Святой эчмиадзин

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Храм Звартноц — где находится, история, музей

Руины храма Звартноц расположены в 4 км, не доезжая до Эчмиадзина. То есть Звартноц можно посетить как до, так и после Эчмиадзина, так и отдельно от него.

Звартноц в переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Храм был построен в 640-650 годах, в 10 веке он обвалился во время землетрясения. Руины Звартноца были открыты раскопками в 1901 году, в настоящее время почти целиком реконструирован первый ярус.

Это памятник раннесредневековой армянской архитектуры. В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список всемирного наследия Юнеско.

На территории есть небольшой музей, самым интересным экспонатом музея является макет храма, который дает полное представление о бывшем великолепии Звартноц.


Руины храма Звартноц


Знаменитые спиральные символы храма Звартноц

Во время нашего посещения на территории Звартноц шла запись на видео выступления армянских танцевальных женских коллективов, и наше посещение было реально классно украшено армянской музыкой, группами девчушек и девушек в ярких танцевальных костюмах, кружащих прямо посреди руин храма. Такое чудесное сочетание древнего и настоящего, священности и быта. Благодаря этому событию Звартноц оставил у меня только лучшие воспоминания.


Армянский танцевальный ансамбль на фоне руин храма


Яркие армянские девчонки фотографируются


Вид на жилые дома за раскопками


Выступление ансамбля на раскопках храма Звартноц, Армения

Город Эчмиадзин и Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор

На территории Армении есть множество исторических, культурных, природных достопримечательностей. Здесь каждый гость независимо от предпочтений найдет для себя что посмотреть с  интересом и восторгом. Однако в многочисленности интересных мест Армении наиболее впечатляющими являются религиозные святыни и памятники. Благодаря чему Армения превращается в центр религиозного туризма. Поэтому прибыть в эту страну и не побывать в его Святом городе и религиозном центре – значит оставить Армению для себя закрытой. Имя этого Святого города – Эчмиадзин.

Город Эчмиадзин – История

Город Эчмиадзин, ранее известный как Вагаршапат, был основан во 2 веке. После того, как римляне разгромили город Арташат, Эчмиадзин стал культурным и политическим, а затем религиозным центром Армении и остается таким по сей день. Строить Эчмиадзинский кафедральный собор начали в 301, после того, как христианство стало государственной религией Армении, и строили его не один век.

В VI веке до н.э. князь Вардгес построил большой город, назвав его Вардгесаван. По прошествию нескольких веков царь Вагаршак I (117-140 гг.) окружил Вардгесаван большой крепостной стеною и сделал город второй столицей после Арташата, и переименовал в Вагаршапат. Город назывался Вагаршапат до 1945 года, после  был переименован в Эчмиадзин в честь Эчмиадзинского монастыря, который стал резиденцией Католикоса всех армян. В 1992 году городу вернули прежнее название Вагаршапат, но сегодня среди людей чаще используется название Эчмиадзин.

Легенда Эчмиадзина

Согласно легенде, просветителю Армении Григору Лусаворичу приснился сон. Во сне Иисус Христос – Единородный сын Божий – спустился с неба и огненным молотом указал на место, где должна быть построена религиозная святыня – христианский собор. В 303 году, через два года после принятия христианства государственной религией, на месте языческого храма была построена христианская церковь. Церковь назвали Эчмиадзин, что с армянского переводиться как «И спустился единородный».

Тем самым, собор считается одним из первых христианских храмов в мире. Эчмиадзинский собор – главный храм Армянской апостольской церкви.

Что смотреть в Эчмиадзине?

В городе Эчмиадзин находятся Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские школы. Рядом с собором расположен возведенный в 618 году храм святой мученицы Гаяне, одноименная купольная базилика, Церковь Святой Шогакат и

Рядом с собором находятся храм святой Рипсимэ, построенный в 618 году, купольная базилика Святой Гаянэ, учрежденный в 630 году, Церковь Святой Шокагат и трехарочный притвор. 

В Музее-сокровищнице Эчмиадзина хранится Копье Лонгина – копье, которую вонзили в тело Христа на Кресте. Копье, привезенное в Армению апостолом Фадеем, ранее держали в Гегардаванке – в еще одной религиозной достопримечательности Армении.

Где находится город Эчмиадзин?

Расстояние между Эчмиадзином и Ереваном всего 30 км., город находится в 15 км. от железнодорожной станции Эчмиадзин, в Араратской долине.

Архитектура и внутреннее убранство

Начать описание хочется с оформления центрального входа в религиозный комплекс. Это массивные ворота с четырьмя арками и символичный алтарь под открытым небом (установлен в 2001 г. к 1700-летию принятия христианства в Армении). Со стороны улицы здесь изображены основатели эчмиадзинского храма — Трдат и Григорий.

Непосредственно собор внешне представляет собой пятиглавый храм крестообразной формы с главным куполом, часовней и тремя ротондами на шести колоннах по периметру. Основная часть здания выглядит монолитной с небольшими и немногочисленными оконными проемами. Воздушности экстерьеру придают как раз постройки второго уровня — ротонды и центральный купол, украшенный каменный резьбой. Пышным убранством выделяется и колокольня.

Отличительной чертой архитектуры собора выделяют наличие трех алтарей — центрального, северного и южного. Центральный алтарь (Алтарь Сошествия) здесь представлен больше как священное место — именно сюда ударил огненный молот Христа в видении Григория Просветителя. Остальные два используются для проведения церковных служб и обрядов.

Внутренняя отделка относится к XVIII столетию, но в советское время уже проводилась реставрация настенной росписи. Помимо многочисленных орнаментов, здесь можно увидеть фрески со сценами из святого писания, портреты святых и апостолов (всего их 120).

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Отдельного внимания заслуживает богатый, как в прямом, так и в переносном смысле музей с уникальными экспонатами. Помимо щедро украшенных драгоценными камнями предметов одежды, интерьера и золотых и серебряных ритуальных объектов, здесь можно увидеть копье Лонгина и мощи Ноева ковчега, древние монеты и священные рукописи и еще много интересных и священных для верующего человека экспонатов.

Каждый экспонат имеет определенное значение. Например, копье Лонгина (пронзившее Христа) и десница Григория Просветителя используются для обряда освящения миро, который здесь проводят раз в семь лет. Миро — это специально приготовленное ароматическое масло, которое используют для помазания тела человека во время священных таинств. Готовятся священнослужители к обряду за сорок дней. Котел с оливковым маслом ставится на алтарь, где проводятся обряды и молитвы. Отдельно готовятся отвары из 44 трав и бальзам. В торжественный день все компоненты смешиваются воедино и перемешиваются тремя святынями — животворящим крестом, десницей Святого Григория и копьем. Считается, что благодаря этому ритуалу в миро добавляется частичка крови Иисуса Христа. 180 литров масла делится между всеми приходами республики и используется в течение семи лет до следующего торжественного обряда.

Организационная структура Первопрестольной

Организационная структура Первопрестольного Святого Эчмиадзина состоит из духовных и административных органов, представляющих власть Армянской церкви, а именно:

Высший Духовный Совет

Высший Духовный Совет (Армянский: Գերագոյն Հոգեւոր Խորհուրդ Герагин Хокевор Хоргурт) возглавляет Католикос всех армян. Это высший исполнительный орган Армянской Апостольской церкви. Члены Духовного совета избираются Национальным церковным собранием или назначаются непосредственно Католикосом всех армян. Высший Духовный Совет был создан 1 января 1924 года в результате реформ, инициированных Католикосом. Георг V, заменивший Архиерейский Синод.

Национальное церковное собрание

Национальное церковное собрание (Армянский: Ազգային եկեղեցական ժողով Азгаин Екегецакан Жохов) возглавляет Католикос всех армян. Это высший законодательный орган Армянской церкви. Национальное церковное собрание, избираемое отдельными епархиальными собраниями, является органом, избирающим Католикоса всех армян.

Собор епископов

Архиерейский Собор (Армянский: Եպիսկոպոսաց ժողով Епископосац Жохов) — административный орган, возглавляемый Католикосом всех армян. Он выполняет консультативную роль, вносит предложения по догматическим, религиозным и каноническим вопросам, которые будут обсуждаться на заседаниях Национального церковного собрания.

Епархиальное собрание

Епархиальное собрание (Армянский: Թեմական Պատգամաւորական Ժողով Темакан Паткамаворакан Жохов), возглавляемый предстоятелем епархии, является высшим законодательным органом каждой епархии Армянской церкви. Собрание избирает делегатов в Национальное церковное собрание, а также членов епархиального совета. Собрание активно участвует в решении административных вопросов в епархии. В некоторых случаях собрание избирает предстоятеля епархии.

Епархиальный совет

Епархиальный совет (Армянский: Թեմական Խորհուրդ Темакан Хорхурт), возглавляемый предстоятелем епархии, является высшим исполнительным органом епархии Армянской церкви. Он регулирует внутреннюю административную деятельность епархии под руководством предстоятеля. Члены совета избираются Епархиальным собранием.

Монашеское братство

Монашеское братство (Армянский: Վանական Միաբանութիւն Ванакан Миабанутюн) состоит из безбрачного духовенства монастыря, которым руководит настоятель. В настоящее время Армянская Церковь имеет 3 братства: братство Первопрестольного Святого Эчмиадзина, братство Святого Иакова в Армянском Патриархате Иерусалима и братство Святого Престола Киликии. Братство участвует в принятии решений, касающихся внутренних дел монастыря. Каждое братство избирает 2 делегатов для участия в Национальном церковном собрании.

Приходское собрание

Приходское собрание (Армянский: Ծխական Ժողով Цхакан Жогов) — общее собрание общины, управляемое духовным пастырем. Приходское собрание избирает или назначает членов приходского совета, а также делегатов в епархиальное собрание.

Приходской Совет

Приходской совет (Армянский: Ծխական Խորհուրդ Цхакан Хоргурт) — исполнительно-распорядительный орган общины, регулируемый духовным пастырем общины. Он в основном участвует в реализации административной и финансовой деятельности сообщества. Члены совета избираются или назначаются приходским собранием.

Примечания

  1. Nina Garsoïan. The Arsakuni Dynasty (A.D. 12——428) // The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 70. «This king, apparently under another Arsacid known to Dio Cassius as „Vologeses the son of Sanatruces“ (Dio, LXVIII; vol. VIII, pp. 418-19) and as Vaiars (Vagharsh) to Movses Xorenac‘i, was to reign from 117 to 138/40. He evidently extended his rule to all of Greater Armenia, since the cities of Valarsapat (Vagharshapat) (called Kaine Polis „New City“ by the Greeks), Valarsawan (Vagharshavan), and Valarsakert (Vagharshakert) are clearly his foundations.»
  2. Encyclopedia of Early Christianity. — Routledge, 2013. — P. 227. «Gregory the Illuminator established the center of the church in the Armenian capital city of Vagarshapat, later named Echmiadzin. It moved subsequently to Dvin from 484 to 901, then to Cilicia in 1116, and in 1441 back to Echmiadzin. This final move provoked a division between the catholicate of Echmiadzin and those who remained in the city of Sis in Cilicia, who formed the catholicate of Cilicia, which in the early twentieth century was transferred to Antylias in Lebanon.»
  3. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 160. — 372 с. — ISBN 5-89216-029-7.
  4. ↑ — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  5. ↑ — статья из Encyclopædia Iranica. S. Peter Cowe
  6.  .
  7. с. 210.

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами.

Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.

Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы».

В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Кафедральный собор Эчмиадзин

Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век. Это даже не собор, а огромный комплекс государственного значения — резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.

В XVII веке над собором возведен новый купол и построена трехъярусная колокольня перед западным входом.

В XVIII столетии над южной, северной и восточной апсидами храма надстроили шестиколонные ротонды, благодаря чему собор приобрел пятикупольное венчание. В начале XVIII века была выполнена роспись собора, автором которой стал художник Нагаше Овнатанян. Во второй половине XVIII ст. ее дополнил внук Натана — Овнатан. Династия на этом не закончилась, потомки художника продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян дополнил и обновил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более ста картин с обликом Иисуса, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество этих картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор. Фрезки отсутствуют на стенах в армянских храмах, их украшают именно картины святых.

В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари.

Еще позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В 20-м столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых.

Как и во всех армянских церквях, Главный алтарь расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе есть еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда по легенде Господь ударил золотым молотом.

Самой светлой зоной храма является купольный квадрат с двенадцатью окнами в цилиндрическом барабане и с пластичными поверхностями парусов, отражающими лучи света, проникающего сверху.

Эчмиадзин сам по себе не только святыня армянской церкви, но и символ Армении. В Армении даже существует уникальный день, отеченный в календаре, — день кафедрального собора. Этот праздник отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 день после Пасхи.

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: