Самая древняя церковь Беларуси находится в Гродно.
В 16 веке церковь Бориса и Глеба подвергалась реставрационным работам, однако спустя столетие ее вновь сильно повредили. К концу 17 века в храме не было ни окон, ни дверей, а летом постройка церкви служила стойлом, предназначенным для скота местных жителей. Впоследствии было установлено, что церковь имеет неудачное месторасположение из-за постоянного оседания грунта, который регулярно подмывает Неман. В итоге в 1853 году практически половина церкви полностью обрушилась. Немного позже недостающие части храма были восстановлены деревянной достройкой. Сегодня православная святыня является действующей.
Внутри стен храма вмурованы специальные голосники, которые позволяют создавать уникальную акустику внутри Борисоглебской церкви. К слову, весь декор храма весьма оригинален, поэтому многие историки предполагают, что в 17 веке в Гродно была своя архитектурная школа.
Посещение Коложской церкви входит в программу многих экскурсий.
Неудивительно, что посещение этого чудом сохранившегося памятника архитектуры входит во все экскурсионные туры по Беларуси с посещением города. Удивительные достопримечательности Гродно обязательно стоит посмотреть, путешествуя по Беларуси: великолепный Фарный костел, Старый замок и Новый замок, одна из немногих сохранившихся в Беларуси кирха и многие другие памятники архитектуры, подобных которым Вы не увидите больше нигде в Беларуси.
Коложская церковь
Рекомендовать место
14
Коложская церковь расположена на берегу реки Неман в городе Гродно. От обрыва ее стены отделяет всего лишь пара метров. Это настоящий историко-архитектурный заповедник, основная достопримечательность города.
Коложская (Бого-Глебовская) церковь или Каложа, как зовут ее местные жители — единственная постройка, сохранившаяся со времен домонгольского периода. Ее отличает полихромная кладка, и фрески в конхах. Каложа несколько раз реставрировалась, а потому и в наши дни является действующей церковью — здесь ежедневно проходят службы.
Интересна история происхождения названия церкви — Коложская. Одна из версий касается населенной местности, в которой построена церковь — Коложень (от славянского) Коложей (или коложенью) славяне называли древнюю языческую рощу, святилище, где из земли бьют многочисленные родники.
Координаты: 53.67852000,23.81849300
История
Реконструкция Коложской церкви академика архитектуры Ивана Ивановича Горностаева 1864 года.
Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии — храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территориях, прилегающих к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской и, возможно, при участии гродненских мастеров.
К началу XVI века Коложская церковь пришла в упадок. У храма отсутствовала крыша и верхняя часть стен. Предположительно, разрушение храма связанно с частыми набегами крестоносцев в XIII—XIV веках. Согласно легенде, изложенной униатским священником XVIII века — Кульчинским, церковь была разрушена в XV веке московскими войсками Ивана III, осаждавшими Старый замок, во время русско-литовской войны 1487—1494 годов, и якобы засыпавшими Коложскую церковь песком, чтобы, поставив на неё пушки, стрелять по замку. Позднейшие исследования не подтверждают эту легенду. В XVI веке церковь была отреставрирована, но уже в XVII веке вновь повреждена. Храм не имел окон и дверей и летом служил стойлом для скота.
Неудачное, с точки зрения геологии, положение храма, возведённого на краю высокого берега реки, определило постоянную опасность обрушения церкви, из-за оседания грунта, подмываемого Неманом. В 1720 году одна из стен наклонилась, но сползание грунта было остановлено посадкой деревьев. Однако в ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены обрушились. В 1889 году обрушилась южная апсида. В дальнейшем недостающие стены были заменены деревянными.
В 2017 -2018 годах была отремонтирована деревянная стена храма. Аутентичный каркас был сохранён, а наружная обшивка заменена. В качестве материала использована термодифицированная сосна. В помещении церкви был установлен стеклянный пол, через который можно видеть основание утраченного столба.
В настоящее время храм действующий. В 1995 году его посещал патриарх Алексий II.
Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне на карте
Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:
СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ |
ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ |
РИЗОПОЛОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ |
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ |
ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ |
СУЗДАЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ |
МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА |
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
КРЕСТО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ЛАЗАРЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
АНТИПИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ЦАРЕКОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СИМЕОНА |
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
РИЗПОЛОЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ПОСАДСКИЙ ДОМ |
Архитектура[править | править код]
Интерьер Коложской Церкви.
Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи не оштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. Фасады украшены декоративными вставками из отполированных гранитных и гнейсовых валунов определённой цветовой гаммы (красные, коричневые, тёмно-малиновые, серо-зелёные, оливковые). Верхняя часть стен украшена поливными керамическими плитками. Стены сохранились не полностью, так как в 1853 году в результате оползня частично обрушились; до нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды. В стены церкви вмурованы многочисленные кувшины-голосники, улучшающие акустику храма. Пол был украшен сложным узором из майоликовой плитки. При реставрации в 1870 году были открыты старинные фрески в конхах.
Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность полагать существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики.
Древнейший памятник белокаменного зодчества Древней Руси возле Суздаля
1 оценило
Церковь Бориса и Глеба — это древнейший памятник белокаменного зодчества Древней Руси, располагается в селе Кидешкша возле Суздаля.
Церковь Бориса и Глеба в Кидешкше
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше построена в 1152 году во времена правления Юрия Долгорукого на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки.
История церкви в Кидекше
В древности здесь находился речной выход из города Суздаля, поэтому князь повелел построить крепость для охраны, однако вскоре изменил своё решение. Место было названо Кидекша от слова «покидать». В этом же году на месте крепости построили белокаменную Борисоглебскую церковь, так как здесь же по преданию останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев.
В 1238 году село Кидекша вместе с храмом было разорено татаро-монголами, но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал церковь.
Однако вскоре жители перебрались в соседний Суздаль и церковь оказалось в запустении, стояла без кровли и частично обрушились.
В XVI-XVII веках церковь восстановили используя старый белый камень.
Позже Борисоглебский монастырь был приписан вотчиной к Нижегородскому Печерскому монастырю и существовал до упразднения штатов в 1764 году, после этого церковь была обращена в приходскую.
В книгах патриаршего казенного приказа записано:
В 2015 году закончена реставрация церкви Бориса и Глеба в селе Кидекша. В храме был проведен комплекс ремонтных и реставрационных работы с целью воссоздания первоначального облика храма.
Колокол
На колокольне Борисоглебской церкви сохранился древний колокол весом 30 пудов.
По преданию, Иван Грозный, проходя с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с монастыря кровлю из свинца, а после велел передать из Печерской обители этот колокол, отлитый из ливонских орудий.
На колоколе котором имеется надпись:
Захоронения в Борисоглебской церкви
В церкви Бориса и Глеба захоронены:
- Сын Юрия Долгорукого — князь белгородский и туровский Борис Юрьевич (умер в 1159 году);
- его жена Мария (умерла в 1161 году);
- их дочь Ефросиния (умерла в 1202 году).
- Россия
- Владимирская область
- Суздаль
БЛИЗ ДАЦКАГО РУБЕЖА
Браслет, фибула, крест
Немного географии. Река Паз протяженностью 145 километров вытекает из озера Инари, проходит путь через множество озер и впадает в южный рукав Варангерфьорда. Она несет свои воды на стыке трех стран — России, Финляндии и Норвегии, для каждой из которых является пограничной.
В «Путеводителе по Северу России», изданном в Санкт-Петербурге в 1898 году, здешние места названы полярным раем. И не зря. Сопки, закрывающие собой реку, не дают проникать холодным ветрам. А потому климат тут особый, гораздо более теплый, чем во всей округе. Что, конечно, было замечено не сегодня и не вчера…
Самые древние археологические находки, сделанные на этой территории, относятся к раннему Средневековью. Биллоновый браслет, железная фибула, четырехконечный православный крест-тельник свидетельствуют о том, что люди приходили сюда уже в XI–XII веках.
Но более или менее постоянное население появилось лишь во второй половине XVI столетия, когда преподобный Трифон Печенгский основал неподалеку монашескую обитель, ставшую форпостом православия на диком языческом Севере.
Тогда же приняли крещение издревле жившие поблизости полукочевые племена саамов, именовавшиеся в ту пору лопарями. По преданию крестил их в водах реки Паз сам преподобный Трифон. Он же, как считается, в 1565 году срубил для новокрещенных деревянный храм. Возможно, на месте языческого капища. Новопостроенную церковь, внешне походившую на обыкновенную избушку, освятили во имя мучеников Бориса и Глеба.
Мечи обоюдоострые
Почему были выбраны именно они? По одной из версий в память о родине «лопарского апостола» — Борисоглебский храм, давший название одноименному монастырю, стоял в Торжке, где Трифон появился на свет.
Согласно другой река Паз в представлении преподобного уподобилась Днепру, в водах которого князь Владимир крестил Киевскую Русь. Князю с сыновьями Борисом и Глебом и посвятили возведенный неподалеку от места крещения «дикой лопи» храм.
В пользу этого предположения свидетельствует то, что в дошедших до нас описях имущества Борисоглебской церкви, начиная с самой ранней, датированной 1711 годом, в качестве храмовой иконы указан «образ святых благоверных князей русских: князя Владимера и Бориса, и Глеба». Кроме того, в некоторых документах XIX столетия церковь именуется храмом «во имя святых благоверных князей Владимира и чад его Бориса и Глеба».
В соответствии с третьей версией сыграл роль ярко выраженный «военный» характер почитания святых братьев. Неспокойное порубежье, каковым являлась тогда река Паз, нуждалось не только в земном, но и в небесном заступничестве.
Между тем еще в «Сказании о Борисе и Глебе», созданном в XI веке, отмечалось, что братья-страстотерпцы «земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем».
Да и в северорусской новгородской традиции горний патронат осуществлялся «пособием Бога и Святая Софья и Святою мученик Бориса и Глеба». К тому же первые русские святые особо почитались в семье Ивана Грозного, в царствование которого и был сооружен православный храм на самой северной окраине страны.
Так или иначе, а заступничество святых братьев понадобилось уже вскоре. В 1589 году пазрецкие саамы подверглись нападению подданных шведского короля — финского отряда под руководством Пекко Везайнена, разорившего Печенгскую обитель. Несмотря на то, что в монастыре было убито 116 монахов и трудников и многое предано огню, Борисоглебская церковь уцелела.
Вскоре после этого обитель «переехала» под защиту стен Кольского острога, и регулярные службы в храме прекратились — добраться до него из Колы в те времена было непросто. В писцовой книге Алая Михалкова 1608-1611 годов отмечено, что «на усть Пазы реки церковь страстотерпцов Христовых Бориса и Глеба древяная клетски стоит беспения, а в церкви образы и книги и ризы монастырское строение».
(Продолжение следует.)