Крепость и скалы Белоградчика
Белоградчик — огромная крепость, находящаяся на северном склоне Балканских гор. Является основной достопримечательностью северо-западной Болгарии и названа национальным памятником культуры. Площадь сооружения составляет 10210 м².
Крепость окружена еще одним уникальным природным объектом — Белоградчикскими скалами. Они являются уникальным феноменом, которые образовались 200 миллионов лет назад.
Посетив Болгарию, не забудьте побывать в этом завораживающем месте. Поехав туда Вы увидите не одну, а целых два удивительных места.
Чтобы добраться до культурного объекта Вам нужно арендовать автомобиль или ехать вместе с экскурсией.
К скалам можно пройти по 5-ти туристическим маршрутам, однако по 2-м разрешено идти самостоятельно, по другим 3-м лучше в сопровождении гида. Стоимость экскурсии Вам обойдется в 30 BGN.
Белоградчик работает:
- с 1 апреля по 30 сентября – с 9:00 до 18:00
- с 1 октября по 30 марта – с 9:00 до 17:00
Стоимость входа – взрослым 4 BGN, студентам и пенсионерам 2 BGN.
Горный массив Витоша
Горный массив Витоша — это символ государства, которое величественно возвышается над столицей Софией. Прекрасное место отдыха жителей столицы и туристов. В зимний период есть возможность покататься на лыжах, санях и сноубордах. Весной начинают цвести деревья и полевые цветы, воздух наполняется неповторимыми ароматами. На горном массиве Витоша много разных маршрутов и туристических троп.
Желаю Вам посетить это место. Здесь Вы насладитесь природным ландшафтом, в котором увидите равнины и леса, пещеры и водопады, озера и реки.
Один из самый простых способов побывать на горном массиве Витоша — это сесть на автобус № 123, раз в час отправляется от станции метро «Г. М. Димитров» прямо к канатной дороге «Симеоново-Алеко». Стоимость проезда — 1,6 BGN. Закрытый подъемник проводит в дороге на гору 25 минут, стоит 15 BGN в обе стороны и разрешен как лыжникам, так и пешим пассажирам. В зимний период подъемник работает ежедневно с 9.00 до 16.00.
Второй способ — это доехать на автобусе № 66 (4 BGN) из Софии до Алеко, отправление от терминала Hladilnika 10 раз в день с 8 утра до 19:45 на выходных, и 4 рейса в день по рабочим дням. Маршрутки № 41 курсируют от Софии до центра Симеоново.
Семь Рильских Озёр
Семь Рильских озер – природная достопримечательность Болгарии. Их местоположение находится в Северо-Западной части гор Рилы. Это не самый популярный маршрут, так как большая часть туристов — любители гор. Узнав о таком удивительном месте, Вы бесспорно решите его посетить и не пожалеете об этом. Вам откроется неописуемая красота природы. Смотря на эти потрясающие пейзажи можно почувствовать успокоение на душе. Покажется, что все проблемы просто исчезли. Эти виды и чистейший воздух будут умиротворять любого и подарят ощущения свободы. А для любителей выложить пару фоток в инстаграмме это идеальное место.
А вот названия каждого из озер:
- Сылзата. В переводе на русский означает “слеза”. Располагается выше остальных озер, но уступает по территории.
- Окото. В переводе на русский означает “глаз”. Второе по высоте и самое глубокое из озер. Его глубина достигает 37 метров. Несмотря на такую глубину, вода кристально чистая.
- Быбрека. В переводе человеческий орган “почка” из-за схожести по форме. Отличается от всех семи озер своими крутыми берегами.
- Близнака. Означает “близнец”. Отличительная черта – его площадь (9,1 га). С высоты форма напоминает песочные часы.
- Трилистника. Обозначение похожее с русским языков, в переводе означает “трилистник”. Можно понять, что название дано от формы озера. У него очень низкие берега.
- Ребното Езоро. Означает “рыбное озеро”. Оно самое мелководное и здесь водится балканская форель.
- Долното Езоро. Означает “ нижнее озеро” , так как находится ниже всех остальных.
Чтобы увидеть Рильские озера, нужно подняться на канатной дороге.
Время работы канатной дороги:
- С пятницы по воскресенье — с 8:00 до 19:30
- С понедельника по четверг — с 8:00 до 18:30
- В зимний период расписание может меняться.
Стоимость билета на канатную дорогу в две стороны – 18 BGN
Добраться можно из Софии на поезде до Дубницы (каждые 4 часа), потом на такси до Паничщите. Оттуда пешком, либо взять снова такси. (затраты на дорогу составят 25 — 35 BGN, без подъема).
Другой вариант поехать на машине из Софии по 1 дороге, потом по 6204 через Сапареву Баню к Паничщите.
Советую посетить это место всем, кто побывает в Болгарии.
Варна — культурный и портовый город
Третий по численности населения город Болгарии, крупный финансовый, культурный центр государства, важный транспортный узел. Здесь находится самый крупный порт в Болгарии и известный курорт. Расположена Варна на Черноморском побережье, здесь прекрасная природа и климат, много достопримечательных мест. Люди приезжают сюда поправить здоровье и отдохнуть на море, в бальнеологический санаторий.
Природа Варны богата прекрасными садами, экзотическими растениями, песчаными пляжами. Есть в городе зоопарк, ботанический сад. Туристам проводятся экскурсии на Варненское озеро, где можно посмотреть на руины древнейшей базилики. В окрестностях Варны, благодаря климату, можно выращивать гранат, финики, киви, лавровый лист.
В Варне немало уникальных достопримечательностей, большинство из которых сохранилось до наших дней с античных времен. В юго-восточной стороне города расположены Римские термы с колоннами, лестницами, мозаикой. Недалеко от Площади Независимости есть интересные памятники архитектуры:
- остатки крепостной стены со времен Римской империи;
- Круглая башня;
- оперный театр;
Обязательно стоит обратить внимание на следующие достопримечательности:
- мост желаний;
- собор успения Богородицы;
- церковь Святой Анастасии.
Фракийская гробница в Казанлыке
Фракийская гробница является частью древнего некрополя, расположенного недалеко от города Казанлык в Болгарии. История этого города берет свое начало в античные время и относится к IV-III векам до нашей эры. С 1979 года Фракийская гробница входит в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Если Вы будете путешествовать по Болгарии, обязательно посетите эту достопримечательность. Там можно увидеть уникальные фрески со сценами античной жизни, которые очень хорошо сохранились до наших дней.
К сожалению, оригинал гробницы закрыт для посещения, но была построена идентичная копия, которая доступна для осмотра всех желающих круглый год. У Вас захватит дух от возможности увидеть красоту древних фресок и мощь каменных блоков, из которых выложены стены мавзолея.
Добраться возможно самостоятельно на машине по адресу Старозагорская обл., Казанлык, ул. Генерала Радецкого, 48. Или посетить гробницу с экскурсией.
Время работы: с 9:00 до 15:00 ежедневно.
Стоимость: вход для взрослых – 6 BGN
вход для студентов – 2 BGN
Экскурсия по гробнице – 15 BGN
ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ
Рыльск стал вторым домом для многих жителей христианской Осетии. Многочисленная осетинская делегация в этом году, как и всегда, приехала на день памяти старца. Но где, казалось бы, Курская область и где Осетия?! Что их связывает?
Сейчас уже никто точно не скажет, что заставило отца Ипполита взять на себя подвиг православного просвещения целого народа, но утверждают, в том числе и осетинские паломники, что сама Богородица, которая не раз являлась батюшке, велела ему молиться о многострадальной Осетии, находившейся в неблагоприятном окружении. Ведь с юга она граничит хоть и с единоверной, но недружественной Грузией, а с востока и запада – с чуждым по духу магометанским миром.
В конце 90-х отец Ипполит благословил создать в Осетии два монастыря – мужской и женский.
А будущую игуменью женского монастыря монахиню Нонну (Багаеву) он разглядел еще в то время, когда она работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск на съемки фильма о батюшке. «А ты знаешь, что будешь монахиней?», – неожиданно сказал он ей, тогда, в миру, еще Наталье. – У тебя, как и у всех монахов, во лбу крестик светится!»
Прозорливый батюшка предвидел беды, которые обрушатся на Осетию, в частности, обвал ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Осетины-паломники, которым довелось быть в Рыльске летом 2002, рассказывают: «Батюшка Ипполит, начиная с июля, просил нас связаться с родственниками в Осетии, дабы предупредить их, что в ближайшие месяцы горы будут очень опасны». Все так и вышло: 29 сентября ледник рухнул, похоронив под собой много местных жителей и съемочную группу Сергея Бодрова-младшего. Предвидел батюшка и, случившуюся уже после его ухода из земной жизни, страшную трагедию в Беслане 1 сентября 2004 года, когда вооруженное зверьё захватило школу в Беслане с тысячей заложников.
И едва ли случайно мужской осетинский монастырь, который первоначально организовали в Беслане, расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной Иисусом Христом.
А МОНАСТЫРЬ НАШ БУДЕТ ЛАВРОЙ!
Рыльск всегда был одним из столпов «курской духовной аномалии», как один из паломников образно назвал здешние святые места, среди которых известная всей России Курская Коренная пустынь и не менее знаменитая Глинская пустынь, в силу ряда административных ляпсусов советского времени оказавшаяся на территории Украины, всего лишь в полусотне километров от Рыльска.
Любопытно, что Курская Коренная икона Божьей Матери была обретена в 1295 году «неким благочестивым мужем» из Рыльска, жители которого много раз пытались перенести икону в свой город. И всякий раз икона чудесно исчезала из Рыльска, возвращаясь на место своего обретения – на лесистый берег реки Тускарь, в 27 верстах от Курска.
В летописях Свято-Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 году, который и принято считать годом его основания. На самом деле монастырь значительно древнее: рядом с ним, в толще крутых меловых холмов, называемых Вискольскими горами, еще в домонгольские времена был ископан пещерный монастырь. Следы пещер видны и в наши дни: из них паломники и сегодня берут целебную глину, помогающую, как здесь считают, от всех болезней. Ей пользовался и отец Ипполит: после «отчиток» одержимых бесами его кожа покрывалась волдырями, которые быстро заживали после наложения глины. Здесь же, у подножия меловых гор, расположены святые источники, из которых монастырские трудники берут воду для трапезной обители.
В советское время монастырь продержался совсем недолго – в 1926 году его закрыли, здесь расквартировали роту красноармейцев, а монахов, ради экономии средств и времени, даже не отправляли в лагеря, а расстреливали прямо под монастырской стеной.
«Здесь каждая пядь земли монашеской кровью полита. Эта земля святая – мы даже не представляем себе, сколько угодников Божьих здесь подвизалось!», – говорил отец Ипполит. Позже, в начале 90-х, батюшка первым делом взялся за восстановление монастырской стены: «Если бы знали, что это за стена, очередь бы выстроилась аж от самого Курска, чтобы хоть один кирпичик в нее положить. Идите помогать на стену – она святая!». И хоть очередь не выстроилась не то что от Курска, а даже от Льгова, стену восстановили в первую очередь.
Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, линия фронта проходила под самыми монастырскими стенами, тем не менее, Святитель Николай уберег свою обитель от разрушения: благодаря его заступничеству на ее территории не разорвался ни один артиллерийский снаряд или авиабомба, которые в изобилии сыпались совсем рядом. Более того, фашисты, отступая, заминировали все храмы, но по непонятным причинам монастырские строения так и не были взорваны.
Впрочем, то, что не удалось фашистам, доделали соотчичи: к 1991 году, когда монастырь вернули Курской Епархии, его превратили в свалку, сплошь заросшую бурьяном, где не было ни одной целой стены, крыши и окна. Увидев это, отец Ипполит, только что назначенный настоятелем, окна кельи которого в первую зиму были затянуты полиэтиленом, возрадовался: « А монастырь наш будет Лаврой!»
УСТАЛ Я ОТ АПЕЛЬСИНОВ, КУРСКОЙ КАРТОШКИ ХОЧЕТСЯ
О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений, да и сам он не любил об этом говорить. Известно, что он жил в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский и так же, как и его предшественник, исполнял обязанности казначея и эконома. Отношение к Силуану Афонскому в те годы на Афоне было неоднозначным, и отец Ипполит сделал всё для того, чтобы сохранить мощи подвижника, которые его хулители и завистники пытались спрятать так, чтобы их потом не нашли.
В течение четырех лет Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте – управляющем совете Афона, что говорит об уважении к нему со стороны братии. Утверждают также, что батюшка, который в совершенстве овладел греческим, регулярно духовно окормлялся у самого Паисия Святогорца, жившего неподалеку.
Считается, что главная причина, по которой батюшка уехал с Афона – состояние его здоровья, которое в начале 80-х резко ухудшилось. Оно, и в самом деле, было не блестящим: афонский климат с его жарой и постоянно высокой влажностью был противопоказан его легким, проблемы с которыми были еще в молодости.
Тем не менее, помимо проблем со здоровьем, была и другая причина, не менее важная – тоска по Родине. В своих письмах он не раз писал: «Дорожите тем, что ты живете в России. Целуйте родную землю». К тому же в те годы на Афон массово поехали насельники из России, которые устанавливали свои порядки, что порождало всяческие нестроения. «Молодые приехали, и старцев слушаться не стали», – писал батюшка.
Сам же отец Ипполит на вопрос, почему уехал с Афона, отделывался шутками: «Устал я от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!». В августе 1983 г. старец вновь оказался в России, вернувшись домой в стареньком плаще и с чемоданчиком в руках, в котором уместились все его нехитрые пожитки.
МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!
Справедливости ради скажу, что в обитель ехали не только люди, отверженные обществом: рафинированные эстеты и высоколобые интеллектуалы, бросив свои науки и служенье музам, отправлялись в Рыльск, где с упоением драили туалет, орудовали лопатой и ломом, убирали навоз за коровами, которых в монастыре было далеко за сто голов.
Коровы были предметом особой любви батюшки, который любил их, умел доить и был приучен ходить за ними с детства: он покупал у местных жителей всех подряд коров – даже хромых и тех, которые уже давно перестали доиться. Удивительно, но попав в монастырь, они снова начинали давать молоко. Однажды монастырь даже купил быка крутого нрава, с которым не могли совладать его хозяева. Рассказывают, что увидев настоятеля, бык сразу обмяк и утих, опустившись на колени. «Покаялся!», – сказал батюшка и самолично отвел буяна на скотный двор.
Один из братьев рассказал историю, что хитроумные жители соседнего села привели в монастырь слепую корову, рассуждая по пути, заметит ли это настоятель. Они были поражены, когда отец Ипполит, которому было всё открыто, с улыбкой встретил их у ворот монастыря: «Зря вы так боялись! Мы и слепых коров привечаем!». И еще дал за нее денег намного больше, чем полагалось.
С деньгами отец Ипполит обращался легко, шокируя монастырского казначея: раздавал их, не считая, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал деньги, а другой тут же их отдавал. «Чем больше отдашь, тем больше вернется», – говорил он.
И ведь вернулось: за довольно короткий срок удалось не только восстановить из руин двухэтажный Николаевский храм, но также привести в божеский вид церкви, колокольню, построить трапезную и паломнический корпус, значительно расширить хозяйство монастыря. Более того, старец основал еще пять скитов в ближайших селениях, из которых им был особенно любим Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.
Боянская церковь
Описание Боянской церкви
Боянская церковь — средневековая церковь в Болгарии. Расположена в 8 км от Софии, в селе Бояна в подножии гор Витоша. В 1979 году включена в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В X веке в селе Бояна была построена первая небольшая церковь, посвященная Николаю Чудотворцу и святому Пантелеимону. В начале XIII века по указанию севастократора Калояна к этой церкви была пристроена новая двухэтажная церковь, украшенная фресками (закончены в 1259 году).
По имени донатора церковь получила название «Калоянова». В начале XIX века ансамбль церкви был завершён третьей постройкой. В настоящее время церковь имеет три придела, возникших из указанных пристроек.
Церковь состоит из построек различных эпох:
- восточная часть: однокупольная церковь (XI век), имеющая в плане форму равноконечного креста с полукруглой апсидой;
- центральная часть: «Калоянова церковь» — двухэтажная постройка (XIII век) — первый этаж занимает часовня и склеп с захоронениями болгарских бояр, второй этаж занимает непосредственно церковь. Фасад церкви декорирован керамическими изразцами;
- западная часть: притвор, построенный в XIX веке, лишён каких-либо украшений.
Все постройки выполнены из кирпича.
Из фресковой живописи в церкви сохранились:
- фрески XI-XII веков (сохранились во фрагментах под живописью XIII века в восточной части церкви: северная стена, низ апсиды);
- фрески работы мастера Василия, середины XIII века (цикл фресок окончен в 1259 году);
- фрески XIV-XVI веков
- живопись 1882 года.
Стены церкви украшают 240 отдельных фигур и 89 композиций (новозаветные сюжеты, эпизоды из жития святителя Николая). Фресковый цикл церкви является одним из самых ценных собраний болгарской средневековой стенописи.
Живопись Бояны относится к периоду захвата Византийской империи (ориентир и источник художественной техники православного мира) крестоносцами, что привело к росту значения местных школ художественных школ. При всей близости к византийскому художественному корню, росписи Бояны отличают некоторая плоскостность, контурность, жесткость рисунка и при этом — почти острая портретность лиц, усложненность многими оттенками эмоций — серьёзности, душевности, мягкости. Среди исторических портретов в церкви — образы севастократора Калояна и его супруги Десиславы, царя Константина Тиха и царицы Ирины (на северной стене церкви). 18 сцен в нартексе изображают сюжеты из жизни святого Николая Мирликийского.
Паломнические поездки к Боянской церкви
Поездка из Москвы в Боянскую церковь
Солнечный берег
Солнечный берег — это крупнейший курорт Болгарии. Протяженность пляжей достигает 10 км. Там часто можно увидеть большое скопление иностранцев, потому что ежегодно сюда приезжают отдыхать нереальное количество туристов из разных стран мира. Многие выбирают этот курорт для отдыхать с детьми, но и для тусовок здесь также есть место. Место знаменито своим разнообразным досугом. Есть песчаные пляжи с кристальной водой, зеленые парки, достопримечательности, отели, разнообразные кафе, рестораны, бары и дискотеки, дайвинг. Какие бы развлечения Вы не захотели, здесь всегда найдется что-то по вкусу.
Когда летите в какую либо страну, всегда интересуйтесь стоимостью развлечений, для расчета своего бюджета. Поэтому для удобства хочу поделиться с Вами некоторыми ценами:
- Комплект из зонта и лежака на пляже – 7 BGN
- Туалеты на пляжах – 0,5 BGN
- Аттракционы – от 4 до 20 BGN
- «Action Aquapark» – полный день 40 BGN, детям ростом до 130 см – 20 BGN
- Karting Track – 30 BGN за 10 мин катания
- Аренда подводного снаряжения – от 70 до 100 BGN
- Полный курс дайвинга – от 500 до 700 BGN
- Морские прогулки – 60 BGN
- Обед на двоих – 25-30 BGN
До курорта легче всего доехать на такси из аэропортов Софии, Бургаса, Варны ( стоимость составит от 60 до 120 BGN)
Монастырские постройки
Территория монастыря представляет собой неправильный четырехугольник. В центре находится главный монастырский храм и башня, а вдоль стен расположены остальные постройки.
На фото слева мы видим главный вход на территорию монастыря. Сразу бросаются в глаза арки — на входе, на окнах, даже на крыше
Обращают на себя внимание и две стилизованные греческие колонны справа и слева от входа. На фото справа — вымощенный булыжником внутренний дворик.
Все помещения, которые тянутся по периметру стен, украшены ажурными арками. Эти арки есть и на дверях келий, и на перекрытиях между этажами, и на пролетах лестниц. Такое ощущение, словно монастырь весь в каменном кружеве.
В монастыре находятся самые разные постройки. Прежде всего, это жилые и служебные помещения — монашеские кельи, монастырская кухня, караульная, больничный изолятор. А ещё здесь есть и хозяйственные постройки, такие, как хлебопекарня, склад провизии, склад вина, помещения для хранения квашеной капусты и сыров.
В центре монастырского двора возвышается Хрельева башня. Она была возведена в 1335 году и предназначалась для обороны обители. Высота башни 23 м, толщина стен около двух метров. На каждой стене расположено по три мощных пилястры, которые связаны друг с другом арками.
Внутри башни находится каменная лестница. Она ведет на верхний этаж, где раньше размещалась церковь Преображения Господня. В 1883 году к башне пристроили колокольню, это хорошо видно на снимке слева. А на первом этаже башни теперь располагается церковная лавка.
К одной из стен башни примыкает деревянная веранда. Такие веранды, наряду с арками, придают монастырю особое очарование. И мне на снимке справа откликается вот эта дуальность пространства: параллель стен и округлость арок, мягкое дерево и твердый камень, монохромные полосы и разноцветные квадраты.
Главный монастырский храм (его еще иногда называют кафоликон) был построен в середине XIX века на месте сгоревшей церкви 1343 года. Церковь Рождества Богородицы увенчана пятью куполами. У нее целых три алтаря и два придела.
Обратите внимание, какой здесь интересный декор стен. Чередование полос — белых и вишневых, белых и черных — придает храму совершенно неповторимое звучание
Такие полосатые стены у культовых сооружений я видела только в Рильском монастыре.
Что ещё поражает в храме? Росписи на стенах, переходах, куполах и арках, так называемые «стенописы». Это красочные, хорошо сохранившиеся фрески с ликами святых и сценами из Священного Писания. Обычно мы привыкли видеть фрески внутри храмов. А здесь они снаружи. Необычно и очень красиво!
Вот так выглядит внешняя стена монастыря. Сложенная из камней неправильной формы, она украшена арочными окнами. А сверху, под скатом крыши, тянется черная лента с орнаментом.
Для меня остались загадкой вот эти рога над главным входом в Рильский монастырь. Может, отпугивают нечистую силу. А, может, служат символом силы и мощи монастыря.
Вот уже более тысячи лет стоит Рильский монастырь. Едут сюда паломники, чтобы поклониться мощам Иоанна Рыльского и попросить об исцелении «Одигитрию». Едут туристы, чтобы полюбоваться красотой обители. Едут ученые, чтобы поработать в монастырской библиотеке.
Если вам доведется побывать в Болгарии — съездите в Рильский монастырь, полюбуйтесь этой красотой!
Татьяна Трунова, июнь 2020
Другие достопримечательности Болгарии
- Шипка — очерк о легендарном Шипкинском перевале
- Перперикон — очерк о древнем пещерном городе в Восточных Родопах
Знаменитые монастыри
- — очерк об известном русском монастыре, который ни разу не закрывался с момента основания
- Монастырь Палиани на Крите — очерк об одном из древнейших монастырей Крита
ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ
Сам отец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, курский, из местных. На родине старца – в селе Субботино, что в Солнцевском районе под Курском, подлинный масштаб его личности осознали только в первые годы после ухода батюшки из земной жизни, когда фотографии земляка в его день памяти, 17 декабря, дружно начинали мироточить.
Сергей Халин родился в многодетной семье, в которой был самым младшим. От дяди-священника Сергею достался чемодан с духовными книгами, которые он изучил, пропустил сквозь себя. Будучи человеком удивительно душевным и добрым, Сергей особенно легко находил общий язык с нищими и «самоварами», как цинично в послевоенное время называли инвалидов без рук и ног, передвигавшихся на каталках, заботясь о них. Душа будущего монаха постоянно чего-то искала – в привычном окружении ему было некомфортно.
Сергей, по свидетельству односельчан, был парнем видным, веселым, танцевал и пел в клубе. Но после танцев, рассказывает одна из субботинских бабушек, «все ребята шли по девкам, а Сережа молиться». Во дворе дома Халиных был сарай, который Сергей в шутку называл скитом, где у будущего старца были развешаны иконы. Там он зажигал лампаду и долго молился, порой до самого утра. Естественно, что в Субботино его дразнили монахом. Да он и не возражал, говоря, что жениться не будет. Уже позже отец Ипполит сказал, что «Господь услышал мои слова и удостоил меня монашества. Именно так: Он меня удостоил, а не я был достоин стать монахом». Позже, когда нему приставали с расспросами, он отшучивался, что «никто за меня замуж не пошел, поэтому пришлось идти в монастырь».
Сергей не вписывался и в классический образ воина Советской Армии, в которой прослужил три года, в артиллерии: после отбоя сержант Халин, чтобы не шокировать сослуживцев, накрывался с головой одеялом и тихонько читал «Отче Наш».
Демобилизовавшись, Сергей огорошил родителей, заявив, что уйдет в монастырь, и в 29 лет был принят послушником в Глинскую пустынь.