Ранняя буддийская архитектура
С созданием Кушанской империи были созданы как политические, так и династические центры, один из таких династических центров был определен в Афганистане в Сурх-Котале , основанном в период расцвета буддизма в Афганистане. При раскопках на этом месте была обнаружена монументальная лестница, ведущая вниз по склону от кушанского храма, построенная в первой половине II века нашей эры. Зороастрийские ассоциации, возможно, очевидны в символах поклонения огню и существуют наряду с буддийскими архитектурными особенностями. Эллинистические пилястры и основания колонн рядом с известняком с надписями греческими буквами на неизвестном языке являются свидетельством западного влияния, в то время как иранское влияние может также присутствовать в концепции монументального династического центра.
Искусственные пещерные сооружения были основной особенностью буддийских сообществ, а пещеры использовались в качестве святилищ и келий для буддийских монахов. Наиболее ярким примером этого в Афганистане является провинция Бамиан , которая стала столицей буддизма в 4 веке нашей эры. Сотни таких пещер существуют на этом месте, которое также примечательно своими огромными статуями Будды и их публичным разрушением талибами в 2001 году.
Ступа
Ступа раскопана в 35 км от Кабула, Афганистан
В этот период началось повсеместное строительство ступы , ключевой архитектурной формы раннего буддийского периода . Эта структура возникла из первоначальных земляных курганов, построенных на северо-востоке Индии после смерти Будды, и роль сооружения развивалась от памятного реликвария до самого места поклонения. Это произошло примерно в 3 веке до нашей эры, когда императором Ашокой были открыты оригинальные ступы с целью использования реликвий для распространения религии, что совпало с распространением самой структуры. С таким развитием цели произошло длительное и сложное развитие формы, от земляного холма до массивных каменных конструкций, состоящих из квадратного основания под полусферическим куполом. В конце концов, эта форма стала карликовой из-за украшения мачты с семью зонтичными дисками или чакрами , каждая из которых представляла отдельный слой неба. Эти постройки редко были изолированными, а другие ступы и традиционные буддийские монастыри и часовни обычно находились поблизости.
Несмотря на включение большей части Афганистана в Сасанидскую империю в 3 веке нашей эры, этот регион так и не был полностью завоеван, и региональное архитектурное развитие было относительно незатронутым. Сасаниды добились успеха благодаря вторжению эфталитов в 5 веке нашей эры . Существует некоторое предположение о том, в какой степени разрушительная природа гефталитов распространилась на их время в Афганистане, хотя ученые соглашаются, что местное буддийское влияние не было полностью устранено в этот период. Таким образом, буддизм продолжался в регионе до прихода ислама с Аббасидами. Несмотря на выдающееся значение и продолжительность буддийского влияния в Афганистане до этого периода, религия и любое влияние, которое она оказывала на архитектурные сооружения, были ликвидированы исламским правлением.
Суфийские влияния
Известны три суфийских ордена: Накшбандия, основанная в Бухаре , Кадирия, основанная в Багдаде , и Чештия, расположенная в Чешти-Шарифе к востоку от Герата . Среди накшбанди Ахмад аль Фаруки Кабули, родившийся к северу от Кабула, прославился своими учениями в Индии во время правления могольского императора Акбара в шестнадцатом веке.
Другой известный кадирийский пир по имени Мауляна Файзани стал известен в 1960-х и 1970-х годах и был ведущим критиком ползучего влияния коммунистической философии. Заключенный в середине 70-х годов Мауляна Файзани исчез, когда к власти пришли хальки, и пропал без вести по сей день.
Cheshtiya заказ был основан Mawdid аль-Cheshti , который родился в двенадцатом веке , а затем преподавал в Индии. Братство Чештия, сосредоточенное в долине реки Хари вокруг Обе , Каруха и Чехст-и-Шарифа, очень сильно на местном уровне и содержит медресе с прекрасными библиотеками. Традиционно Чештия держались в стороне от политики, хотя они активно действовали во время сопротивления внутри своих организаций и в своих регионах.
Герат и его окрестности имеют наибольшее количество и наибольшее разнообразие суфийских ветвей, многие из которых связаны с местными гробницами пир (зиарат). Другие суфийские группы находятся по всему северу, с важными центрами в Маймане , провинции Фарьяб и в Кундузе . Братства в Кабуле и вокруг Мазари-Шарифа в основном связаны с Накшбандийей. Кадирия встречаются в основном среди восточных пуштунов из Вардак , Пактия и Нангархар , в том числе многих гильзайских кочевых групп. Другие более мелкие группы обосновались в Кандагаре и Шинданде , провинция Фарах . Чештия сосредоточены в долине реки Хари. Среди шиитов в центральном Хазараджате нет официальных суфийских орденов, хотя некоторые из концепций связаны с сайидами , потомками Мухаммеда, которые особенно почитаются шиитами.
Афганистан уникален тем, что между улемами (религиоведами) и суфийскими орденами нет враждебности . Некоторые суфийские лидеры считаются улемами, и многие улама тесно связаны с суфийскими братствами. Обычное население выражает суфиям уважение за их учение и за обладание караматом, психической духовной силой, дарованной им Богом, которая позволяет пирам совершать акты щедрости и дарить благословения (баракат). Следовательно, суфизм — действенная народная сила. Вдобавок, поскольку суфийские лидеры дистанцируются от обыденного, их иногда превращают в более бескорыстных посредников в межплеменных спорах, а не в мулл, которые, как считается, перерастают мелкие светские проблемы в взрывоопасные столкновения, выраженные в исламской риторике.
Несмотря на стабильное положение афганских суфиев в афганском обществе, суфийские лидеры были среди казненных после Саурской революции , в том числе Бахауддин Джан , пир накшбанди из аймак района Закурман , Фарах .
Мечети в Афганистане и культовые сооружения
5.1 Голубая мечеть в Мазари-Шариф
Среди исламских религиозных сооружений наибольшей известностью пользуется Голубая мечеть Мазари-Шариф, расположенная в центре афганской провинции Балх.
5.1.1 История Голубой мечети в Афганистане
Современная Голубая мечеть является «реинкарнацией» старой мечети, разрушенной Чингисханом в 1220 году. Согласно общепринятому мнению, именно здесь был погребён Али — брат и зять пророка Мухаммада. По этой причине гробница и мечеть называется Мазари-Шариф, что дословно означает «могила святого». План исламской святыни, сделанный в 1910 году, свидетельствует о том, что ранее мечеть занимала участок меньшего размера. С течением времени на территории сооружения устанавливались гробницы различных политических и религиозных деятелей Афганистана.
5.1.2 Современность
Квадратная купольная гробница-мавзолей считается самым почитаемым местом мечети. Внешне комплекс выглядит поистине потрясающе — два купола ярко-синего цвета удачно сочетаются с изразцовыми покрытиями всех оттенков голубых и бирюзовых тонов. Здания украшены затейливыми орнаментами. Эта шедевральная мечеть признана самым красивым сооружением в Афганистане. Мазари-Шариф открыта для посещения паломниками и туристами, лишь только сама гробница Али закрыта для иноверцев.
5.2 Джума-мечеть в Герате
Соборная или пятничная Джума-мечеть расположена в центральном районе города Герат, на месте разрушенного зороастрийского храма. Вначале Джума-мечеть представляла собой деревянное строение, которое сгорело до 1200 года. Затем здание было выполнено из камня, а окончательный облик мечеть приобрела в конце 15-го столетия.
На средства поэта Алишера Навои и под его руководством мечеть была перестроена и реставрирована. Сегодня комплекс представляет собой соборную мечеть, расположенную во дворе размером 100 на 100 метров. В ансамбле здания есть красивые минареты по углам, башенки на фасадах и голубые изразцы на стенах. Посередине внутреннего двора располагается легендарный котёл из бронзы высотой 1,5 метра. По легенде, когда-то давно его доверха наполняли шербетом для прихожан.
5.3 Лашкаргахская соборная мечеть
Лашкаргахская соборная мечеть расположена на юге Афганистана, в провинции Гильменд. В переводе название этой мечети означает «военный лагерь», в прошлом это было место остановки солдат, следовавших вдоль местной реки. Мечеть была выстроена относительно недавно — в 2012 году на средства прихожан и средства, выделенные Объединёнными Арабскими Эмиратами. Сооружение входит в перечень обьектов, охраняемых ЮНЕСКО. Мечеть занимает площадь примерно 6,4 гектара и способна вместить порядка 7 тысяч прихожан.
5.4 Мечеть Ид Гах в Афганистане
Святыня считается второй по величине мечетью Афганистана, она находится в Кабуле и служит центром проведения основных религиозных праздников. Мечеть Ид Гах представляет собой многоминаретное здание с длинными остеклёнными галереями. Согласно истории, именно оттуда афганский эмир Хабибула отправился на третью англо-афганскую войну.
5.5 Пул-е Хишти в Афганистане
Большая мечеть Пул-е Хишти расположена в центре старого Кабула. Огромный синий купол является её отличительной особенностью. Построена она была в конце 18 века, но из-за непрекращающихся войн была разрушена. Сейчас все конструкции полностью восстановлены и отреставрированы.
Всего в Афганистане насчитывается порядка 15 тысяч мечетей. Только в столице страны — Кабуле функционирует более 545 мечетей. В стране насчитывается более 1,5 тысяч мазаров (гробниц) и «святых мест» (зийарат).
Кааба
«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц». (сура Бакара, 125 аят).
Заповедная мечеть, посещение которой является одним из столпов мусульманской религии и смывает совершенные людьми грехи и прегрешения. В ней есть многочисленные места, напоминающие о возлюбленном Аллахом пророке Ибрахиме (Аврааме) и его потомках и свидетельствующие о том, что он был образцом для подражания в религии. Аллах сделал Заповедную мечеть пристанищем для людей, к которому они стекаются, чтобы обрести мирские и духовные блага. Они совершают паломничество раз за разом, но не могут вдоволь насладиться присутствием в этом священном месте.
«Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке(Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров». (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 96-й аят).
Заповедную или Запретную мечеть по праву считают для мусульман главным храмом, поскольку именно рядом с ней расположена главная мусульманская святыня Кааба, сооружение из камня в форме куба, которое расположено в самом центре мечети Масджид Аль-Харам, в ее внутреннем дворе. Кааба или аль-Байт аль-Харам (в переводе с арабского означает «Священный дом»), достигает в высоту пятнадцати метров, а в ширину и длину десять и двенадцать метров. Углы Каабы направлены строго в стороны света, и у каждого угла есть свое название: южный угол называют йеменским, северный угол – иракским, западный угол – левантийским, а восточный угол – каменным. Камень, из которого изготовлена Кааба, — это гранит, а сверху этот гранит покрыт тканью. Внутри Каабы находится помещение, и в это помещение ведет дверь, которая весит двести восемьдесят шесть килограммов и изготовлена из чистейшего золота.
В восточном углу Каабы закреплен аль-Хаджар аль-Эсвад, то есть Черный камень. Он имеет овальную форму, черный цвет с оттенком алого. Черный камень окаймлен ободом из серебра. На поверхности камня есть волнистые линии желтого цвета и красные пятна. В диаметре Черный камень Каабы достигает тридцать сантиметров.
Кааба в разрезе
По преданию, Чёрный камень был ниспослан из рая и он был белее молока, а чёрным его сделали грехи сынов Адама. Это священный метеорит, и его происхождение до сих пор науке неизвестно. Говорят, что камень плавает в воде, очень хрупкий. В 930 году было совершено похищение Черного камня, а когда он был возвращен в Мекку, именно по умению плавать в воде установили его подлинность.
Размеры видимой поверхности Черного камня составляют 20 на 16 сантиметров – к этой части разрешено прикасаться верующим мусульманам, они приходят сюда для того, чтобы поцеловать поверхность священного Черного камня.
С Каабой связано много мусульманских обрядов: в сторону Каабы верующий мусульмане во всем мире поворачиваются во время своих молитв, намазов, вокруг Каабы совершается таваф – обход семь раз против часовой стрелки во время хаджа.