Проводимые мероприятия[ | код]
29 июня 2012 года в Центре Гейдара Алиева состоялось официальное открытие Форума Кранс Монтана, на котором принимали участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Грузии Михаил Саакашвили, президент Македонии Георге Иванов, президент Черногории Филипп Вуянович, а также прибывшие из зарубежных стран общественные деятели, парламентарии, представители интеллигенции и деловых кругов.
3 июля 2012 года в центре состоялась церемония официальных проводов азербайджанской делегации, принимавшей участие в ХХХ летних Олимпийских играх в Лондоне. В церемонии приняли участие президент Азербайджанской Республики, президент Национального Олимпийского Комитета Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева. В фойе Центра Гейдара Алиева были установлены фотобаннеры, отражающие олимпийское движение в Азербайджане. Президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил на церемонии с речью.
2 и 3 ноября 2013 года в Центре Гейдара Алиева выступил Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» под руководством народного артиста России Дмитрия Бертмана.
2 ноября артисты «Геликон-оперы» представили гала-концерт «Любовь навсегда», в программу которого вошли лирические песни из репертуара Мэрилин Монро, Тины Тернер, Элтона Джона, Селин Дион, Уитни Хьюстон, группы «Битлз» и других. На концерте были исполнены песни «ll You Need is Love», «I believe in Love», «Je Suis Malade», «Only You», «Lady in Red», «Love me Tender». 3 ноября артисты театра показали оперу «Сибирь» итальянского композитора Умберто Джордано в постановке Дмитрия Бертмана. Опера рассказывает об истории любви двух молодых людей, которая начинается в императорском Санкт-Петербурге и трагически завершается на сибирской каторге.
2 декабря 2014 года в Центре состоялась презентация музыкального альбома «Голос Карабаха». Целью проекта, поддерживаемого фондом Гейдара Алиева и Министерством молодёжи и спорта, является развитие и популяризация азербайджанской культуры.
Выставки | код
«Жизнь, смерть и красота» | код
Выставка работ Энди Уорхола. 21 июня — 9 сентября 2013
21 июня 2013 года в Центре открылась выставка работ американского художника Энди Уорхола под названием «Жизнь, смерть и красота» под кураторством Джианни Меркурио, посвященная 85-летию художника. На выставке, впервые проходящей в Азербайджане, было представлено более ста произведений художника, включая также короткометражные фильмы Уорхола. Здесь демонстрировались фотографии автора, портреты мировых звёзд кино, музыки, моды и другие всемирно известные произведения, среди которых можно назвать «Цветы» (азерб. Flower), «Камуфляж» (азерб. Camouflage), «Последний ужин» (азерб. The Last Supper), «Молящиеся руки мужчины» (азерб. Male Hands Praying), «Электрический стул» (азерб. Electric Chair) и др. 6 августа, в день рождения художника, жители Баку и гости столицы могли свободно посетить выставку, которая продлилась до 9 сентября.
«На стыке веков» | код
1 октября 2013 года была открыта персональная выставка народного художника Азербайджана, вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова под названием «На стыке веков». Выставка была приурочена к 85-летию со дня его рождения.
На открытии выставки был отмечен большой вклад художника в развитие азербайджанского изобразительного искусства. Творческое наследие Таира Салахова является неотъемлемой частью изобразительного искусства не только Азербайджана, но и всего бывшего Советского Союза. Художник признан одним из основоположников «сурового стиля» в живописи.
На выставке были представлены более 100 работ художника, созданных в разное время, а также его произведения, изображённые на коврах. Среди работ — портреты Гейдара Алиева, композиторов Кара Караева и Дмитрия Шостаковича, музыканта Мстислава Ростроповича, произведения «Айдан», «Утро. Абшерон», «Кероглу», абшеронский триптих — «Атяшгях», «Каспий сегодня», «Девичья башня» и другие известные произведения народного художника. Выставка продлилась до 8 ноября.
Девичья башня ( Гыз Галасы)
Девичья башня (или Гыз Галасы по-азербайджански), пожалуй, является самой известной достопримечательностью не только старого города, но и всего Баку. Отнесенная к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО, она может по праву считаться уникальным памятником архитектуры. Девичья башня интересна, прежде всего, своим неповторимым объемно-пространственным и композиционным решением. Возведенная на уступе береговой скалы башня имеет необычную цилиндрическую форму, состоящую из восьми ярусов, перекрытых внутри каменными сводами.
Девичья башня в Баку
Высота башни – 28 метров, что делает ее доминантой Старого города. Возведенная в период раннего средневековья, Девичья башня вызывает ряд споров относительно своего изначального предназначения. Дело в том, что раньше она находилась непосредственно в море, и, вероятно, могла служить маяком. Этим же иногда объясняют и наличие на востоке башни выступа, возможно, служившего своеобразным волнорезом.
Девичья башня в Баку
Кроме того, бытует мнение о культовом, и даже ритуальном характере башни. Предполагают, что в ней мог быть воплощен образ ближневосточного храма огня. Так или иначе, Девичья башня, являясь с 2000 года музеем, представляет собой выдающееся произведение азербайджанской архитектуры.
Архитектура Азербайджана 21 века
Пламенные Башни
Азербайджан издавна называют страной огней . По этой причине в этой стране используется много фигурок пламени. Архитектура Пламенных Башен является наиболее ярким представителем огненных фигур в Азербайджане. Конструкция в форме пламени оснащена светодиодными экранами. Это самое высокое здание в стране — 182 метра. Общая площадь здания составляет 235 000 квадратных метров. Пламенные башни состоят из трех зданий, включая отель, апартаменты и офисы. Строительство здания началось в 2007 году и завершилось в 2012 году. В 2013 году оно было удостоено гранта MIPIM «Лучший отель и туристический центр» .
Культурный центр Гейдара Алиева
Одним из наиболее ярких и ярких примеров новой архитектуры в Азербайджане является Центр Гейдара Алиева . Культурный центр Гейдара Алиева включает историю возникновения Каспийского моря в азербайджанскую мифологию. Иракско-британский архитектор Заха Хадид была назначена архитектурным дизайнером Центра Гейдара Алиева в 2007 году. Центр считается одним из символов современного Баку. Площадь комплекса 15,93 га. Прямая линия в проекте не использовалась. Линии здания символизируют слияние прошлого с будущим. Центр стремится отойти от монументальной советской архитектуры, которая довольно распространена в Баку, и выразить чувствительность азербайджанской культуры и оптимизм нации, которая смотрит в будущее.
Бакинский Хрустальный Зал
Baku Crystal Hall — спортивно-развлекательный комплекс, построенный для проведения конкурса « Евровидение 2012» в Баку. 2 августа 2011 года было объявлено о подписании основного соглашения с немецкой строительной компанией «Alpine Bau Deutchland AG» и начало необходимой подготовки. Строительство арены было завершено 16 апреля 2012 года. Вместимость этого зала — 25 000 зрителей и VIP-залы на арене. Великолепная система освещения, используемая в Baku Crystal Hall, состоит из более чем 2500 проекторов и более 3000 метров кабеля, привезенных из Германии . Светодиоды площадью более 1300 м размещены в виде электронных окон на сцене Baku Crystal Hall.
Бакинский Олимпийский Стадион
Строительство стадиона началось 6 июня 2011 года при участии президента Ильхама Алиева , бывших президентов ФИФА и УЕФА — Зеппа Блаттера и Мишеля Платини соответственно. Церемония открытия Бакинского олимпийского стадиона состоялась 6 марта 2015 года, и стадион считается местом проведения крупных спортивных мероприятий в Азербайджане. Этот многофункциональный стадион является самым большим стадионом в Азербайджане с общей вместимостью 68,7 тысячи зрителей. Бакинский олимпийский стадион признан 7-м лучшим стадионом мира по версии StadiumDB. Строительство стадиона было дано ТЕКФЕН , который является турецкой компанией Design & Строительства контрактов. На территории вокруг стадиона создано несколько отелей, парковочных мест (всего 3617 машиномест) и зеленых насаждений (81 574 квадратных метра). Бакинский Олимпийский Стадион состоит из VVIP, VIP — CIP Suites общей численностью 127 человек, каждый на 720 зрителей, зоны разминки на 1800 мест, здания МООС, информационного центра и двух внешних зданий.
Национальная гимнастическая арена
Национальная арена гимнастики
Национальная арена гимнастики, рассчитанная на 9 тысяч человек, расположена недалеко от станции метро «Короглу» на трассе Гейдара Алиева. Количество мест может быть изменено от 5000 до 9000 мест в зависимости от вместимости и характера конкурса. Арена имеет 2 сцены, VIP-категорию для обслуживания спонсоров на каждом этаже, комнаты отдыха и столовую.
Центр Гейдара Алиева
Второй символ современного Баку, достойный внимания – это центр Гейдара Алиева, носящий имя третьего президента Азербайджана. Спроектированный архитектором Захой Хадид, он строился в те же годы, что и «Пламенеющие башни» – в 2007 – 2012 гг.
Центр Гейдара Алиева
Центр был создан для углубленного изучения и популяризации истории, культуры и искусства Азербайджана, а также для последовательного развития таких сфер как: философия и градостроительство, экономика и политика. Данный объект интересен, главным образом, своим неповторимым архитектурным решением. Заха Хадид – которую нередко называют азербайджанский гением постмодернизма, создала потрясающий по замыслу и воплощению проект.
Волнообразная перетекающая форма здания, по задумке автора, призвана осуществить символический переход между прошлым и будущим. Белый цвет фасадов помимо своей идеологической функции, воплощающей стремление вперед, выступают средством выразительности формы: при помощи игры света и солнечных лучей на белоснежных фасадах, подчеркиваются выпуклые и вогнутые элементы , создавая ощущения фантазийного, космического сооружения. Данный комплекс включает в себя музей Гейдара Алиева, выставочные залы с экспозициями, посвященными истории и культуре Азербайджана, конгресс-центр, различные офисные помещения.
Также в Баку есть очень интересный и даже Маленькая Венеция.
Безусловно, это далеко не все достопримечательности Баку, а только их малая часть. Подробнее мы расскажем о самых интересных в других статьях.
Интересные места в Баку
Столица Азербайджана находится на стыке Востока и Запада, что порождает множество интересных феноменов, как в культурном, так и в политическом плане.
Старый город Ичери-шехер
Старый город Ичери-шехер
Первое древнее поселение на месте современной столицы Азербайджана появилось на небольшом холме у побережья Каспийского моря. В период Средневековья поселение превратилось в крупный портовый город, обнесенный мощным кольцом крепостных стен. Территория внутри крепостных стен получила название Ичери-шехер. Сегодня это самая древняя и интересная часть современного Баку. Здесь сосредоточены дворцовые комплексы, караван-сараи, банные комплексы, мечети с минаретами, мавзолеи, восточные базары, музеи, посольства.
Мечеть Биби-Эйбат
Мечеть Биби-Эйбат
В Баку расположено несколько десятков мечетей. Но центральное место среди них занимает мечеть Биби-Эйбат. Мечеть стала усыпальницей для четверых представителей рода пророка Мухаммеда, что делает ее значимым местом в исламской традиции. Начиная с XIII века Биби-Эйбат стала местом паломничества. Здесь молились женщины о возможности зачатия ребенка. Писатели, художники и путешественники оставили работы, вдохновленные посещение мечети. Эти данные вкупе с фотографиями начала XX века помогли восстановить Биби-Эйлат после ее полного разрушения в 1936 году.
Дворец Мухтарова
Дворец Мухтарова
На одной из старейших улиц города возведен роскошный дворец, построенный по заказу крупного нефтепромышленника Муртузы Мухтарова. Вдохновением при строительстве послужила венецианская архитектура итальянских палаццо. Строительство дворца заняло всего один год. Узкие стрельчатые окна, изящные парапеты, скульптуры, итальянский мрамор в декоре здания делают всю конструкцию невесомой и воздушной. С приходом советской власти здание было национализировано и превращено сначала в клуб, затем в музей и наконец в Дворец бракосочетания.
Приморский бульвар
Приморский бульвар
Это одна из самых красивых набережных, где любят проводить время местные жители и туристы. Строительство улицы вдоль Каспийского моря началось в 1909 году и продолжалось несколько лет. Общая протяженность бульвара составила почти 3 км. Сегодня Приморский бульвар значительно увеличен за счет присоединения новых площадей. Его длина превышает 25 км, что делает улицу самой протяженной в городе. Здесь можно не только приятно провести время, прогуливаясь по ухоженным дорожкам, но и покататься на аттракционах, увидеть город с высоты птичьего полета из кабинки колеса обозрения, посмотреть на Площадь государственного флага, где реет гигантское полотнище, оказаться в одном из яхт-клубов, зайти в торговый центр или посетить комплекс, построенный для конкурса Евровидение в 2012 году.
Азербайджанский национальный музей ковра
Азербайджанский национальный музей ковра
Современный Баку стал площадкой для архитекторов, которые реализуют свои самые нестандартные проекты. Здание для национального музея ковров было спроектировано специалистами из Вены. Фасад музея представляет собой свернутый в рулон ковер с орнаментом. Стены здания имеют закругленный вид не только снаружи, но и внутри. Общее количество экспонатов превышает 10 тыс. экземпляров. Среди них ковры, национальная одежда, ювелирные изделия, оружие, фаянсовая посуда и археологические находки. В музее можно насладиться старинными ковровыми изделиями, которые датируются XVII веком. Среди самых ценных экземпляров находится ковер «Сераби», ковер «Герис», ковер «Овчулуг». Ковроткачество является исконным ремеслом для Азербайджана. Музей ставит перед собой задачу в популяризации древнейшего искусства в стране и за ее пределами.
Аллея Шахидов
Аллея Шахидов
Аллея Шахидов представляет собой братское захоронение, где покоятся жертвы военных столкновений. Так здесь похоронены жертвы «Черного января» (20 января 1990 года), азербайджанцы погибшие в ходе Карабахской войны и жертвы межэтнического конфликта 1918 года. В Азербайджане 20 января считается Днем всенародной скорби. Все официальные мероприятия с участием государственных делегации включают возложение траурного венка к вечному огню Аллеи Шахидов. При содействии Турции в этом месте была возведена суннитская мечеть.
Архитектура XX века[править | править код]
Архитектура начала векаправить | править код
С конца XIX века началось промышленное бурение нефтяных скважин Апшеронского полуострова, что способствовало росту производства во всех остальных отраслях промышленности Бакинской губернии. В начале XX века Баку превратился в один из передовых промышленных городов Российской империи. Быстрый экономический рост Баку сопровождался появлением многочисленной прослойки богатых промышленников, среди которых выделялись своим состоянием Эммануил Нобель, Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муса Нагиев, Муртуза Мухтаров, Шамси Асадуллаев, Александр Манташев, возводивших новые здания и сооружения в городе. Меценатство стало основой строительства огромного числа общественных зданий, школ и больниц. Среди сооружённых в это время зданий особо выделялись Исмаиллия (ныне здание Национальной академии наук Азербайджана), Театр братьев Маиловых (ныне здание Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова), Дворец Мухтарова (ныне Дворец бракосочетания).
Работы по посадке деревьев и садов в Баку начались в 1920-х годах. Статую М.А.Сабира заменил нынешний памятник (скульптор Дж. Гарягды,архитектор Г.Ализаде, А.Исмайлов). Строительство нового приморского бульвара (расширение старого бульвара) в 1930-е годы оказало влияние на улучшение центральной части генерального плана города. Расширение крупных общественных домов и расширение зелени, предусмотренное в общей планировке 1924-1927 годов, характерны для развития архитектуры Баку в этот период. Одной из важных мер в реализации генеральной планировки было строительство территории, объединяющей улицу 28 мая и бульвар Бюльбюль. В Баку и других городах Азербайджана был построен ряд школ. Четырехэтажные здания, построенные по проектам С.Дадашова и М.Усейнова в Баку и других городах страны, различают выразительность архитектурных решений. Для этих проектов характерны классические формы наряду с традициями национальной архитектуры.Тенденция к адаптации новой архитектуры к национальной архитектуре характеризует творческий поиск азербайджанского архитектора того времени. Совместная деятельность С.Дадашова и М.Усейнова занимала ведущее место в развитии этого направления
Архитектура Советского Азербайджанаправить | править код
Азербайджанская советская архитектура 20-х годов стилизована под архитектуру мусульманского Востока (здание ж. д. вокзала в г. Баку), 20—30-х годов — пронизана идеей конструктивизма, которой были присущи чёткие линии проектов и прямые грани фасадов. Этот период тесно связан с работами архитекторов Алексея Щусева, братьев Весниных, С. С. Пэна, Г. М. Тер-Микелова. Ранние работы Микаила Усейнова тоже были в стиле конструктивизма. В 1934 году ЦК Компартии Азербайджана был издан указ, критиковавший этот стиль и призывавший к возвращению к национальным традициям и корням. «Конструктивный» стиль не прижился надолго, и уже в 30—40-е годы на смену ему пришло творчество архитекторов С. А. Дадашева, В. А. Мунца и Микаила Усейнова, которые совместили в своих строительных проектах классические и национальные архитектурные черты и формы. В этом ряду выделяется творчество Микаила Усейнова. Среди работ Усейнова в «классическо-национальном стиле» — Дворец Советов (), Азербайджанская государственная академия музыки (), Музей Низами (), Национальная библиотека им. М. Ф. Ахундова () и комплекс зданий в НАНА (—). В 1936 году был создан Союз архитекторов Азербайджана. Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев, руководивший республикой в 1969—82 гг., призвал азербайджанских архикторов объединить элементы современной мировой архитектуры с азербайджанским национальным стилем. Среди работ Усейнова того периода — станции метро Нариман Нариманов (), Низами Гянджеви () и Академия Наук (), Гостевой дом в Загульба, жилые дома на проспекте Азадлыг и гостиница Кяпаз () в Гяндже.
История[править | править код]
Мавзолей Момине хатун в Нахичевани. XII век
Мегалитические и циклопические сооружения в предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичевана, остатки доисторического жилья (прообраз народного жилища — карадам) характеризуют строительство эпохи энеолита и ранней бронзы на территории Азербайджана.
Архитектурное наследие Кавказской Албании представлено сооружениями, сохранившимися в северных областях современного Азербайджана, среди которых выделяется Церковь у села Киш (VI либо XII век) в Шекинском районе, остатки сооружений крепости Чирах-Кала (VI век) у города Габала, базиликальный храм в селе Кум Кахского района, круглый храм в селе Лекит (V—VI века; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич) и руины храмового комплекса в Мингечауре (VII век, кирпич-сырец). К самым ранним сохранившимся в Азербайджане сооружениям относятся храмы в сёлах Кум и Лекит и основания Девичей башни в Баку. Архитектуру раннефеодального периода на территории Азербайджана характеризуют огромные оборонительные сооружения: бешбермакские, гильгильчайские (см. также Чираг-гала) и закатальские. Старейшими исламскими зданиями можно назвать мечети VIII века в Ахсу и Джума-мечеть в Шемахе.
После арабского завоевания в VII веке и распространения ислама начала развиваться мусульманская культура — строились мечети, минареты, медресе, мавзолеи.
В IX—X веках с ослаблением Арабского халифата на территории Азербайджана возникло множество небольших государств, в городах которых (Барда, Шамахия, Байлакан, Гянджа, Нахичевань) складывались локальные архитектурно-художественные школы, среди них — нахичеванская, характеризующаяся великолепием керамического убранства зданий, ширвано-апшеронская, отличающаяся контрастом глади каменных стен и пластичной разработки архитектурных элементов.
Выдающиеся памятники искусства Азербайджана XII—XIII вв. — мавзолеи Момине-хатун, Юсуфа ибн Кусейира и мавзолей в Джуге (в Нахичевани), Девичья башня в Баку, замки XIII в. в Мардакяне и Нардаране а также Ханега на реке Пирсагат.
В XIV—XVI вв. с ростом городов развивается кирпичное и каменное зодчество, один из образцов которого дворец Ширваншахов в Баку. Традиции местных школ нашли продолжение в башенных мавзолеях XIV в. в Барде и в с. Карабагляр, в 12-гранном шатровом мавзолее в селе Хачин-Дорбатлы (1314, зодчий Шахензи), в крепостной архитектуре замка XIV в. в селе Рамана. Интересна двухъярусная купольная усыпальница Дири-Баба в городе Мараза (1402, зодчий — сын устада Гаджи).
В XVII—XVIII вв., в период ирано-турецких войн и междоусобиц, монументальное строительство значительно сократилось; достраивался культурный комплекс Имамзаде в Гяндже, в XVIII в. был построен украшенный росписями дворец ханов в Шеки. В народном зодчестве также сохранились архитектурно-строительные традиции.
Баку Девичья Башня вид изнутри
Девичья башня. Баку
Девичья башня править | править код
Девичья башня (Азербайджан: Гыз галасы) является памятником 12 века в Старом городе Баку, Азербайджан. Дворец Ширваншахов, приуроченный к 15 — м века, В 2000 году наряду с обнесённой крепостными стенами исторической частью города и Девичьей башней, был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Девичьей башне находится музей, в котором рассказывается история, исторического развития города Баку. В нем также есть сувенирный магазин.Башня покрыта облаком тайн и легенд, которые основаны на истории Азербайджана и национальной культуре Азербайджана. Бассейн эпосов и легенд башни является частью культуры и национального наследия Азербайджана. Действительно, некоторые эпосы стали предметом сценария для балетов и театральных пьес. Девичья Башня (балет) — азербайджанский балет мирового класса, созданный Афрасиабом Бадалбейли в 1940 году, и ремикс балета был исполнен в 1999 году.
Дизайн
Центр на марке 20 гяпик для конкурса песни Евровидение 2012 , проходящего в Баку
В 2007 году после конкурса архитектором-проектировщиком Центра была назначена Заха Хадид. В Центре есть конференц-зал (актовый зал), галерейный зал и музей. Проект призван сыграть неотъемлемую роль в интеллектуальной жизни города. Расположенный недалеко от центра города, этот объект играет ключевую роль в реконструкции Баку.
Центр Гейдара Алиева представляет собой текучую форму, которая возникает в результате складывания естественного рельефа ландшафта и совмещения отдельных функций Центра. Все функции Центра вместе с входами представлены складками на единой непрерывной поверхности. Эта плавная форма дает возможность соединить различные культурные пространства в то же время, придавая каждому элементу центра свою индивидуальность и конфиденциальность. Складываясь внутрь, кожа размывается и становится элементом внутреннего ландшафта Центра.
10 мая 2012 года состоялась официальная церемония открытия Центра Гейдара Алиева, которую провел нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев .
Здание Центра Гейдара Алиева, признанное во всем мире архитектурное произведение, стало визитной карточкой современного Баку благодаря своему новаторскому и ультрасовременному дизайну. Центр занимает восемь этажей и включает в себя аудиторию на 1000 мест, временные выставочные площади, конференц-центр, мастерские и музей.
Здание было номинировано на награды в 2013 году как на Всемирном архитектурном фестивале, так и на проходящем раз в два года фестивале Inside. В 2014 году Центр получил награду «Дизайн года 2014» от Музея дизайна, несмотря на опасения по поводу нарушения прав человека на сайте. Это делает Заху Хадид первой женщиной, выигравшей главный приз в этом соревновании.
Мавзолеи
- Гробница Юсифа ибн Кусейра — 1162 год, Аджеми ибн Абубекр Нахчивани;
- Гробница Момине хатун — 1186 год, Аджеми ибн Абубекр Нахчивани;
- Мавзолей Гюлистан — начало XIII века, вблизи селения Джуга Нахичеванской АР;
- Мавзолей Шейх Баби Иа’куба — 1273—1274 года, Физулинский район, предполагаемый архитектор Али Меджид-ад-дин;
- Мавзолей в селе Ахмедаллар — XIII век, Физулинский район;
- Мавзолей Мирали — XIII—XIV века в селении Ашагы Вейселли Физулинского района;
- Мавзолей Йахйи ибн Мухаммада ал-Хаджа — 1305 год, селение Мамедбейли Зангеланского района;
- Мавзолей в Барде — 1322 год, архитектор Ахмед ибн Эйюб ал-Хафиз Нахчивани;
- Мавзолей в селе Паправенд — XIV век, Агдамский район;
- Мавзолей в селе Хачин-Дорбатлы — XIV век, Агдамский район;
- Мавзолей Ахсадан-баба — XIV век, Ахмед, сын Эйюба;
- Мавзолей в селении Карабаглар — XIV век, Нахичеванская АР;
- Мавзолей Дирибаба — 1402 год, Мараза;
- Мавзолей Сейида Йахья Бакуви — XV век, Баку, комплекс Дворца Ширваншахов;
- Мавзолей «Йедди-кумбез» — XV век, в Шемахе;
- Мавзолей шейха Джунейда — 1544 год, в селении Хезре нынешнего Гусарского района;
- Мавзолей Ноя — Нахичевань;
- Текийе в селе Ханега — XIII—XV вв., Джульфинский район.
Крепости[править | править код]
- Девичья Башня в Баку (XII век, архитектор Масуд ибн Давуд);
- Крепость Ичери Шехер — бакинская Крепость, XII—XV века;
- Крепости в Мардакяне (круглый замок 1232 год, архитектор Абдулмеджид ибн Максуд, Четырёхугольный замок, XIV век);
- Нардаранская крепость (1301 год, архитектор Махмуд ибн Сад);
- Раманинская крепость (XIV век);
- Крепость Гялярсян-Гёрярсян (VIII—IX вв.);
- Шекинская крепость (XV век);
- Крепость Алинджа-Кала (XI—XIII вв.) — хранилась главная казна Атабеков Азербайджана;
- Сабаиловский Замок — резиденция Ширваншахов, находящаяся ныне под водой в Бакинской бухте, XIII век;
- Шушинская крепость;
- Крепость Аскеран;
- Крепость Джраберд.
Бани[править | править код]
Одним из наиболее распространённых общественных сооружений Азербайджана являлись бани. Кроме выполнения санитарно-гигиенических функций в городах они одновременно служили местом встречи и отдыха. Помещения бани иногда использовали и как место проведения спортивных занятий. Их строили из сырца в виде конического купола. На вершине бани оставляли светодымовые отверстия. На территории Азербайджана расположено большое количество бань.
- Баня в селении Нардаран на Абшероне (1388 г., архитектор Кештасиф ибн Муса);
- Баня Гасымбека (XVIII—XIX вв.) в Ичери Шехере;
- Баня Гаджи Гаиба (XV век) в Ичери Шехере;
- Бани Ширваншахов (XV век) в Ичери Шехере;
- Баня в селении Баскал (XVII век);
- Баня в Гяндже («Чокек хамам», XVI век);
- Баня в Шуше (в квартале «Мердинли»);
- Баня в Губе («Чухур хамам»);
- Бани в Шеки (баня Агванлар, Подземная баня, баня Дяря — все три бани относятся к XIX столетию);
- Баня в Агдаме (баня в селении Абдал Гюлаблы, 1900 г. архитектор Кербалаи Сафихан Гарабаги).