Церковь бориса и глеба в кидекше

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове


Фото: храм Преподобного Сергия Радонежского (businovohram.ru)Считается, что Храм Преподобного Сергия Радонежского построен в 1859 году на деньги, выделенные князем Николаем Оболенским и купцом Иваном Бусуриным. Но его история более древняя, чем само здание. Каменное сооружение пришло на смену деревянному, возведенному в селе Бусинове в XVI веке (первая дата, встречающаяся в источниках и связанная с храмом в Бусинове – 1584 год). Изначально храм был возведен в честь великомученика Георгия Победоносца, но выбор места обусловила легенда о Сергии Радонежском: по преданию, через село Бусиново пролегал его путь из Троице-Сергиевой Лавры (тогда она называлась Троицкая обитель) в Москву. Он благословил место, которое с тех пор закрепилось за церковью.


Фото: храм Преподобного Сергия Радонежского, 1934 год (businovohram.ru)В 1623 году Храм Георгия Победоносца обветшал и был разобран. Двадцать лет свято место было пусто, а потом там же возвели деревянный храм, но уже во имя Сергия Радонежского. Спустя век сельские крестьяне собственными силами и средствами обновили изрядно осунувшуюся постройку, но к середине XIX века обветшал и он. Именно тогда, в 1859 году, наконец-то дерево сменилось камнем. Хотя, строго говоря, каменный храм стали строить до сноса деревянного. Только когда работы были закончены, старую церковь разобрали и поставили на ее месте часовню. Главный алтарь, по традиции, был освящен во имя Преподобного Сергия, а южный и северный приделы – во имя Рождества Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца соответственно. Когда императорская власть сменилась на власть Советов, храм закрыли, колокольню разобрали, здание перестроили и превратили в пошивочную мастерскую. До 1990 года оно напоминало творение Франкенштейна – что-то сносили, что-то надстраивали.


Фото: храм перед восстановлением, 1990 год (businovohram.ru)Вернуть храму после бурного советского периода его прямое предназначение православная община пыталась с 1988 года, но получала отказы. Спустя два года разрешение было получено. Тогда же начались работы по восстановлению. Статус церкви здание вернуло 18 июля 1991 года – в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского. Сейчас храм в Бусинове принадлежит Московской городской епархии РПЦ. В Храме Преподобного Сергия Радонежского хранится ковчег с частицами мощей, облачения и гробовой доски Патриарха Московского и всея Руси Тихона.

ул. Ижорская, д. 1 Смотреть на карте

+

businovohram.ru

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Архитектурный ансамбль монастыря

Архитектурный комплекс обнесен стенами с вышками, возведенными в 1734 году.

Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы – самый старый каменный храм в городе, построенная в 1620 году на месте старой деревянной церкви. Церковь венчает восьмигранный шпиль, на котором установлен крест. В 1879 году на левой стороне церкви построили придел во имя святых праведных Иоакима и Анны.

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней – украшение Борисоглебского монастыря, построена в 1804-1811 годах. Большие ворота в виде арочного входа предназначены для торжественных процессий. Слева – малые ворота для прихожан.

Пять куполов церкви устроены в виде фонарей, последний – полусферической формы виден только изнутри.

Трехъярусная колокольня высотой 50 метров – самая высокая постройка в Торжке, на которой устроена смотровая площадка. Здесь были устроены часы, пострадавшие во время пожара.

Свечная башня возведена в русском стиле в 1860 году по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова. На шпиле нет креста – башню использовали для производства свечей и как библиотеку.

Двухэтажный настоятельский корпус и кельи выстроены из камня.

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Внутреннее убранство

Храм Бориса и Глеба с 1991 года активно восстанавливался общими силами многих верующих

В Дегунино этой церкви уделялось особое внимание, она была практически единственным важным культурным достоянием села

Местные жители регулярно приходили в храм за духовной помощью, молились, очищались, находили в этой святыне мир и покой. Поэтому во времена ее воссоздания все средства были направлены на укрепление и обновление сооружения.

В храме установлен золоченый иконостас с красивой резьбой. Он заполнен ценными иконами, многие из которых были заново написаны. Иконы Владимирской Божьей Матери и великих князей Бориса и Глеба являются самыми почитаемыми.

На стенах изображен целый цикл масляной живописи. Настенную роспись, фрески максимально восстановили. В здании очень просторно, расписной крестовый и купольный свод визуально увеличивают пространство.

Большие арочные окна отлично пропускают солнечный свет, дополнительно создавая теплую и светлую атмосферу. Привлекает глаз красивая церковная утварь. Как и в любой православной церкви, в храме много настенных крестов и изображений Иисуса Христа в разном возрасте.

В восстановление и улучшение храма было вложено много человеческого труда и немало денежных средств. Благодаря этому Борисоглебский храм в Дегунино сегодня считается одним из самых роскошных сельских церквей.

Топ-5 православных церквей

Церковь Святых Бориса и Глеба (Коложская) в Гродно

Коложская церковь, которая открывает наш топ православных храмов Беларуси, тоже является старейшей в нашей стране. Причем она еще старше вселюбского костела: ее возвели в конце XII столетия. А это значит, что Борисоглебской церкви уже более 800 лет! Она является уникальной не только для Беларуси, но и всего мира: архитектурный облик Коложской церкви не похож ни на какой другой храм в мире.

Совет от VETLIVA: если вы еще не бывали в Гродно, самое время исправить это досадное упущение! Тем более, что все экскурсионные маршруты включают в себя посещение древнего храма.

Спасо-Преображенская церковь в Чечерске

В небольшом городке на Гомельщине есть своя диковинка. Спасо-Преображенская церковь представляет собой ротонду — храм круглой формы без углов. Она даже расположена в центре дорожного кольца, чтобы подчеркнуть ее форму. Кстати, возьмите на заметку: в Чечерске есть и другие необычные достопримечательности, например, пятибашенная ратуша. Команде VETLIVA посчастливилось побывать в этом городе в рамках нашей кругосветки по Беларуси. И сам Чечерск стоит визита!

Троицкая церковь в Минске

Пускай Троицкую церковь можно назвать новостроем, поскольку она была возведена в 2001 году, она неизменно притягивает к себе внимание. Храм похож на спичечный сувенир — настолько миниатюрно и компактно он выглядит

Его строили всего шесть мастеров, строго соблюдая традиции деревянного зодчества. Поэтому церковь можно смело назвать настоящим срубом, ведь каждое сосновое бревно для нее рубили, а не пилили. Считается, что спиленная древесина менее устойчива к влажности и гниению.

Успенская церковь в Сарье

Нет, этот храм не по ошибке попал в топ православных храмов. Хоть изначально он и являлся костелом, уже долгое время здесь справляют православные службы. Интересна и история Успенской церкви, которую не зря называют белорусским Тадж-Махалом. Жил-был некогда в Сарье шляхтич Игнатий Лопатинский, который был счастлив в браке со своей женой Марысей. И, к сожалению, его возлюбленная умерла. Убитый горем Игнатий решил возвести рядом с могилой жены храм, чтобы тот всегда напоминал о ней. Так и появилась в Сарье удивительная по своей красоте церковь, возвышенная, утонченная и невероятно красивая.

Свято-Воскресенский кафедральный собор в Борисове

Храм с весьма необычной архитектурой завершает нашу подборку. Борисовский собор — шедевр архитектурного гения Петра Меркулова. Только посмотрите, как чудесно смотрятся его луковичные главки на фоне голубого неба! С 1874 года храм является главным православным приходом Борисова и одной из его знаковых достопримечательностей.

Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря

Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.

Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.

Звонница

Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами.

Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.

В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.

Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.

Престольные праздники

В Борисоглебском храме престольные праздники отмечают несколько раз в год, так как это трехпрестольная святыня. К каждому такому событию храм украшают цветами, одеваются в праздничные облачения, подготавливается самая красивая утварь. Хор создает торжественную, праздничную атмосферу.

К престольным праздникам готовится как штатное духовенство, так и прихожане. Еще до наступления праздника все желающие собираются в церкви и почитают память святых. Обычно после соборной молитвы проводится Крестный ход.

Расписание престольных праздников:

15 мая Перенесение мощей Бориса и Глеба
6 августа День преставления Бориса
18 сентября День преставления Глеба
6 ноября День памяти иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»
19 декабря День памяти Николая Чудотворца
22 мая Перенесение мощей Николая Чудотворца

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Как добраться до Ростовского Борисоглебского монастыря

Обитель расположена в Ярославской области поселке Борисоглебский, в доме № 10 на Советской площади. Это место находится в 18 км от Ростова Великого. На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Из Ростова нужно ехать в направлении Углича до пос. Борисоглебский (18 км).

Собор Бориса и Глеба

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. С ростовского автовокзала до пос. Борисоглебский ходят рейсовые автобусы.

Как добраться до Ростовского Борисоглебского монастыря

Обитель расположена в Ярославской области поселке Борисоглебский, в доме № 10 на Советской площади. Это место находится в 18 км от Ростова Великого.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Из Ростова нужно ехать в направлении Углича до пос. Борисоглебский (18 км).

Собор Бориса и Глеба

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. С ростовского автовокзала до пос. Борисоглебский ходят рейсовые автобусы.

Возрождение одноголосного пения

В Ростов Великий люди приезжают, чтобы приложиться к чудотворным иконам, поклониться святым мощам, ощутить благодатную силу живоносных источников и животворящего креста. А с недавних пор появилась возможность насладиться и особенным церковным пением под названием «Большой роспев». Его длинная история начинается с имени митрополита ростовского Варлаама Рогова, который в 1587 году возглавил Ростовскую кафедру, переименованную впоследствии в Метрополию.

По словам исследователя древнерусской музыки Н.П. Парфентьева, Варлаамовские крестные стихиры отличаются множеством пространных внутрислоговых мелодичных оборотов. С XVII века в Ростове, а затем и по всей России распространяется партесное пение. До начала XX века певческая церковная практика представляла собой весьма разнообразную картину, и по репертуару, и по силе исполнения.

В послереволюционный период, когда большинство храмов и монастырей были упразднены, стало практиковаться простое обиходное пение. С 1990-х годов, благодаря стараниям Б.П. Кутузова, при богослужениях возрождается знаменное пение. Летом 1997 года в святой обители появился новый насельник, ученик Кутузова, будущий отец Борисоглебского монастыря Ярославской области Сергий Швыдков.

Его силами постепенно было восстановлено «одноголосие», о котором он отзывается как о ларце с драгоценными камнями, когда попевки, наделенные своим цветом, складываются в палитру, цветную мозаику. Некоторые службы в монастыре целиком исполняются в технике «Большого роспева». Иеромонах Сергий вместе с последователями В.П. Кутузова поводят концерты, популяризируя знаменитый распев. Для этого был организован хор, школа для мальчиков и мужчин. Хочется привести несколько фраз иеромонаха, штатного клирика Сергия о распеве, ярче всего характеризующие его отношение к одноголосию: «…настроение…спокойствие жизни…умиротворение внутреннее…нету предела ни печали ни радости…ликование…радости духовной…молитвенное объединение людей…». Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области, отец Сергий Швыдков и знаменитый распев являют собой неделимое явление жизни духовной.

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Храм Преподобного Серафима Саровского в Дегунине


Фото: проект строительства храма Преподобного Серафима Саровского в Дегунине (khram.serafimasarovskogo, fb.com)

В основу совсем молодого храма Серафима Саровского лег Ноев Ковчег – именно так местные жители назвали временную деревянную церковь на 200 прихожан, построенную в 2020 году силами жителей района. Преподобный Серафим Саровский был выбран не случайно: в районном парке еще в 1999 году была возведена маленькая часовня, освященная в его честь. Решение построить храм получило благословение Святейшего Патриарха Алексия II.


Фото: «временный» храм – Ноев Ковчег (@hramserafimasarovskogo)С 2004 года православная община будущего божьего дома добивалась его строительства. И вот в 2020 году, в день памяти Серафима Саровского 15 января, во временной церкви прошло первое богослужение. В 2019 году рядом с временной деревянной церковью по программе «200 храмов» возвели каменную.

ул. Дубнинская, д. 24

Смотреть на карте

+7

храмсерафима.рф

Помимо «полноценных» храмов в районах Восточное и Западное Дегунино есть много часовен и молельных комнат. Среди них:

Современный облик обители

На территории монастыря находятся:

  • собор Бориса и Глеба (1522—1523),
  • Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526),
  • Сергиевская надвратная церковь (1679),
  • звонница с церковью св. Иоанна Предтечи (1690),
  • келья Иринарха Затворника и др.
  • Вид на монастырскую крепостную стену
  • Надвратная Сретенская церковь (1692)
  • Надвратная церковь в 1911 году. Фотография Сергея Прокудина-Горского
  • Церковь Сергия Радонежского (1679)
  • Борисоглебский собор (1522—1523)
  • Росписи собора (1911 год)
  • Звонница 1690 года
  • Начало Иринарховского крестного хода в 2014 году
  • Трапезная церковь Благовещения, 1524-1526, конец XVII в. Южный фасад.
  • Трапезная при церкви Благовещения, 1524-1526. Нижний ярус, северный фасад
  • Благовещенская церковь

Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

РИЗОПОЛОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СУЗДАЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КРЕСТО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЛАЗАРЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АНТИПИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦАРЕКОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СИМЕОНА

ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РИЗПОЛОЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОСАДСКИЙ ДОМ

Повседневная жизнь храма

Повседневная жизнь Борисоглебского храма достаточно насыщенная и разнообразная. Штатное духовенство и приходские организации ежедневно проводят богослужения, занимаются духовным воспитанием, помогают нуждающимся детям и взрослым, совершают различные таинства, заботятся о сиротах и больных людях, организовывают поездки к святыням.

Храм Бориса и Глеба помогает:

  • Детскому интернату № 28, в котором воспитываются дети – инвалиды.
  • Психоневрологическому интернату для взрослых № 25.
  • Московской детской психоневрологической больнице.
  • Научно-исследовательскому институту детской хирургии и педиатрии города Москвы.
  • Бюро медицинской и социальной экспертизы.
  • Хоспису № 2.

При храме действуют:

Детская и взрослая воскресная школа. Изучаются духовные и общеобразовательные дисциплины

Особое внимание уделяется спорту и физической культуре. Организовывается посещение музеев, выставок, святых мест и других культурно – исторических памятников

Проводятся тематические игры, соревнования. Обучаются иконописи, пению, языкам. Записаться в воскресную школу можно при личном визите к ее директору.

Библиотека. На сайте храма представлена библиотека, в которой можно найти различные проповеди, доклады, статьи, обращения и другие публикации священнослужителей.

Сестричество. Занимается духовным воспитанием детей и взрослых, организовывает поездки к святым местам, ухаживает за больными детьми, способствует их лечению. Также сестричество устраивает праздники для детей, дарит подарки, приводит на богослужения, занимается их развитием.

Молодежное движение. Проводит беседы со священником, задает вопросы по духовным темам, устраивают поездки для паломников, принимают участие в играх и соревнованиях, оказывает помощь нуждающимся и больным людям.

Борисоглебский храм также проводит таинства:

  • покаяние;
  • причащение;
  • крещение;
  • миропомазание;
  • браковенчание;
  • соборование.

История[править | править код]

Реконструкция Коложской церкви академика архитектуры Ивана Ивановича Горностаева 1864 года.

Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии — храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территориях, прилегающих к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской и, возможно, при участии гродненских мастеров.

К началу XVI века Коложская церковь пришла в упадок. У храма отсутствовала крыша и верхняя часть стен. Предположительно, разрушение храма связанно с частыми набегами крестоносцев в XIII—XIV веках. Согласно легенде, изложенной униатским священником XVIII века — Кульчинским, церковь была разрушена в XV веке московскими войсками Ивана III, осаждавшими Старый замок, во время русско-литовской войны 1487—1494 годов, и якобы засыпавшими Коложскую церковь песком, чтобы, поставив на неё пушки, стрелять по замку. Позднейшие исследования не подтверждают эту легенду. В XVI веке церковь была отреставрирована, но уже в XVII веке вновь повреждена. Храм не имел окон и дверей и летом служил стойлом для скота.

Неудачное, с точки зрения геологии, положение храма, возведённого на краю высокого берега реки, определило постоянную опасность обрушения церкви, из-за оседания грунта, подмываемого Неманом. В 1720 году одна из стен наклонилась, но сползание грунта было остановлено посадкой деревьев. Однако в ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены обрушились. В 1889 году обрушилась южная апсида. В дальнейшем недостающие стены были заменены деревянными.

В 2017 -2018 годах была отремонтирована деревянная стена храма. Аутентичный каркас был сохранён, а наружная обшивка заменена. В качестве материала использована термодифицированная сосна. В помещении церкви был установлен стеклянный пол, через который можно видеть основание утраченного столба.

В настоящее время храм действующий. В 1995 году его посещал патриарх Алексий II.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: