Храм айя-софия в стамбуле

Кампания за освобождение храмa

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению

Архитектура и интерьер

В плане Святой Софии лежит четырёхугольник, образующий три нефа: центральный – под главным куполом, высота которого 51 м и диаметр 31 м, и два боковых. Гигантская купольная система собора, названная средокрестием, на несколько веков стала образцом для православной архитектуры. Арки свода, на который опирается центральный купол, подпирают массивные столбы, расположенные по углам нефа. В основании купола идёт ряд окон, создающих иллюзию парящего свода. 

Внутренняя отделка храма, которая велась в течение нескольких столетий, отражает этапы развития искусства древней Византии. В аспиде выложено мозаичное изображение Богородицы с младенцем, а над главным входом Иисус Христос с преклоняющим колени императором Львом VI. 

В период Османской империи в храме построен резной минбар из мрамора для муллы. Он ориентирован так, чтобы верующие стояли, обратившись лицом в сторону Мекки.  

На мраморных ступенях и парапетах исследователями обнаружены рунические надписи, которые сделали гвардейцы-варяги, служившие в Византии. 

Необъяснимое явление – плачущая колонна. Уже полторы тысячи лет мрамор колонны выделяет влагу. Считают, что если загадать желание, вставив в отверстие в колонне палец, то оно обязательно исполнится. 

История возникновения Софийского собора в Полоцке.

Уже в середине XI века на территории Полоцка был построен Софийский собор. Он был третьим по счету преподобным храмом на Славянских землях. Собор является максимально точной копией святого храма из Византии. Софийский собор был первой каменной святыней на территории Беларуси.

В период Северной войны начала XVIII века в здании храма находился склад с порохом, который в 1710 году взорвался. После взрыва от собора мало что осталось, и он простоял в таком разрушенном состоянии более 25 лет.

Как выглядел храм изначально, однозначной версии нет. Одни историки утверждают, что он был пятиглавый, кто-то считает – семиглавый. Известна точно только информация о том, что в середине XVIII века собор был полностью перестроен и видоизменен: главный фасад стали украшать две новые башни, и был надстроен верх. При помощи известного архитектора Глаубицы, храм был преобразован в униатский собор с барочной отделкой.

В период Отечественной войны 1812 г. французские солдаты использовали собор в качестве конюшни.

В 1839 году храм стал принадлежать православным. Однако, спустя время, в первой половине XX века собор был закрыт, и в нем был размещен краеведческий музей.

Собор при большевиках

После Революции, а октябре 1929 года, собор закрыли, и он был разорен. Алтарь Господень большевики осквернили, кресты и колокола храма были сброшены.Один из колоколов, вес которого составляет 4840 кг, святотатцам сбросить так и не удалось, и его так и оставили висеть на звоннице. Во время Великой Отечественной, когда в куполе собора располагался наблюдательный пункт, этот колокол очень пригодился – его звон предупреждал местных жителей об авианалетах.При реставрации храма героический колокол был восстановлен, сейчас он действует. Увы, остальные были утрачены навсегда.У собора была и еще одна очень досадная утрата – черные и белые памятные мраморные доски. На черных были высечены имена погибших в боях моряков, а на белых – погибших флотских священников. После Революции эти доски сняли и разбили. Их пустили на изготовление ступенек, надгробий. В частности, из черных плит была сделана дорожка к Летнему саду Кронштадта.А между тем имена моряков, павших смертью храбрых с 1696 по 1913 годы, выдающийся историк, генерал-майор Аполлон Кротков собирал в течение пяти лет. В наше время, при восстановлении табличек, оказалось, что рукописи историка утеряны, так что пришлось собирать эти имена с нуля.

Собор пришлось серьезно реставрировать. /Фото: Александр Люликов, fotokro.ru

В годы Великой Отечественной войны на куполе храма были установлены зенитки. Сам храм неоднократно подвергался вражеским обстрелам, и хотя в него попало несколько немецких снарядов, он остался цел.В сравнении с другими храмами, большая часть которых после Революции была разрушена, собору в Кронштадте еще «повезло». После войны в нем размещался Дом культуры, затем его использовали как Дом офицеров, в нем устраивали кинопоказы, концерты. А с 1980-х здесь сделали музей.Сейчас уникальный храм-памятник отреставрирован и действует. Увы, несмотря на все старания военных моряков и историков, удалось восстановить лишь малую часть первоначального внутреннего убранства.Текст: Анна Белова

Кронштадский собор в 1909 году на фотографии Карла Буллы

Вот так Собор выглядел через сто лет, в 2009 году

и через десять лет, в 2019 году

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Граффити Софии Новгородской[ [ | ]h2>

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписяхВсего к 2014 году известно около 800 текстовВерхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии КиевскойОбнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим/p>

Архитектурные особенности

? плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник
(75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний —
широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным
средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система
собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Vkontakte User @ Vkontakte

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по
углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и
покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого
отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству
примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с
полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками
ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной
апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде
полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из
них средняя, представляющая вверху не полусферический, а
обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в
пристроенные к храму внутренний и внешний притворы
(esonartex и exonartex), впереди которых некогда
находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с
колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с
боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими
арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в
подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи
гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол,
заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме
этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько
рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по
пяти окон в больших и малых нишах.

Vkontakte User @ Vkontakte

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких
столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8
зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма
также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции,
так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и
убранству

.istanbul |32 — ]babi] @ Flickr

Шаблон:Начало
цитаты

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи
Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма,
рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки
интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие
церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в
купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены
характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к
грандиозности, величественной пышности и торжественности. Шаблон:Конец
цитаты

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая
колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить
руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно
обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый
жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои
штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно
видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана
на четырёх больших щитах овальной формы.

Hagia Sophia, Istanbul, Turkey — vvctcom @ Flickr

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити,
оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее
древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из
охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические
надписи).

Vkontakte User @ Vkontakte

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе города Новгород установлены три иконостаса. На главном располагаются самые древние иконы. Образа XVI-XVII веков выставлены постоянно, в праздничные дни можно увидеть ряд икон, датируемых XV веком. В будние дни они хранятся в экспозиции музея.

Рождественский иконостас украшают иконы XVI века, в том числе известный образ «Спас на престоле» XIV века.

В новгородском Софийском соборе особенно почитаются следующие образа:

«Знамение», икона Божией Матери;

  • Тихвинская икона Богородицы. Эту икону новгородцы брали с собой при заключении Столбового мира. Царевна София заказывала у лучших мастеров ризу для этого образа. Икона установлена в Рождественском иконостасе. Датируется XVI веком.
  • Лик Саввы Освященного;
  • В центральном иконостасе находится София, Премудрость Божия. Этот образ по значению находится на уровень выше икон такого тика, так как символизирует жертву Христа. Датируется XV веком.
  • Иконы Антония и Евфимия Великих.

Премудрость созда себе дом…

Икона «Премудрость созда Себе Дом» (ок. 1548). Новгородская школа Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в… Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.

Внутренний вид

КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру.

Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополни-тельные. То есть в древности Софийский собор был темнее. Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века).

Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке».

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Архитектура Софийского собора

Архитектурный стиль храма можно охарактеризовать как позднее барокко. Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. Всего в современном мире насчитывается 12 храмов Святой Софии. Наиболее близкие по внешнему сходству к храму в Полоцке одноименные здания в Киеве и Новогрудке, их сходство мы можем наблюдать в таких элементах архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Также Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая «вима» – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Особенно выделяется каменная алтарная перегородка, которая напоминает алтари католических костелов.

Полоцкий храм имеет базилику, а также две симметричные башни, которые возвышаются на 50 метров ввысь над речкой Западная Двина. Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Новозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Поражает своим необычным строением южный фасад здания — его башни расположены так, что создают сильную оптическую перспективу. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни. Имя архитектора, восстановившего храм, к сожалению, до наших дней не сохранилось.

Как добраться

Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.

Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.

Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Заключение

Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Автор статьи :  Айгуль Хусаинова

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

Архитектура

Собор Святой Софии представляет собой уникальное сочетание древней византийской религиозной архитектуры и более поздних исламских элементов. Айя-София — это монументальное сооружение с огромным куполом диаметром 31,24 м. и высотой 55,6 м. Когда-то он был покрыт 30 миллионами золотых мозаичных плиток. В настоящее время купол собора украшен надписями из Корана. Также интересной его особенностью является аркада из 40 арочных окон.

Купол собора Святой Софии

В период использования Айя-Софии как мечети были добавлены: четыре минарета, колоссальные свечи (по бокам михраба), восемь каллиграфических рунделей, минбар, две огромные эллинистические урны, медресе, библиотека и фонтан для ритуальных омовений (Шадирван). Большинство этих дополнений датируются 16 — 17 веками. 

Минбар (откуда имам читал проповеди) и михраб позади его 

Император Юстиниан приказал всем провинциям, находящимся под его правлением, присылать лучшие архитектурные образцы, которые будут использоваться в строительстве, чтобы собор Святой Софии мог быть ещё больше и грандиознее. Колонны и мраморная отделка были взяты из древних городов в Анатолии и Сирии. Восемь колонн были привезены из Египта для поддержки купола. Также структура собора включает в общей сложности 104 колонны (40 — в нижней, 64 — в верхней галерее).

Мозаика в Айя-Софии

Все стены собора Айя-Софии, кроме покрытых мрамором, были украшены исключительно красивой мозаикой. Для изготовления мозаики использовались золото, серебро, стекло и цветные камни. Растительные и геометрические мозаики относятся к 6 веку, а фигурные мозаики относятся к Средневековью. Несмотря на все невзгоды часть древних мозаик неплохо сохранилась и производит сильное впечатление.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

История собора Святой Софии

Историю собора Святой Софии можно разделить на три периода:

  • 537 — 1453 годы — христианская церковь. 
  • 1453 — 1934 годы — мусульманская мечеть. 
  • с 1934 года по настоящее время — музей. 

Интерьер собора Святой Софии

Собор Святой Софии был основан Константином Великим в 360 году. В 404 году эта древняя церковь была сожжена в ходе бунта. Собор был довольно скоро восстановлен и снова сгорел в 415 году. Новая церковь была построена императором Феодосием II и снова была разрушена в ходе народных волнений в 532 году. Нынешняя структура была построена по приказу императора Юстиниана в 537 году.

На протяжении следующих веков собор Святой Софии являлся резиденцией православного патриарха и одним из самых важных религиозных сооружений христианского мира. Кроме того, здесь проходили коронации византийских императоров. Церковь была также домом для огромного количества реликвий, таких как: камень из гробницы Иисуса, копье, пронзившее бок Христа, саван Иисуса, фрагменты Истинного Креста, палец святого Фомы и мощи нескольких святые. Все это наследие было потеряно с захватом Константинополя во время Четвертого крестового похода, когда Софийский собор был разграблен и осквернен.

Колонны собора Святой Софии

После захвата османами Константинополя в 1453 году христианский собор был преобразован в мечеть Айя-София. Структура здания затем была укреплена и хорошо защищена. К бывшему собору были пристроены четыре минарета, а интерьер получил многочисленные исламские черты. После падения Османской империи и создания Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк превратил Айя-Софию в музей.

Внутренние пространства (второй уровень)

Рассмотрим второй уровень. Сюда добираются по пологой лестнице без ступеней. На втором уровне отводилось место женской половине. Здесь была ложа императрицы. По лестнице императрицу вносили на ложе носильщики. Чтобы носилки свободно проходили на второй уровень, вход и саму лестницу сделали широкими. По этой лестнице подниматься легко и интересно. Она состоит из многочисленных поворотов, когда идешь невольно задумываешься, а что же там за другим поворотом. Уже почти 2000 лет по этому ходу ходят посетители храма, от этого плиты пола стали гладкими и блестящими. После лестницы Вы попадете в светлое помещение. В этой части галереи в середине круг из мрамора зеленого цвета. Здесь стоял трон.

В южной части второго уровня сохранилась уникальная смальтовая мозаика. Когда-то здесь все было из мозаики на золотом фоне. До нас сохранилось только несколько изображений. Одно из самых красивых и внушающих изображений в этой галерее Иисус с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Здесь изображено, как Иоанн и Богоматерь молят Иисуса о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики утеряна, разворована крестоносцами.

Когда смотришь на эту картину, возникает ощущение как, будто Иисус смотрит на тебя, он все про тебя знает и в его глазах посыл принятия себя, мира и веры. А в образе Девы Марии столько скорби, боли и принятия. Иоанн Креститель изображен с полным пониманием, каков будет мир и как ему быть в этом мире.

Здесь могила предводителя крестоносцев. Над ней сохранился совсем маленький кусочек мозаики. А рядом мозаичная икона Деисус. В восточной галерее сохранилась другая картина из мозаики. На ней изображена императрица Зоя перед Христом и ее супруг Константин Мономах. В руках у мужа грамота, а у жены кошелек, символы благотворительности. Сохранилась только часть фигур. На этой части стены видны плохо заделанные трещины.  Лик императрицы был разбит, когда ненадолго к власти пришел ее пасынок, который ненавидел ее. Когда императрица вернула трон, лицо было отреставрировано.

Отсюда хорошо видно изображение богоматери с Иисусом на коленях. А также изображения других священных людей древнего времени, которые запечатлены в символические моменты своей жизни. В Северной галерее находятся портреты еще одной императорской семьи: Императора Иоанна и его жены Ирины, стоящие слева и справа от Богородицы.

Спуск со второго уровня совершают по другой лестнице, которая находится в восточной стороне Мечети. Здесь пол обработан бороздами для того чтобы ноги носильщиков императрицы не скользили.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: