История статуй будды в бамианской долине афганистана

Возможна перестройка

На двух международных совещаниях экспертов, организованных ЮНЕСКО в 2002 г., подчеркивалось, что приоритет должен быть отдан охране других культурных памятников в Афганистане, которые находятся в непосредственной опасности обрушения. В результате ЮНЕСКО и правительство Афганистана неоднократно заявляли, что статуи не следует восстанавливать. Когда правительство Таиланда пообещало финансовую помощь для возможной реконструкции в 2006 году, афганское правительство было гораздо более непредубежденным. Многие жители региона, а также губернатор Бамиана, который оценил стоимость восстановления статуй в 2006 году в 50 миллионов долларов США, выступают за восстановление статуи. По их мнению, это будет способствовать развитию туризма и будет своего рода компенсацией. С другой стороны, тщательная реконструкция буддийских памятников в обедневшей мусульманской стране, где более десяти процентов населения зависит от продовольственной помощи, может вызвать внутриполитический взрыв. Есть соображения оставить одну из двух ниш в разрушенном состоянии как напоминание о том, что произошло, и только восстановить статую.

В конце 2001 года швейцарская группа объявила о планах восстановления статуй. В настоящее время существует несколько виртуальных трехмерных реконструкций, таких как Великий Будда из ETH Zurich 2004 года; Независимо от этого Майкл Янсен и его команда из RWTH Aachen University , которая работает с ICOMOS, также разработали трехмерную компьютерную модель памятников. С последним можно будет определить точное исходное местоположение фрагментов. Эти данные будут необходимы для возможной реконструкции статуй.

В марте 2011 года ЮНЕСКО объявила, что реконструкция в настоящее время исключена из-за сложившихся условий.

Стабилизационные работы, утилизация завалов

Хранение утилизированных обломков статуй (2007 г.)

Сразу после прекращения правления талибов ЮНЕСКО в декабре 2001 г. инициировала первое исследование ситуации. Остатки статуй были покрыты защитным брезентом для защиты от атмосферных воздействий. Второе, более обширное расследование, проведенное в 2002 году, показало, что более 80% наскальных рисунков были либо умышленно уничтожены, либо разграблены мародерами. В 2003 году японские специалисты приступили к консервации фресок, которые все еще были там. В том же году итальянская специализированная компания провела первые работы по стабилизации в некоторых областях, подверженных риску обрушения — частично в нишах самих статуй, но также и в лестницах в горах, — которые затем были продолжены и завершены в 2004 году.

В марте 2004 года группа реставраторов из немецкого отдела Международного совета по памятникам и достопримечательностям (ICOMOS), финансируемая Министерством иностранных дел Германии, начала восстановление и документирование фрагментов горных пород, которые лежали вокруг и перед ним. ниши. Эта работа завершена. Камни со скульптурной поверхностью хранятся на складах перед нишей великого Будды. Отчет ИКОМОС, представленный в апреле 2010 года, показывает, что предыдущая работа была сосредоточена на обеспечении ниши маленького Будды. Восстановление фрагментов Великого Будды продолжилось в 2010 году. Спрятанные под щебнем ступни снова были видны, погребенные пещеры снова освободились.

Первые описания статуй Будды

Через Афганистан с древних времен проходили важнейшие торговые маршруты. Не имея выхода к морю, он, тем не менее, являлся перекрестком Азии и местом встречи разных цивилизаций. Поэтому Афганистан весьма богат археологическими памятниками. Двигавшиеся по Шелковому пути паломники распространили через его территорию в Китай и Японию одну из мировых религий – буддизм. Около 1800 лет назад в Бамианской долине в центральной части современного Афганистана появились два колоссальных изваяния Будды, вырубленных из песчаника в отвесных скалах. Статуи поражали воображение путешественников и служили объектом поклонения для местных жителей. В пещерах и гротах рядом с ними жили тысячи буддийских монахов.

Первым точное описание долины и ее памятников дал в VII в н. э. китайский путешественник Сюань Цзан, посетивший Бамианское царство.

Исследователи из разных стран пользовались его трудами вплоть до конца XIX века.

«На склоне горы, к северо-востоку от столицы, находится каменная статуя Будды, который представлен стоящим. Статуя вышиной от 140 до 150 футов (от 42,6 до 45,7 метров. – «Газета.Ru»). Она имеет блестяще-золотистый цвет; глаз ослепляется при виде ее драгоценных украшений. К востоку от этого места расположен монастырь, который был построен первым царем этого государства. К востоку от монастыря возвышается латунная статуя Шакьямуни-Будды, изображенного тоже в стоячем положении; высотой она около 100 футов (30,5 м. – «Газета.Ru»). Каждая часть ее была отлита отдельно; по соединении всех частей вместе и образовалась целая стоящая статуя Будды. В 12 или 13 ли (в 6 или 6,5 км. – «Газета.Ru») к востоку от города, в монастыре можно видеть лежащую статую Будды, погружающегося в нирвану; длина статуи около 1000 футов (304 м. – «Газета.Ru»)», — так выглядело описание Сюань Цзана в перессказе более поздних авторов.

Арабский историк и географ IX века аль-Якуби замечал, что «статуи можно видеть с большого расстояния», а посещавшие их индийцы приносили благовония и жертвы.

«Паломники, приближаясь к ним, должны были опустить глаза на землю еще за долго до того, как можно будет увидеть идолы. Если случайно паломник увидит статуи, то они должны вернуться назад и начать хождение снова», — отмечал он.

В 1832 году статуи Будды в Бамиане посетил английский исследователь Александр Бернс, принимавший участие в Большой игре – геополитической борьбе между Британией и Россией за господство в Центральной Азии. Он сделал рисунок изваяний. К тому моменту по причине выветривания и человеческих действий были сильно повреждены лица статуй. Фигуры выполнены в традиционном для Индии стиле, но их тела задрапированы в греческую одежду. Это единственный случай синтеза индийского и среднеазиатского искусства и эллинизма, принесенного армией Александра Македонского. Бернс считал, что одна статуя изображает мужчину, а вторая, меньшая, — женщину.

Разрушение будд в Афганистане талибами

И вот в 2001 году полевой командир радикального движения Талибан заявил, что все иноверные святыни и скульптуры, особенно связанные с многобожием, на территории Исламского Эмирата подлежат обязательному уничтожению. Они не должны быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем.

Скульптуры разрушались на протяжении нескольких недель, поэтапно. Вначале их обстреливали с зенитного оружия, но это не уничтожило статуи, хотя и причинило им серьёзный урон. И тогда боевики установили в основаниях Будд противотанковые мины и заложили взрывчатку в их плечи. Монументальные сооружения буквально разнесло на куски.

Несмотря на то, что именно верховный лидер Талибана Мулла Омар дал приказ взорвать памятники, позже он попытался оправдаться в одном из интервью. Он пояснил, что к нему обратились незнакомые иностранцы, якобы желающие произвести реставрацию скульптур, разрушенных со временем. Их просьба шокировала Омара, поскольку в это время в стране голодали тысячи людей, а иностранцев интересовал лишь мёртвый камень. Мулла Омар заявил, что он не стал бы приказывать взрывать сооружения, если бы иностранцы предложили гуманитарную помощь.

Это интересно! Талибы были уверены, что до конца уничтожили остатки могучей буддистской цивилизации, однако после взрывов обнаружились новых буддистские пещеры с фресками. Там же исследователи нашли фрагменты лежачей 19-ти метровой статуи Будды, ранее неизвестной.

Раскопки скульптуры начались в 2004 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: