История Татевского монастыря
Татевский монастырь был культурным центром Армении. В настоящее время это обязательное место для посещения туристов, и сюда нельзя приезжать и не хотеть снова его видеть. В 1995 году монастырский комплекс Татев был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здесь Вы увидите древнюю нефтяную мельницу с каменными дробилками, мощные крепостные стены на массивных скалах, качающуюся колонну, которая имеет уникальную средневековую структуру; древние фрески европейского мастера и, конечно же, могила Григора Татеваци.
Здесь вы станете свидетелем необычайной природы Сюника и откроете для себя исторические сокровища Гориса.
История Татевского монастыря восходит к 9 веку. Несомненно, этот монастырь является одним из старейших и самых известных комплексов в истории Армении. Он был построен в 895 году. В комплексе три церкви: собор Погоса Петроса, церкви Святого Аствацацина и Святого Григора, мавзолей Григора Татеваци, памятник «Гавазан» и другие исторические здания.
История создания монастыря
Комплекс Татев возведен на чрезвычайно удобном месте — плоскогорье, представляющее собой идеальную смотровую площадку и расположенное на высоте более 300 м. Монастырь начал строиться в IX веке на месте бывшего большого языческого капища, уничтоженного после принятия Арменией христианства.
К вопросу сооружения монахи подошли обстоятельно: комплекс включал в себя более 6 сотен жилищ и хозяйственных построек и возводился на протяжении нескольких веков — до наступления XIII столетия. С этого момента началась история его расцвета.
Именно здесь в XIV веке был основан одноименный университет и художественная школа, в результате чего монастырь стал настоящим центром духовной, творческой и научной жизни Армении. На тот момент в комплексе проживало более пяти сотен монахов, среди которых были музыканты, математики, философы, композиторы и художники. Имелся в монастыре и свой скрипторий с несколькими тысячами бесценных рукописей.
Сегодня в Татеве хранятся частицы мощей 11 апостолов — последователей Христа, что привлекает множество паломников и делает комплекс одной из самых популярных туристических достопримечательностей.
Этимология
Согласно традиции, Татевский монастырь назван в честь Евстатея, ученика святого апостола Фаддея , который проповедовал и принял мученическую смерть в этом регионе. Его имя превратилось в Татев.
Народная этимология включает легенду, повествующую о событии, связанном со строительством главной церкви, когда ученик тайно взбирается на вершину ее шпиля, намереваясь поставить крест собственного дизайна. Тем не менее, ученик был замечен своим учителем во время спуска. Потрясенный своим открытием, ученик теряет точку опоры и падает в бездну, призывая Бога дать ему крылья, что по-армянски означает «Та Тев».
Расстояние и как добраться из Еревана
Столицу Армении и монастырь разделяет целых 250 км. Путешествие к достопримечательности лучше планировать с заездами к другим интересным объектам, и с ночевками: путь будет долгим и в один день может не уместиться. Самый оптимальные вариант поездки — на такси или собственном автомобиле. Дорога в одну сторону обойдется примерно в 30–35 тыс. драм.
Дорога из Еревана в Татев на карте:
Можно использовать следующие варианты путешествия:
- Из Еревана на такси добраться до Гориса — 4000 драм и 5 часов в дороге. Затем, от Гориса до Алидзора, также на такси — 3000 драм в один конец, плюс плата за ожидание машины (около 1000 драм в час);
- После поездки до Гориса можно дождаться автобуса, что идет до Татева: в 15:00 он каждый день отправляется с автостанции. Стоимость поездки — 700 драм;
- С автостанции Гориса также можно добраться до Алидзора: автобус отъезжает по будням в 07:30 и 14:30. Стоимость поездки — 350 драм.
Экскурсия в Татев из Еревана с заездом в монастырь Нораванк в уличных турагентствах стоит от 18 000 драм с человека.
Безопасность канатной дороги
Для большинства туристов важен момент безопасности, но волноваться по поводу поездки не стоит. По заверению инженеров, при создании конструкции применялись максимальные меры безопасности. Каждую кабину поддерживают шесть тросов, которые выдерживают 10–15 кратное превышение номинальной нагрузки. Даже появление сильного ветра до 70-и метров в секунду не может помешать нормальному функционированию канатной дороги.
Пропускная способность «Крыльев Татева» составляет 240 человек в час.
Тросы распределяются по формуле «три на каждую кабинку»: один из них является приводным, а два несущими. В качестве главных приводов выступают два мощных электродвигателя — основной и резервный. Все экстренные случаи здесь предусмотрены: если электрическое питание внезапно прервется, настанет время работы дизельного двигателя с автоматическим подключением.
Вид из кабины сверху, Оганес Plavi Франгулян
Монашеский феодализм
Татевский монастырь был феодальной организацией. Он стал заметным и влиятельным монастырским центром вскоре после своего основания, обладая обширными земельными участками и большим количеством деревень. Самые ранние упоминания о его основании описаны в « Истории провинции Сюник» Степаноса Орбеляна , где Орбелян описывает договор, посредством которого принц Ашот, сын принца Филиппа Сюникского, очертил ее границы.
Вскоре после передачи земель крестьяне Цураберда (ныне Сваранц), Тамалека, Авеладашта и других сел отвергли власть монастыря и начали с ним длительную борьбу. Дважды протесты трансформировались в открытые восстания и продолжались с некоторыми перерывами до 990 г., когда царь Сюник Васак разрушил Цураберд и разогнал его население. Историки связывают восстания с тондракийской ересью , которая появилась в истории Армении примерно в то же время, что и крестьянские восстания (IX – XI века) и которая также была подавлена примерно в то же время.
Татевское епископство владело 47 селами и получало десятину из 677 других сел. Он приобрел такую экономическую мощь, что в 940–950 годах епископ Акоп попытался отделиться от Первопрестольного Эчмиадзина . Его сепаратистские мечты разбились, когда католикос Анания Мокаци предал его анафеме . Окружающие регионы воспользовались ослабленным положением Татева, отказались от его господства и основали свои епархии. В 958 году епископ Ваган (впоследствии католикос Ваган Сюнеци) восстановил некоторые епископские права и собственность. В 1006 году епископу Ованесу V удалось восстановить митрополичьи привилегии епархии.
Канатная дорога в Татеве
Канатная дорога «Крылья Татева» открылась в 2010 году. Ее построили в рамках программы реконструкции обители, которая вскоре должна стать крупным туристическим центром.
Впечатляет также высота, над которой дорога подвешена: максимальная точка достигает 320 м. Проект «Крыльев» был разработан совместным предприятием Австрии и Швейцарии, а его воплощением в жизнь занимались армянские строители.
«Крылья Татева» имеет важное практическое значение. Ее появление значительно сократило время, в течение которого туристы добирались до достопримечательности
Кроме того, дорога соединила два села — Татев и Галидзор. Ранее путь по серпантину из одной точки в другую занимал целый час, теперь же этот показатель сократился до 11 минут.
Канатная дорога берет начало в поселке Алидзор. По ней движется две кабины, вместимостью 30 человек. Скорость движения «Крыльев» — 37 км/час. Мощные опорные конструкции разделяют их на четыре отрезка, длина самого продолжительного из которых составляет 2 км. и 700 м. Пропускная способность дороги — 240 человек в час.
Основные строения
Величие архитектурного ансамбля трудно переоценить. В его центре расположена Церковь Св. Петра и Павла, являющаяся самым главным и крупным сооружением монастыря. Она словно поднимается над каменным основанием и награждает особой монументальностью всю композицию.
Собор выглядит немного архаично, но также в нем присутствуют и черты современности. На туристов производят большое впечатление объемные формы церкви, ее зонтичные купола. Окна украшены барельефами в виде человеческих лиц, к которым повернуты головы змей, высовывающих свое жало. В некоторых местах на соборе можно разглядеть остатки фресок.
Wael Choghari
Наиболее древним сооружением стал Храм Святого Григора Просветителя. Он был построен в 848 г. Сюникским князем Пилипосом, подарившим монастырю село Татев. Храм находится с южной стороны основного собора.
Ценным произведением признан всем известный монумент «Гавазан» или «Посох», установленный в 904 г. недалеко от комнат для проживания. Он сделан из небольших камней и представляет собой столб с восемью гранями. Его высота восемь метров, на самом верху расположен орнаментированный карниз, выше которого находится хачкар.
Алла Цветкова
Интерес для туристов представляет и церковь Св. Аствацацин или Св. Богородицы, являющаяся небольшим купольным залом с нишами. Каждый ее фасад, кроме расположенного на западной стороне, имеет заостренное зонтичное перекрытие. Рядом с церквями высятся комната настоятеля, обеденная, имеющая кухню, помещения для жилья, колокольня и кладовые, возведенные в XVII-XVIII вв.
Татев будто парит над горами и может крайне удивить впервые оказавшегося в этом месте человека. Узкие ходы, выводящие посетителя из просторного зала в ряд комнат неизвестного характера, лестницы из камня, арочные проемы, ведущие в пустоту, всё это чарует и надолго остается в памяти.
История монастыря
В момент основания при монастыре была лишь одна церковь и некоторое количество монахов. В X веке туда перешла Сюникская Митрополия, что привело к расширению владений. К концу XI века был возведен собор Св. Петра и Павла, а также две церкви Св. Богородицы и Св. Георгия Просветителя, тогда же отстроили гостиницу для паломников и прочие здания, братия увеличилась до 500 человек. В те времена Татев не раз страдал от вторжения иноземцев и периодически случавшихся землетрясений.
Berdj Sanosian
Пришедший к власти род Орбелян стал восстанавливать разрушенные части монастыря, поэтому XIII-XIV века были отмечены его небывалым расцветом. На тот момент на его территории функционировал Татевский университет, являющийся крупнейшим центром в области философии и науки Армении средних веков. Братия увеличилась до 1000 человек, при университете была отстроена обширнейшая библиотека матенадарана. Одновременно с этим Татев стал вместилищем для 9800 святых мощей, среди них были даже волосы Св. Богородицы.
В 1387 году монастырь подвергся нашествию Тамерлана, тогда же было сожжено и разграблено его богатейшее книгохранилище с тысячами рукописей, пришедшие вслед за ним кочевые племена веком позже опустошили университет и подтолкнули к переселению владыку Шмавона с братией в Санаинский монастырь.
В конце XIX века монастырь имел в собственности всего 9 сел, в нем самом жили лишь настоятель, пара вардапетов, пара клириков и пара слуг.
В 1931 году землетрясение практически целиком разрушило Татев, а уже в 1974-98 годах основные постройки восстановили.
Крылья Татева в Армении — история
Татевский монастырь («Крылья Татев», Татев, Татевиванк) — это крупнейший храмовый комплекс Армении, созданный на рубеже 9–10 веков. Он расположен в Сюникском районе, на краю глубокого ущелья реки Воротан. Высота обители над уровнем моря — 1600 м.
Основатели монастыря — крупный феодал Ашот, его супруга, а также князья Григор Супан 2 и Балка Дзагик. Согласно летописи, ранее место святыни занимал языческий храм, но после того, как христианство было провозглашено официальной религией страны, он утратил актуальность и значимость.
К 10 веку в стенах обители нашли свой дом более 1000 человек, а спустя еще три столетия монастырь стал собирать налог более чем с 600 деревень в округе. В средние века «Крылья Татев» являлся одним из самых важных центров просвещения и науки в государстве: в 1373 году здесь открылся одноименный университет, при котором начала работу школа миниатюры, где преподавалась книжная иллюстрация и художественное искусство.
Архитектурный ансамбль Татевского монастыря формировался несколько веков. Он включает несколько культовых и хозяйственных построек, возведенных в разное время:
- Сурб Григор Лусаворич (св. Григория Просветителя). Самый древний храм среди всех: церковь воздвигли в 1295 году, вместо утраченной постройки 836–848 годов. Она прилегает к южному фасаду главного кафедрального собора обители;
- Сурб Погос-Петрос (храм апостолов Петра и Павла). Основной собор монастыря. Это внушительное сооружение, возведенное в 895–906 годах. Отличается богатым внутренним убранством. Здесь находится гробница святого Григора Татеваци;
- Гавазан. Самый ценный и уникальный объект Татева. Представляет собой восьмигранную вращающуюся колонну в честь Святой троицы, которую венчает каменный крест хачкар. Установлена в 904 году;
- Сурб Аствацацин (церковь Пресвятой Богородицы). Построена в 11 веке над гробницей монастыря. Самая маленькая из трех его храмов;
- Пустынь Татева. Появилась в 14 веке. Расположена несколько ниже главной обители. Ее основали в 14 веке монахи Аранца;
- Маслодавильня Дзит Ан. Сооружена в 17 столетии;
- Сурб Григор Татеваци (гробница). Скромное здание с куполом, построенное в 18 веке над захоронением известного деятеля средневековья.
Несмотря на выгодное, труднодоступное расположение, Татев не раз подвергался набегам врагов: его жгли, грабили, разрушали, но тем не менее он снова восставал из руин. Еще одна напасть — частые землетрясения. Самый губительным оказался катаклизм 1921 года. Сейчас монастырь переживает свое второе рождение: его реставрируют, реконструируют, и любой желающий сегодня может насладиться шедевром средневековой архитектуры.
Чертов мост
Если вы любопытный и смелый человек, заинтересованный в раскрытии тайн, у этого места есть особое предложение для вас. «Сатани Камурдж» или Чертов мост — это естественный мост (длина 30 м, ширина 60 м), как будто сама Мать-природа создала этот замечательный, захватывающий дух вид. Одно из чудес природы находится в глубоком каньоне, недалеко от реки Воротан и Татевского монастыря. Мост Дьявола считается настоящим образцом творения Матери Природы. Он был сформирован за десятилетия под постоянным влиянием воды и ветра. Рядом с ним можно увидеть теплые источники с красивыми окрестностями. С рек можно увидеть таинственные каньоны.
Итак, самая красивая природа, глубокие каньоны, горные цепи и горные реки, все это можно найти в Сюнике. Здесь можно летать, обрести крылья и открыть для себя загадки Армении. У вас, несомненно, останутся незабываемые воспоминания.
История
Татевский монастырь расположен на юго-востоке Армении , в районе древнего армянского Сюника , недалеко от города Горис и в 280 км от Еревана . Плато Татев использовалось с дохристианских времен, здесь находился языческий храм. Храм был заменен скромной церковью после христианизации Армении в 4 веке.
Развитие Татевского монастыря началось в IX веке, когда он стал резиденцией епископа Сюника. Историк Степанос Орбелян в своей « Истории провинции Сюник» описывает строительство новой церкви рядом со старой в 848 году при финансовой помощи князя Филиппа Сюникского . С ростом экономического и политического значения центра стареющие здания больше не соответствовали его требованиям, и, таким образом, епископ Ованес (Иоанн) получил финансовую помощь князя Сюникского Ашота для строительства нового монастыря.
В начале XI века в Татеве проживало около 1000 монахов и большое количество ремесленников. В 1044 году вооруженные силы соседних эмиратов разрушили церковь Святого Григория и окружающие ее постройки, которые вскоре после этого были реконструированы. В 1087 году к северу от комплекса была построена церковь Святой Марии. Монастырю был нанесен значительный ущерб во время вторжений сельджуков в 12 веке и землетрясения в 1136 году. В 1170 году турки-сельджуки разграбили монастырь и сожгли около 10 000 рукописей. Монастырь был перестроен усилиями епископа Степаноса в конце 13 века.
Изображение монастыря 1881 года.
При монгольском владычестве монастырь был освобожден от налогов. Он восстановил свою экономическую мощь с помощью семьи Орбелянов. Его влияние еще больше возросло, когда в 1286 году орбелианцы взяли под свой контроль монастырь, Степанос Орбелян был рукоположен в митрополиты и сумел воссоединить ряд окружающих епархий в пределах своего царства. С основанием университета в 14 веке Татев стал главным центром армянской культуры.
Во время походов Тимура переулка на Сюник (1381–1387) Татев был разграблен, сожжен и лишен значительной части своих территорий. Монастырь получил дополнительный удар во время вторжения Шахрукха в 1434 году.
Монастырь c. 1920 г.
Монастырь возродился в 17-18 веках; его постройки восстановлены и добавлены новые. Он был снова разграблен во время вторжений персидских войск под предводительством Ага Махмет-хана в 1796 году. В 1836 году царская Россия положила конец столичной власти Татева путем установления Пологении, и Сюник стал частью Ереванской епархии.
26 апреля 1921 г. состоявшийся в Татеве II Панзангезурский съезд провозгласил независимость Республики Горная Армения . В состав государства вошли районы каньона Татев, Сисиан и Гндеваз. Город Горис стал столицей непризнанного государства, его верховным главнокомандующим стал Гарегин Нжде .
Монастырь серьезно пострадал в результате землетрясения 1931 года , купол св. Павла и Петра и колокольня были разрушены. В последние годы св. Церковь Павла и Петра была реконструирована, но колокольня остается разрушенной до наших дней.
Татевский университет
Татевский монастырь сыграл заметную роль в развитии культурной жизни Армении . В своей истории провинции Сюник , Степанос Орбеляно описывает , как монастырь служил в качестве хранилища для тысяч ценных рукописей , монастырских и официальных документов и договоров. В монастыре находился университет, действовавший между 1390 и 1434 годами, в котором преподаватели получали образование и готовили не только для провинции Сюник , но и для других регионов Армении.
В начале 1340 — х годов, после упадка университета Гладзор , Ован Воротнеци отошел от Вайоц дзор и прибывать в Dzghook, Vorotn, он получил благословение и покровительство Орбелян князей продвигать систему образования в Татев. Воротнеци использовал свой опыт, полученный в Гладзоре, для пересмотра учебного плана, а также для организации приема и классификации студентов и преподавателей. Это позволило в короткие сроки превратить Татев в достойный университет, привлекая студентов из разных регионов Великой Армении и Киликии .
Воротнеци организовал университет в три отделения — изучение армянских и зарубежных писаний, изучение священного писания и, наконец, изучение музыки. Первый включал изучение гуманитарных и социальных наук, философии, ораторского искусства, грамматики, литературы и истории. Второй был посвящен каллиграфии , художественному оформлению книг и росписи миниатюр и фресок. Третий отдел включал старинную музыку и музыковедение.
После смерти Воротнеци в 1388 году Григор Татеваци взял на себя роль настоятеля. Ему удалось поднять уровень университета на небывалую высоту. За время его правления Татев пережил наиболее динамичный и творческий период. Темы обучения включали армянскую литературу , толкование и анализ Ветхого и Нового Заветов, сочинения святых отцов, сочинения Платона , Аристотеля , Филона Александрийского и Порфирия и их анализ.
Татевский университет стал ведущим научным и культурным центром того времени. Его достижения кажутся еще более значительными, если рассматривать их в контексте турбулентной политической ситуации и бесконечных разрушений того периода, когда Университет время от времени был вынужден мигрировать, чтобы избежать преследований со стороны сил вторжения.
Татевский университет возглавил усилия по борьбе с влиянием Fratres Unitores в Армении . Униторы были армянской ветвью доминиканского ордена и результатом инициативы Папы Иоанна XXII по распространению влияния Святого Престола на Азию и латинизации Великой Армении . Ученые Татевского университета боролись против прозелитизма униторцев и стремились уменьшить их влияние на Армянскую церковь и народ.
После распада Киликийского армянского царства в 1375 году ученые Татева во главе с Григором Татеваци, а затем его последователями, особенно Товма Мецобеци и Ованнес Хермонеци, сыграли важную роль в убеждении властей вернуть верховный патриарший престол Армянской церкви. от Сис до Эчмиадзина , первоначального престола Святого Григория Просветителя . Усилия увенчались успехом в 1441 году по решению Национального конгресса Эчмиадзина, став одним из самых значительных событий в истории Армении того века.
Известность университета стала ослабевать после смерти Григора Татеваци . Несмотря на неустрашимые усилия его новых лидеров, политические и экономические условия, усугубленные проблемами безопасности того периода, привели к тому, что Татев потерял свой блеск и, наконец, перестал функционировать после вторжений Шахрукха в 1434 году.