Галерея
-
Более высокий из двух Будд Бамиана в 1976 году
-
Рисунок Бамианских Будд Александром Бёрнсом, 1832 г.
-
Меньший Будда в 1977 году
-
Место более крупной статуи после её разрушения
-
Место меньшей статуи в 2005 году
-
Живопись гротто в 2008 году
-
Предупреждающий знак, 2017 год
-
Высокий Будда, после разрушения
-
Меньший Будда, после разрушения
-
Вид на скалу, где вырезаны монастыри и Будды
-
Пейзаж археологических памятников долины Бамиан
Значение статуй в жизни буддийского мира
Бамианские статуи на протяжении своего существования были символами двух идей: • незыблемости заветов Будды; • величия стратегической мысли правителей Бамиама.
Оценить все значение таких построек в рамках одной культуры было попросту невозможно. Это явление по праву может считаться наследием всего человечества. Достаточно оценить масштаб развития политики и культуры древнего Афганистана под влиянием развития буддизма.
Несколько святынь прошлого стали символом учения пророка. Статуи в Бамиане включались в число обязательных для посещения паломниками мест. Многие культурные деятели того времени не принимали судьбоносных решений, пока не совершат паломничество к этим святым местам.
Под влиянием развития культа на Востоке Азии множество стран получили доступ к образовательным системам. Письменность и бесценные библиотеки стали распространятся по всей территории стран принявших буддизм.
Уничтожение святыни
Статуи просуществовали тысячи лет, устояв перед сейсмологическими катаклизмами. Но они не смогли пережить невежественности экстремистских движений ислама. Бамианскую долину до последнего власти пытались заберечь, в помещениях храмового комплекса устраивали склады оружия. Эти здания использовали, как общественно полезные.
Однако в 2001 году по приказу муллы Мохаммеда Омара ограниченные талибы взорвали святыни. Они объявили, что учение Будды оскорбляет их верование. Подобным образом экстремисты уничтожили памятник величия прошлого Афганистана.
Мировые правительства резко осудили действия талибов, но предотвратить расхищение памяток старины было не возможно. До сих пор ведется сбор средств на восстановление комплекса, в этом активное участие принимает Всемирная организация ЮНЕСКО. На данный момент из-за активных боевых действий на территории Афганистана и по причине отсутствия финансирования проект остается в разработке. Учеными всего мира предпринимаются попытки повлиять на текущую ситуацию.
разрушение
Ниша 35-метровой статуи Будды после разрушения. (2005)
С подавлением буддизма исламом статуи потеряли свое значение и стали целью разрушения (см. Также иконоборчество ), поскольку изображение человеческих фигур было нежелательным. Итак, статуи сначала потеряли свои украшения, затем лица и руки. На протяжении истории статуи были повреждены несколько раз.
В частности, говорят, что гениталии скульптур были обстреляны из артиллерии по приказу Абдур Рахман-хана в конце XIX века, когда его войска вошли в Хазараджат (Хазарские районы) в рамках кампании. Первые европейцы посетили Бамиан в 1824 году, Оскар фон Нидермайер сделал первые две фотографии статуй в 1916 году, а в 1930 году французские археологи начали исследования и раскопки, а также приняли чрезвычайные меры безопасности, чтобы остановить разрушение. В середине июня 1938 года Ханс-Хассо фон Вельтхейм посетил Бамиан и опубликовал подробный отчет об объекте в своих «Дневниках из Азии» в 1951 году. Фон Велтхейм обнаружил лица двух Будд с вырезанными до верхней губы и, благодаря тщательной обработке, предположил, что буддийские верующие могли удалить свои лица, даже когда орды Чингисхана напали в 1222 году, так что почитаемые статуи были только изуродованный в руки монголов уронить.
До советской интервенции в Афганистан в 1979 году Бамиан все еще был международным туристическим центром. Во время последовавших за этим войн плато над скалой высотой до 100 метров со статуями было стратегически важным местом, которое неоднократно оспаривалось и с которого можно было контролировать южную долину. Таким образом, позиции советских войск, моджахедов и, наконец, талибов шли одна за другой . Пещеры использовались как склады боеприпасов. В сентябре 1998 года талибы уничтожили ту часть головы меньшего Будды, которая все еще была там. Остатки фресок выше также были в значительной степени разрушены. После того, как статуи были в значительной степени разрушены в предыдущие дни, боевики Талибана снесли останки 12 марта 2001 года по приказу муллы Мохаммеда Омара . Помимо двух больших статуй, были взорваны одна из меньших статуй сидящего Будды и статуя высотой около 10 метров в соседней долине Какрак. На уничтожение статуй талибам потребовалось четыре дня. Этот акт был интерпретирован как перформативный иконоборчество, которое в конечном итоге было направлено против концепции культурного наследия, которая воспринималась как западная.
Несмотря на различные вмешательства со стороны ООН, западных и исламских правительств, разрушений предотвратить не удалось. Помимо статуй Бамиана , были уничтожены почти все буддийские экспонаты в музее в Кабуле , которые представляли собой безвозвратное сокровище буддийского искусства.
макет
Меньшая из двух огромных статуй Будды была 35 метров в высоту. Мельчайшие детали статуи лепили из специальной глиняной штукатурки. На снимке также изображена настенная роспись на потолке ниши, которая была там до тех пор, пока статуя не была разрушена.
Статуи были вырезаны из красного песчаника в 6 веке . Археологи датируют создание меньшей статуи примерно 510 годом, большая статуя была создана примерно в 550 году. Маленькая статуя была 35 метров, большая 53 метра; их ниши имеют высоту 38 и 58 метров соответственно.
Обе статуи были сделаны в каменной нише, вырезанной в горе специально для этой цели. Их формы были грубо вырезаны в скале, а затем моделированы с помощью глиняной штукатурки. Эта штукатурка, представлявшая собой смесь глины, соломы и конского волоса, была дополнительно закреплена веревками и кусками дерева. По информации реставраторов , большая статуя была окрашена в карминно-красный цвет , а меньшая — в несколько цветов. Кроме того, ниши статуй были украшены настенными росписями в их верхних частях . Как именно выглядели статуи, до сих пор недостаточно ясно. Например, в рассказе о путешествиях Сюаньцзана можно прочитать, что изначально они были покрыты золотом и украшены драгоценностями. Каменный монастырь длиной около 2 км имел, и, несмотря на разрушение Абдур Рахман-ханом в 19 веке и несмотря на полное разрушение талибами, по-прежнему представляет собой обширную систему пещер, каменных лестниц, балконов, молитвенных комнат и галерей, которые, по оценкам, составляют здесь проживало от 3000 до 5000 буддийских монахов. Сегодня пещеры являются домом для большого количества хазарейцев .
Каменная лестница вела на вершину статуй Будды. Многие из этих каменных лестниц все еще на месте. К голове статуи высотой 53 метра можно было подняться по винтовой лестнице . Посетители из Европы и Америки стояли там в 1960-х и 1970-х годах, разглядывая фрески и любуясь долиной Бамиан.
Вокруг фигур были созданы коридоры и галереи, а также были разбиты сотни молитвенных залов и пещер, некоторые из которых были украшены богатой настенной росписью.
Помимо двух стоящих больших статуй Будды, в скале были вырезаны две сидячие статуи среднего размера и несколько статуй поменьше.
Религиозное значение
Большая статуя была изображением Будды Дипамкары , Будды той эпохи, которая предшествовала нашей. Меньшая статуя представляла Будду нашего времени, Будду Шакьямуни ( Сиддхартха Гаутама ). В XI веке иранский путешественник описал статуи как Сорч Бут ((также Сурх Бут سرخ بت), Нем. «Красный или Теплый Будда») и Хонок Бут ((خنک بت) также Хинг Бут немецкий «холодный или белый Будда»). Они также в народе называют Solsol или Salsal (لصل Свет Универсиума ) и Шахмама (شاه مامه Королева-мать ).
Согласно персидской легенде, статуи изображают короля Сольсола и его жену Шахмаму ( мать-королеву ). Под этими именами были также известны будды в Афганистане. Говорят, что старые ираноязычные кушаны и сасаниды почтили Сольсол в роли Ростама . Onsuri , поэт 11 -го века в Газни , написал стих историю любви Sorch Бута и Khonok Бут и сказки Ростов и Сохраб .
Третий гигантский Будда
Считается, что еще более крупное изображение лежащего Будды существовало раньше. Говорят, что это изображение Будды в нирване (Будда на смертном одре), у которого, как говорят, была тысяча ног. Китайский монах Сюаньцзан (также Сюань-Цзанг), посетивший долину Бамиан в 632 году во время своего путешествия в Индию, упомянул их в своем отчете и указал, что их высота составляет 1000 футов, то есть около 300 метров. Его информация о размере и местонахождении известных статуй стоящего Будды оказалась удивительно точной во время исследований, поэтому его отчет классифицируется как полностью заслуживающий доверия.
По словам археологов, изображение все еще могло быть спрятано в земле по двум возможным причинам: либо жители Бамиана могли намеренно спрятать его, опасаясь быть уничтоженными мусульманскими захватчиками, либо изображение могло быть погребено в результате землетрясения. Однако большинство экспертов полагают, что он был разрушен очень давно, не в последнюю очередь потому, что это изображение, в отличие от статуй, стоящих в скальных нишах, подверглось воздействию стихии.
Бамианская долина. История
Бамианская долина расположена в центральной части
Афганистана, менее чем в 200 км северо-западнее Кабула.
В долине находится современный город Бамиан — центр
одноимённой провинции Афганистана.
Долина представляет собой единственный удобный проход через
Гиндукуш, поэтому издревле служила торговым коридором.
Во II веке здесь возникли буддийские монастыри. При царе Ашоке
было начато строительство гигантских статуй, завершившееся только
через двести лет. В V веке китайский путешественник пишет о десяти
монастырях, которые населяли тысячи монахов. Обширные пещерные
комплексы, вырубленные в скалах, служили постоялыми дворами для
паломников и торговцев. В XI веке долина была присоединена к
мусульманскому государству Газневидов, однако буддийские святыни
тогда не были разрушены. В долине вырос город Гаугале,
украшенный прекрасными мечетями. В 1221 г. войска Чингисхана
разрушили город и опустошили долину. В средневековье комплекс
буддийских монастырей в Бамианской долине получил название
Кафиркала — город неверных.
Phecda109 @ WikiCommons
Стабилизационные работы, утилизация завалов
Хранение утилизированных обломков статуй (2007 г.)
Сразу после прекращения правления талибов ЮНЕСКО в декабре 2001 г. инициировала первое исследование ситуации. Остатки статуй были покрыты защитным брезентом для защиты от атмосферных воздействий. Второе, более обширное расследование, проведенное в 2002 году, показало, что более 80% наскальных рисунков были либо умышленно уничтожены, либо разграблены мародерами. В 2003 году японские специалисты приступили к консервации фресок, которые все еще были там. В том же году итальянская специализированная компания провела первые работы по стабилизации в некоторых областях, подверженных риску обрушения — частично в нишах самих статуй, но также и в лестницах в горах, — которые затем были продолжены и завершены в 2004 году.
В марте 2004 года группа реставраторов из немецкого отдела Международного совета по памятникам и достопримечательностям (ICOMOS), финансируемая Министерством иностранных дел Германии, начала восстановление и документирование фрагментов горных пород, которые лежали вокруг и перед ним. ниши. Эта работа завершена. Камни со скульптурной поверхностью хранятся на складах перед нишей великого Будды. Отчет ИКОМОС, представленный в апреле 2010 года, показывает, что предыдущая работа была сосредоточена на обеспечении ниши маленького Будды. Восстановление фрагментов Великого Будды продолжилось в 2010 году. Спрятанные под щебнем ступни снова были видны, погребенные пещеры снова освободились.
Уничтожение статуй[править | править код]
Главным ответственным за уничтожение талибами статуй считается мулла Дадулла. Уничтожение состоялось после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара от 26 февраля 2001 г.: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем».
Статуи были уничтожены в несколько этапов в течение нескольких недель, начиная от 2 марта 2001 г. Первоначально статуи были обстреляны с помощью зенитных орудий и артиллерии. Это нанесло серьёзный ущерб, но не разрушило их. По этому поводу министр информации талибов Кудратулла Джамал посетовал, что работа разрушения не так проста, как можно было подумать, поскольку скульптуры высечены в скале. Позднее талибы разместили противотанковые мины на дне ниши так, что когда обломки скал упали от артиллерийского огня, статуи получили бы дополнительные разрушения от мин. В конце концов, талибы спустили людей вниз по скале и заложили взрывчатку в отверстия в статуях. После одного из взрывов не удалось полностью уничтожить лицо одного из Будд, была запущена ракета, которая оставила отверстие в остатках каменной головы.
Реакция мировой общественности на разрушение статуйправить | править код
Правительство США заявило, что «удручено и озадачено» решением об уничтожении статуй, которое было названо «осквернением культурного наследия Афганистана».
Министерство иностранных дел Индии назвало решение талибов «атакой на культурное наследие не только афганского народа, но и всего человечества».
Глава ЮНЕСКО Коитиро Мацуура осудил действия талибов, заявив, что «ужасно видеть хладнокровное и расчётливое уничтожение культурных ценностей, которые являются наследием афганского народа и всего человечества».
Пакистан, одна из трёх стран, официально признавших движение Талибан, подверг критике решение об уничтожении статуй.
Иранское агентство новостей Iran News заявило, что решение талибов, будучи «принятым во имя ислама, бросает тень на священную религию».
Муфтий Египта Наср Фарид Уасель призывал талибов отменить своё решение, заявив, что «присутствие статуй не запрещено исламом».
Усама бен Ладен одобрил действия талибов по обстрелу. По некоторым сведениям, именно он и стоял за этими событиями (так, швейцарский режиссер Кристиан Фрей, автор документального фильма о статуях Будды, заявил, что приказ поступил от главы «Аль-Каиды»).
Уникальные статуи Будды в Афганистане
На территории буддийских монастырей в то время находились две необычные статуи Будды гигантских размеров (53 метра и 35 метров) и непревзойденной красоты. Однако их разрушили талибы в 2001 году. Варварски, целенаправленно и жестоко они на протяжение нескольких дней разрушали скульптуры. Они поддались не сразу, но все-таки их уничтожили, как таковые, которые являются «языческими идолами».
Что же представляли собой эти статуи? Их высекли в скалах, дополнили деревянной арматурой и штукатуркой. Лица идолов были выполнены из дерева.
Путешественники, которым посчастливилось увидеть эти статуи нетронутыми, свидетельствовали: на скульптурах, на складках их одежды красовались шикарные золотые украшения. Сами Будды также были покрыты «блестящим металлом» (скорее всего бронзой — авт.). Одним словом, каменные божества можно было заметить издалека, и при солнечном свете они ослепляли взоры. Одежда статуй тоже была очень необычной — она звенела, словно издавала песню, при порывах ветра. Это были настоящие символы и хранители процветания, стабильности и роскоши Афганистана. И так было полторы тысячи лет. Потом начались вражеские нашествия, в тринадцатом веке воины Чингисхана разрушили Бамиан и ограбили здешние монастыри. Статуи Будды не тронули.
Простояли эти два красавца до семнадцатого века, до тех пор, пока армия императора Моголов Аурангзеб не отстрелила большому Будде ногу.
В девятнадцатом веке долина была заброшенной, а пещеры служили убежищами для животных.
В 70-80-х годах долину использовали советские военные.
Откуда в Афганистане буддийские символы: история Бамиана
Длительный период в истории буддиское вероисповедание было одной из главных религий стран Индийского субконтинента и Центральной Азии. Буддизм появился на этих территориях в первом веке нашей эры, во времена Кушанской империи, и зародился он именно на территории долины. По сей день там находятся ещё несколько буддистских святынь.
Это интересно! Через Бамианской долину проходил торговый коридор великого Шелкового пути, поэтому в скалах были сооружены пещерные комплексы, которые служили в качестве постоялых домов для торговцев и странников. Скальные пещеры и ниши были связаны друг с другом разветвлённой системой галерей, на стенах которых до сих пор просматриваются старинные наскальные изображения.
Некоторые уникальные скульптуры эпохи Буддизма также уцелели и находятся в пещерных комплексах.
Уничтоженные талибами буддистские изваяния были одними из самых величественных древних религиозных творений современного Афганистана. Самая гигантская статуя Будды простиралась в высоту на 54 метра и была самым большим изображением Будды в мире.
Высота второго Будды составляла 36,5 метров. Всемирно известные скульптуры были высечены в глубоких нишах скалы, на возвышении от земли. Также в скале были вырублены большие площадки для ритуальных действий, они располагались у головы большой статуи и внизу, у её ног. Основа скульптур была выдолблена в песчаниковой породе, а мелкие детали делались из дерева, либо лепились из глины, смешанной с соломой. Готовые изваяния сверху покрывались штукатуркой.
Большая скульптура была выкрашена мастерами в красно-карминный цвет, а меньшая — преимущественно, в синий. Лица и руки были покрыты золотом с бронзовым отливом. Но прошло время, и краска стёрлась. Черты лиц, складки одежды и руки тоже сгладились, а со временем и вовсе были утрачены.
Записки Сюань-Цзана о статуях
О первозданном облике уникальных каменных исполинов подробно стало известно благодаря дорожным запискам китайского монаха Сюань-Цзана. Паломник из Китая странствовал по Бамианской долине в 7 веке нашей эры. Китаец описывал Бамиан как процветающий буддистский комплекс с «более чем десятью монастырями, которые населяют около тысячи монахов». Сюань-Цзан в своём дневнике отметил, что буддистские скульптуры, которые стояли на входе в многочисленные буддистские монастыри, были покрыты золотой краской и украшены сияющими драгоценными камнями.
Мнение историков таково, что монументальные статуи были высечены во времена между 3 и 6 веками нашей эры, и именно с Бамиана буддисткое вероисповедание стало распространяться на территории Тибета, Японии, Китая, Кореи, Монголии и Непала. А каменные исполины в своё время были самыми известными и почитаемыми святилищами этого региона. Странствующие паломники стремились попасть в это место, чтобы помолиться возле самых больших Будд.
В поисках третьего будды
Группа археологов под руководством Земарялая Тарзи , которая в 1970-х годах тщательно отреставрировала статуи, включая их фрески, начала раскопки в долине Бамиан в 2002 году. Обнаружение предполагаемого третьего великого Будды также было целью этого проекта. Археологи основывали свои поиски на традиции Сюаньцзана, согласно которой этот Будда, как говорят, находится в стенах буддийского монастыря к востоку от королевского города Бамиан. В 2006 году, после раскопок, проведенных в нескольких местах, Тарзи был уверен, что нашел нужный монастырь на расстоянии примерно 1,5 км. Однако из-за размеров этого храмового комплекса он призвал к терпению. Раскопки будут продолжены.
В середине 2008 года было объявлено об открытии еще одной статуи, а именно 19-метрового изображения спящего Будды. Однако большинство частей этой статуи практически не существовало, зато можно было найти ее шею, плечи, части правой руки и подушку. В то время как в 2009 году продолжались поиски 300-метрового Будды, археологи уже обнаружили несколько монастырей, а также провели раскопки на большой ступе Бамиан. Помимо команды Тарзи, японские археологи также проводят раскопки в долине Бамиан.
Восстановлению не подлежат?
До сегодняшнего дня добровольцы и археологи с разных уголков мира гадают над тем, возможно ли восстановить разрушенные статуи Будды. Ведь до сих пор хранятся разрушенные камни скульптур, аутентичная штукатурка и прочие материалы. Несмотря на мнение археологов-скептиков, многие полагают, что Будд можно возродить, как пазл. Тем более, что, по словам губернатора Бамиана Хабиби Сараби, «Будды были частью жизни людей в Бамиане. Теперь пустые ниши Будд влияют на пейзаж, подавляя людей». То есть возрождение скульптур означало бы возрождение психологического климата в регионе.
Фрагменты скульптур предлагают смешать с цементом и прочими необходимыми материалами. Конечно, оригинального материала осталось меньше половины, и восстановленные скульптуры будут всего лишь точной копией оригинала.
Реконструкцию статуй Будды стремятся поддержать специалисты из Мюнхенского университета. Однако и они понимают, что это будет нелегкой задачей. Ведь для того, чтобы восстановить скульптуру, необходимо построить целое производство в Бамианской долине и собрать полторы тысячи двухтонных осколков. Стоит отметить также, что германские специалисты изучили материалы и пришли к выводу, что меньший Будда был создан в 544-595 годах, а его крупный «коллега» — в 591-644-м. Были они раскрашены в розовый, синий, красный, оранжевы и белый цвета и постоянно обновлялись.
Наконец, правительством Афганистана одобрено предложение японского художника Хиро Ямагаты. Эксперт предложил создать лазерно-звуковую инсталляцию, которая способна показать изображения Будд в Бамиане и приводилась бы в движение сотнями ветряков, одновременно снабжающих окрестных жителей электроэнергией.
Стоимость такого проекта составит 64 миллиона долларов.
Возможна перестройка
На двух международных совещаниях экспертов, организованных ЮНЕСКО в 2002 г., подчеркивалось, что приоритет должен быть отдан охране других культурных памятников в Афганистане, которые находятся в непосредственной опасности обрушения. В результате ЮНЕСКО и правительство Афганистана неоднократно заявляли, что статуи не следует восстанавливать. Когда правительство Таиланда пообещало финансовую помощь для возможной реконструкции в 2006 году, афганское правительство было гораздо более непредубежденным. Многие жители региона, а также губернатор Бамиана, который оценил стоимость восстановления статуй в 2006 году в 50 миллионов долларов США, выступают за восстановление статуи. По их мнению, это будет способствовать развитию туризма и будет своего рода компенсацией. С другой стороны, тщательная реконструкция буддийских памятников в обедневшей мусульманской стране, где более десяти процентов населения зависит от продовольственной помощи, может вызвать внутриполитический взрыв. Есть соображения оставить одну из двух ниш в разрушенном состоянии как напоминание о том, что произошло, и только восстановить статую.
В конце 2001 года швейцарская группа объявила о планах восстановления статуй. В настоящее время существует несколько виртуальных трехмерных реконструкций, таких как Великий Будда из ETH Zurich 2004 года; Независимо от этого Майкл Янсен и его команда из RWTH Aachen University , которая работает с ICOMOS, также разработали трехмерную компьютерную модель памятников. С последним можно будет определить точное исходное местоположение фрагментов. Эти данные будут необходимы для возможной реконструкции статуй.
В марте 2011 года ЮНЕСКО объявила, что реконструкция в настоящее время исключена из-за сложившихся условий.