Борисоглебская (коложская) церковь

Резиденция Юрия Долгорукого

Сегодня Кидекша — небольшое село с постоянным населением в 137 человек (данные на 2010 год). Многие приезжают сюда только на лето. А в XII веке в Кидекше находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого. Согласно легенде, в этом месте произошла встреча святых князей Бориса и Глеба, направлявшихся в Киев и убитых в 1015 году своим старшим братом Святополком. Они стали первыми русскими святыми, небесными покровителями Русской земли.

Резиденцию Юрия Долгорукого окружали земляные валы, частично сохранившиеся до настоящего времени. Их протяженность составляла около 1 километра — как в Дмитрове. Место было стратегически важным: у впадения реки Каменки в Нерль. Тем самым, Юрий Долгорукий мог контролировать речной путь из Владимира в Суздаль.

Земляные валы в Кидекше

По нынешней Центральной улице в Кидекше некогда проходил торговый путь из Суздаля в Городец и Нижний Новгород.

Здесь проходил торговый путь из Суздаля в Городец

В 1152 году в Кидекше была построена белокаменная церковь Бориса и Глеба, которая считается одним из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси и древнейшим в Северо-Восточной Руси. Вероятно, что рядом с ней стояли княжий двор и жилые палаты. В 1155 году Юрий Долгорукий уехал княжить в Киев, где вскоре умер, и Кидекша потеряла своё значение. Сын Долгорукого, Андрей Боголюбский, предпочел построить новую резиденцию в Боголюбово.

В 1159 году в Борисоглебском храме был погребен сын Юрия Долгорукого князь Борис Юрьевич. Позднее здесь нашли свое последнее пристанище его супруга Мария, которая умерла в 1161 году и дочь Евфросиния, скончавшаяся в 1202 году.

Размеры Борисоглебской церкви в Кидекше:

  • длина без апсид (наружные размеры) — 15,15 м
  • общая длина (наружные размеры) — 18,90 м
  • ширина (наружные размеры) — 15,50 м
  • подкупольное пространство — 4,92 × 4,92 м

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

История[править | править код]

Реконструкция Коложской церкви академика архитектуры Ивана Ивановича Горностаева 1864 года.

Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии — храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территориях, прилегающих к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской и, возможно, при участии гродненских мастеров.

К началу XVI века Коложская церковь пришла в упадок. У храма отсутствовала крыша и верхняя часть стен. Предположительно, разрушение храма связанно с частыми набегами крестоносцев в XIII—XIV веках. Согласно легенде, изложенной униатским священником XVIII века — Кульчинским, церковь была разрушена в XV веке московскими войсками Ивана III, осаждавшими Старый замок, во время русско-литовской войны 1487—1494 годов, и якобы засыпавшими Коложскую церковь песком, чтобы, поставив на неё пушки, стрелять по замку. Позднейшие исследования не подтверждают эту легенду. В XVI веке церковь была отреставрирована, но уже в XVII веке вновь повреждена. Храм не имел окон и дверей и летом служил стойлом для скота.

Неудачное, с точки зрения геологии, положение храма, возведённого на краю высокого берега реки, определило постоянную опасность обрушения церкви, из-за оседания грунта, подмываемого Неманом. В 1720 году одна из стен наклонилась, но сползание грунта было остановлено посадкой деревьев. Однако в ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены обрушились. В 1889 году обрушилась южная апсида. В дальнейшем недостающие стены были заменены деревянными.

В 2017 -2018 годах была отремонтирована деревянная стена храма. Аутентичный каркас был сохранён, а наружная обшивка заменена. В качестве материала использована термодифицированная сосна. В помещении церкви был установлен стеклянный пол, через который можно видеть основание утраченного столба.

В настоящее время храм действующий. В 1995 году его посещал патриарх Алексий II.

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность

Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы

Церковь Рождества Богородицы

Рекомендовать место

9

2

Церковь Рождества Богородицы – это часть женского православного монастыря базилианок. Построена в 1726 году итальянским архитектором И. Фонтаной. Некогда здесь стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная.

Трехнефная церковь с прямоугольной алтарной частью отличается нетрадиционным купольным завершением – в виде двух башен с фигурными главками и центрального купола. Фасад богато украшен барочным декором и завершен треугольным фронтоном.

С северной стороны к храму примыкает келейный двухэтажный корпус. Стены церкви оштукатурены и в целом отсылают к древнерусскому стилю.

История этого монастырского комплекса богата событиями. Он горел, перестраивался, видоизменялся, переселялся, заново восстанавливался. Только к концу XX века монастырская жизнь в Гродно вернулась в традиционное русло.

Интересен факт, что в 1877 году в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.

Обрушение храма Бориса и Глеба в Кидекше

В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами и опустела, её жители переселились в Суздаль. В 1239 году пострадавший от рук врага Борисоглебский храм был восстановлен и заново освящен. В XIV веке здесь возник монастырь, приписанный позднее к Печерскому Нижегородскому монастырю.

Белый камень нес в себе еще одну проблему, неочевидную на первых порах строительства. Давайте посмотрим на северную и южную стены Борисоглебского храма. В глаза сразу бросится одна деталь — непропорциональность храма.

Борисоглебский храм в Кидекше

Древнерусские храмы унаследовали византийскую крестово-купольную систему. Соответственно, с каждой стороны должно быть по три прясла, разделенных лопатками. Но их три только с западной стороны и три апсиды с восточной. А с южной и северной — по две! Третья есть, но куцая. Как так могло случиться?

Западный и южный фасады Борисоглебской церкви

Дело в том, что на рубеже XVI-XVII веков часть сводов и глава церкви Бориса и Глеба обрушились. Этому в определенной степени способствовал более континентальный, нежели в Европе, климат Руси — постоянные переходы температуры через ноль. Вода, которую впитывал известняк, буквально разрывала камни. К тому же строители, бывало, ошибались в расчетах, превышая «предел надежности». Так что неудивительно, что многие белокаменные храмы обрушивались полностью или частично. К этому разговору мы еще вернемся, когда будем говорить о Георгиевском соборе в Юрьев-Польском.

Непропорциональность Борисоглебской церкви в Кидекше — результат её обрушения и достройки в XVII веке

В 1660-е годы восточные прясла северной и южной стен были разобраны до уровня аркатурного пояса, перестроены восточные столпы внутри храма. Церковь перекрыли четырехскатной кровлей, сменившей древнее позакомарное покрытие. Вместо светового барабана была возведена маленькая декоративная головка, характерная для того времени.

Реконструкция церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный —  выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения.  Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.

https://youtube.com/watch?v=BOdZLOabcM4

Ильинская церковь. Первый на Руси православный храм и самый древний приход, действующий до сих пор

В том, что Киев во многом был «первым» городом в нашей истории, нет ничего удивительного — все-таки столица есть столица. Одним из примеров такого «первенства» можно назвать киевский храм св. пророка Илии на Подоле.

Первый ильинский храм на этом месте был построен еще до Крещения Руси. Упоминание о нем можно встретить в «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца в записи о событиях 945 года. Там, в частности, говорится о договоре, заключенном князем Игорем Святославичем с византийским императором Романом I Лакапином:

«Послы, посланные Игорем, вернулись к нему с послами греческими и поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и спросил их: «Скажите, что наказал вам царь?ˮ. И сказали послы царя: «Вот послал нас царь, обрадованный миром, хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших царей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужейˮ. Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его — сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем… это была соборная церковь, так как много было христиан — варягов».

Как можно заключить из текста, часть Игоревой дружины исповедовала христианство, и, очевидно, довольно давно, если для ее религиозных потребностей пришлось построить свой храм.

Таким образом, можно считать, что этот храм был первым или одним из первых на Руси.

Само здание изначально было деревянным, неоднократно перестраивалось, и только в конце XVII века на месте деревянной церкви была построена каменная, которая с определенными изменениями дошла до наших дней. Богослужения в Ильинской церкви совершались постоянно, только в 30-х годах она была закрыта и использовалась киевским элеватором как склад зерна, но уже во время Великой Отечественной войны богослужения возобновили. С тех пор храм не закрывался. Подробнее об этой церкви читайте здесь.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Современный вид

В своем современном виде Коложская церковь представляет следующую картину.

Сохранились (без верхних частей) северная половина западной стены, северная стена, апсиды жертвенника и алтаря с их сводами и парой прямоугольных со срезанными под 45° углами восточных столбов, точнее,— частей восточной стены основного объема храма, прорезанной арками. Из четырех круглых подкупольных столбов сохранилась западная пара, восточная пара была известна по рисункам и установлена раскопками. Третья пара столбов, отделявших западный неф или нартекс, не сохранилась, но их место определяет положение лопаток.

Кирпичная кладка стен покоилась на фундаменте глубиной 1,50 м из валунного камня средней величины. Камни не были скреплены связующим раствором и были лишь пересыпаны землей или песком. Кирпичная кладка стен порядовая, со швом связующего, иногда превосходящим толщину кирпича. Раствор извести — с примесью кирпичной крошки, мелко рубленной соломы и угольков; последние могли попасть в известь при ее обжиге. Перевязь швов соблюдается относительно. Внутренняя полость стены частью заполнена кирпичным ломом и мелкой булыгой, так что система кладки в целом носит характер промежуточный между оплошной кирпичной и полубутовой кладкой.

Кроме обычного кирпича, в Коложе применен лекальный и фасонный кирпич — со скругленным углом для обломов пилястр, с полукруглой широкой стороной для выкладки профиля арочных проемов окон, со скошенными короткими сторонами (трапециевидный) для кладки срезанных под 45° углов столбов и угловых лопаток.
Кирпич имеет знаки на длинной стороне. Среди них есть «буквенные» знаки.

В самой общей форме Коложская церковь может быть определена как шестистолпный храм— колонны, переходящие к крестчатому сечению на большой высоте. Эта форма столбов выделяет центральное пространство храма, придавая ему более просторный, «зальный» характер.

Западная пара столбов была также круглой, но большего сечения соответственно большей ширине лопаток. Алтарные апсиды полукруглой формы довольно массивны и сильно выступают к востоку. В средней апсиде по ее периметру идет кирпичное седалище для клира. В простенках апсиды помещены проходы и окна в боковые апсиды и узкие лестницы, идущие в толще стен последних до высоты 5 м и выходящие на северную и южную стены. Интересной технической деталью являются перекрытия лестницы в апсиде жертвенника.

В отличие от обычной системы подкупольные столбы не крестчатой, но круглой формы.

В нижних частях стен и лопаток сделанряд узких — высоких или низких — арочных ниш. Ныне они почти все заложены и оштукатурены.

В храм вводят три двери с арочным верхом, очень вытянутые по своим пропорциям.

В верхней части стен располагались узкие окна с арочными перемычкам. Здесь их по два в каждом из угловых делений фасада.

Наиболее яркой и своеобразной чертой Коложской церкви является обработка ее фасадов. Они членятся плоскими трехуступчатыми лопатками, сближающимися с пучковыми пилястрами смоленского храма Михаила архангела, Троицкого собора в Пскове, церкви Пятницы в Чернигове и ряда других памятников конца XII в. Однако верхний элемент лопатки в Коложской церкви является не полуколонкой, но плоской тягой со скругленными углами. Угловые западные лопатки простые, плоские. Характерной чертой является срез их углов под 45°. Лопатки опираются на невысокий цоколь, имеющий также уступчатый профиль и образующий при сопряжении с лопатками своеобразную ступенчатую «базу». На фасадах апсид никаких тяг нет, но арки их окон были украшены нарядным профилем из лекального кирпича. Вся поверхность стен вплоть до узких срезов угловых лопаток, средних тяг пилястр и простенков меж окнами убрана с необычайной роскошью вставками полированных и необработанных плоских валунов и майоликовых плиток коричневого, зеленого и желтого тона.
Камень использован двух пород — это граниты и гнейсы разнообразных оттенков, строго подобранных, однако, в определенной гамме тонов — коричневых, красных, темномалиновых, серовато-зеленых и оливковых. Крупные камни сосредоточены в нижних частях стен и около входов, выше они мельче; также мелкие камни подобраны для узких плоскостей лопаток.

На северном фасаде дважды изображен крест на ступенчатой «голгофе». В размещении крестов и камней наблюдается известная симметрия, но зодчие-декораторы не придерживаются ее строго, внося определенный дух живописности и свободы в систему убранства в целом. Эта черта декора Коложской церкви роднит его с народным искусством вышивки. Основной красный фон кирпичной кладки со сравнительно широкими белыми швами не был закрыт побелкой и образовал великолепное сочетание с полихромией камня и майолики.

Собор Святой Софии в Новгороде

Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны.  Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Софийский собор. Единственный сохранившийся древнерусский храм с византийскими мозаиками

Отделка мозаикой — техника довольно сложная и дорогая. Но киевские князья пытались равняться с византийскими императорами, и потому ряд столичных храмов, как и византийских, был украшен мозаикой. Увы, до наших дней дошел только один такой храм — собор св. Софии. Конечно, мозаикой отделывались также и другие церкви города: уже упомянутая Десятинная церковь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры и Михайловский Златоверхий собор. Но от этих убранств почти ничего не осталось. Только некоторые мозаики Михайловского Златоверхого собора были сохранены, и ныне их можно увидеть на хорах Софийского собора и в Третьяковской галерее в Москве. А вот в Софийском соборе все мозаики находятся на своем месте. Об этом смотрите наш специальный материал.

Новгородская архитектура Древней Руси 11—12 веков

Первая христианская церковь в Новгороде была выстроена из дуба (в конце 10 века). В 1044-1052 годах вместо сгоревшего в пожаре деревянного Софийского собора возвели каменный. Он интересен тем, что демонстрирует отличные от Киева архитектурные вкусы горожан и влияния западноевропейского стиля. Строгие толстые стены, маленькие узкие окна имеют много общего с романской архитектурой. Но сохраняется отличительная особенность древнерусского стиля: башенки и купола. Уступая киевской Софии по площади, новгородский храм заметно превосходит ее по высоте.

Дальнейшие отклонения от византийской модели очевидны в последующих соборах Новгорода: Свято-Никольский (1113 г.), Св. Антоний (1117–19 гг.) и Св. Георгий (1119 г). (Кликайте на картинку для увеличения)

Особенностью новгородской архитектуры стало отражение грубоватой и лаконичной простоты, отсутствие геометрической четкости форм, их характерная пластичность и скупость декора.

Церковь Покрова на Нерли

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой.  В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие — это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: