Склепы в Императорской усыпальнице
Начало усыпальнице положила императрица Анна Тирольская (1585–1618). На ее пожертвование по завещанию в 1622 г. здесь был основан монастырь ордена капуцинов, построена церковь, под алтарем которой и упокоились император Маттиас II (1557–1619) и сама императрица Анна. Со временем подземные помещения расширялись и достраивались: на данный момент здесь 8 комнат с захоронениями и мемориальная часовня. С планом помещений можно ознакомиться на сайте, музей предлагает буклет с планом, в том числе и на русском языке. Список усыпальниц приводим ниже.
- Склеп Основателей. Самая старая усыпальница. Саркофаги императора Маттиаса и императрицы Анны украшены каменными резными скульптурами львов. Его другое название — Склеп Ангелов: здесь хоронили рано умерших детей Габсбургов, но сейчас эти захоронения перенесены.
- Склеп Леопольда, оформленный в стиле барокко с резными сводами. Здесь покоится император Леопольд Иосиф I (1682–1684). Именно при нем, страстном любителе музыки и всего изящного, Вена стала музыкальной столицей Европы.
Саркофаг Марии Терезии, Rafesmar
- Усыпальница Марии Терезии (1717–1780). Мария Терезия была королевой Венгрии и Богемии в течение 40 лет, через своих детей была связана родственными узами практически со всеми правящими домами Европы. Ее склеп — помпезное помещение в стиле рококо, с потолочными фресками, лепниной и многочисленными украшениями. Это единственное захоронение, которое можно увидеть снаружи: возведенный над ним медный купол достигает второго этажа монастыря. Огромный металлический саркофаг Марии Терезии и императора Франца I украшен сценами из их жизни. Рядом находится совсем скромное захоронение императора Иосифа II, сына Марии Терезии, который не любил такой пышности. Всего в этой комнате 16 захоронений.
- Склеп Франца II (1768–1835), построенный архитектором Иоганн Аманом в 1830-х гг.х в стиле классицизма. Это восьмиугольная комната, оформленная зеленым и розовым декоративным камнем. Всего здесь 5 саркофагов: самого Франца II и четырех его жен.
- Склеп Фердинанда I (1793–1875).Здесь можно увидеть пышные саркофаги Фердинанда I и его супруги Марии Анны в стиле позднего бидермайера. Сюда же перенесли после общей реставрации несколько десятков других захоронений: информация об этом дана на нескольких мраморных плитах.
Склеп Фердинанда, Jebulon
- Тосканский склеп. Здесь хоронили представителей тосканской ветви Габсбургов.
- Мавзолей Франца Иосифа I (1830–1916). Он был построен в 1908 г. в стиле сецессионизма (это австрийский вариант модерна). Здесь можно увидеть керамическую мозаику, лепнину с изображениями ангелов, цветные стекла, которые дают продуманные цветовые акценты. Здесь три захоронения: самого Франца Иосифа, императрицы Елизаветы — Сисси и их сына кронпринца Рудольфа, который трагически погиб, так и не став императором, и тайна гибели которого до сих пор расследуется историками.
- Часовня со своим алтарем, построенная тогда же. Здесь находятся статуи: мемориальный бюст последнего австрийского императора Карла I (сам он похоронен на о. Мадейра) и статуя Мадонны, посвященная императрице Елизавете, а также несколько совсем новых захоронений уже начала XXI в.
- На выходе из музея есть небольшая экспозиция на основе монастырской ризницы: драгоценная богослужебная утварь, дароносицы, мощихранилища и т. д.
Виталий Лобов
Описание и фото
Погребальные катакомбы представляют собой крипту с захоронением более 8 тысяч человек – множество коридоров, вдоль которых стоят, лежат, сидят многочисленные мумифицированные тела давно усопших людей. Некоторые мумии похоронены в гробах – от простого и до изысканного, некоторые – в нишах стены.
Расположение захоронений имеет свою особенность – здесь хоронили не всех подряд, для каждого из умерших предназначался свой отдельный коридор.
Два коридора, наиболее длинных и располагающихся параллельно друг другу – это коридор мужчин и коридор профессионалов. В последнем хоронили «людей искусства» — поэтов, художников, скульпторов, архитекторов. Существует даже своя легенда, согласно которой в этом коридоре похоронен сам Диего Веласкес, знаменитый испанский живописец.
Коридор мужчин тоже впечатляет размерами. Здесь хоронили сначала влиятельных вельмож и представителей духовенства, а затем знатных и богатых горожан (особенно тех, кто жертвовал немалые суммы на приход). Разрешение на захоронения в крипте до 1739 года выдавали только архиепископы или руководители ордена капуцинов. Быть похороненным в подземной крипте считалось среди горожан весьма престижным.
Перпендикулярно этим коридорам идут коридор женщин, коридор монахов, коридор девственниц, коридор детей и младенцев. Коридор женщин оказался единственным, который подвергся бомбардировке в 1943 году. Многие мумии оказались разрушенными целиком, а те, что остались, были уложены в ниши и на полки. Причем резко контрастируют почти разрушенные лица и яркая, отлично сохранившаяся одежда разных эпох…
Отдельно идет коридор священников, куда туристы не всегда допускаются. Есть и закрытые помещения, где похоронены высшие церковные чины.
Особенность атмосферы в катакомбах такова, что она препятствует разложению тел. Все мумии благодаря особой температуре склепа сохранились довольно неплохо: какие-то сохранились полностью, можно даже в деталях рассмотреть наряд той эпохи, которой принадлежала мумия – от платья обычного горожанина до роскошного наряда знатного вельможи.
Причем по поводу одежды случались небольшие казусы. Именитые горожане, завещавшие похоронить себя в крипте, давали монахам-капуцинам особые указания по поводу того, сколько раз в год нужно менять их наряды…
История возведения
Автором архитектурного проекта является Антонио Казони. Процесс строительства церкви занял всего 5 лет – с 1626 по 1631 год. Все этапы подробно описаны в документации, приложенной к культовому сооружению капуцинов. Понтифик Урбан VIII дал свое благословение в октябре 1631-го.
Вместе с церковью в окончательном виде предстала крипта. Лицами из Ордена капуцинов чуть позже было принято решение перенести на территорию объекта кости монахов со старого кладбища, обустроенного близ фонтана Треви. Декорировать церковь при помощи черепов и костей принялись только в 1732 году.
В 2012-м Санта-Мария-делла-Кончеционе обзавелась собственным музеем. Он включает 8 залов, в пределах которых хранятся экспонаты, приоткрывающие завесу тайны на ряд вопросов. Например, здесь можно узнать быт, характерный для представителей ордена, понять основу мировоззрения капуцинов.
Церковь капуцинов
Театр Бургтеатр
Театр Бургтеатр.
Величественное здание в стиле Ренессанс, что красуется на Рингштрассе, было спроектировано и построено Готфридом Земпером и Карлом Хазенауэром в 1888 году. (В 1945-м здание это было практически полностью уничтожено бомбардировками, но к 1955 году восстановлено в своем довоенном величии.)
А вот «Бургтеатр», который здесь размещается, значительно старше: он был учрежден в 1741 году, что делает ее одним из старейших театров Европы. Именно в «Бургтеатре» состоялись премьеры «Свадьбы Фигаро» Моцарта (1786) и Первой симфонии Бетховена (1800). Чтобы заглянуть за кулисы этого великолепного театра, присоединитесь к одной из регулярно проходящих здесь экскурсий.
Адрес: Burgtheater, Universitätsring 2, 1010 Wien, Австрия.
История
Семья была похоронена здесь после Рудольфа IV, но после того, как династия стала императором, их хоронили в разных городах (Вена еще не была оседлым местом пребывания императора). После того , как Imperial Crypt в Kapuzinerkirche открыт в 1633 году, он стал новым династическим местом захоронения.
Герцогский склеп (красные буквы) — одно из нескольких захоронений под Стефансдомом. В катакомбах хранятся кости более 11000 человек с бывших кладбищ вокруг церкви.
Бальзамировщики знали еще со времен древних египтян, что необходимо удалить внутренние органы, чтобы сохранить остальную часть тела. Контейнеры с этими органами обычно помещались в гроб, но когда наследник Императорского трона, король римлян Фердинанд IV умер в 1654 году, он указал в своем завещании, что контейнер с его сердцем будет помещен в Августинеркирхе , его тело в Императорском склепе в Капуцинеркирхе и урна с его внутренностями в склепе в Стефанском доме . Его указания привели к основанию Herzgruft в Августинеркирхе. Его младший брат, император Леопольд I , продолжил традицию, имитирующую такое распределение останков, а также увеличил Императорский склеп, чтобы сделать его достаточно большим для дополнительных захоронений в будущем. Урны с внутренностями впоследствии регулярно складывались в Герцогском склепе в Стефанском доме. Сейчас во всех трех местах похоронены 33 человека.
К 1754 году небольшой прямоугольный Герцогский склеп был переполнен 12 саркофагами и 39 урнами, поэтому территория была расширена за счет добавления овальной камеры (прямо под нынешним местонахождением ) за восточной частью прямоугольной. Для некоторых тел были изготовлены новые саркофаги.
Отложение в склепе не всегда было постоянным. Император Фридрих III пролежал здесь всего 20 лет после своей смерти, пока не была готова его великолепная гробница наверху в южном хоре. Тело его брата, эрцгерцога Альберта VI , было удалено через 300 лет.
Старая и новая комнаты склепа соседствуют с туннелем для дневного света на восточном (левом) конце и лестницей, спускающейся в старую комнату склепа с запада.
Наибольший приток, помимо регулярного поступления урн с внутренностями, произошел в результате австрийской версии роспуска английских монастырей при императоре Иосифе II в 1782 году. Когда религиозные учреждения, в которых находились тела некоторых членов династии, были закрытые, их нужно было переместить. Императорский склеп в то время занимал лишь половину того места, которое имеет сегодня, и уже содержал 57 тел. Император приказал , что тела двух людей , , которые умерли до того , как Imperial Crypt открыл доводиться до дожей Crypt вместо этого. Другой человек, летняя императрица Элеонора, обычно имел бы право на место в Императорском склепе, но поскольку ее муж не был похоронен там, ее тело было отправлено в Герцогский склеп.
Вероятно, примерно в это же время тело герцога Альберта VI было извлечено, чтобы освободить место для других, и прибыло тело , на саркофаге которого написаны только год и имя родителей. По другим свидетельствам, идентифицированная как годовалая Анна Лотарингская, известно, что ее брат Карл V, герцог Лотарингии, женился на эрцгерцогине Элеоноре Марии Жозефе (1653–1697) (овдовевшей королеве Польши и дочери императора Фердинанда III ) в 1678 г., и этот брак может иметь некоторую связь с приведением сюда этого не-Габсбурга, но точная причина неясна.
Последний предмет, захороненный здесь, — это урна с внутренностями эрцгерцога Франца Карла , отца императора Франца Иосифа , в 1878 году.
От легенд к реалиям
Катакомбы знаменитых капуцинов представляют собой длинные сообщающиеся галереи, вырытых в туфе, площадью около 300 кв.м. В царстве мертвых насчитывают около 2000 представителей того света, что делает эту коллекцию, если можно так сказать, самой грандиозной и необычной коллекцией мумий в мире.
Пройдясь по коридорам галереи смерти вы будите видеть разнообразное множество тел окутанных смертельным сном, водруженных в белые ниши или в ложе/гробы (иногда даже друг на друга), одетых в одежды, необычайно сохраненных в течении прошедших веков. У каждого есть указатели с именем, фамилией и датой смерти.
Есть и не менее интересное и занимательное придание.
Легенда гласит, что среди этих тел есть и тело графа Калиостро, которого Наполеон безуспешно разыскивал во время посещения монастыря.
Башни собора
Церковь Святого Стефана особенно известна своими величественными башнями. Они столетиями возвышаются над Веной.
Самая высокая из них Южная башня – Штеффль (высота 137 метров). Её построили в начале 14 века. Благодаря прекрасным статуям на втором этаже, она считается самой красивой готической башней Европы.
Южная башня – Штеффль — самая заметная часть собораСкульптуры на фасаде Собора Святого Стефана
В этой башне есть отличная смотровая комната. К ней ведут 343 ступеньки. Их обязательно стоит преодолеть, чтобы полюбоваться захватывающим видом на город.
Северную башню желательно тоже посетить. Здесь находится массивный колокол Пуммерин, который звонит только в исключительных случаях, например, в канун Нового года. Тут также есть смотровая площадка, на которую можно добраться с помощью лифта (естественно современной постройки).
История и архитектура
Точная дата основания церкви Святого Михаила неизвестна. Подробные исторические и археологические изыскания указывают на дату около 1220 г. Самое первое здание было выполнено в романском стиле.
В 1327 г. в результате пожара была разрушена колокольня. На ее восстановление средства собирал герцог Альбрехт II. И в 1350 г. на пожертвованные средства были построены южные хоры. В 1416 г., после возведения главных хоров, церковь была освящена. В конце XV в. романские окна были заменены большими готическими. В XVI в. вместо разрушенного землетрясением 1570 г. купола была возведена остроконечная башня, характерная для готического стиля.
В 1626 г. церковь была передана в ордену барнабитов. Благодаря кардиналу Мельхиору Хонслу большая часть готического интерьера была удалена. После реконструкции вместо 21 алтаря осталось всего 12. Отцу Флорентию Шиллингу церковь Святого Михаила обязана прежде всего переделкой капеллы в соответствии с ранним барочным стилем.
Композиция над главным входом, Diana Ringo
В 1725 г. на западной фасаде, обращенном к площади Святого Михаила, был построен портал в стиле классицизма со статуями, изображающими падение ангелов — работа итальянского скульптора Лоренцо Маттиели. Позднее был установлен главный алтарь и перестроены хоры.
В XX в. управление церковью было передано сальваторианцам. В 2006 г. была проведена реставрация колокола, который с 1992 г. стоял внизу, перед церковью. Были отремонтированы и барочные часы, установленные в 1765 г.
В заключение – дворцовый винный погреб
Для экскурсий по подземным достопримечательностям Вены понадобится пара дней. Отдохнуть от мрачности подвалов поможет поход по лучшим австрийским магазинам и осмотр старинных винных погребов – Виллона, Кобурга или Шлумбергера. На четырех этажах Виллона, уходящих в глубь на 16 м, вы продегустируете вина при свечах. В Кобурге – увидите 60 000 бутылок с редкими винами, а содержимое некоторых из них оцените на вкус.
Поделитесь впечатлениями о ваших спусках под землю в Вене. Расскажите об экскурсиях тем, кто только планирует познакомиться с этой частью австрийской истории. Комментируйте и задавайте вопросы, а также узнавайте первыми о новых экскурсиях по Вене в нашей рассылке.