Вагаршапат — vagharshapat

Кухня и рестораны

Кулинарный символ города — «кюфте». Эчмиадзинский вариант этого блюда — котлета из мелко рубленного пряного говяжьего фарша, сваренная в бульоне. После варки на нее кладут кусочек сливочного масла. «Кюфте» подают практически во всех заведениях города, так как абсолютное их большинство специализируется на армянской кухне. Есть в Вагаршапате и парочка пиццерий, но питаются там в основном местные — чтобы разнообразить свой рацион едой не кавказского происхождения.

В среднем счет за обед в кафе редко превышает 2000-2500 AMD, а за ужин в ресторане — 5000 AMD на двоих. Самый популярный фастфуд в городе — шаурма и «ламаджо» (армянский вариант пиццы). Поесть в быстром формате можно за 750-900 AMD.

Примечания[править | править код]

  1. Nina Garsoïan. The Arsakuni Dynasty (A.D. 12——428) // The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 70. «This king, apparently under another Arsacid known to Dio Cassius as „Vologeses the son of Sanatruces“ (Dio, LXVIII; vol. VIII, pp. 418-19) and as Vaiars (Vagharsh) to Movses Xorenac‘i, was to reign from 117 to 138/40. He evidently extended his rule to all of Greater Armenia, since the cities of Valarsapat (Vagharshapat) (called Kaine Polis „New City“ by the Greeks), Valarsawan (Vagharshavan), and Valarsakert (Vagharshakert) are clearly his foundations.»
  2. Encyclopedia of Early Christianity. — Routledge, 2013. — P. 227. «Gregory the Illuminator established the center of the church in the Armenian capital city of Vagarshapat, later named Echmiadzin. It moved subsequently to Dvin from 484 to 901, then to Cilicia in 1116, and in 1441 back to Echmiadzin. This final move provoked a division between the catholicate of Echmiadzin and those who remained in the city of Sis in Cilicia, who formed the catholicate of Cilicia, which in the early twentieth century was transferred to Antylias in Lebanon.»
  3. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 160. — 372 с. — ISBN 5-89216-029-7.
  4. ↑ — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  5. ↑ — статья из Encyclopædia Iranica. S. Peter Cowe
  6.  .
  7. с. 210.

История[править | править код]

Эчмиадзин, или Учкилиса на карте 1723 года. Автор Гийом Делиль.

Город расположен в области Айрарат в центральной части исторической Армении. Город был основан царём Великой Армении Вагаршем I в начале II века н. э. на месте села Вардкесаван. С I века до начала V века царский домен армянских Аршакидов. В 163 году, во время кратковременной оккупации Армении, город был объявлен римской столицей Армении под названием Кайнеполис («Новый город»). Вагаршапат значительно пострадал во время депортации части населения Армении сасанидом Шапуром II после 363 года. После того, как Двин стал столицей Армении во второй половине V века, статус Вагаршапата оставался, в основном, религиозным.

Город был главным духовным центром Армянской апостольской церкви.

С 1410 года с образованием туркоманского государства Кара-Коюнлу город был известен также под тюркским названием Учкилиса́, означающем «три церкви». До Октябрьской революции — уездный город Эриванской губернии.

Образование

Геворкянская духовная семинария, открыта в 1874 г.

Геворкянская духовная семинария — одно из самых значительных учебных заведений Армении. Другие учебные заведения включают Университет Григора Лусаворича и промежуточный колледж профессионального образования.

Центр теологии и арменоведения имени Гарекина I.

С 2000 года в городе действует
Центр теологии и арменоведения имени Гарегина I.

По состоянию на 2009 год в Вагаршапате находится 14 государственных средних школ, 8 детских садов и 2 музыкальные академии.

Новый комплекс Евнекской школы Первопрестольного был открыт в сентябре 2017 года.

Храмы Эчмиадзина

Саак Дзоропореци. «Единородный от Отца» (VII—VIII вв):

Придем и воздвигнем здесь
пречистого света кладезь!—
Ибо здесь воссиял нам свет,
озаривший землю армянскую.

Эчмиадзин — исторический центр армянской апостольской церкви. В городе находятся монастырь с резиденцией католикоса, Эчмиадзинский кафедральный собор, богословские учебные заведения. Собор, в виде обычной базилики, был построен в 303 г., вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии, затем реконструирован в V и VII веках. Колокольня построена в 1653—1658 г., ризница — в 1869 г.

В интерьере собора есть фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков (Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII в. (О. Овнатанян). В комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века), гостиница (середина XVIII века), дом католикоса (1738—1741), школа (1813), каменный водоём (1846) и другие постройки. В советское время возведены многочисленные жилые дома и общественные здания.

В Эчмиадзине также находятся храмы Рипсимэ (618), купольная базилика Гаянэ (630, реставрирована в 1652) с трёхарочным гавитом (1683), церковь Шокагат (1694). В соборе расположен музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства (основан в 1955).

Кафедральный собор, IV век, реконструирован в V веке Церковь Св. Гаянэ, 630 год Церковь Св. Рипсимэ, 618 год

Храмы Эчмиадзина[править | править код]

Саак Дзоропореци. «Единородный от Отца» (VII—VIII вв):

Придем и воздвигнем здесь пречистого света кладезь!— Ибо здесь воссиял нам свет, озаривший землю армянскую.

Эчмиадзин — исторический центр армянской апостольской церкви. В городе находятся монастырь с резиденцией католикоса, Эчмиадзинский кафедральный собор, богословские учебные заведения. Собор, в виде обычной базилики, был построен в 303 г., вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии, затем реконструирован в V и VII веках. Колокольня построена в 1653—1658 г., ризница — в 1869 г.

В интерьере собора есть фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков (Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII в. (О. Овнатанян). В комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века), гостиница (середина XVIII века), дом католикоса (1738—1741), школа (1813), каменный водоём (1846) и другие постройки. В советское время возведены многочисленные жилые дома и общественные здания.

В Эчмиадзине также находятся храмы Рипсимэ (618), купольная базилика Гаянэ (630, реставрирована в 1652) с трёхарочным гавитом (1683), церковь Шокагат (1694). В соборе расположен музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства (основан в 1955).

Кафедральный собор, IV век, реконструирован в V веке Церковь Св. Гаянэ, 630 год Церковь Св. Рипсимэ, 618 год

История

Эчмиадзин, или Учкилиса на карте 1723 года. Автор Гийом Делиль.

Город расположен в области Айрарат в центральной части исторической Армении. Город был основан царём Великой Армении Вагаршем I в начале II века н. э. на месте села Вардкесаван. С I века до начала V века царский домен армянских Аршакидов. В 163 году, во время кратковременной оккупации Армении, город был объявлен римской столицей Армении под названием Кайнеполис («Новый город»). Вагаршапат значительно пострадал во время депортации части населения Армении сасанидом Шапуром II после 363 года. После того, как Двин стал столицей Армении во второй половине V века, статус Вагаршапата оставался, в основном, религиозным.

Город был главным духовным центром Армянской апостольской церкви.

С 1410 года с образованием туркоманского государства Кара-Коюнлу город был известен также под тюркским названием Учкилиса́, означающем «три церкви». До Октябрьской революции — уездный город Эриванской губернии.

Примечания

  1. Nina Garsoïan. The Arsakuni Dynasty (A.D. 12——428) // The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 70. «This king, apparently under another Arsacid known to Dio Cassius as „Vologeses the son of Sanatruces“ (Dio, LXVIII; vol. VIII, pp. 418-19) and as Vaiars (Vagharsh) to Movses Xorenac‘i, was to reign from 117 to 138/40. He evidently extended his rule to all of Greater Armenia, since the cities of Valarsapat (Vagharshapat) (called Kaine Polis „New City“ by the Greeks), Valarsawan (Vagharshavan), and Valarsakert (Vagharshakert) are clearly his foundations.»
  2. Encyclopedia of Early Christianity. — Routledge, 2013. — P. 227. «Gregory the Illuminator established the center of the church in the Armenian capital city of Vagarshapat, later named Echmiadzin. It moved subsequently to Dvin from 484 to 901, then to Cilicia in 1116, and in 1441 back to Echmiadzin. This final move provoked a division between the catholicate of Echmiadzin and those who remained in the city of Sis in Cilicia, who formed the catholicate of Cilicia, which in the early twentieth century was transferred to Antylias in Lebanon.»
  3. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 160. — 372 с. — ISBN 5-89216-029-7.
  4. ↑ — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  5. ↑ — статья из Encyclopædia Iranica. S. Peter Cowe
  6.  .
  7. с. 210.

Этимология[править | править код]

Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван «селение». В 140-х гг. царь Великой Армении Вагарш I окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат — «город Вагарша» (перс. апат, абад‎ «селение, город»). Во II—IV веках город был столицей Великой Армении. В центре находится собор, построенный в первые годы IV века на том месте, где, согласно преданию, Григорию Просветителю явился Христос. В память об этом событии собор получил название Эчмиадзин — букв.: «сошёл Единородный». В 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзи́н (арм. Էջմիածին) по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря — резиденции католикоса Всех Армян, центра Армянской апостольской церкви. В 1992 году городу вернули прежнее название, однако в обиходе используются оба названия.

Достопримечательности Вагаршапата

Вагаршапат называют городом церквей, главные его достопримечательности — храмы. Комплекс из 5 из них включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В этой церкви находится престол католикоса Армянской апостольской церкви. Алтарь храма размещен как раз над местом, где раньше находилось языческое святилище. В 20 веке здание подверглось тщательной реставрации: обновили сохранившиеся фрагменты настенной росписи, укрепили арки и колонны, а массивный храмовый купол получил новое свинцовое покрытие.

Рядом с главной церковью города находится еще один примечательный храм — церковь Св. Рипсиме. Это блестящий пример раннехристианской архитектуры 7 века с темными сводами и огромным внутренним пространством. Церковь окружена глинобитной крепостной оградой 18 столетия. В храме находится усыпальница Св. Рипсиме.

На месте расположившейся по соседству церкви Шогакат раньше стоял храм 7 века, который был перестроен в 1694 г. «Шогакат» переводится как «снисходящий свет», символизируя славу убитых здесь христианских девушек, среди которых и уже упоминавшаяся Рипсиме. Притвор церкви Св. Гаяне 7 века (так звали еще одну армянскую мученицу) — место упокоения высших духовных лиц монастыря. На территории комплекса также находятся руины храма, построенного католикосом Нерсесом в 7 столетии.

Экономика

Промышленность

Вагаршапат был домом для первой бумажной фабрики в истории Армении. В 1780 году ереванский католикос Симеон I основал Эчмиадзинскую бумажную фабрику, просуществовавшую 6 лет.

При советской власти город превратился в важный промышленный центр. Здесь располагались 4 крупных промышленных предприятия, специализирующихся на производстве военной техники. Однако после распада Советского Союза урожайность растений снизилась.

В настоящее время промышленность города в основном базируется на пищевой. Крупнейшие промышленные предприятия города: приборостроительный завод в Эчмиадзине, основанный в 1966 году, консервный завод EPG в Эчмиадзине, основанный в 1969 году, молочный завод в Эчмиадзин Кат, основанный в 1997 году, завод по производству зерна Sonimol, основанный в 2001 году, винно-коньячный и водочный завод в Эчмиадзине. основана в 2005 году, а завод по уничтожению биологических отходов «Экология ВКХ» основан в 2009 году.

Центр Вагаршапата

Туризм

Будучи духовным центром армянского народа во всем мире, Вагаршапат является одним из основных туристических направлений как для армян, так и для иностранных гостей. Он является домом для Всемирным наследием ЮНЕСКО в Эчмиадзин собора , Звартноц , Санкт Рипсиме Церковь , Святой Гаяне Церкви и Шогакат Церковь , сгруппированных в целом как собор и церкви Эчмиадзина и археологический памятник Звартноц .

Machanents Туристический центр Вагаршапат предоставляет уникальный объект для посетителей города. В комплексе есть культурный центр с небольшим театром, пабом и джаз-клубом, традиционной кухней и бутик-отелем. Гостинично-казино « Звартноц » находится у восточного въезда в город.

Другие проекты и деятельность Первопрестольной

Мать Престола отвечает за многие образовательные и социальные программы, в том числе:

  • Стоматологическая клиника: работает с 2003 года в отреставрированном здании, первоначально построенном как духовная больница в 1902 году, расположенном недалеко от комплекса Материнского Престола в Вагаршапате. Здесь есть четыре полностью оборудованных стоматологических кабинета, а также кабинет логопеда. Клиника предлагает бесплатную стоматологическую помощь семьям жертв и ветеранов Первой Нагорно-Карабахской войны , ветеранам Великой Отечественной войны , инвалидам и семьям, страдающим от бедности.
  • Детский дом: расположен во дворе церкви Святой Гаяне, где проживают 45 детей-сирот в возрасте от 6 до 16 лет. Проект финансировали Джордж и Джон Куркджиан из Соединенного Королевства.
  • Дом для престарелых: расположен в Вагаршапате, предоставляет убежище, еду, медицинское обслуживание и гуманитарную помощь более чем 50 пожилым мужчинам и женщинам.
  • Нерсийский лес и детская площадка: детская площадка была открыта в июне 2009 года на юго-западе монастырского комплекса, на территории Нерсинского леса Первопрестольной.
  • Городской стадион Вагаршапат : футбольный стадион, открытый в 1973 году к югу от комплекса «Матерь Престол», вмещающий 3000 зрителей. В ближайшее время стадион будет полностью отремонтирован при финансовой поддержке церковных благотворителей.
  • Плавательный комплекс на озере Нерсесиан: расположен к югу от комплекса Матери Престол, к западу от футбольного стадиона, в ближайшее время будет полностью отремонтирован.
  • Шогакат ТВ Первопрестольной: базируется в районе Шенгавит Еревана, вещает с ноября 2002 года.
  • Солнечный фотоэлектрический парк «Let It Be Light»: расположен к югу от Первопрестола, за стенами комплекса. Проект был инициирован и реализован в 2017 году, включая установку солнечных водонагревателей и фотоэлектрических батарей, стоимостью более 2 миллионов долларов США. Он также включает в себя солнечный парк, систему солнечного отопления и программы повышения эффективности использования солнечной энергии. Проект финансировался Семейным фондом Тунянов .

Этимология

По словам Мовсеса Хоренаци , местность Вагаршапата была известна как Артимед (Արտիմէդ), происходящее от древнегреческого божества Артемиды . Позже он был переименован в Аван Вардгеси (Աւան Վարդգէսի, «Город Вардгес») или Вардгесаван (Վարդգէսաւան) князем Вардгесом Мануком, который восстановил поселение у берегов реки Касах во время правления короля Армении Оронта I Сакавакьяца (570–570 гг. 560 г. до н.э.). Однако, в своей первой книге, войны Юстиниана , византийский историк Прокопий относится к городу как Valashabad (Balashabad), названному в честь короля Vologases I Армении . Имя превратилось в свою более позднюю форму благодаря сдвигу медиального l на gh , что является обычным в армянском языке. Мовсес Хоренаци упомянул, что город Вардгес был полностью перестроен и огорожен королем Вагаршем I и стал известен как Норакагак (Նորաքաղաք, «Новый город»), а позже — Вагаршапат .

Этимология

Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван «селение». В 140-х гг. царь Великой Армении Вагарш I окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат — «город Вагарша» (перс. апат, абад‎ «селение, город»). Во II—IV веках город был столицей Великой Армении. В центре находится собор, построенный в первые годы IV века на том месте, где, согласно преданию, Григорию Просветителю явился Христос. В память об этом событии собор получил название Эчмиадзин — букв.: «сошёл Единородный». В 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзи́н (арм. Էջմիածին) по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря — резиденции католикоса Всех Армян, центра Армянской апостольской церкви. В 1992 году городу вернули прежнее название, однако в обиходе используются оба названия.

Культура

Дворец культуры Комитаса в Вагаршапате

Библиотека рукописей Ватче и Тамар Манукян

Вагаршапат — культурный центр Армавира и один из важных центров всей республики. Дворец культуры Комитаса действует в городе с 1957 года, а Национальная галерея Эчмиадзина — с 1970 года.

В городе также находится ряд музеев, в том числе Этнографический музей Вагаршапата, Музей и галерея Хорена Тер-Арутюняна, Музей и галерея Мгера Абегяна и Дом-музей Ованеса Оганесяна. Тем не менее, самые известные музеи Вагаршапата расположены на территории комплекса Матери Престол, в том числе:

  • Эчмиадзинский собор-музей, открытый в 1869 году католикосом Георгием IV ,
  • Музей католикоса в старой резиденции папы или Хин Вехаран, построенный в 1738–1741 годах и служащий музеем католикоса с 1968 года.
  • Хримян музей: построен и открыт в 1896 году Католикос Мкртич I Ван . Недавно он был отремонтирован и превратился в художественный музей.
  • Казначейство Алекса и Мари Манукян: открылось 11 октября 1982 года по проекту архитектора Багдасара Арзуманяна . В музее хранятся сокровища Армянской церкви на протяжении всей ее истории.
  • Музей Рубена Севака: открыт в 2013 году в Газарапатском здании Первопрестольной.

На Первопрестольной также находится Папский книжный магазин, работающий с 1962 года, а в 2012 году открылось хранилище рукописей * Ватче и Тамар Манукян.

Ежегодно с 2008 года в Вагаршапате 8 октября город отмечает «День Эчмиадзина». Согласно старинной армянской традиции, Месроп Маштоц принес в Вагаршапат новосозданный армянский алфавит 8 октября 405 года.

Русская Православная Церковь

Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана. Духовный ]Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.

История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Также на территории монастыря расположены:

  • «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
  • монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
  • монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
  • Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
  • Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958-1962 гг. Духовная академия (начало XX века);
  • Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.

Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: