Древние цивилизации афганистана. история и культура

Предпосылки Афганской войны

Сама война, длившаяся с 1979 по 1989 год, в историографии определяется присутствием на территории Афганистана ограниченного контингента Вооруженных сил СССР. Но началом всего конфликта надо считать 1973 год, когда в Афганистане был свергнут король Захир-шах. Власть перешла к режиму Мухаммеда Дауда, а в 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, и новой властью стала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан. Афганистан начал строить социализм, но все строительство шло в крайне нестабильной внутренней обстановке.

Руководителем НДПА являлся Нур Мохаммад Тараки. Его реформы были крайне непопулярными в стране, где традиционно большинство составляли сельские жители. Всякое инакомыслие жестоко подавлялось. За время своего правления он арестовал тысячи людей, часть из которых были казнены.

Главным оппонентом социалистического правительства стали радикальные исламисты, объявившие ему священную войну (джихад). Были организованы отряды моджахедов, которые в дальнейшем стали главной противоборствующей силой – с ней и сражалась Советская армия.

Большинство населения Афганистана было неграмотным, и для исламистских агитаторов было несложно настраивать население против новой власти.

Ранняя исламская архитектура

Первоначальное распространение ислама в Афганистане произошло примерно в 8 веке нашей эры, когда правление Аббасидов сменили Саффариды, а затем Саманиды до 961 года нашей эры. После этого момента Афганистан стал центром исламской цивилизации под властью Империи Газневидов , которой наследовали Гориды до 1219 года.

Мавзолей

Мавзолей в Мазари-Шарифе

Мавзолея был значительная исламской структурой, с большим расстоянием между Афганистаном регионом и Меккой подъемного структурой , закрепляющими святыми людей к альтернативному координационным требуемому паломничеству в город. В Мазари-Шарифе есть свидетельства этого в великолепном сиянии Али, четвертого суннитского праведного халифа, который сегодня остается местом великого паломничества мусульман-суннитов в Афганистане. Форма мавзолея обычно представляла собой квадратную камеру с куполом или конический купол на вершине башни. Iwan, декоративный сводчатый входной портал, были общие позже дополнения впоследствии ключевой особенностью. Iwan возникла в доисламской Средней Азии, и увидела , сам включены во многие мавзолея и мечети конструкций с исламской экспансией, особенно в архитектуре позже Тимуриды периода. Он также сохранился как выдающаяся черта светской архитектуры с доисламскими свидетельствами в дворцовой архитектуре в Ай-Ханум и более поздним исламским примером во дворце Газневидов 12-го века нашей эры в Лашкари Базаре

Купол был еще одной важной формой, особенно используемой в мавзолеях и мечетях.

Мечеть

Мечеть Герата, Афганистан. Вид с восточной крыши. (2011)

Еще одним ключевым воздействием исламского правления на архитектуру в Афганистане было введение универсального религиозного здания мечети , с некоторыми аспектами базовой структуры, продиктованными самой религией. Мечеть должна быть обращена к Мекке, или кибле , направлению молитвы, и иметь михраб или молитвенную нишу внутри стены киблы. Место для омовения позволяет соблюдать чистоту перед молитвой, а чистый, покрытый пол позволяет прикасаться головой к земле во время молитвы. С Кораном, ограничивающим изображения животных или человека, украшение исламских построек приобрело более абстрактный характер, чем в предыдущие эпохи. Большая часть этого украшения использовала буквальный текст Корана.

Заметно иранское влияние заметно в последующие периоды Газневидов и Горидов, когда плитки были расположены для формирования декоративных надписей, составляющих целые стены, традиция, позже получившая значительное развитие в эпоху Тимуридов. Мечети, как правило, были построены по четырехугольному плану с центральной купольной камерой. Самым старым исламским сооружением в Афганистане является квадратная девятиглавая мечеть в Балхе, построенная Аббасидами в 9 веке нашей эры.

Минарет

Минарет горид в Джаме

65-метровый минарет Горид в Джаме — один из двух сохранившихся памятников Афганистана того периода — и два минарета в Газни часто упоминаются как наиболее выдающиеся примеры этой исламской архитектурной традиции. Сами эти конкретные минареты также свидетельствуют о разнообразии форм, существовавших при возведении минаретов: первый представлял собой колоссальный трехэтажный минарет, а два последних — маленькие и звездообразные. Благодаря своей высоте, служащей обозначению места религиозного сооружения, минареты почти всегда сопровождали мечеть и могли либо существовать в связи с ней, либо стоять отдельно.

В Афганистане было немного памятников эпохи Аббасидов, Саффаридов, Газневидов, Сельджуков, Горидов и Хорезмийцев, которые пережили более позднее разрушение с приходом монголов , хотя образцы архитектуры Газневидов, Горидов и Сельджуков остаются и продолжались в Индии в этот период. под властью султанов Гор.

География и разнообразие культур Афганистана

Карта областей древнего Афганистана.

Расположенный в сердце Азии Афганистан давно уже привлекал внимание специалистов своими древностями, но лишь после второй мировой войны здесь начались широкие археологические работы. Они выявили многие памятники прошлого и позволили наметить эволюцию древних цивилизаций на территории Афганистана

Особенности географического положения этой страны делали ее в древности связующим звеном между многими цивилизациями: среднеазиатской, иранской, индийской, китайской

Они выявили многие памятники прошлого и позволили наметить эволюцию древних цивилизаций на территории Афганистана. Особенности географического положения этой страны делали ее в древности связующим звеном между многими цивилизациями: среднеазиатской, иранской, индийской, китайской.

В то же время местные культуры сохраняли своеобразие, присущее только им одним. Одна из особенностей древней истории Афганистана — наличие различных культур.

  • На севере его находилась Южная Бактрия (левобережье Амударьи), культурно близкая Северной Бактрии (правобережье Амударьи), но обладавшая и собственной спецификой.
  • На северо-западе находилась Арея (Гератский оазис), которая как бы соединяла две культуры: бактрийскую и парфянскую.
  • Степные районы запада дали жизнь цивилизации Сакастана, где в органическом единстве слились культуры древних земледельцев и пришедших с севера кочевников.
  • Своеобразным районом был юго-запад — вокруг современных Кандагара и Газни.
  • Особая культура существовала в горных областях Центрального Афганистана (у античных авторов область Паропамисады).
  • Наконец, районы Кабула и Джелалабада тяготели к культурам бассейна Инда.

Другой важной особенностью был неодинаковый темп исторического развития областей, выдвигавший в «лидеры» то одну, то другую из них. Однако с течением времени уровни развития сближались, а культуры синкретизировались и унифицировались

Конечно, к концу эпохи древности этот процесс еще не завершился, но определенная степень единства многих культур была уже достигнута.

Другие религии в Афганистане

4.1. Сикхизм в Афганистане

Около 4000 афганских сикхов живут сегодня в разных городах страны. Сенатор Алтар Сингх был единственным сикхом в парламенте Афганистана. Сейчас руководители сикхов принимают ограниченное участие в жизни страны, хотя пытаются защищать своё конституционное право на свободу вероисповедания.

4.2 Религия Бахаи в Афганистане

Бахаисты проживают в Афганистане с 1880 года, а первая их община была создана в 1930 году. После правления талибов бахаисты потеряли право на какое-либо религиозное учреждение, и многие из них бежали из страны. По некоторым данным, сегодня в стране насчитывается лишь около 400 бахаистов.

4.3 Зороастрийцы в Афганистане

Как древнейшая в мире, зороастрийская религия, была издавна распространена на территории Афганистана. К 1970 году в стране осталось порядка 2000 последователей зороастризма.

4.4 Иудаизм в Афганистане

В Афганистане функционировала одна малочисленная еврейская община, но после 1979 года её последователи бежали из страны. Есть мнение, что в стране остались только те иудеи, которые приняли ислам.

Архитектура (8)

по алфавиту
   по популярности  

Цитадель Герата37

Герат   |

Многовековая Цитадель Герата возвышается над Старым городом. Это самое старое здание в Герате, считается, что оно стоит на фундаменте форта, построенного еще Александром Македонским. В разное время здесь располагались органы власти, военный гарнизон и тюрьмы, до тех пор, пока афганская армия не передала цитадель Министерству информации, культуры и туризма.

Дворец Тадж-Бек35

Кабул   |

Дворец Тадж-Бек (Великой Короны) возвели в 20-х годах 20-го века по заказу хана Аманулла. Он находится примерно в 16 км от центра Кабула. Недалеко от замка во время строительства были обнаружены остатки руин древнего дворца королевы Тимуридов, которые сохранились до сих пор.

Джума-мечеть22

Герат   |

Мечеть Джума Масджид находится в городе Герате, в одноименной провинции на севере Афганистана. Ее построили во времена гуридов, знаменитый султан Хаяс-уд-Дин Гори заложил первый камень в ее фундамент в 1200 году.

Дворец Дарул-Аман19

Кабул   |

Название дворца «Дарул Аман» трактуют в двух значениях – как «дом мира» и «дом Аман (Улла)». Дворец, построенной в стиле европейской архитектуры, ныне разрушенный, расположен в шестнадцати км от центральной части Кабула.

Парк Баг-э-Бабур17

Кабул   |

Сады Бабура, или исторический парк Баг-э-Бабур, находятся в Кабуле. Это было излюбленное место отдыха первого царя моголов Бабура, которое стало его последним пристанищем. Сады, согласно мемуарам самого правителя, были разбиты около 1528 года по его приказу.

Джамский минарет12

Город не указан   |

Минарет Джам является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен в удаленной и малодоступной области Шахрак провинции Гор, на берегу реки Хари. 62-метровый минарет был построен около 1190 года. Он сделан из светлого обожженного кирпича и славится витиеватой кладкой и глазурованными плиточными украшениями, состоящими из чередующихся полос надписей куфи и наскхи, фигурных узоров и сур из Корана.

Мечеть Абдул Рахмана10

Кабул   |

Мечеть Абдул Рахмана известна как Большая мечеть Кабула. Это одно из самых крупных культовых мусульманских сооружений в Афганистане. Она расположен в одном из коммерческих районов Кабула под названием Дех Афганан, недалеко от площади Пуштунистан и через дорогу от некогда популярного отеля «Плаза».

Мечеть Ид Гах7

Кабул   |

Мечеть Ид Гах является второй по величине в Кабуле. В этом месте миллионы людей возносят праздничную молитву два раза в год. Мечеть расположена недалеко от моста Махмуд Хан и Национального стадиона в восточной части города, в районе Шар-э-Барк, который является одним из самых богатых.

Сасанидские и гефталитовые нашествия (300–650 гг.)

Монета Гормизд I Кушаншаха , выпущенная в Хорасане и полученная по кушанским орнаментам.

В 3 веке контроль Кушан раздался на полунезависимые королевства, которые стали легкими целями для завоеваний восходящей иранской династией сасанидов (ок. 224–561), которая аннексировала Афганистан к 300 году нашей эры. На этих удаленных от востока территориях они установили вассальных царей в качестве правителей, известных как Кушаншахи . Сасанидский контроль временами был незначительным, поскольку многочисленные вызовы со стороны центральноазиатских племен приводили к нестабильности и постоянным войнам в регионе.

Разрозненные кушанские и сасанидские царства были в плохом состоянии встретить угрозу несколько волн Xionite / Хун захватчиков с севера от года 4 — го века. В частности, гефталиты (или эбодало ; бактрийская письменность ηβοδαλο) вымели из Центральной Азии в 5 веке в Бактрию и Иран, захватив последние кушанские царства. Историки полагают, что контроль гефталитов продолжался в течение столетия и был отмечен постоянными войнами с сасанидами на западе, которые номинально контролировали регион. К середине VI века эфталиты были разбиты на территориях к северу от Амударьи (река Оксус в древности) другой группой кочевников Центральной Азии, гектюрками , и возродившимися сасанидами на землях к югу от Амударьи. . Правитель западных Гектюрков Сиджин (он же Синджибу, Силзибул и Янду Мучу Хан) возглавил войска против гепталитов, потерпевших поражение в битве при Чаче ( Ташкент ) и в битве при Бухаре.

Восстановлению не подлежат?

До сегодняшнего дня добровольцы и археологи с разных уголков мира гадают над тем, возможно ли восстановить разрушенные статуи Будды. Ведь до сих пор хранятся разрушенные камни скульптур, аутентичная штукатурка и прочие материалы. Несмотря на мнение археологов-скептиков, многие полагают, что Будд можно возродить, как пазл. Тем более, что, по словам губернатора Бамиана Хабиби Сараби, «Будды были частью жизни людей в Бамиане. Теперь пустые ниши Будд влияют на пейзаж, подавляя людей». То есть возрождение скульптур означало бы возрождение психологического климата в регионе.

Фрагменты скульптур предлагают смешать с цементом и прочими необходимыми материалами. Конечно, оригинального материала осталось меньше половины, и восстановленные скульптуры будут всего лишь точной копией оригинала.

Реконструкцию статуй Будды стремятся поддержать специалисты из Мюнхенского университета. Однако и они понимают, что это будет нелегкой задачей. Ведь для того, чтобы восстановить скульптуру, необходимо построить целое производство в Бамианской долине и собрать полторы тысячи двухтонных осколков. Стоит отметить также, что германские специалисты изучили материалы и пришли к выводу, что меньший Будда был создан в 544-595 годах, а его крупный «коллега» — в 591-644-м. Были они раскрашены в розовый, синий, красный, оранжевы и белый цвета и постоянно обновлялись.

Наконец, правительством Афганистана одобрено предложение японского художника Хиро Ямагаты. Эксперт предложил создать лазерно-звуковую инсталляцию, которая способна показать изображения Будд в Бамиане и приводилась бы в движение сотнями ветряков, одновременно снабжающих окрестных жителей электроэнергией.

Стоимость такого проекта составит 64 миллиона долларов.

Начало войны

Сразу после прихода к власти правительство столкнулось с начавшимися вооруженными мятежами, организуемыми исламистами. Справиться с создавшейся ситуацией афганское руководство не смогло и обратилось за помощью к Москве.

Вопрос о помощи Афганистану был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Леонид Брежнев и другие члены Политбюро выступили против вооруженного вмешательства. Но со временем ситуация у границ СССР ухудшалась, и мнение кардинально изменилось.

12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. Формально причиной стали неоднократные просьбы руководства Афганистана, а фактически эти действия должны были предотвратить угрозы иностранного военного вмешательства.

Необходимо помнить, что, помимо напряженных отношений с моджахедами, и в самом правительстве не было единства. Особо непримиримой стала внутрипартийная борьба, которая достигла своего апогея в сентябре 1979 года. Именно тогда лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки был арестован и убит Хафизуллой Амином. Амин занял место Тараки и, продолжая бороться против исламистов, усилил репрессии и внутри правящей партии.

По данным советской разведки, Амин пытался договориться с Пакистаном и Китаем, что нашими специалистами считалось недопустимым. 27 декабря 1979 года отряд советских спецназовцев захватил президентский дворец, Амин и его сыновья были убиты. Новым лидером страны стал Бабрак Кармаль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: