Образование
Геворкянская духовная семинария
Эчмиадзин Святого Эчмиадзина в Вагаршапате является домом для Геворкян Духовной семинарии (теологический университет) в Армянской Апостольской Церкви . Город также является домом для Гарегина I Центра теологии и арменоведческого . Мать Престола также управляет государственной школой Эрнекяна, которая является одной из самых известных школ Армении.
В области действует частный «Университет Григора Лусаворича» в городе Вагаршапат. По состоянию на 2015-16 учебный год в Армавире 119 школ, а также 2 школы с особыми потребностями. По состоянию на конец 2015 года количество учеников в школах области составляет 31 100 человек.
Экскурсии по Армении от местных жителей
Если нет машины, то для знакомства с достопримечательностями Армении лучше всего взять индивидуальную экскурсию от местных жителей. Вашими гидами будут писатели, художники, фотографы, журналисты — влюбленные в свою страну и знающие о ней практически все.
Утром вас заберут из отеля в Ереване, весь день будут возить по самым интересным местам, расскажут множество любопытных историй и легенд, а вечером вернут обратно – усталых, но очень довольных.
На данный момент в Ереване предлагается множество различных вариантов — как обзорных, так и тематических (например, тур по «винной» Армении или по самым интересным монастырям). Чтобы посмотреть все доступные варианты, нажмите «Посмотреть все экскурсии».
На этапе бронирования нужно заплатить лишь 20% от стоимости экскурсии – остаток суммы отдается гиду перед ее началом.
Полезные статьи об Армении и Грузии:
ТОП-25 достопримечательностей Еревана
Где остановиться в Ереване: 12 лучших отелей по соотношению цены и качества
Где отдохнуть в Армении: водный курорт Джермук
По Армении на машине: дорога Ереван-Татев
Армянская национальная кухня: мини-справочник по основным блюдам
Отдых в Грузии — как поехать в Грузию самостоятельно — самый полный в Рунете путеводитель по Грузии.
Демография
Население
Село Ервандашат . Высоты на заднем плане — древний Ервандашат.
Согласно официальной переписи населения 2011 года, в Армавире проживает 265 770 человек (130 078 мужчин и 135 692 женщины), что составляет около 8,8% всего населения Армении. Городское население составляет 85 050 человек (32%), а сельское — 180 720 человек (68%). В провинции 3 городских и 94 сельских общины. Самая крупная городская община — город Вагаршапат (Эчмиадзин) с населением 46 540 человек. Другие городские центры — Армавир и Мецамор.
Село Паракар с населением 5 584 человека является крупнейшим сельским округом Армавира.
Этнические группы и религия
Собор Святого Григория Нарекского
Езидский храм Акналич
Храм Куба Мере Диване
Большинство населения Армавирской области — этнические армяне, принадлежащие к Армянской апостольской церкви . Руководящим органом церкви является Армавирская епархия , которую возглавляет епископ Сион Адамян. Собор Святого Григория Нарека в городе Армавир является резиденцией епархии.
Тем не менее, существует значительное количество езидов в Армавире на общую сумму около 17 000 человек, в основном в селах Зартонк , Yeraskhahun , Налбандяна , Yeghegnut , Artashar , Нор Артагерс и небольшой деревне Ferik где езиды составляют большинство. В деревне Акналич находится самый большой езидский храм в мире, известный как Куба Мере Диване , который был открыт в деревне в сентябре 2019 года.
В деревне Нор-Артагерс также проживает небольшая ассирийская община, насчитывающая около 260 человек. Они принадлежат Ассирийской церкви Востока .
Отели Вагаршапата
Большинство вариантов проживания в Вагаршапата — это компактные гостиницы типа «постель и завтрак». Ими управляют семьи, они удивляют низкими ценами (номер стоит 12 000-15 000 AMD) и вкуснейшими завтраками, а если нужно, то и ужинами. Еще один популярный формат жилья для туристов — гестхаусы. Такими домашними отелями тоже владеют семьи, условия проживания похожи на «бед энд брекфаст», только стоимость немного ниже: 13 000 AMD. Поселиться в традиционной гостинице, правда, «беззвездной», можно за 12000- 20000 AMD (завтрак включен). За апартаменты попросят 15 400-20 000 AMD. Хостелов в городе нет.
Культура
Хранилище рукописей Ватче и Тамар Манукян
Мемориал сопротивления Муса Даг
Армавир — один из богатейших культурных центров Республики Армения. В городских поселениях провинции расположены дворцы культуры, а также множество публичных библиотек. Однако в советский период в Армавире было 98 публичных библиотек, и только 21 из них все еще функционирует.
В городе Вагаршапат находится большое количество музеев, в том числе этнографический музей Вагаршапата, музей и картинная галерея Хорена Тер-Арутюняна, музей и картинная галерея Мгера Абегяна, а также дом-музей Ованеса Оганесяна. В комплексе Первопрестольного Святого Эчмиадзина расположено множество музеев и библиотек, в том числе:
- Эчмиадзинский собор-музей,
- Католикосальный музей,
- Хримянский музей,
- Казначейство Алекса и Мари Манукян,
- Хранилище рукописей Ватче и Тамар Манукян,
- Типография и Книжный магазин Первопрестольной.
- Музей Рубена Севака
В деревне Мусалер ежегодно проводится празднование сопротивления Муса-Дагу , когда тысячи армян со всего мира приезжают в деревню каждый год в течение сентября, чтобы отпраздновать это событие вокруг мемориала Муса-Даг.
Знаменитый мемориальный комплекс Сардарапат , включающий в себя Этнографический музей Армении , расположен в селе Аракс , примерно в 10 км к юго-западу от областного центра Армавир.
Крепости и археологические памятники
Церковь Святой Рипсиме 618 года, объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Церковь Святой Гаяне 630 г., объект всемирного наследия ЮНЕСКО
- Мецамор археологических раскопок в Taronik , пятое тысячелетие до н.э.,
- Поселение Мохраблур в Грибоедове , 2 тыс. До н.э.,
- Древний город Аргиштихинили , 8 век до н.э.,
- Шеник , V – I вв. До н. Э.
- Древний город Армавир , основанный в 331 году до нашей эры.
Церкви и монастыри
- Первопрестольный Святой Эчмиадзин и Эчмиадзинский собор , основанный в 303 г.,
- Церковь Святой Рипсиме , открытая в 618 г.,
- Церковь Святой Гаяне , открыта в 630 г.
- Звартноц собор , открытый в 652 г.,
- Таргманчатский монастырь Айгешат , VI-VII вв.,
- Церковь Шогакат , открытая в 1694 г.,
- Собор Пресвятой Богородицы , открытый в 1767 году.
- Сурб Арутюн Церковь Паракар , был открыт в 1855 году.
- Церковь Святой Богородицы в Сардарапате , открыта в 1882 году.
- Церковь Святой Богородицы в Бамбакашате , открыта в 1901 году.
Ориентирники
Материнский собор Святого Эчмиадзина находится в комплексе, окруженном множеством других построек, построенных на протяжении веков. Большинство зданий имеют большое архитектурное значение, например, старые и новые Папские резиденции, Канцелярия или Диванатун , Ворота короля Трдата , Музей сокровищницы Алекса и Мари Манукян (1982), Хримский музей, Еремские монашеские кельи, старое здание семинарии. , Часовая башня, Книжный магазин и т. д.
Геворкянская духовная семинария — богословский колледж Армянской Апостольской церкви, основанный Католикосом Геворком IV в 1874 году на территории комплекса Первопрестольной. Помимо Материнского собора, Вагаршапат является домом для многих других важных армянских церквей и соборов. Кафедральный собор Эчмиадзина, церкви Святого Рипсиме, Святой Гаяне и Святого Шогаката, а также археологические раскопки Звартноц внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Эчмиадзинский собор
Эчмиадзинский собор
Исторически центром города является Материнский собор Святого Эчмиадзина ( армянский : Մայր Տաճար Սուրբ Էջմիածին Mayr Tachar Surp Ejmiatsin ), который является одной из старейших церквей в мире. Впервые он был построен святым Григорием Просветителем как сводчатая базилика в 301–303 годах, когда Армения только что приняла христианство в качестве государственной религии (первая таковая в мировой истории). Церковь многократно расширялась, особенно в 480, 618 и 1658 годах.
Баптистерий Святых Вартана и Ованеса — это трехглавая часовня, расположенная к северу от Собора Матери и предназначенная для церемоний крещения. Он был спроектирован архитекторами Джимом Торосяном и Ромео Джулхакяном и освящен 26 сентября 2008 года, а строительство финансировалось британско-армянским благотворителем Арменом Саркисяном.
Церковь Святых Архангелов была построена между 2009 и 2011 годами и расположена во дворе Геворкян Семинарии здания. Однокупольный храм освящен 5 ноября 2011 года по проекту архитектора Джима Торосяна. Строительные работы профинансировал армянский меценат Гагик Галстян.
Церковь Святой Рипсиме
Построенная в 618 году церковь Святого Рипсиме в основном сохранилась практически без изменений. Он считается одной из старейших сохранившихся церквей в Армении, известной своей прекрасной архитектурой классического периода, которая оказала влияние на многие другие армянские церкви. Он был возведен в 618 году католикосом Гомидом на вершине первоначального мавзолея, построенного католикосом Сааком Великим в 395 году, в котором хранились останки замученной святой Рипсиме . В соответствии с 17 — го века армянский историк Аракел Тебриза , церковь была отремонтирована в течение 1651-1653 Католикос Филиппа I . Отремонтированы крыша, верх купола, стены и основания. На крыше поставили крест, а с западной стороны пристроили небольшой портик. Это одна из немногих армянских церквей, сохранивших свою активность в советский период.
Церковь Святой Гаяне
Церковь Святой Гаяне, построенная в 630 году католикосом Эзрой I , отличается гармоничными пропорциями. Это трехнефная купольная базилика с восьмиугольным барабаном, покоящимся на четырех внутренних колоннах, которые делят внутреннее убранство церкви на три. Его дизайн остался неизменным, несмотря на частичную реконструкцию купола и некоторых потолков в 1652 году.
Церковь Шогакат
Значение падения света , Шогакат Церковь является Однонефная Купольная базилика, построенная и завершено в 1694 году князем Агамалом Sorotetsi в период Католикоса Nahabed I . Он построен из красного и черного туфа на развалинах базилики VI века. Остатки небольшой часовни 4-го века можно увидеть на юго-западном конце церкви Святого Шогаката.
Звартноц собор
Звартноц — это разрушенная круглая церковь 7-го века, построенная по приказу католикоса Нерсеса III Строителя между 641 и 653 годами. Она находится на восточной окраине современного Вагаршапата. Звартноц — величественный собор, известный своим уникальным дизайном, посвященный святому Георгию , построенный на том месте, где должна была состояться встреча царя Тиридата III и святого Григория Просветителя . В 930 году церковь была разрушена землетрясением и оставалась похороненной до тех пор, пока не была заново открыта в начале 20 века архитектором Торосом Тораманяном . На раскопках между 1900 и 1907 годами были обнаружены фундамент собора, а также остатки Папского дворца и винодельни.
Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)
Кафедра в Вагаршапте
- свт. Григорий I Просветитель (302 — 325)
- Аристакес I Парфянин (325 — 333)
- Вртанес Парфянин (333 — 341)
- Исихий (Иусик) Парфянин (341 — 347)
Даниил (347) хореп. Таронский, избранный архиеп.
- Парен (Парнерсех) Аштишатский (348 — 352)
- Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
- Чунак (? — не позднее 369) поставлен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
- Исаак-Исихий (Шаак-Иусик) Маназкертский (373 — 377)
- Завен Маназкертский (377 — 381)
- Аспуракес Маназкертский (381 — 386)
- Исаак I Великий (387 — 425)
- Сурмак (425 — 426)
- Баркишо Сириец (426 — 429)
- Самуил (429 — 434)
434 — 444 — вдовство престола
- Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
- Мовсес I (456 — 461)
- Гют I (461 — 471)
- Христофор Арцруни (475-480)
Кафедра в Двине
- Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
- Бабкен I (Отмесеци) (490 — 516)
- Самвел I (516 — 526)
- Муше I (526 — 534)
- Исаак II (534 — 539)
- Кристофор I (539 — 545)
- Гевонд I (545 — 548)
- Нерсес II (548 — 557)
- Ованес II (557 — 574)
- Моисей II Эгивардский (574 — 604)
Иоанн III Багаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) (595—616)
- Авраам I Албатанский (607 — 610/615)
- Комитас Агцский (610/615 — 628)
- Христофор III из Апауни (628 — 630)
- Ездра Параженакертский (630 — 641)
- Нерсес III (641 — 661)
- Анастас I (661 — 667)
- Израиль I Вотмусский (667 — 677)
- Саак III (677 — 703)
- Егиа I (703 — 717)
- Ованес III (717 — 728)
- Давид I (728 — 741)
- Трдат I (741 — 764)
- Трдат II (764 — 767)
- Сион I (767 — 775)
- Есаи I (775 — 788)
- Степанос I (788 — 790)
- Оваб I (790 — 791)
- Согомон I (791 — 792)
- Геворк I (792 — 795)
- Овсеп II Скорпион (795 — 806)
- Давид II (806 — 833)
- Ованес IV (833 — 855)
- Закария I (855 — 876)
- Геворк II (877 — 897)
- Маштоц I (897 — 898)
- Ованес V (Драсханакертци) (898 — 929)
Кафедра в Ахтамаре
- Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
- Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
- Егише I (Риштуни) (941 — 946)
- Ананиа I (946 — 968)
Кафедра в Аркине
- Ваан I (968 — 969)
- Степанос III (969 — 972)
- Хачик I (973 — 992)
Кафедра в Ани
- Саркис I (992 — 1019)
- Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)
Кафедра в Тевилуре
Хачик II 1058 — 1065
Кафедра в Джамтаве
Григор II (Палавуни) (1066 — 1105)
Кафедра в Румкла
- Барсег I (1105 — 1113)
- Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
- Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
- Григор IV Тха (1173 — 1193)
- Григор V (Каравежа) (1193 — 1194)
- Григор VI (Апират) (1194 — 1203)
Барсег II (восточный католикос) Анийский (1195 — 1206)
- Ованес VI (Мечабаро) (1203 — 1221)
- Константин I (1221 — 1267)
- Акоп I (Гимнакан) (1268 — 1286)
- Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
- Степанос IV (1290 — 1293)
Кафедра в Сисе
- Григор VII (1293 — 1307)
- Константин III (1307 — 1322)
- Константин IV (1323 — 1326)
- Акоп II (1327 — 1341)
- Мхитар I (1341 — 1355)
- Акоп II, повторно (1355 — 1359)
- Месроп I (1359 — 1372)
- Константин V (1372 — 1374)
- Погос I (1374 — 1382)
- Теодорос II (1382 — 1392)
- Карапет I (1393 — 1404)
- Акоп III (1404 — 1411)
- Григор VIII (Хандсгат) (1411 — 1418)
- Погос II (1418 — 1430)
- Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
- Григор IX (Мусабегиян) (1439 — 1441)
Кафедра в Эчмиадзине
- Киракос I (1441 — 1443)
- Григор X (1443 — 1465)
- Аристакес II (Аротакал) (1465 — 1469)
- Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
- Ованес VII (1474 — 1484)
- Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
- 3акария II (1515 — 1520)
- Саркис IV (1520 — 1536)
- Григор XI ((1536 — 1545)
- Степанос V (1545 — 1567)
- Микаел I (1567 — 1576)
- Григор XII (1576 — 1590)
- Давид IV (1590 — 1629)
- Мовсес III (1629 — 1632)
- Пилипос I (1633 — 1655)
- Акоп IV (1655 — 1680)
вдовство кафедры (1680 -1682)
- Егиазар I (1681 — 1691)
- Нахапет I (1691 — 1705)
- Александр I (1706 — 1714)
- Аствацатур I (1715 — 1725)
- Карапет II (1726 — 1729)
- Абраам II (1730 — 1734)
- Абраам III (1734 — 1737)
- Лазар I (1737 — 1751)
- Минас I (1751 — 1753)
- Александр II (Каракасиан) (1753 — 1755)
- Саак V (1755)
- Акоп V (1759 — 1763)
- Симеон I (1763 — 1780)
- Гукас I (1780 — 1799)
- Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий — Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
- Давит V (Корганьян) (1801 — 1807)
- Даниел I (1807 — 1808)
- Епрем I (1809 — 1830)
- Ованес VIII (1831 — 1842)
- Нерсес V (1842 — 1857)
- Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
- Геворк IV (Керестеджиан) (1866 — 1882)
вдовство кафедры (1882 -1885)
- Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
- Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
- Матевос II (Измирлиан) (1908 — 1910)
- Геворк V (Суренян) (1911 — 1930)
- Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
- Геворк VI (1945 — 1954)
- Вазген I (1955 — 1994)
- Гарегин I (1995 — 1999)
- Гарегин II Нерсесян (с 27 октября 1999)
Русская Православная Церковь
Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана. Духовный ]Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.
Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.
История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.
Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.
Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.
В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.
В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.
Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.
В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.
Также на территории монастыря расположены:
- «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
- монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
- монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
- Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
- Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958-1962 гг. Духовная академия (начало XX века);
- Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.
Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.
Музей
Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!
В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.
Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.
В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.
Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.
Достопримечательности Армении
Эчмиадзинский собор
Эчмиадзинский собор — мать всех армянских церквей и главный храм Армянской Апостольской церкви, расположенный в окрестностях города Вагаршапат. Считается первым христианским собором Армении и одним из древнейших сакральных памятников в мире. Конечно, этот великолепный древний храм включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эчмиадзинский собор был основан в 4 веке. Текущее здание, по большей части, датируется 5 веком. Купол церкви и колокольни были построены в 17 столетии, а ризница — в 19 столетии. Это здание считается шедевром армянской архитектуры и национальной святыней армянского народа.
Гарни
Гарни — великолепная достопримечательность Античности, включённая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это языческий храм, который датируется 1 веком н.э. Это сооружение является уникальным (для Армении) примером стиля классической древнегреческой архитектуры, которая начала развиваться в 7 веке до н.э.
Ваграмашен
Ваграмашен — красивая средневековая церковь в стиле традиционной армянской архитектуры, построенная на склонах горы Арагац. Датируется первой половинрй 11 века.
Селимский караван-сарай расположен на южных склонах перевала Варденьяц на высоте 2410 метров над уровнем моря. Он датируется 14 веком и является самым хорошо сохранившимся подобным сооружением в Армении.
Севанаванк
Севанаванк — древний христианский монастырь на озере Севан, основанный в 9 веке. Является одной из самых красивых и посещаемых достопримечательностей в стране.
Площадь Республики
Площадь Республики — центральная площадь Еревана, окруженная пятью красивыми зданиями из розового и желтого туфа в неоклассическом стиле с элементами традиционной армянской архитектуры. Также на площади находится музыкальный фонтан.
Ереванский Каскад
Ереванский Каскад — лестница из известняка, украшенная фонтанами и статуями в стиле модерн. Представляет собой каскад из пяти открытых террас.
Нораванк
Нораванк — красивый средневековый монастырь 13-го века, расположенный в 122 км от Еревана в живописном ущелье с кирпично-красными скалами.
Гегард
Гегард — уникальный средневековый монастырь, расположенный в 40 км от Еревана в ущелье реки Гохт. Включён в список объектов Всемирного наследия. Монастырь был основан в 4 веке. От той древней структуры ничего не осталось. Большая часть сохранившихся сооружений относится к 12 — 13 столетию. Главной особенностью монастыря является пещерные часовни. Некоторые из них полностью вырезаны в скале, другие представляют собой не что иное, как пещеры. Также здесь можно увидеть другие постройки с архитектурно сложными стеновыми секциями и комнатами глубоко внутри скального основания.
Татев
Татев — великолепный средневековый монастырский комплекс, расположенный на большом базальтовом плато на юго-востоке Армении. Был основан в 8 веке и представляет собой три укреплённых церкви, а также здание библиотеки, трапезной, колокольни и других вспомогательных построек. В 14 и 15 веках здесь находился один из важнейших армянских средневековых университетов, способствоваший сохранению армянской культуры и веры.
Хор Вирап
Хор Вирап — один из самых известных и древних армянских монастырей. Был основан в 7 веке и расположен у границы с Турцией у подножия легендарной горы Арарат.
Ахпат
Ахпат — средневековый монастырский комплекс, расположенный на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Был основан в 10 веке и является шедевром армянской архитектуры. Монастырь Ахпат включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Агарцин
Агарцин — старинный монастырь, расположенный в живописной лесистой долине в 18 км от города Дилижан. Был построен между 10 и 13 веками. Включает пять древних церквей, часть которых находится в руинах, а также гробницы династии Багратидов.
Армянская апостольская церковь
Место армянской церкви в христианском мире
Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.
К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.
Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.
Армянский обряд
В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.
В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.
Особенности армянской церкви
Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».
В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.
В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.
Структура армянской церкви
Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.
Вагаршапат
Вагаршапат (Vagharshapat) расположен в центральной части Армении, недалеко от Еревана. Первое поселение в этом месте было основано еще в II до н.э. Со временем поселок перерос в большой город Вардкесаван, и много столетий являлся столицей государства. Позже, на протяжении 50 лет город имел другое название — Эчмиадзин. Только с 1992 года город получил теперешнее название.Близкое расстояние от столицы способствует тому, что в Вагаршапат приезжает много туристов. В городе, чаще всего, посещают главную святыню региона — Эчмиадзинский монастырь. В знаменитом монастырском комплексе находится много святынь.