Gustav Klimt und Wien um 1900
Klimt, Schiele, Kokoschka, Künstlerinnen wie Koller-Pinell oder Luksch-Makowsky: Um 1900 war Wien Zentrum der Kunstwelt. Das Belvedere zeigt herausragende Werke dieser Epoche und besitzt die weltgrößte Klimt-Gemälde-Sammlung mit dem berühmten Kuss.
Gustav Klimt, Forsthaus in Weißenbach I (Landhaus am Attersee), 1914 Belvedere, Wien
Дворец Бельведер в Вене — отзыв с фото, история
Дворец Бельведер — летняя резиденция принца Савойского. Он по праву признан драгоценной жемчужиной Австрии, настоящим образцом барокко и архитектурным наследием страны.
В 1955 году в его апартаментах была подписана Декларация о независимости страны. В наши дни во дворце находится государственная национальная галерея, где предоставлены работы великих мастеров.
Дословно Бельведер переводится как «прекрасный вид». Панорама из дворца на собор Святого Стефана и раскинувшуюся внизу Вену, действительно прекрасна.
Дворцовый комплекс бельведер в Вене расположен на холме и включает в себя Нижний и Верхний Бельведер. Нижний дворец возведён в 1716 году принцем Евгением Савойским. Он находится в огромном цветущем парке, украшенном клумбами цветов и фонтанами.
Через год принц принял решение построить ещё один дворец, предназначенный для парадных приёмов. Так и появились два брата, которые вместе составили целый дворцовый комплекс с великолепными строениями и дивными садами.
Оба дворца доступны сегодня к посещению. Рассмотрим подробнее, схему комплекса и каждый из дворцов в отдельности.
Это интересно: Хофбург (видео)
Споры о разграбленном нацистами искусстве и реституции
- 26 августа 1959 года пережившая Холокост Алиса Моргенштерн подала иск в Finanzlandesdirektion für Wien, Niederösterreich und das Burgenland (Налоговое управление провинции в Вене, Нижней Австрии и Бургенланде), в котором она заявила: «Картина« Четыре дерева » Эгона Шиле , в которой использовалась принадлежит нам, сейчас висит в Верхнем Бельведере. Мы никогда не продавали эту картину, но передали ее на хранение другу Роберту Рёрлю, юристу из Вены на Гумпендорферштрассе. К сожалению, он умер, и я не знаю, как картина попал в коллекцию XIX века в Бельведере «. 20 марта 2020 года Австрийская консультативная комиссия рекомендовала вернуть Шиле наследникам Моргенштерна.
- В ноябре 2006 года, после более чем пяти десятилетий судебных споров, комиссия постановила, что картина Эдварда Мунка «Летняя ночь на пляже», выставленная в венской галерее Бельведер, должна быть возвращена Марине Фистулари-Малер, внучке и единственной наследнице Альмы. Малер, жена австрийского композитора Густава Малера.
- В 2006 году Австрия вернула пять картин Густава Климта из Бельведера наследникам Адели Блох-Бауэр.
- В 2006 году австрийский арбитражный суд постановил, что портрет «Амалии Цукеркандль» Густава Климта не был разграблен нацистами и не нуждается в возвращении. Решение вызвало много комментариев, отчасти потому, что Амалия Цукеркандл погибла вместе со своей дочерью в Освенциме, а отчасти потому, что, как сообщает MSNBC, «вместо того, чтобы вернуть эту явно украденную картину, австрийская арбитражная комиссия пришла к выводу, что она должна остаться в Бельведере».
- В 2012 году в документальном фильме « Портрет Уолли» рассказывалось, как знаменитый портрет Эгона Шиле, который принадлежал венскому торговцу произведениями искусства по имени Леа Бонди, пока нацист Фридрих Вельц не конфисковал его из ее частной коллекции в 1939 году, был по ошибке возвращен в музей Бельведер в Австрии после Вторая мировая война как часть коллекции другого дилера.
- В 2014 году Бельведер получил приказ вернуть «Кухню / кухонный интерьер фермера» Вильгельма Лейбля наследникам Марты Либерманн — вдовы Макса Либермана из-за преследований нацистов.
Цены на билеты
Стоимость посещения Верхнего Бельведера:
- для взрослых — 16 €;
- для студентов до 26 лет и пенсионеров — 13,50 €;
- для детей до 19 лет включительно — 0 €.
Цена билетов в Нижний Бельведер и Оранжерею:
- для взрослых — 14 €;
- для студентов до 26 лет и пенсионеров — 11 €;
- для детей до 19 лет включительно — 0 €.
Для владельцев Венской городской карты предусматриваются скидки. С туристической картой Vienna PASS вход бесплатный.
Желающие могут приобрести комбинированный KLIMT TICKET для возможности посещения Верхнего и Нижнего дворца комплекса. Он действителен в течение 30 дней, считая от первого визита. Его стоимость составляет:
- для взрослых — 24 €;
- для студентов до 26 лет и пенсионеров — 21 €.
Еще один вариант комбинированного билета рассчитан на посещение всех трех объектов комплекса в течение 30 дней. Цена:
- для взрослых — 27 €;
- для студентов до 26 лет и пенсионеров — 23 €.
Забронировать визит рекомендуется заранее.
Экскурсии в венский Бельведер
Лучший способ познать Вену — это через познавательные прогулки с местными жителями, которые могут рассказать о городе массу интересного и скрытого от обычного туристического взгляда
Особенно это важно при знакомстве с утонченным венским искусством. На русском языке в Бельведере проводятся следующие экскурсии с профессиональными искусствоведами:
Как правило, в стоимость экскурсии не входит плата за вход в музей. Билеты в дворцовый комплекс приобретаются отдельно.
Цены на посещение
- 25€ — посещение Верхнего и Нижнего Бельведера, а также современного музея Бельведер 21.
- 22€ — коллекция произведений Густава Климта;
- 15€ — посещение Верхнего Бельведера;
- 13€ — стоимость посещения Нижнего Бельведера;
- 8€ — музей Бельведер 21.
Удобно, что можно посещать каждый дворец в отдельности, выбрав что-то одно себе по душе. В то же время общий билет для посещения всего комплекса Бельведер будет выгоднее.
Бельведер Вена на карте
На карте венских достопримечательностей я отметила дворцовый комплекс Бельведер малиновой меткой со значком дворца на востоке столицы.
Для удобного просмотра карты, ее при необходимости можно уменьшать или увеличивать. Также при нажатии на метки, появляется подробная информация о каждом из интересных мест в Вене.
Как добраться до замка Бельведер
На трамваях №71 — остановка Unteres Belvedere у Нижнего Бельведера, или трамвай D до остановки Schloss Belvedere — вход сразу к Верхнему Бельведеру и кассам, также на трамвае D, а еще №18 и O можно доехать до Quartier Belvedere — это через перекресток от входа в парк Бельведер, отсюда открывается вид главный фасад Верхнего дворца.
Станций метро непосредственно рядом с дворцовым комплексом нет. Потому от них либо идти 10-15 минут, либо еще добираться на трамваях. Можно доехать на метро по красной ветке до станции Hauptbahnhof. Отсюда необходимо будет пройти три квартала, либо проехать одну остановку на трамвае №18.
Впереди — Нижний Бельведер в Вене и последние фонтаны
Средний из трех высотных уровней партера между двумя дворцами озеленен обильнее верхнего. Уже видимый нижний – еще более того, возможно, из-за необходимости меньшего напора воды для полива газонов и насаждений. Обильны зеленые насаждения Ботанического сада с одной стороны и парка Шварценбергов – с другой. Прогуливающиеся между двумя центральными фонтанами часто между ними отдыхают.
Живописность окрестным видам придает не только зелень деревьев вокруг, но и открывающийся городской пейзаж. Вена не стала исключением среди других крупных городов, ее расширение могло остановить только образование заповедника. Так и поступили с западной окраиной, сохранив часть древнего Венского леса. Лайнцер Тиргартен мы уже посещали, он восхитителен, а вот загородная резиденция стала городской достопримечательностью.
Однако декоративные элементы, которыми изобилует Бельведер в Вене, от этого хуже не стали. Очередное подтверждение – последний из расположенных на центральной оси партера фонтанов. Он установлен на самой грани второго перепада высот, а истекает на нижний уровень. Его бассейн виден на высотной фотографии, не имеет никаких статуй. Только на ограждении в районе перепада высот кто-то рассажен, но в кадр не попал.
Вода сюда поступает по подземному каналу и сразу выходит в бассейн нижнего уровня. Фонтан фактически имитирует шлюз плотины пруда или водохранилища, но оформленный аллегорически. Какие-то персонажи колоссальными усилиями удерживают почему-то падающую заслонку, словно они в затапливаемой пещере. Полумрак расположенного в тени объекта не позволяет рассмотреть фантастических героев с хвостами вместо ступней.
Нижний Бельведер в Вене с обеих сторон
Наконец вплотную подошли к старейшему дворцу – Нижнему Бельведеру, построенному к 1716 году рекордно быстро. Двухлетний срок достаточен для возведения здания, но изысканное внутреннее оформление более трудоемко. Как принц этого добился, история молчит. Впрочем, внутрь пойдем в следующий раз. Для сведения, оба Бельведера используются под выставку произведений живописи.
Нижний Бельведер в Вене был основным местом проживания Евгения Савойского, когда он стал признанным авторитетом. Дача получилась роскошная, для дворца же – строение довольно посредственное, без особых декоративных излишеств. Единое здание, где корпуса выделены отдельными крышами, стало прообразом для Верхнего Бельведера, строившегося 6 лет. Фоном для Нижнего Бельведера сейчас служат более поздние и высокие городские строения.
Жилые дома несколько затмевают архитектурные достоинства дворца, с противоположной стороны здания они хотя и затенены, но видны лучше. Пожалуй, главное его украшение – декорированные статуями балюстрады. Ажурные ограждения выполнены на центральном корпусе, выдающемся вперед за линию фасада. Вторая балюстрада устроена на мезонине, увенчанном крышей из двух уровней со шпилем.
Похожим образом устроены крыши боковых корпусов, за счет крыш зрительно увеличивается этажность здания. Такому эффекту способствует ряд световых окон (люкарен) в первом ярусе крыши. В остальном декоративное убранство Нижнего Бельведера относительно скромно и неброско. В него входят накладные имитации пилястр и сандвики над оконными и дверными проемами. Желтые стены и белый декор практически сливаются.
Северный вход, выход для нас
Внутренний двор Нижнего Бельведера был виден на переднем плане второй по счету высотной фотографии обзора. Однако сам вход с городской улицы остался за кадром, поэтому фото снаружи ставим в заключение. Входные ворота Нижнего Бельведера – одно из главных украшений дворца, его визитная карточка. Выполнен вход в виде высокой арки, украшенной скульптурами и воинской атрибутикой.
Северный вход часто выбирают поклонники искусства, завсегдатаи меняющихся экспозиций Нижнего Бельведера. Используют вход и посещающие Бельведер в Вене ради его садово-парковых прелестей, любители прогулок в красивых местах. Западнее этих ворот расположена одна из венских площадей, Шварценбергплац, с упомянутыми дворцом и памятником плюс великолепный фонтан между ними. Там одно из мест гармоничного соединения строений разного времени.
Завершая обзор и покидая Бельведер в Вене, жалеешь о кратковременности посещения. Остается надеяться на новый визит, с посещением внутренних покоев. Быстрее это могут сделать наши читатели, которых Бельведер в Вене заинтересовал с наших слов и фото. Желаем удачного путешествия и богатых впечатлений от резиденции принца Евгения Савойского.
Сад
Сады Бельведера (Вена) были спланированы Домиником Жераром. Он был учеником Андре ле Нота, который проектировал парк, окружающий Версаль. Сад простирается в строгой симметрии между Нижним и Верхним Бельведером. Он как будто соединяет собой два главных зала дворцов — Мраморные.
В саду отдано предпочтение альпийским растениям. Их там более 4 тысяч. В саду находятся несколько мостов. А также он украшен античными статуями в виде богинь и нимф. Есть несколько сфинксов.
В саду находится оранжерея. Апельсиновые деревья, растущие там, были посажены прямо в грунт. Летом их не выносили на улицу, а просто откидывали крышу, благодаря специальным роликам. Сейчас это выставочный зал.
Такая же участь постигла и конюшни принца. Они стали частью музея Бельведер в Вене. Теперь в бывших конюшнях выставляются средневековые образцы изобразительного искусства.
Верхний Бельведер
Верхний Бельведер ночью
Строительство Верхнего Бельведера началось еще в 1717 году, о чем свидетельствуют два письма, которые принц Евгений отправил из Белграда своему слуге Бенедетти летом 1718 года, описывая ход работ над дворцом. К 2 октября 1719 года строительство было настолько продвинуто, что князь смог принять там турецкого посла Ибрагима-пашу. Украшение интерьера началось еще в 1718 году. В 1719 году он поручил итальянскому художнику Франческо Солимене выполнить как алтарь для дворцовой часовни, так и потолочную фреску в Золотом зале. В том же году Гаэтано Фанти получил заказ на выполнение иллюзионистской квадратуры в Мраморном зале. В 1720 году Карло Карлоне было поручено расписать потолочную фреску в Мраморном зале, которую он выполнял с 1721 по 1723 год.
Строительство здания было завершено в 1723 году. Зала Террена , однако, находилась под угрозой обрушения из-за структурных проблем, и зимой 1732–1733 годов Хильдебрандт был вынужден установить сводчатый потолок, поддерживаемый четырьмя колоннами Атласа, что придало помещению его нынешний вид. внешний вид. Саломон Кляйнер, инженер избирательного двора Майнца, между 1731 и 1740 годами подготовил публикацию из десяти частей, содержащую в общей сложности девяносто листов, под названием Wunder würdiges Kriegs- und Siegs-Lager deß Unvergleichlichen Heldens Unserer Zeiten Eugenii Francisci Hertzogen zu Savoyen und Пьемонт («Удивительный военный и победный лагерь верховного героя нашей эпохи Евгения Франциска, герцога Савойского и Пьемонта»), в котором подробно описано состояние комплекса Бельведер.
История замкового комплекса
Строительство замкового комплекса началось в 1714 году с возведения здания Нижнего Бельведера. Заказ на строительство летней резиденции получил от австрийского полководца, принца Евгения Савойского, архитектор Иоганн фон Гильдебрандт. Несмотря на кратчайшие сроки (строительство было закончено уже в 1716 году) даже в наши дни нельзя не восхищаться великолепием бывших жилых покоев и парадных залов этого здания, ярчайшего образца стиля барокко. Наиболее примечательными из помещений являются: мраморный зал, украшенный фресками Мартино Альтомонте, мраморная галерея, парадная спальня, гротескный зал. К комплексу Нижнего Бельведера относятся также оранжерея и роскошное здание королевской конюшни, построенное специально для лошадей принца Евгения. В оранжерее сейчас располагается музей средневекового искусства.
Фреска
Возведение Верхнего Бельведера происходило в 1721-22 годах, и еще целый год производилась внутренняя отделка интерьеров дворца. Основная часть помещений этого здания предназначалась для торжественных и представительских приемов. Это очень легко заметить по роскошной парадной лестнице, по великолепному мраморному залу, с богатой лепниной и фресками Карло Карлоне, по элегантному залу Террена, превращенному ныне в вестибюль дворца. В Верхнем Бельведере можно увидеть и плафоны работы Джакомо дель По, а также капеллы, которые расписывал Франческо Солимена.
Оба замка соединяются в единый комплекс симметрично разбитым парком, в котором прослеживаются французский и итальянский стили. В 18 столетии парк Бельведера занимал лидирующее положение среди самых роскошных парков Европы. В нем были установлены многочисленные парковые скульптуры и фонтаны, располагался зоопарк, была обустроена оранжерея экзотических растений. В 1752 году наследница Евгения Савойского продала замок императрице Марии Терезии, а перед этим отец Марии, император Карл VI, приобрел сразу после смерти принца Евгения обширную библиотеку с ценными экземплярами книг и собрание графики.
Впоследствии из художественной коллекции Савойского собрание античных скульптур было продано в Дрезден, а собрание картин – в Турин. Владелица замка, Мария Терезия дала название своему владению – Бельведер, но здания комплекса на протяжении многих лет не использовались. В 1764 году Нижний Бельведер заняла для своих целей императорская гвардия, где и располагалась все время, пока в стране была монархия. В 1776 году по велению Марии Терезии картинная галерея из Шталльбурга была перенесена в Бельведер, эта идея была подсказана ей сыном Иосифом II. В 1781 году доступ в галерею, расположенную в Верхнем Бельведере, был открыт для широких масс. В период Французской революции с 1789 по 1804 годы Нижний Бельведер стал местом жительства императорской семьи, а во время войны с Наполеоном сюда была временно перевезена коллекция из замка Амбрас в Инсбруке.
В 1824 году директором галереи в Верхнем Бельведере стал Йозеф Ребелль, который провел работы по частичному остеклению открытых пространств замка. Преемником Ребелля стал Иоаган Петер Краффт, в заслуги которого входит добавление в коллекциях Галереи Бельведер.
Экспонат галереи
К итальянским, голландским и немецким мастерам Краффт добавил полотна и современных тому времени австрийских художников. Также во время управления Краффта был открыт новый вход в галерею, со стороны современной улицы Принца Евгения.
Новый вход в галерею
В 1897 году Верхний Бельведер был существенно обновлен и модернизирован в связи с тем, что его объявили резиденцией австрийского престолонаследника Франца Фердинанда. Работы выполнял архитектор Эмиль фон Ферштер, который модернизировал замок не только снаружи, но внутри, добавив к барочной старинной мебели гарнитуры необарочного стиля. После того как престолонаследник был убит в 1914 году в Сараево, замок Бельведер пустовал до 1917 года. С 1919 года Бельведер перешел в собственность Австрийской республики. В период Второй мировой войны Верхний и Нижний Бельведер серьезно пострадал от авианалетов. В 1955 году в Мраморном зале Верхнего Бельведера был подписан исторически важный для Австрии государственный договор, определявший вывод оккупационных войск и провозглашавший независимость Австрийской республики.
Нижний Бельведер
Вид на сады с Верхнего Бельведера, картина Бернардо Беллотто в 1758 году.
30 ноября 1697 года, через год после начала строительства Штадтпале , принц Евгений купил значительный участок земли к югу от Реннвега, главной дороги в Венгрию. Планы садового комплекса Бельведер были составлены сразу. В качестве главного архитектора этого проекта принц выбрал Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта, а не Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха , создателя его Штадтпале. Хильдебрандт (1668–1745), с которым генерал познакомился во время военной кампании в Пьемонте , уже построил для него дворец Рацкев в 1702 году на Чепеле , острове на Дунае к югу от Будапешта . Позже он построил множество других зданий для своей службы. Архитектор изучал гражданское строительство в Риме при Карло Фонтане и поступил на императорскую службу в 1695–1696 годах, чтобы научиться строить укрепления. Записи показывают, что с 1696 года он работал придворным архитектором в Вене. Помимо Бельведера, к наиболее выдающимся достижениям Хильдебрандта относятся дворец Schloss Hof , который также был заказан принцем Евгением, дворец Шварценберг (ранее известный как дворец Мансфельд-Фонди), дворец Кински , а также все поместье монастыря Геттвейг. в долине Вахау .
В то время, когда принц планировал купить землю на окраине Вены для своего проекта Бельведер, этот район был совершенно не застроен — идеальное место для строительства ландшафтного сада и летнего дворца. Однако за месяц до того, как принц сделал свое приобретение, имперский гранд-маршал граф Генрих Франц фон Мансфельд , принц Фонди, купил соседний участок и поручил Хильдебрандту построить на этой земле садовый дворец. Чтобы купить участок, принц Евгений был вынужден взять крупную ссуду под залог своего Штадтпале, который все еще строился. Он купил дополнительные соседние участки земли в 1708, 1716 и снова в 1717–1718 годах, чтобы позволить ему поэтапно расширять сад.
Записи показывают, что строительство Нижнего Бельведера началось в 1712 году, когда принц Евгений 5 июля 1713 года подал запрос на инспекцию здания. Работа продвигалась быстро, и Маркантонио Кьярини из Болоньи начал рисовать квадратуру в центральном зале в 1715 году. посол из испанской Фландрии посетил Нижний Бельведер, а также Штадтпале в апреле 1716 года. На территории велась обширная работа одновременно со строительством Лустшлосса , поскольку Нижний Бельведер был описан на раннем городском пейзаже. . Доминик Жирар значительно изменил планы сада в период с января по май 1717 года, так что его можно было завершить к следующему лету. Жирар, который работал fontainier du roi, или королевским инженером-водником в Версале с 1707 по 1715 год, с 1715 года начал работать садовым инспектором у баварского курфюрста Максимилиана Эмануэля . По рекомендации последнего он поступил на службу к принцу Евгению. Скульптура для балюстрады — самая известная работа Джованни Станетти .
Нижний Бельведер
Строительные работы в Нижнем Бельведере длились с 1712 по 1716 гг. Войти в него можно было через ворота, украшенные оружием и инициалами полководца. Далее, гости попадали в Мраморный зал, служивший для приветствия гостей. Фреска на потолке, нарисованная Мартино Альтомонте, изображает Аполлона в солнечной колеснице. А рядом Евгения, получающего папские награды.
На стенах Мраморного зала изображены военные трофеи Савойского. Выполнены они из гипса. На главном гипсовом барельефе изображен сам полководец в полном обмундировании. Он получает награды, в то время как Зависть и Ненависть убегают прочь.
Нижний Бельведер использовался в качестве жилого помещения для принца. А также здесь находилась оранжерея и конюшни. Внешняя часть Нижнего Бельведера довольно простая. От этого еще больше чувствуется контраст с его богатой внутренней частью. Благодаря многочисленным именитым художникам и скульпторам, жилое помещение принца превратилось в произведение искусства.
Достопримечательности комплекса
Между двумя дворцами находится парк и сады с четкой планировкой. Вход на территорию бесплатный, можно просто прогуляться, посмотреть на Бельведер (Вена) и посидеть на террасах. Советую приезжать в Вену в середине весны, когда уже работают фонтаны и распускаются цветы. В центре парка находится главный фонтан-каскад с мифологическими фигурами.
Фонтаны работают с середины апреля по середину октября, как и по всему городу, а парк Бельведер в Вене открывается в 6:00 с 1 апреля до 31 октября и в 7:00 с 1 ноября до 31 марта. Часы закрытия более разнообразны:
- 1 ноября – 28 февраля – 17:00.
- Весь март и весь октябрь – 19:00.
- 1 апреля – 31 апреля, 1 августа – 30 сентября – 20:00.
- С мая по июль– 21:00.
Есть в Вене еще два интересных места, которые не относятся к территории Бельведера, но тесно с ним связаны.
- Зимний дворец в Вене
- Дом 21-го в Вене.
Расскажу о них чуть поподробнее.
Зимний дворец в Вене
Сначала в доме №8 по улице Химмельпфортгассе (Himmelpfortgasse 8 ) Евгений Савойский жил зимой, в 1848—2007 годах там находилось Министерство финансов, а теперь это выставочный зал, который формально относится ко дворцу Бельведер в Вене. В нем находятся экспозиции современных австрийских и зарубежных художников, стоит посмотреть на барочные залы. Добраться до Зимнего дворца можно пешком от Верхнего Бельведера, идти 10 минут.
Время работы Зимнего дворца: каждый день, 10:00 – 18:00.
Дом 21-го в Вене
Еще один выставочный зал, относящийся к Бельведеру (Вена), находится по адресу Арсеналштрассе, 1 (Arsenalstraße 1) открыли в 1958 году для Всемирной выставки. Сейчас тут можно увидеть австрийское искусство с 1945 года до наших дней. Есть постоянная экспозиция скульптур, есть и сменные выставки. В здании работает кинотеатр и кафе, в котором все посвящено цифре 21. Сюда удобнее идти от Нижнего Бельведера, минут 5 ходьбы.
Время работы Дома 21-го: вторник—воскресенье, 11:00 – 18:00, среда, 11:00 – 21:00.
Фонтаны и Нижний Бельведер в Вене
Бассейнами круглой формы оборудованы ближайшие к верхнему дворцу фонтаны, у остальных в основном фигурные очертания. Не критикуя Бельведер в Вене, все же приходится отмечать очевидные недостатки гидравлической системы. Количество водяных мониторов невелико, высота выброса струй значительно уступает фонтанам Петергофа, особенно Большому каскаду. Хвалиться нехорошо, но наши гидротехники с помощью французов сработали лучше.
По естественным причинам и искусственные водопады – каскады петергофским значительно уступают. Здесь нет такой высоты рельефа, как в окрестностях Санкт-Петербурга. Самое же основное препятствие – пропускная способность городской ливневой канализации. Петергофу в этом плане неизмеримо проще, рядом Финский залив, принимающий неограниченный объем стоков.
В свою очередь, Бельведер в Вене превосходит главный каскад Петергофа доступностью для посетителей. Там набережная Морского канала для прохода закрыта, здесь неограниченно доступен весь партер на километровом протяжении. Гораздо больше суммарная ширина проходов, скученности нет даже при наплыве групп туристов. Сказывается ориентация на предоставление удобств отдыха коренному населению.
Первый водоем на центральной аллее партера расположен прямо у первого перепада высот, из-за чего ощущение обрыва усиливается. Большой промежуток между крайними статуями порождает впечатление плывущей к обрыву центральной скульптурной группы. Скорее всего, именно на зрительный обман рассчитывали создатели фонтана при его разработке, эффект очень наглядный. Далее спускаемся вниз и смотрим первый каскад.
В сущности, Бельведер в Вене один каскад в классическом понимании и имеет. Лестница с перетеканием водяного слоя по ступеням расположена на границе первого перепада высот партера. Расширяющиеся книзу ступени образуют эффектный водопад, украшенный водяными струями прямо из водяного потока. Будь столь доступны каскады Петергофа, что бы там творилось в день пограничника или ВДВ?
Наверняка разгоряченные воспоминаниями ветераны штурмовали бы манящую прохладу каскадов. Не исключено и братание с каменными украшениями, с возможным обоюдным ущербом. Наверняка этот контингент и Бельведер в Вене посещает, но не идут же на ум подобные подвиги! Почему в основном отечественные условия способствуют нестандартному поведению, пусть объяснят психологи.
Немного подробнее каскад можно рассмотреть, подойдя вплотную к стоку. Образовавшийся из-за перепада высот водный поток имеет достаточный напор. Это доказывают водяные струи, не падающие вертикально, а отклоняющиеся вперед. Мраморные скульптуры изображают очередных мифологических персонажей. Их перестрелка водяными брызгами не столь впечатляет, как вертикальные столбы воды.
Не буквальное, но тематическое сходство скульптурных украшений роднит Петергоф и Бельведер в Вене. Вечно актуальные сюжеты сказаний самых древних европейских цивилизаций, персонажи греческих мифов и римских легенд схожи. Обильная позолота петровского творения кого-то и раздражает, здесь статуи естественнее. Опыт австрийцев с позолотой статуи Штрауса мы описывали в статье о Штадтпарке.
Регулярный партер на склоне холма
Три уровня на километровом протяжении партера хорошо просматривались на второй высотной фотографии
При осмотре во время прогулки, нисходящие уступы не столь заметны.Больше внимание привлекают узорные газоны, образованные причудливо сформированным травянистым дерном. Словно готовясь задать свои коварные загадки, перед спуском устроились мраморные сфинксы
На сей раз они классически греческие, с крыльями.
Здешние сфинксы не возлежат подобно сторожащим дворцовый вход, они сидят, горделиво подняв головы. Совсем не пряча бюсты, мифические крылатые женщины – львицы вместо загадок соблазняют загадать желание. Известное поверье о необходимости потереть какую-то часть скульптуры, чтобы задуманное сбылось, вовсю работает и здесь. Очевидно больше просьб и желаний досталось правой ланите.
Хорошо еще то, что статуи каменные, потертость не столь бросается в глаза и можно просто не обратить внимания. Будь они бронзовыми, слепили бы глаза подобно прожекторам. Позади скульптур видны фонтаны первого яруса перепадов высот, которые лучше осматривать с нижележащей позиции. Лучше будет виден и дворец, а со склона в направлении Нижнего Бельведера издали мало что различимо.
Пройдя за первые фонтаны и обернувшись на Верхний Бельведер в Вене, убеждаемся, что северный фасад уже в тени. Тем не менее основные отличия от парадного южного просматриваются, прежде всего они касаются центральной части здания. Корпус здесь не имеет выдвинутой низкой входной группы, он превосходит высотой остальные. Выдается центр и за линию остального фасада, в плане он имеет вид трапеции.
Второй этаж центрального корпуса оборудован балконом, который поддерживают парные колонны. Дорожка спуска к нижнему дворцу проходит через шеренгу подстриженных под конус деревьев, но растительности маловато. Видимо, расчет оформителей партера строился на сосредоточении внимания на других объектах. Прежде всего это водоемы и установленные в них скульптурные группы фонтанов.