Августовский канал: почему туда стоит съездить

Реконструкция Августовского канала

В 2004 – 2006 годах белорусский участок канала (22 км) полностью отреставрировали. Специалисты восстановили русло, которое не использовалось с 1950-х годов, подмытые и обрушенные участки, старинные гидротехнические сооружения.

Многие элементы – шлюзы и мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков, деревянные колонны и разводные мостики – реставрировались вручную и сохранили аутентичный вид.

В 2005 году начал работать международный пункт пропуска через белорусско-польскую границу «Лесная – Рудавка» для туристов на лодках и байдарках (сезонный). В 2017-м планируется его открытие для пешеходов и велосипедистов.

Историческая экскурсия

Для тех, кто предпочитает культурный и познавательный отдых активному, вокруг Августовского канала также достаточно интересных мест – десятки уникальных исторических и архитектурных памятников, что превращает канал и его окрестности в уникальный экологический и историко-культурный регион.

Помимо самих шлюзов, домика смотрителя, небольшого музея Августовского канала, дотов, оставшихся от «Линии Молотова», которые находятся в пешей доступности, немало достопримечательностей и в ближайших населенных пунктах.

Дворцово-парковый комплекс Воловичей в Святске, костел в Сопоцкине, усадьба Гурских в Радзивилках и многое другое будет интересно посетить поклонникам отечественной истории.

Все это можно осмотреть самостоятельно, а можно отдать предпочтение организованности и комфорту и выбрать автобусную экскурсию, стартующую в Гродно, либо похожий маршрут, но с водной составляющей.

История Августовского канала

Согласно грандиозному плану 1824 года, который был утверждён императором Александром I, Августовский канал должен был иметь длину в 395 километров. 

Но вмешался технический прогресс: из-за активного развития железнодорожного транспорта речные пути отошли на второй план, и Августовский канал так и не был достроен.

Первые десятилетия существования канал использовался для перевозки различных товаров: муки, мела, соли, гипса. По каналу могли проходить судна до 4 метров длиной и 5 метров шириной. В середине XIX века Августовский канал начал использоваться только для транспортировки леса, а вскоре и вовсе утратил судоходную функцию.

В межвоенное время канал стал популярным туристическим направлением. Гостей привлекало необычное сочетание красоты природных ландшафтов с оригинальностью инженерной мысли.

После Второй мировой войны наступили тяжелые времена. Канал списали с баланса, он пришёл в запустение, начал зарастать осокой и разрушаться. В 2004 году Беларусь решила восстановить свою часть уникального сооружения, и в 2006 году в истории Августовского канала началась новая страница.

Агроусадьбы и беседки

Если вы предпочитаете комфортный и спокойный отдых, остановитесь в одной из местных агроусадеб. В окрестностях канала их порядка пятнадцати, причем все в пешей доступности до воды. Популярностью у туристов пользуются «Августовский гастинец», «Тартак», «Аннета», «Августовский закуток», «На Августовском канале», гостиница «Сопоцкин» и многие другие.

Набор развлечений, в общем-то, стандартный: баня, шашлыки, конные прогулки, квадроциклы, национальная кухня. В одной из усадеб есть небольшой музей, другая может похвастать собственным экскурсоводом, третья обещает незабываемые рыбалку и охоту.

Если коммерческое гостеприимство не вызывает доверия, можно самостоятельно забронировать беседку с мангалом или садовый домик на берегу канала — обойдется дешевле, но добывать пропитание и развлекать себя придется без посторонней помощи. Стоимость аренды беседок, рассчитанных на 15-50 человек, начинается от 8 рублей в час, а садового домика — от 6 рублей.

Как видите, Августовский канал — место уникальное во всех смыслах

Неважно, белорус вы или иностранец, поклонник активного отдыха или пассивного, фанат национального колорита или международных изысков — приезжайте и вы отдохнете так, что захотите возвращаться снова и снова!

На дне

В небольшой мутной луже возятся последние караси. Дышать там нечем, есть нечего, бежать некуда.

Лужица площадью с хоккейную коробку — последнее убежище тех, кто когда-то помещался в большом озере. Раньше тут была и другая рыба, но задохнулась, только караси еще не отмучились.

Вода отступает, оставляя трупы.

Здесь же пасутся пузатые цапли-мародеры. Целлюлит уже им мешает нормально охотиться, они просто переступают за отходящей водой и подбирают то, что осталось лежать.

Кто-то из самых крупных и отчаянных карасей, похоже, с разбегу бился головой о железо шлюза. Не прорвался, только погнул. Теперь, запыхавшись, лежит рядом, помирает.

За ржавым листом железа — канал. Он давно зарос, и бетон его берегов помнит Хрущева. Но в канале еще есть вода, и он явно же ведет прямо в море, к свободе. Но туда никак не попасть.

Если ты не цапля-мародер, ходить по дну надо осторожно. Прочная с виду корка может провалиться — потом долго еще не отмоешься от черной грязи

Просто негде.

На обратном пути наш знакомый жирный карась, который еще недавно дергался в своей луже, уже успокоился. Как до того успокоились его друзья.

Посмотреть на карте Августовский канал

Уникальное гидротехническое сооружение, имеющее всего два аналога в мире. Расположен на территории двух государств: Беларуси (Гродненская область) и Польши (Подляшское воеводство). Соединяет реки Неман и Вислу. Входит в особоохраняемую зону ЮНЕСКО. Имеет протяженность 102 километра, начинается от озера Сервы близ польского Августова и тянется до белорусского Гродно. Каналом связаны 7 озер и 11 рек.

Идея необходимости канала как транспортной системы для сплава древесины и товаров возникла в XVIII веке (инициатором была польская сторона). Однако строительство началось лишь в XIX и продлилось 15 лет. Данная водная артерия давала выход к Балтийскому морю (на севере) и Черному (на юге, через Двину, Березинскую водную систему, Днепр, Огинский канал). Во второй половине XIX века канал утратил свою востребованность ввиду развития сети железных дорог. Но приобрел статус туристического объекта, поскольку пролегал по живописнейшим, неповторимым местам.

Во время Первой мировой войны, в также Великой Отечественной канал подвергался разрушению, однако каждый раз восстанавливался и снова принимал туристов.

С 2004-го по 2006 год велась реконструкция белорусского участка канала протяженностью 22 километра. Специалистами восстановлены старинные гидротехнические сооружения, обрушенные и подмытые участки; русло, не использовавшееся с 50-х годов прошлого века. Многие элементы (разводные мостики, шлюзы, деревянные колонны) восстанавливались вручную и сохранили свой первоначальный вид.

В 2005 году для туристов на байдарках и лодках начал работать сезонный пункт пропуска «Лесная–Рудавка» через белорусско-польскую границу. В 2017 году планируется открыть его для пеших туристов и велосипедистов.

В 2011 году на территории, прилегающей к живописному водному пути, создан парк «Августовский канал» площадью около 6 тысяч гектаров. Здесь можно совершить прогулку на теплоходе или катере, велосипеде или пешком, взять напрокат катамаран или лодку, сплавиться на байдарке. Имеются оборудованные места отдыха и ночлега.

На канале и его притоках существует свыше 10 водных маршрутов. Трансграничный водно-велосипедный маршрут «Августовский канал — Беловежская Пуща» считается одним из самых протяженных (более 272 километров).

План развития туристической зоны Августовского канала включает в себя множество интересных проектов: строительство причалов для малых судов, туристического комплекса «Рынковцы» (с кемпинговыми местами, кафе, площадками для развлечений), спортивно-рекреационного комплекса «Песчаны» (с отелем, зоной отдыха) и др.

История Августовского Канала

Удивительно, хоть Августовский канал и проходит по живописным местам, но первоначально был построен не для туризма, а по политико-экономическим причинам. Он стал первым искусственным водным путём в Европе и напрямую связал две большие реки — Вислу и Неман.

Сама идея создания канала родилась еще в 70-е годы 18 века, во времена правления короля Станислава Августа Понятовского. Однако строительство началась только в 19 веке, после введения Пруссией высоких пошлин на перевозку грузов через Балтийские порты. Инициатором же выступил министр финансов Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий, а разработкой проекта занимались военные инженеры во главе с Игнатием Прондзинским.

Проект Августовского канала одобрил император Александр І в 1824 году, а само строительство заняло около 15 лет. За это время было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов и 24 объекта для обслуживания канала.

Интересный факт: по тем временам стоимость сооружения Августовского канала обошлась в весьма солидную сумму 1,5 миллиона серебром.

Однако его история, в качестве важного транспортного пути для сплава древесины и товаров, была недолгой. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок

Однако, протекая по живописным природным местам, Августовский канал стал пользоваться популярностью у туристов.

Интересный факт: в 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия,  а позже открылся первый конный маршрут.

Во время Первой мировой войны канал значительно пострадал, в том числе из-за оборонительных сооружений, возведенных здесь в конце ХІХ – начале ХХ вв.

В 1920 – 1939 годах Августовский канал вновь принимал путешественников: здесь курсировали два колесных парохода, развивался байдарочный туризм, работали яхт-клубы, а в районе шлюза Домбровка каждый год проходил популярный  «Праздник моря». Также в это время был издан первый туристический путеводитель по Августовскому каналу.

В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе был разрушен.

В 2004 – 2006 годах белорусский участок канала, который составляет 22 км, отреставрировали. Специалисты восстановили русло, которое не использовалось с 1950-х годов, подмытые и обрушенные участки, старинные гидротехнические сооружения.

Шлюзы, деревянные колонны, разводные мосты, мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков  – всё это реставрировалось вручную и сохранило аутентичный вид.

Потерялся арендатор

В Госинспекции охраны животного и растительного мира объясняют: как правило, под рыбоводство отдают искусственные водоемы, небогатые рыбой. В этом случае арендатору принадлежит то, что он вырастил. Фактически это производство рыбы, контролируют такую деятельность исполкомы.

В Мозырском райисполкоме уже давно пытаются вычислить человека, который арендовал озеро в Иванковщине. Но, говорят, он окончательно перестал выходить на связь. (Причем его ищет уже не только исполком, но и некоторые другие ведомства.)

Информируют, как развиваются события:

— Подано ходатайство о расторжении с этим человеком договора аренды в связи с тем, что он там абсолютно ничего не делает. Получается, это бесхозный пруд. Поскольку он даже не оплатил аренду, будем обращаться с исками, чтобы он исполнил обязательства хотя бы в этой части.

Аренда — копеечная, но за просрочку накапала пеня, и это уже страшнее.

Что до водоема, то ему попробуют найти нового арендатора.

Местные жители: в глаза не видели тех арендаторов

Местные жители в один голос твердят, что их давно отучили пользоваться этим озером, да и вообще смотреть в ту сторону. Может, и есть те, кого не отучили, но нам никто не сознался.

Объясняют, что водоем почти всегда кому-то принадлежал: сначала совхозу с его карпами да гусями, потом был под властью арендаторов, которые отвадили «лишних» расценками. Не принадлежал только местным жителям. На самом деле в такой форме собственности нет ничего плохого, просто так сложилось.

— Арендаторов тех я в глаза не видел, они себе — мы себе, — описывает отношение к проблеме дедушка, назвавшийся Николаем. — Вроде с того озера они никаких доходов не взяли. Да и не делали там ничего, не расчищали, рыбу не запускали. Где вода? Так высохла.

Этой версии придерживались в дальнейшем все жители села, с которыми мы общались. Для ее иллюстрации во дворе у дедушки Николая специально предусмотрена красивая копанка. Пересохшая. Гуси с гневным бормотанием нарезают круги вокруг нее.

Арендатора в деревне вообще не особо жалуют, но сходятся во мнении, что вода в любом случае ушла бы — что с ним, что без него. Кивают на свои колодцы: вон как уровень упал, ведро едва до воды достает.

Но кому понадобилось валить все на арендатора? Не исключено, что «пулю» про погубленное им озеро нам запустил кто-то из обиженных (справедливо или нет, определить теперь невозможно). Человек-Евгений, который прислал нам сообщение о зверствах буржуя, после этого затаился. Ни подробностей, ни контактов не оставил, весточек больше не шлет. Ну, по крайней мере часть его информации оказалась правдой: озеру и его обитателям кранты.

Впрочем, есть разные версии относительно того, куда подевалась вода. В том числе довольно интересная версия самого арендатора (ее узнаем чуть позже).

Программа — Экскурсия Августовский канал

Беларусь — страна с первозданной природой. Однако время не стоит на месте. На фоне чарующих просторов возводились не только дворцы и храмы, но и мощные гидротехнические сооружения. Августовский канал – вот воплощение гениальной инженерной мысли. Вы своими глазами увидите уникальное решение – крупнейший в Европе рукотворный канал, который не только не нарушил пейзажи, но и великолепно дополнил природный ландшафт. Сейчас грандиозное сооружение претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Сбор группы

  • Переезд в Святск (300 км)

  • Святский дворец Волловичей (внешний осмотр)

    Усадебно-парковый комплекс в деревне Святск – родовое имение графов и дворян Волловичей. Его изящный дворец с изысканными ландшафтами парков еще помнит радушных хозяев и частых гостей – всего два столетия назад здесь звучала музыка и кружили балы. Сейчас творение итальянского архитектора Джузеппе де Сакко переживает новый период возрождения. Будут восстановлены великолепные парки и сам дворец, который так часто сравнивают с французским Версалем. О богатом прошлом, о наполненном легендами и преданиями настоящем, о перспективном будущем Вам предстоит узнать.

  • Переезд в Сопоцкин (5 км)

  • Сопоцкий костел Вознесения Девы Марии (внешний осмотр)

    Теолин – красивое название, не правда ли? Предместье Теолин именовано в честь жены белорусского магната Антония Волловича. Чем она примечательна и чем примечательно местечко? Об этом лучше узнать от экскурсовода. Сегодня городской поселок узнаваем как Сопоцкин, а его визитка – костел Вознесения Девы Марии. История храма полна загадок и сомнений. Одно мы точно знаем – прекрасный пример архитектуры заслуживает Вашего внимания.

  • Переезд в Наумовичи (17 км)

  • Форт №2 (внешний осмотр)

    В окрестностях Августовского канала и города Гродно можно найти немало всевозможных сооружений оборонного типа. Ведь в начале прошлого века, когда появилась необходимость в основательном и мощном укреплении города, царская Россия выделила лучших инженеров и колоссальные средства – было построено 13 основных фортов и большое количество вспомогательных поменьше. Один из 13 – Форт №2 – Вы увидите. Он довольно хорошо сохранился, но обрел трагичную славу как место расстрелов мирных жителей во время II Мировой войны.

  • Обед

  • Переезд в Домбровка (22 км)

  • Августовский канал — шлюз Домбровка

    Августовский канал — первый искусственный водный путь в Европе. Он связывает напрямую две большие реки – Вислу и Неман и в свое время обеспечивал связь с Чёрным морем. 102,2 км. водной глади, в том числе 22 на территории Беларуси, включают в себя многочисленные шлюзы и разводные мосты, что привлекает множество туристов. Ведь здесь можно узнать историю грандиозного сооружения и вдохнуть свежий воздух природы, полюбоваться живописными видами и сделать прекрасные фото. Но если Вы хотите ощутить всю прелесть Августовского канала – обязательно уточните о желании прогуляться на теплоходе со шлюзованием – незабываемые впечатления гарантированы. Путь пройдет по руслу канала среди нетронутых чарующих лесов Августовской пущи.

  • Переезд в Минск (310 км)

  • Окончание экскурсии

По желанию группы и за дополнительную плату возможна прогулка на теплоходе по Августовскому каналу. Если Вы желаете организовать прогулку на теплоходе: со шлюзованием или без него, предупредите, пожалуйста, об этом специалиста при бронировании экскурсии.

Отправить заявку на экскурсию

Это интересно: Гродненская область

Достопримечательности на Августовском канале и в его окрестностях

Сегодня на Гродненщине сохранилось множество памятников истории и архитектуры, особенно в окрестностях Августовского канала.

Интересно будет увидеть Домик смотрителя шлюза в стиле русский ампир, построенный в деревне Немново в 1830 году. А сам музей Августовского канала расположился в здании бывшей корчмы. Здесь можно  посмотреть старинные карты местности и схемы канала, рукописные документы, фотографии и предметы быта XIX века.

Для тех, кто не хочет ограничиваться только одним Августовской каналом, можно исследовать достопримечательности в окрестностях на машине или пешком. Маршрут можно начать со шлюза «Домбровка» и далее, через оборонительные сооружения линии Молотова (1939-1941) и агроусадьбу «Тартак», проследовать в городской поселок Сопоцкин, в котором будет интересно посмотреть костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича, а также увидеть усыпальницы князя Гурского и Дьяконской на старинном кладбище.

По дороге в Гродно можно заехать в дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск, который построен по проекту итальянца Джузеппе де Сакко.

Также стоит посетить красивейший усадебно-парковый комплекс Друцких-Гурских с водной системой XIX века и броваром в деревне Радзивилки.

Пешие и велосипедные туры по берегам канала

Как бы ни было интересно проплыть здесь на теплоходе, это не даст столько эмоций, сколько вы получите, погуляв по берегам. Лето — самое лучшее время, чтобы посетить Августовский канал. Экскурсия без гида обойдется совсем недорого, но можно упустить много интересных мест. Здешние места — одни из самых экологически чистых на континенте. Гродненская пуща протянулась на многие километры, давая возможность любоваться ее первозданной красотой.

В сердце заказника расположен красивейший рекреационный парк площадью почти 6 гектар. В нем выделяются территории для семейного и активного отдыха.

На чем и за сколько можно поплавать

По словам заместителя генерального директора по эксплуатации Августовского канала Эдмунда Юткевича, в прошлом сезоне в зоне отдыха побывали 120 тысяч отдыхающих, а местный теплоход совершил 620 рейсов.

К этому сезону двигатель судна прошел капитальный ремонт. Теплоход будет курсировать ежедневно. Отдыхающим советуют бронировать места заранее.

  • телефон для записи +375 (33) 370−44−22
  • цена билета 8 рублей

Часовой фрахт всего судна обойдется в 350 рублей, это на 50 рублей дороже, чем в прошлом сезоне.

На чем еще можно поплавать:

  • моторная лодка (получасовая аренда на трех человек — 15 рублей),
  • 24 катамарана (час проката стоит 8 рублей),
  • 5 лодок (час катания — 8 рублей).

Основной пункт проката традиционно расположится на шлюзе Домбровка. Две яхты и моторная лодка, которые принадлежат частным фирмам, отправятся со шлюзов Домбровка и Черток.

Международные фестивали и праздники на канале

Августовский канал расположен на границе трех стран: Беларуси, Польши и Литвы. Каждый год тут проводится много интересных мероприятий и фестивалей. Именно это и привлекает в этот край туристов со всего мира.

Ежегодно, в мае, проходит праздник народного творчества «Августовский канал приглашает друзей», на котором можно познакомиться ближе с белорусской культурой, овладеть разными ремеслами, отведать блюда национальной кухни.

А в конце лета, вблизи шлюза Домбровка, проходит фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов», куда съезжаются самобытные фольклорные коллективы, музыканты, мастера, представляющие свое национальное искусство. В этом году ПРООН в Беларуси провела велопробег (Bike4SDGs) в партнерстве с 17-ым фестивалем народного творчества.

500 участников из более чем 20 стран мира присоединились к велопробегу в поддержку развития туризма, продвижения здорового образа жизни, популяризации «зелёной» мобильности, инклюзивного общества и партнерства.

Участники раскрыли для себя туристический потенциал Августовского канала, проехав 18,5 км на велосипедах и 6 км на байдарках вдоль живописных исторических мест уникального гидротехнического сооружения XIX века.

Все гости смогли не только укрепить здоровье, узнать много интересного об истории и культуре региона, но и провели большую часть дня без автомобиля, что благоприятно для окружающей среды.

Традиционно к велопробегу присоединились люди с инвалидностью. Благодаря этой инициативе ООН, на маршрут вышли более 20 велосипедистов-колясочников, многие из которых успешно пересекли финишную линию в деревне Радзивилки. Остановочные пункты были организованы на территории местных агроусадеб, где велосипедисты могли отдохнуть и насладиться красотой местных пейзажей.

Экскурсии по Августовскому каналу в наше время.

Сейчас белорусский участок канала, пролегающий по живописным местам Гродненщины и протяженностью более двадцати километров, полностью восстановлен. Здесь все бесперебойно работает, начиная с гидротехнических сооружений и шлюзов и заканчивая массивными колоннами и симпатичными мостиками. Августовский канал отлично подходит не только для водного, но и для пешего туризма. Регулярно сюда съезжаются тысячи желающих покататься на теплоходе «Неман» и прогуляться пешком, вдыхая полной грудью чистый воздух здешних мест. Во время долгих прогулок обязательно бросится в глаза огромное количество местечек, имеющих историко-культурную ценность, с которыми будет приятно познакомиться. Есть здесь и уютный Домик смотрителя, и музей канала на месте старой корчмы с фотографиями тех лет,  пожелтевшими маршрутными схемами и бытовыми предметами проживавших здесь когда-то людей. Пролегающее на пути следования теплохода местечко Сопоцкин похвастается красивейшим католическим храмом, старенькими часовнями и древнейшим погостом, где были похоронены евреи. Деревенька Святск с удовольствием покажет величественный дворец Воловичей, выстроенный в былые времена приезжим итальянцем. Рядом с каналом обязательно покажется полюбившийся всеми агротуристический комплекс «Коробчицы»…

История возникновения величественного сооружения

Не так много времени осталось до очередного торжественного юбилея — канал будет отмечать свое двухсотлетие. Началось строительство в 1824 году, ввиду острой необходимости транспортного коридора из Польши (в составе России) к портам. Пруссия на тот момент блокировала транзит всех необходимых товаров через свою территорию, а значит, и их выход к морю.

Проект был быстро одобрен императором, и началось строительство. Длилось оно 15 лет под руководством автора, Игнатия Протзинского. Для работ были приглашены более 7000 рабочих, и к 1839 году строительство было окончено, а канал открылся для судоходства. Большая его часть — это естественные водоемы, протоки и озера, но он включает и 40 км искусственного русла, которое выкопано вручную, с помощью деревянных лопат. Согласно проекту, для него заложили трапециевидную форму с шириной в 9 метров. Изначально здесь функционировало 29 плотин и 18 шлюзов. По всему периметру находились обслуживающие станции и мосты. Ворота шлюзов были выполнены из дуба с железной окантовкой. Заслонки плотины приводились в действие специальными конструкциями с зубчатым механизмом.

Правда, по назначению канал практически не использовали. Ближе к окончанию строительства открытая железная дорога показала гораздо более удобный путь для товарообмена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector