Фото Эчмиадзина (55 фото)

Известные люди

  • Захария II (? –1520), Католикос всех армян 1515–1520 гг.
  • Григорий XII (1498–1590), католикос всех армян 1576–1590 гг.
  • Давид IV (? –1633), католикос всех армян 1590–1629 гг.
  • Макар Экмалян (1856–1905), композитор
  • Оганес Оганесян (1864–1929), поэт
  • Авраам Гюлханданян (1875–1946), политик и историк.
  • Левон Манасерян (1925), художник
  • Арам Асатрян (1953–2006), певец
  • Хорен Гевор (1980–), профессиональный боксёр
  • Мигран Арутюнян (1989-), борец, профессиональный боец ММА, серебряный призер Олимпийских игр.
  • Андраник Карапетян (1995-), чемпион Европы по тяжелой атлетике
  • Арман Адикян (1984-), борец греко-римского стиля
  • Сирануш Андриасян (1986-), профессиональный шахматист, трехкратный чемпион Армении.

География и климат

Карта современного Вагаршапата

Вагаршапат — крупнейший город-спутник Еревана и 4-й по численности населения город Армении. Он расположен к западу от Еревана в бассейне реки Касах , на северо-восточной оконечности Араратской равнины и очень близко к международному аэропорту Звартноц .

Согласно « Истории Армении» Моисея Хоренского и в результате нескольких археологических исследований, проведенных в этом районе, наиболее вероятным местом расположения древнего города Вагаршапат является район холма Шреш у реки Касах.

Холм Шреш или Конд Гуго , как его называли местные жители, находится всего в 500 метрах к северо-востоку от современного Вагаршапата, по дороге в Ошакан . Это искусственный холм диаметром 123 метра (404 фута) в длину. Первые раскопки были проведены в 1870 году. В 1913 и 1928 годах здесь проводились раскопки археологом Ервандом Лалаяном . В период с 1945 по 1950 год вокруг холма и близлежащих участков Мецамор и Мохраблур проводились широкомасштабные раскопки.

Исторически сложилось так , Вагаршапатского находится в самом сердце Армянского нагорья , в Aragatsotn кантона (арм Արագածոտն գաւառ Aragatsotn Гавар , не следует путать с нынешней провинции Арагацотн ) из Айрарат провинции, в Армении майор .

Средняя высота города составляет 853 метра (2799 футов) над уровнем моря . Климат холодный, полузасушливый (по классификации климата Кеппена BSk ).

Русская Православная Церковь

Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана. Духовный ]Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.

История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Также на территории монастыря расположены:

  • «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
  • монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
  • монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
  • Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
  • Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958-1962 гг. Духовная академия (начало XX века);
  • Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.

Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.

Этимология

По словам Мовсеса Хоренаци , местность Вагаршапата была известна как Артимед (Արտիմէդ), происходящее от древнегреческого божества Артемиды . Позже он был переименован в Аван Вардгеси (Աւան Վարդգէսի, «Город Вардгес») или Вардгесаван (Վարդգէսաւան) князем Вардгесом Мануком, который восстановил поселение у берегов реки Касах во время правления короля Армении Оронта I Сакавакьяца (570–570 гг. 560 г. до н.э.). Однако, в своей первой книге, войны Юстиниана , византийский историк Прокопий относится к городу как Valashabad (Balashabad), названному в честь короля Vologases I Армении . Имя превратилось в свою более позднюю форму благодаря сдвигу медиального l на gh , что является обычным в армянском языке. Мовсес Хоренаци упомянул, что город Вардгес был полностью перестроен и огорожен королем Вагаршем I и стал известен как Норакагак (Նորաքաղաք, «Новый город»), а позже — Вагаршапат .

Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.

Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.

Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.

Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.

Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.

Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.

Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.

Эчмиадзин — сердце армянской церкви

Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.

По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.

В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.

В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

К Эчмиадзинскому собору в стране особое отношение. Он считается сердцем и душой всех армян. В соборе сегодня ведутся работы по укреплению фундамента и стен, реставрируют фрески.

Строительство Кафедрального собора начал первый Католикос всех армян Григор Просветитель. По легенде, Христос явился к патриарху во сне и указал место для возведения монастыря. «Эчмиадзин» так и переводится «место, где сошел Единородный». Первый камень был заложен в 303 году, а строился собор несколько столетий.

«Первоначально собор был построен из дерева в форме базилики. На протяжении веков храм перестраивался, ему придали крестообразную форму, увенчали куполом. И только в седьмом веке возвели каменные стены», — говорит священник Амбарцум Даниелян.

Обычно армянские храмы аскетичны, они не отличаются богатством внутренней росписи. Но только не Кафедральный собор. Он поражает своим великолепием. На стенах растительные орнаменты в золотисто-красных и сине-лиловых тонах, которые символизируют рай.

Под сводами храма притаились шестикрылые серафимы. В христианской мифологии так называют ангелов, особо приближенных к Богу и прославляющих его.

Первопрестольный Эчмиадзин построен на воде. Возможно, благодаря этой архитектурной хитрости храм выдержал многочисленные землетрясения. С древних времен сохранился один из колодезных люков. Раньше они часто встречались в монастыре. Священнослужители использовали воду из колодцев — она чистая, питьевая.

Образование

Геворкянская духовная семинария, открыта в 1874 г.

Геворкянская духовная семинария — одно из самых значительных учебных заведений Армении. Другие учебные заведения включают Университет Григора Лусаворича и промежуточный колледж профессионального образования.

Центр теологии и арменоведения имени Гарекина I.

С 2000 года в городе действует
Центр теологии и арменоведения имени Гарегина I.

По состоянию на 2009 год в Вагаршапате находится 14 государственных средних школ, 8 детских садов и 2 музыкальные академии.

Новый комплекс Евнекской школы Первопрестольного был открыт в сентябре 2017 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: