом месте в 1941 году.