История
Церковь Сурб Рипсиме, 1913 год — Эгише Тадевосян.
Эчмиадзин, чье первоначальное название — Вагарчапат, был основан между и 560 годами до нашей эры. До н.э. город, заходя в это время Varguésavan, был переименован королем Vagharch I ст (около — ) из династии Аршакидов , который назначит Вагаршапат. Он также укрепляет город, который становится городом-резиденцией.
Римская армия вторглась в этот регион в году и получила греческое название Каинеполис , «новый город». На этот раз Вагарчапат становится столицей Армении в ущерб Артачату , который теряет этот статус
Vagharchapat получает важное место благодаря установка сиденье Армянской Апостольской Церкви , основанная Gregory I эр Просветителя , освященного строительства Сурб Эчмиадзин собора .
Армения и Вагаршапатский теряют свою независимость в ; страна находится под персидским господством . После этого периода Вардан Мамиконян восстановил собор в 484 году . Затем мы наблюдаем конструктивную лихорадку: библиотека, в которой хранятся рукописи , Матенадаран , была создана в 486 году , церковь Сурп Рипсиме была построена в 618 году , Сурп Гаяне — в 630 году ; За пределами города собор Звартноц был построен между и 652 годами в архитектурном стиле, неслыханном в Армении.
Вагарчапат разграблен курдами и персами.
В начале средневековья Вагарчапат был торговым городом. Жители имеют разное происхождение: армяне, конечно, но также греки , персы , ассирийцы и даже евреи . Впоследствии город пережил некоторый упадок, но вернулся на передний план в 1441 году , когда он снова стал резиденцией католикосата, который до этого находился в Сисе в Киликии .
Француз Жан Шарден посетил город в 1673 году и нарисовал панораму, изображающую религиозные здания, после своих путешествий по Армении с 1665 года. Его вдохновил другой француз, путешествовавший до него, Жан-Батист Тавернье .
В течение XVII E века , город находится в работе, с , в частности , строительство новых зданий и восстановление отдельных церквей , и знает , что экономический бум; Он расположен на торговой оси Тебриз — Ереван — Эрзурум . Vagharchapat попал под российской властью в 1828 году . Позже, в XX — м веке , другие объекты инфраструктуры строятся в центре города. Он был переименован в Эчмиадзин , в период с и . В условиях демографического бума в настоящее время он представляет собой главный город городской зоны Еревана и один из важнейших городов Армении. Это прежде всего святое место для армян из-за наличия в его центре резиденции Армянской Апостольской церкви .
Что посмотреть
Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.
На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.
Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.
На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.
На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.
Другие церкви Эчмиадзина
Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:
- Сурб Рипсиме,
- Сурб Гаянэ
- Сурб Шогакат.
Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами.
Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.
Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.
Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.
Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы».
В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.
Храм Звартноц — где находится, история, музей
Руины храма Звартноц расположены в 4 км, не доезжая до Эчмиадзина. То есть Звартноц можно посетить как до, так и после Эчмиадзина, так и отдельно от него.
Звартноц в переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Храм был построен в 640-650 годах, в 10 веке он обвалился во время землетрясения. Руины Звартноца были открыты раскопками в 1901 году, в настоящее время почти целиком реконструирован первый ярус.
Это памятник раннесредневековой армянской архитектуры. В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список всемирного наследия Юнеско.
На территории есть небольшой музей, самым интересным экспонатом музея является макет храма, который дает полное представление о бывшем великолепии Звартноц.
Руины храма Звартноц
Знаменитые спиральные символы храма Звартноц
Во время нашего посещения на территории Звартноц шла запись на видео выступления армянских танцевальных женских коллективов, и наше посещение было реально классно украшено армянской музыкой, группами девчушек и девушек в ярких танцевальных костюмах, кружащих прямо посреди руин храма. Такое чудесное сочетание древнего и настоящего, священности и быта. Благодаря этому событию Звартноц оставил у меня только лучшие воспоминания.
Армянский танцевальный ансамбль на фоне руин храма
Яркие армянские девчонки фотографируются
Вид на жилые дома за раскопками Выступление ансамбля на раскопках храма Звартноц, Армения
Церкви, находящиеся под прямым управлением Первопрестольной
В то время как большинство армянских церквей регулируются местной епархией церкви, однако в разных местах Армении есть несколько церквей, которые напрямую регулируются Первопрестольным Святым Эчмиадзином:
- Комплекс церквей Первопрестола, в том числе: Эчмиадзинский собор (открыт в 301 г.), Баптистерий Святых Вартана и Ованеса (открыт в 2008 г.) и Церковь Святых Архангелов (открыт в 2011 г.).
- Церкви Эчмиадзина, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе: Церковь Святой Рипсиме (открыта в 618 году), Церковь Святой Гаяне (открыта в 630 году) и Церковь Шогакат (открыта в 1694 году).
- Монастырский комплекс Севанаванк в Гегаркуникской области IX века.
- Монастырь Хор Вирап в Араратской области 17 века.
- Собор Святого Григория Просветителя в Ереване , открыт в 2001 году.
- Часовня Сурп Акоп Васкенской духовной академии в Гегаркуникской области, открыта в 2005 году.
- Церковь Сурп-Анны в Ереване, открытая в 2015 году, с ереванской резиденцией католикоса.
Организационная структура Первопрестольной
Организационная структура Первопрестольного Святого Эчмиадзина состоит из духовных и административных органов, представляющих власть Армянской церкви, а именно:
Высший Духовный Совет
Высший Духовный Совет (Армянский: Գերագոյն Հոգեւոր Խորհուրդ Герагин Хокевор Хоргурт
) возглавляет Католикос всех армян. Это высший исполнительный орган Армянской Апостольской церкви. Члены Духовного совета избираются Национальным церковным собранием или назначаются непосредственно Католикосом всех армян. Высший Духовный Совет был создан 1 января 1924 года в результате реформ, инициированных Католикосом. Георг V, заменивший Архиерейский Синод.
Национальное церковное собрание
Национальное церковное собрание (Армянский: Ազգային եկեղեցական ժողով Азгаин Екегецакан Жохов
) возглавляет Католикос всех армян. Это высший законодательный орган Армянской церкви. Национальное церковное собрание, избираемое отдельными епархиальными собраниями, является органом, избирающим Католикоса всех армян.
Собор епископов
Архиерейский Собор (Армянский: Եպիսկոպոսաց ժողով Епископосац Жохов
) — административный орган, возглавляемый Католикосом всех армян. Он выполняет консультативную роль, вносит предложения по догматическим, религиозным и каноническим вопросам, которые будут обсуждаться на заседаниях Национального церковного собрания.
Епархиальное собрание
Епархиальное собрание (Армянский: Թեմական Պատգամաւորական Ժողով Темакан Паткамаворакан Жохов
), возглавляемый предстоятелем епархии, является высшим законодательным органом каждой епархии Армянской церкви. Собрание избирает делегатов в Национальное церковное собрание, а также членов епархиального совета. Собрание активно участвует в решении административных вопросов в епархии. В некоторых случаях собрание избирает предстоятеля епархии.
Епархиальный совет
Епархиальный совет (Армянский: Թեմական Խորհուրդ Темакан Хорхурт
), возглавляемый предстоятелем епархии, является высшим исполнительным органом епархии Армянской церкви. Он регулирует внутреннюю административную деятельность епархии под руководством предстоятеля. Члены совета избираются Епархиальным собранием.
Монашеское братство
Монашеское братство (Армянский: Վանական Միաբանութիւն Ванакан Миабанутюн
) состоит из безбрачного духовенства монастыря, которым руководит настоятель. В настоящее время Армянская Церковь имеет 3 братства: братство Первопрестольного Святого Эчмиадзина, братство Святого Иакова в Армянском Патриархате Иерусалима и братство Святого Престола Киликии. Братство участвует в принятии решений, касающихся внутренних дел монастыря. Каждое братство избирает 2 делегатов для участия в Национальном церковном собрании.
Приходское собрание
Приходское собрание (Армянский: Ծխական Ժողով Цхакан Жогов
) — общее собрание общины, управляемое духовным пастырем. Приходское собрание избирает или назначает членов приходского совета, а также делегатов в епархиальное собрание.
Приходской Совет
Приходской совет (Армянский: Ծխական Խորհուրդ Цхакан Хоргурт
) — исполнительно-распорядительный орган общины, регулируемый духовным пастырем общины. Он в основном участвует в реализации административной и финансовой деятельности сообщества. Члены совета избираются или назначаются приходским собранием.
Эчмиадзин
Главный собор ЭчмиадзинаФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru
Эчмиадзин — центр армянской Вселенной, островки которой разбросаны по всему миру. Это не только символ Армянской Апостольской Церкви, коим он, конечно, является. Но он давно уже стал символом Армении и армянства.
А какой символ обойдётся без легенды? Ну, а легенда, как известно, это предание поэтическое и на истину в последней инстанции не претендует. Да и кто на неё претендует?
Резиденция каталикоса в ЭчмиадзинеФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru
Итак, «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», а точнее, в Римской империи и её Вечном городе, христиане в первые три века нашей эры периодически подвергались гонениям со стороны императоров. Это продолжалось вплоть до 312 года, когда император Восточной Римской империи Константин в известном Миланском эдикте уравнял в правах христианство с другими культами.
Но Армения пошла дальше — она провозгласила христианство в качестве государственной религии. Событие это было связано с именами Святого Григория Лусаворича (Просветителя) и армянского царя Трдата III Великого.
Вкратце сюжет крещения Армении состоит в следующем.
Первый вариант собора, построенный к середине IV века, представлял собой бескупольную базилику, типичную для первых христианских построек. К середине V века на месте старой базилики был построен центрический купольный квадрифолий, сохранившийся с перестройками вплоть до наших дней.
Эчмиадзин Фото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru
За прошедший с того времени период с храмом было всякое, вдаваться в подробную историю не буду. В 1627 году епископ Мовсес при поддержке католикоса Филиппоса занялся приведением Эчмиадзина в порядок.
Вот как повествует Аракел Даврижеци (перевод Армена Казаряна) о том, что было с храмом к тому времени:
Обветшавший за тысячу долгих лет, Эчмиадзинский собор с тех пор принялись холить и лелеять. Прежде всего реконструировали барабан (надстроили) и купольное покрытие. Вместо приземистого зонтичного покрытия появился крутой и гладкий конус. Затем построили колокольню с ротондой, а в XVIII веке и с остальных трёх сторон Собора появились аналогичные шестиколонные ротонды.
Эчмиадзин Фото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru
Впечатляет византийской роскошью внутренняя роспись Собора, завершенная в XVIII веке. Но вот мотивы этого разнообразного растительного орнамента, выполненного в оранжево-красных и сине-лиловых тонах, скорее персидские. Этот «восточный флёр» благополучно соседствует с портретами святых и апостолов, сценами на темы Святого Писания.
Интерьер собора Эчмиадзин Фото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru
Со временем многие из фресок были уничтожены, и в ХХ веке была осуществлена полная их реставрация. Был построен новый мраморный алтарь, укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом.
Нет предела совершенству, и каждый раз, попадая на территорию Эчмиадзина, я открываю для себя что-то новое. Но в итоге всё хорошее, в смысле архитектурных достижений, было создано в VII веке — и собор святой Рипсимэ (618 г.), и собор святой Гаянэ (630 г.)
Вместе с собором Эчмиадзина они знаменовали собой новый шаг в каменном зодчестве Армении — переход от базиликальных зданий к крестово-купольным. Дальше этого не ушли и поныне. Собственно, и идти-то некуда, ибо никакой новой парадигмы с тех пор предложено не было. Да и надо ли?
Сокровищница Святого Эчмиадзина
Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.
В сокровищнице также представлены:
- частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
- частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
- мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
- святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.
В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.
Как добраться до Эчмиадзина (Вагаршапата) и храма Звартноц из Еревана
Добраться до Эчмиадзина на общественном транспорте можно с центральной автостанции Еревана под названием «Киликия».
С этой автостанции регулярно и часто ходят автобусы – пазики до Эчмиадзина, время в пути в пределах получаса, стоимость проезда 200 драм (26 рублей).
До автостанции Киликия в Ереване можно добраться из центра с проспекта Маштоца на автобусе номер 5 и 27, стоимость проезда 100 драм (13 рублей).
По дороге в Эчмиадзин автобус проходит мимо Звартноца, и по требованию останавливается прямо напротив входа на территорию храма.
Месторасположение автостанции «Киликия» и остановка возле Звартноца отмечены на карте к статье.
Красные маки на руинах Звартноц
Кафедральный собор Эчмиадзин
Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век. Это даже не собор, а огромный комплекс государственного значения — резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.
В XVII веке над собором возведен новый купол и построена трехъярусная колокольня перед западным входом.
В XVIII столетии над южной, северной и восточной апсидами храма надстроили шестиколонные ротонды, благодаря чему собор приобрел пятикупольное венчание. В начале XVIII века была выполнена роспись собора, автором которой стал художник Нагаше Овнатанян. Во второй половине XVIII ст. ее дополнил внук Натана — Овнатан. Династия на этом не закончилась, потомки художника продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян дополнил и обновил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более ста картин с обликом Иисуса, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество этих картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор. Фрезки отсутствуют на стенах в армянских храмах, их украшают именно картины святых.
В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари.
Еще позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В 20-м столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых.
Как и во всех армянских церквях, Главный алтарь расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе есть еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда по легенде Господь ударил золотым молотом.
Самой светлой зоной храма является купольный квадрат с двенадцатью окнами в цилиндрическом барабане и с пластичными поверхностями парусов, отражающими лучи света, проникающего сверху.
Эчмиадзин сам по себе не только святыня армянской церкви, но и символ Армении. В Армении даже существует уникальный день, отеченный в календаре, — день кафедрального собора. Этот праздник отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 день после Пасхи.