Лайфхак: как я экономлю на страховке
Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам:
P.S. Добавляйтесь в группы в и В контакте vk.com/allmyworld.ru, а также подписаться на обновления сайта по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Хорошего вам отдыха в Армении! Ваш Роман Мироненко, 2015—2021.
Догматические особенности Армянской церкви
Догматическое богословие Армянской церкви основывается на терминологии великих отцов Церкви IV-V веков: святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и других, а также на догматах, принятых на первых трёх Вселенских Соборах: Никейском, Константинопольском и Эфесском.
В итоге было заключено, что Армянская церковь не приемлет постановления Халкидонского Собора по причине того, что Собор принял исповедание Римского папы святителя Льва Великого. Неприятие Армянской церкви в этом исповедании вызывают следующие слова:
«».
В Армянской церкви используют формулировку святителя Кирилла, но не для исчисления природ, а для указания на неизреченное и нераздельное единение природ во Христе. Также используется изречение святителя Григория Богослова о «двух природах» во Христе, по причине нетленности и непреложности естеств Божественного и человеческого. По исповеданию Нерсеса Шнорали изложенному в «Соборном Послании Св. Нерсеса Шнорали Армянскому народу и переписка с императором Мануилом Комнином»:
«Едино ли естество принимается ради неразрывного и нераздельного соединения, а не ради смешения — или два естества полагаются только ради показания несмешанного и неизменного бытия, а не для разделения; то и другое выражение остается в пределах православия» .
Русский богослов конца XIX в. И. Троицкий, анализируя «Изложение веры» Нерсеса Шнорали, пришёл к следующим выводам.
- Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.
- Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносушии тела Христова с телом человеческим вообще.
- Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.
- Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.
- Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихия и монофизитов.
Начиная с средних веков и вплоть до последних лет Армянская церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской.
- Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
- Древневосточные церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской церковью.
Диалог продолжается и поныне.
История
В октябре 1827 года в этих местах проходило кровопролитное сражение русских с персами. Первые одержали верх и отбили город. С 1828 года Первый Полтавский полк, относящийся к казачьим войскам Кубани, был расквартирован в селении Канакиры. Первоначально церковь решили расположить в одно из казарменных строений. 29 января 1906 года состоялось освящение во имя князя Ал. Невского.
Строительство Покровского храма в Ереване датируется XX столетием. Командованием полка было принято решение построить церковь для военнослужащих. Архитектором Федором Михайловичем Вержбицким был разработан типовой проект, по которому в России до 1917 года было выстроено не менее шестидесяти церквей. Его утвердили в 1901 году. В 1913 г. началось строительство которое длилось три года.
Стены Покровского храма выложены из оранжевого туфа. Форма здания представляет собой восьмерик на четверике, увенчанный большой луковичной главой. Длинная трапезная примыкает к четверику. Боковые входы трапезной имеют трехлопастные фронтоны. Невысокая колокольня в виде шатра установлена на кубическом постаменте у западного входа. Со стороны колокольни трапезная увенчана луковичными главками и украшена фризами из кокошников.
Проработала православная обитель совсем недолго: в 1918 году большевики пришли к власти, и церковь закрылась. Изначально она использовалась в качестве склада, потом в здании разместили клуб и кинотеатр для офицеров, а чуть позже в нем открылся госпиталь. Продолжая оставаться в ведомстве военнослужащих, здание было обезглавлено.
Обитель вернули русским православным в 1991 году, когда Армения уже стала независимым государством. Здание отреставрировали, восстановили купол, но он уже не соответствовал первоначальному проекту.
В 2010 году в Покровской церкви произошло знаменательное событие. 17 марта ее посетили сразу два высокопоставленных священнослужителя: патриарх всея Руси Кирилл и патриарх всех армян Гарегин II. Каждый из священников был в сопровождении делегаций, представленных высшими православными санами стран. Также на торжественной встрече присутствовали военнослужащие, распределенные в близлежащий город Гюмри.
Патриарх всея Руси поприветствовал прихожан и совершил молитву. Благотворители, активно участвовавшие в реставрации, были удостоены наград от патриарха.
Протоиерей Арсений Григорьянц, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, в свою очередь поприветствовал почетных представителей и подарил подарки. Патриарх всея Руси Кирилл получил лампадку с самоцветными камнями, сделанную из черного камня, а Католикос Гарегин II принял в дар образ Пресвятой Богородицы.
Авазан
На территории монастыря Гегард расположен скальный храм Авазан («водоем») с родником, считающимся священным еще с Бронзового века. К нему всегда стоит внушительная очередь — мы тоже набрали из него воды в несколько пластиковых бутылок.
Очередь за святой водой из родника
Вообще, с питьевой водой что в Грузии, что в Армении проблем нет. Можно пить воду и из-под крана, и из специальных фонтанчиков на улицах в Тбилиси или Еревана, а при путешествии на машине в изобилии встречаются горные ключи и родники; часто можно набрать родниковой воды на территории какой-нибудь церкви или монастыря. Если в путешествиях по Европе, Америке и особенно Азии покупка питьевой бутилированной воды становится одной из статей расходов, то в Закавказье на этом легко можно экономить.
Возвращаясь к монастырю Гегард, он собственно и возник вокруг того родника: в начале IV века возле источника была основана обитель Айриванк («пещерный монастырь») – с момента ее основания монахи жили прямо в ней, используя пещеры как кельи. Во времена вражеских нашествий, столь частых в истории Армении, храм превращался в крепость, защищенную со всех сторон Гегамскими горами.
ТОП-25 достопримечательностей Армении
История Армянской церкви в России
В России первая христианская армянская епархия образовалась в 1717 г. Центр ее располагался в Астрахани. Этому способствовали дружественные отношения, сложившиеся между Россией и Арменией в то время. В эту епархию вошли все существующие тогда христианские армянские церкви страны. Первым ее предводителем стал архиепископ Галатаци.
Собственно Армянская Апостольская церковь была учреждена в России через несколько десятилетий после этого, в эпоху правления Екатерины Второй – в 1773 г. Ее основателем стал Католикос Симеон Первый Ереванци.
В 1809 году указом императора Александра Первого была основана Армянская епархия Бессарабии. Именно эта церковная организация контролировала территории, отвоеванные у турков в Балканской войне. Центром новой епархии стал город Яссы. После того как по Бухарестскому мирному договору Яссы оказались за пределами Российской Империи, он был перенесен в Кишинев. В 1830 году Николай Первый отделил от астраханской московские, санкт-петербургские, новороссийские и бессарабские церкви, образовав еще одну армянскую епархию.
К 1842 году в России уже было построено и открыто 36 приходских, кафедральных и кладбищенских церквей. Большая их часть принадлежала Астраханской епархии (23). В 1895 году ее центр был перенесен в город Новая Нахичевань. К концу 19 века были объединены также среднеазиатские армянские общины. В результате образовались еще две епархии – Бакинская и Туркестанская. В это же время центром Астраханской епархии становится город Армавир.
Духовные степени в Армянской Апостольской Церкви
В отличие от греческой трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.
1. Католикос (Епископоначальник) — имеет абсолютные полномочия совершать Таинства, в том числе и Хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов.
2. Архиепископ, Епископ — отличается от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но обычно не может самостоятельно рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень.
3. Священник, Архимандрит — совершает все Таинства кроме Хиротонии.
4. Диакон — сослужит в Таинствах.
5. Дпир — низшая духовная степень, получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу.
Официальные печатные органы ААЦ: ежемесячные журналы «Эчмиадзин», Эчмиадзинский Католикосат, «Колос», Киликийский Католикосат, «Сион», Иерусалимский Патриархат, «Шогакат», Стамбульский Патриархат.
Санкт-Петербургская церковь Св. Екатерины
Разумеется, имеются церкви, принадлежащие этому направлению христианства, и в других городах России. Есть они и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в некоторых других населенных пунктах. Конечно, обе столицы могут похвастаться самыми величественными сооружениями. К примеру, очень интересным в плане исторической и духовной ценности зданием является построенная в 1770-1772 гг. армянская церковь на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это очень изящное, легкое строение в стиле раннего русского классицизма. На фоне строгих питерских зданий этот храм смотрится необыкновенно нарядно и празднично.
Конечно, армянская церковь на Невском проспекте выглядит очень величественно. Однако по высоте она уступает московскому храму на Трифоновской улице (58 м). Поистине великолепен и интерьер питерской старинной церкви. Стены украшены монументальной живописью, лепными карнизами, а частью облицованы цветным мрамором. Этот же камень использован для отделки пола и колонн.
Тавуш
- Аракелоц ванк, XIII в — с. Ачаркут
- Монастырь Киранц, XIII—XIV вв — с. Ачаркут
- Монастырь Самсона, XIII век — с. Ачаркут
- Церковь Дехцнута, XIII в — с. Ачаркут
- Монастырь Агарцин, X—XIII вв — в лесу в 15 км от Дилижана
- Джухтакванк, XI—XIII вв — рядом с г. Дилижаном
- Матосаванк, X—XIII вв — рядом с г. Дилижаном
- Гошаванк, XII—XIII вв — с. Гош
- Монастырь Моро-Дзоро, VI—XIII вв — с. Лусаовит
- Монастырь Онута Ванк, XIII в — с. Вазашен
- Макараванк, X—XIII вв — с. Ачаджур
- Мшкаванк, XII—XIII вв. — с. Кохб
- Церковь Х в. — с. Баганис
- Церковь Богородицы, VII в. — с. Воскепар
- Нор Варагаванк, XII—XIII вв. — с. Варагаван
- Монастырь Хоранашат, XII—XIII вв. — с. Чинари
- Церковь Каптаванк, 1151 г. — с. Чинчин
Старая церковь в Армении #5 Святой Рипсиме
Святой Рипсиме — еще одна церковь, посвященная четырем девам. Он также был построен в 7 веке в священном городе. Св. Рипсиме — одна из старейших сохранившихся церквей как в Армении, так и в мире.
Согласно легенде, Рипсиме, которая была христианкой, не хотела быть женой языческого римского императора Диоклетиана. Она сбежала в Армению, где Трдат 3-й также хотел жениться на ней, плененный ее красотой. Рипсиме отказалась, и король подверг ее жестоким мучениям и смерти. На месте, где сегодня находится собор Св. Рипсиме, изначально находилась часовня.
Эта церковь — шедевр армянский раннехристианской архитектуры. Наряду с другими близлежащими церквями Св. Рипсиме также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Текущее состояние и использование
Туристическая достопримечательность
Вардавар , популярный летний фестиваль дохристианского (языческого) происхождения, отмечаемый возле храма в 2014 году.
Храм является самым значительным сооружением в Армении дохристианского периода и стал символом той эпохи. Маранчи описывает его как один из самых знаменитых памятников древней Армении. Кроме того, это единственное стоящее здание с греко-римскими колоннами в Армении и бывшем Советском Союзе. Он стал туристическим центром еще до реконструкции в 1970-х годах. Сегодня он вместе с близлежащим средневековым монастырем Гегард является одним из основных туристических достопримечательностей Армении. Большинство людей, посещающих Гарни, также посещают Гегард. Эти два места часто вместе известны как Гарни-Гегард (Գառնի-Գեղարդ). В 2013 году храм посетили около 200 000 человек.
В последние годы храм посетили многие известные люди, такие как президенты Кипра ( Деметрис Христофиас ), Австрии ( Хайнц Фишер ), Греции ( Каролос Папулиас ), испанская оперная певица Монтсеррат Кабалье , американские телеведущие Хлоя и Ким Кардашьян , а также американский комик. Конан О’Брайен . О’Брайен, который посетил храм в октябре 2015 года со своей ассистенткой Соной Мовсесян , снял в Армении эпизод, в котором были танцы в храме Гарни. Эпизод транслировался в его ночном ток-шоу 17 ноября 2015 года и собрал 1,3 миллиона зрителей.
Сохранение и происшествия
Храм и крепость являются частью историко-культурного музея-заповедника Гарни ( «Գառնի» պատմա-մշակութային արգելոց-թանգարան ), который занимает 3,5 гектара (8,6 акра) и находится в ведении Службы охраны исторической среды и музея культуры. Агентство резервации при Министерстве культуры Армении. В утвержденный правительством перечень памятников истории и культуры вошли 11 объектов на территории.
Неоязыческий ритуал перед храмом
В обзоре 2006 года состояние сохранности Гарни было оценено более чем тремя четвертями посетителей как «хорошее» или «очень хорошее»
В 2011 году ЮНЕСКО присудила музею-заповеднику Гарни Международную премию Мелины Меркури за охрану культурных ландшафтов и управление ими за «меры, принятые для сохранения его культурных памятников, а также за то, что особое внимание уделяется усилиям по интерпретации и открытию этого места для национальных и международных посетителей
»
25 сентября 2014 Максимы Никитенко, русский турист в его начале 20 — х лет, испорчен храм по напылению «В мире идол ничто» (дословно переводя «В мире, кумир ничего»). Через несколько дней картину убрали. Государственная служба защиты историко-культурных заповедников Армении подала гражданский иск против Никитенко в феврале 2015 года, в котором агентство потребовало 839,390 драмов (~ 1760 долларов США) для возмещения ущерба, нанесенного вандализмом. Решением от апреля 2015 года Котайкский областной суд постановил заключить Никитенко под стражу на 2 месяца и оштрафовать его на требуемую сумму.
Неоязыческий храм
С 1990 года храм был центральной святыней небольшого числа последователей армянского неоязычества (близкого к зороастризму ), которые ежегодно проводят в храме церемонии, особенно 21 марта — языческий Новый год. В этот день, который совпадает с Новрузом , иранским Новым годом, армянские неоязычники отмечают день рождения бога огня Ваагна . Празднования неоязычников также проводятся во время летнего праздника Вардавар , который имеет дохристианское (языческое) происхождение.
Известные события
На площади перед храмом время от времени проходят концерты. В 1985 году в храме был записан фестиваль советской телевизионной музыки « Песня года ».
Лицевая сторона 5000- драмовых банкнот (1995-2005).
Некоторые сцены из польского фильма 1985 года « Путешествия господина Клекса» ( Podróże Pana Kleksa ) были сняты в храме Гарни.
Факел из первых Панармянских игр был зажжен у храма 28 августа 1999 года.
Очередной концерт прошел у храма 2 июля 2004 года Национальным камерным оркестром Армении под управлением Арама Карабекяна . Оркестр исполнил произведения Арама Хачатуряна , Комитаса , Эдварда Мирзояна , Штрауса , Моцарта и других композиторов.
6 мая 2019 года Acid Pauli дали концерт электронной музыки вживую перед храмом.
14 июля 2019 года Национальный камерный оркестр Армении дал концерт перед храмом, посвященный 150-летию Комитаса и Ованеса Туманянов .
Пещерный монастырь Гегард
Самое посещаемое туристическое место — монастырь, расположенный в пещере Гегард. Место, где в давние времена был выстроен монастырь, священное — здесь когда было много священных источников, один из которых сохранился до наших дней.
Монастырь Гегард
Когда-то этот пещерный монастырь был лишь несколькими кельями монахов, ушедшими от мира в послушничество, а сегодня это одно из главных мест паломничества в Армении.
Копье судьбы в Армении
Пещерный монастырь стал известен миру главным образом по одной причине — здесь веками хранилась важная для истории христианства реликвия — Копье Судьбы, которым был умерщвлен Христос, распятый на кресте.
Интересно! Считается, что римский солдат, пронзивший Иисуса, проявил к нему милосердие, оборвав его телесные муки, потому Копье символизирует победу и тот полководец, в чьи руки оно попадет всегда будет выходить из войны победителем.
Именно копье (на армянском «гегард») дало название монастырю.
Что посмотреть в Гегарде
Гегард удивит туристов еще несколькими достопримечательностями, среди которых:
- храм Катогике;
- ризница в скале, купол которой изнутри обрамляют сталактиты;
- церковь Авазан и ее священный родник;
- церковь Божией Матери в пещере с древними рельефами на стенах;
- вырубленная в скале часовня, посвященная святому Георгию.
Как добраться в Герард
В Герард нет прямых рейсов, потому уместнее сначала посетить Гарни, а затем на такси или пешком (примерно 4 км) добраться до Герарда.
Современные церкви, принадлежащие армянам в Иерусалиме
Самыми знаменитыми культовыми сооружениями Иерусалима являются:
- Церковь Святого Иакова. Расположена в старом городе, на территории Армянского квартала. В 6 веке на этом месте была построена небольшая церквушка. Возвели ее в честь одного из знаменательных событий христианства. Именно на этом месте в 44 году нашей эры людьми Ирода Антипы был убит апостол Иаков. Это деяние нашло свое отражение в Новом Завете. В 12 веке на месте старой церкви была построена новая. Существует она и по сей день. В западной части строения имеется небольшая дверь. Ведет она в комнату, в которой монахи до сих пор хранят голову Иакова.
- Церковь Ангелов. Расположена также в Армянском квартале, в самой его глубине. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Построена она на том месте, где когда-то стоял дом первосвященника Анны. Согласно Новому Завету, именно к нему привели Христа перед допросом у Каиафы. Во дворе церкви до сих пор сохранилась маслина, которую верующие считают «живым свидетелем» тех событий.
Разумеется, есть армянские церкви и в других странах мира – в Индии, Иране, Венесуэле, Израиле и т. д.
История
Раннее христианство начало проникать на территорию современной Армении согласно древним преданиям уже в I веке н. э. Считается что апостол Фаддей после посещения Эдессы направился в Армению с проповедью. Ему удалось обратить в христианство многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт. В 301 году царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.
Русская Православная Церковь
Появление первых приходов РПЦ отмечается XIX веком и относится ко времени вхождения Армении в состав России. Церкви в основном основывались в станицах переселенными на границу казаками и военными в местах дислокации гарнизонов. В настоящее время на территории Армении действует пять приходов Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной церкви. Главным храмом РПЦ в Армении является находящийся в Ереване храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
19 ноября 1943 года определением Священного Синода Русской православной церкви православные приходы на территории Армении были переданы Грузинской Православной Церкви.
С 1991 году русские православные приходы вошли в подчинение Краснодарской и Кубанской епархии Русской православной церкви.
В 2001 году Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, объявивший что на территории Еревана будет построен новый православный храм.
Гегаркуник
- Церковь Святого Минаса, с. Арцвашен
- Церковь Святого Иоанна, с. Арцвашен
- Духовная академия Вазгенян, город Севан
- Монастырь Макенаноц, IX в. — с. Макенис
- Церковь Богородицы, XIII в. — с. Сотк (Зод)
- Часовни, XII—XIII вв. — с. Айрк
- Церковь Святого Григория Просветителя, X—XIII вв. — с. Норатус
- Церковь Богородицы и хачкары, IX—XV вв. — с. Норатус
- Церковь Богородицы, IX в. — г. Гавар
- Церковь св. Георгия, IX—XI вв — с. Цахкашен
- Церковь св. Иоанна, IX—X вв. — с. Цахкашен
- Иликаванк, XIII в. — с. Ланджахбюр
- Крепость, Х в., церковь, XIII в. — г. Мартуни
- Церковь средневековья — с. Ттуджур
- Часовня, XVI в. — с. Шоржа
- Шогакаванк, IX в. — с. Дзорагюх
- Масруц анапат, IX в. — с. Дзорагюх
- Котаванк, IX в. — с. Неркин Геташен
- Монастырь Ваневанruen, 903 г. — с. Арцванист
- Церковь, XII—XIII вв. — с. Ддмашен
- Церковь, X—XIII вв. — с. Лчашен
- Монастырь Севанаванк
- Монастырь Айраванк
- Памятники полуострова Севан, 874 г. — г. Севан