Софийский собор (полоцк)

Краткое описание

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св. Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии.

С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св. Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии. В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам. Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче. Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

Кирилловская и Андреевская церкви

К музею-заповеднику приписаны также Кирилловская и Андреевская церкви. Кирилловский храм, возведённый в 1139 году в византийском стиле, также перестраивался в период Гетманщины и ныне служит образцом подлинного украинского барокко. В своё время он служил усыпальницей Ольговичей — черниговских князей. Ныне — действующий храм.

Андреевская церковь — визитная карточка Андреевского спуска. Этот храм — дитя Бартоломео Растрелли (хотя строили его московские зодчие). Церковь освятили в 1754 году. По преданию она стоит на месте древнего Янчиного монастыря. Постройка отличается изящностью архитектурных решений и изысканностью внутреннего убранства.

Между двух конфессий

Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.

Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.

Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню. В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в. Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.

БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Костел Божьего тела в Несвиже

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

История Софийского собора в Полоцке

Софийский собор в Полоцке – известная достопримечательность Беларуси, о которой наверняка будет интересно узнать и вам и мне, так как я в Полоцк еще только собираюсь и то в далеком будущем.

Князь Всеслав Чародей

Cофийский кафедральный собор Полоцка был построен ещё византийскими зодчими в период между 1044 и 1066 гг., когда властвовал князь Всеслав Чародей. Трудно представить, сколько всего повидали стены с тех времен. Представляете, храм с 1000-летней историей! Софийский собор в Полоцке – воплощение древнерусского зодчества. С храмами Киева или Новгорода той эпохи святыню роднят крестово-купольные системы, галереи. Однако есть у Софийского собора и “изюминки”:

  • Дополнительное разделение алтаря – вим, для той эпохи это нестандартный архитектурный приём, присутствующий исключительно в храмах Болгарии.
  • Семь глав храма, которые олицетворяют все 7 православных вселенских храмов.

Таким когда-то был Софийский кафедральный собор в городе Полоцке

В девятом веке София Полоцкая (тогда храм назывался именно так) представляла собой монументальное сооружение 31 метр в высоту, а стены были толщиной свыше 2 м. Для строительства храма применялись исключительно валуны, не подвергавшиеся обработке, и плинфа. Узоры образовывала специальным образом утопленная кладка.

В 1596 г. была подписана Брестская уния, после чего Софийский собор отошёл к униатам. Пожар 1607 г. разрушил здание, что привело к запустению святыни в течение 10 лет, и только в 1618 г. униатским архиепископом Кунцевичем Иософатом были проведены работы по его восстановлению и перестройке. Очередной пожар, произошедший в 1642 г., снова испортил целостность постройки.

В 18 веке Софийский собор приобрел свой современный вид. Именно в те времена по замыслу Яна Глаубица возникла одноапсидная базилика с фасадом, обращенным к водам Двины. Внутренне убранство святыни было поистине впечатляющим: изысканная лепнина, карнизы, колонны, выдержанные в архитектурном стиле барокко. Первые 2 яруса алтаря были оформлены росписью и деревнями фигурами святых. Над сводом красовался барельеф Новозаветной Троицы. Сегодня здесь частично сохранились древние фрески, среди которых есть точная копия Тайной вечери Леонардо да Винчи и Нерукотворный спас.

В период Северной войны святыню закрыла армия Российской Империи, а на притворе устроили хранилище пороха. В 1710 г. здесь произошел взрыв, и храм оказался стоять разрушенным вплоть до 1738 г. Реконструкцию святыни инициировал архиепископ Гребницкий. Тогда же в 1750 г. архитектор Ян Глаубица начал возводить двухбашенную базилику, соответствующую стилю виленского барокко, которая позже была освящена в честь праздника Сошествия Святого Духа. Впоследствии собор стали украшать лепнина, колоны, карнизы с фигурными изображениями.

В период войны 1812 г. собор осквернили французские войска, командование которых приняло решение разместить на его территории конюшню. Лишь в 1839 г. храм снова вернули православной церкви. В период с 1911 по 1914 г. там проводился капитальный ремонт, однако, в 1924 году храм перестал действовать, и на его территории открыли краеведческий музей. В годы немецкой оккупации собор работал, но позже его вновь закрыли. В 70-80 гг. прошлого столетия здесь велись реставрационные работы, а в период с 2010 по 2013 гг. в храме в процессе реконструкции удалось обновить фасад, кровлю, а также оконные проёмы.

Как добраться

На площади возле вокзала стоит информационный стенд, где указаны разные контакты и карта города с интересными местами. От вокзала и автовокзала по улице Октябрьская, 25 отправляется автобус № 2. На нем доезжают до остановки «Швейная фабрика», если паломник едет с автовокзала или до остановки «Райисполком» при поездке с вокзала, расположенного на ул. Толстого.

Гость может совершить пешую и прогулку и добраться до памятника архитектуры самостоятельно. От вокзала нужно пройти по улице Гоголя до набережной Западной Двины по ул. Нижне-Покровская. Затем сворачивают направо и проходят 2 км.

Информация для паломников и туристов

Церковь находится в невероятно красивом месте на правом побережье Западной Двины, где в нее впадает река Полота. Храм Софии привлекает своим великолепием. В Полоцке расположено много исторических и архитектурных памятников, основная масса принадлежит православной вере. Комплекс состоит из культовых сооружений, построенных по просьбе Ефросиньи.


Борисов камень у Софийского собора

Неподалеку от собора расположены следующие достопримечательности:

  • Борисов камень на расстоянии 52 метров, это один из 4 белорусских валунов, на которые нанесены картинки крестов и древние надписи;
  • родник расположен при спускании к Нижне-Покровский улице;
  • памятник студенту в 468 м;
  • Полоцкий краеведческий музей;
  • художественная галерея в полукилометре;
  • монумент героям Отечественной войны 1812 г.;
  • памятник кривичам находится в 175 метрах;
  • памятник Ефросинии Полоцкой.

Полоцкий собор — историческая и архитектурная гордость, храм уважают все православные. Церковь по своей ценности, значимости и почитанию верующих стоит наравне со многими знаменитыми соборами.

Интересные факты

Софийский собор в Полоцке — одно из древнейших сооружений в Беларуси. При храме расположен концертный зал, в котором каждый год проводят свыше 300 концертов камерной и органной музыки. Чтобы самостоятельно посетить музей, посетителям предлагают аудиогид на белорусском, английском и русском языках. Также им вручают путеводитель с планом церкви и картой города.

В стенах Собора размещается музей истории архитектуры. Стал принимать первых гостей в 1987 году, а в 1983 г. открыли концертный зал. В музее находятся экспозиции, знакомящие прихожан с возникновением и развитием храма, его перестройках, реставрациях. Здесь имеются уникальные предметы — дошедший до 21 века фундамент и древние росписи 11 века.

Софийский собор в Полоцке

Оригинальная постройка

Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода — это отсутствие галерей. Храм имел три апсиды, а не пять. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающимися на 1 промежуточный столб. Есть вима (дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства), характерная для Византии.

Храм, подобно новгородскому, был расписан только фресками, тогда как в Киеве сочетались фресковая и мозаичная декоративная отделка храма. Строительством всех трех храмов, вероятно, занималась приглашённая из Константинополя артель. Главная идея храма — это вхождение жителей Полоцкой земли во Вселенскую церковь, напоминание о Софийском Соборе Константинополя, символ могущества княжеской власти.

История Софийского собора в Полоцке

Этот старинный памятник православия внесён в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И правда, храм имеет поистине особенную

и символичную архитектуру. Построен в городе Полоцк на берегу Западной Двины ещё в ХI веке. А в середине XVIII в. его был основательно перестроен по проекту известного архитектора Яна Глаубица. Стиль назывался – виленское барокко.

К сожалению, до наших дней от древнего храма остались лишь фрагменты кладки, древний фундамент, части апсиды, стен, столбов, а также фресковые росписи. Но всё же и сегодня собор поражает своей нереальной красотой и величием.

Полезные статьи:

В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече читайте…
В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече, прижимая к груди образ Пресвятой Богородицы, читайте:«О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и… Читайте далее

Секреты успешного брака
1. Похвала
Ни один брак не может быть успешным, если супруги не ценят друг друга. Каждый человек, время от времени нуждается в поощрении, и ничто не убивает любовь быстрее, чем непрестанные упреки.2. Прощение
Без прощения не может быть счастливого брака. Когда семейные п�… Читайте далее

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ОБИДНО?
Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытывать… Читайте далее

ПРТИЧИ
Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:
— Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.
Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:
— Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:
Нет! Даётс�… Читайте далее

Интересным есть и тот факт, что точную данного храма планируют построить в другом не менее знаменитом городе Беларуси – Витебске. Полоцкий каменный собор появился уже после своих “собратьев ” в Киеве и Новгороде и стал четвёртым храмом в мире, построенным в честь Святой Софии.

Периоды исторического архитектурного и духовного становления храма:

1044 – 1066 года – возведение византийскими мастерами и горожанами по распоряжению князя Всеслава Чародея;макет собора XI века, выполненный согласно византийских канонов и в лучших традициях полоцкого зодчества, располагается в Верхнем замке, что как нельзя точнее “говорит” о роли церкви в государстве;великий православный и культурно-просветительский центр, в котором находились: библиотека, архив, казначейство, магистрат, а также хранились религиозные святыни и устраивались приемы высокопоставленных послов;1596 год – храм передан униатской церкви, проведено восстановление после пожаров, сняты верхушки угловых боевых башен крепостной части;времена Северной войны – использование в составе склада амуниции и боеприпасов;Отечественная война 1812 года – в специально сделанной нише стены собора хранилась самая одна из самых известных и почитаемых во всём православном мире священных реликвий – Крест Евфросинии Полоцкой;1913 год – проведение реставрационных работ образов, сохранившихся на стенах храма;Великая Отечественная война – размещение гарнизонный костела немецких войск.

Обязательно к прочтению:  Спасо-Преображенский монастырь Муром

Софийский собор – это не просто историческая и архитектурная ценность, почитаемая православными людьми во всё мире, это величайший оплот духовной жизни, который по своей значимости не уступает многим известным храмам. Он несёт в себе главное, к чему стремиться каждый истинный христианин – вечную непоколебимую веру и Божью благодать, которой нет конца и края в этом мире, на этой земле.

Киево-Печерская лавра

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра — второй по значимости духовный объект Киева. Она основана в 1051 году монахами Антонием и Феодосием с разрешения Ярослава Мудрого. В 12-14 веках монастырь пребывал в упадке, но уже в 16-17 веках стал оплотом сопротивления униатству и католической церкви в украинских землях.

В 1688 году обитель получила статус лавры. В тот же период её основательно перестроили. В настоящее время она является действующем религиозным учреждением, и в то же время своего рода музеем. На её территории находится один собор, 12 церквей, 3 колокольни, 4 башни и множество других объектов, включая могилу российского государственного деятеля Петра Столыпина. Также в лавре есть Ближние и Дальние пещеры, где покоятся мощи святых.

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Церковь Спаса на Берестове

К лавре относится, хоть и находится за её пределами церковь Спаса на Берестове. Она находится в исторической местности — в бывшем селе Берестово, где была загородная резиденция Владимира Великого, Ярослава Мудрого и других киевских князей. Во времена Владимира Мономаха (12 века) на месте разрушенного дворца построили церковь. Она стала усыпальницей для Мономаховичей.

Спасскую церковь разрушили монголо-татары после взятия Киева в 1240 году. Однако её стены были достаточно прочны, чтобы в 1640-х годах стать основой для реконструкции храма. Тогда его перестроили в барочном стиле. При этом сохранились фрагменты фресок 12 века.

Внутреннее убранство собора

Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в. были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».

Стены собора расписаны фресками с историями из жизни святых. Также стены храма имеют много сохранившихся граффити, из которых историки узнают интересные факты о древней жизни собора. Особенно ценными являются граффити Софии Киевской.

Расписание богослужений

В самом соборе не проводят Богослужения, только в день памяти Евфросинии. Но на территории расположен предел, в которой каждодневно совершают молитвы. Православная церковь открыта каждый день. Расписание предела следующее:

  • с понедельника по пятницу двери храма открыты с 06.30, когда проходят утренние службы, то в 05.45, с 16.30 Вечернее Богослужение, в том числе полунощницы;
  • в субботу и воскресенье храм открыт с 06.30 и с 22.20;
  • службы бывают полиелейными, акафисты Господу и Пресвятой Богородицы;
  • перед Литургией проходит исповедь;
  • каждый день проводятся уставные службы, панихиды, читают Неусыпаемый Псалтирь;
  • молебны с акафистами рядом с мощами преподобной.

История[править]

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора 11 в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в 11 в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в 11 веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.

Макет первоначального облика Софийского собора

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам убил 4 базилиан в Полоцке»).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии.

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Современное состояние

Храм числится в комплексе историко-культурного музея-заповедника. Поблизости от него расположен Борисов камень. Ежегодно в залах Собора в апреле и ноябре организовывают фестивали древней и органной музыки.

Один раз в году 5 июня в честь св. Ефросиньи Полоцкой проходят православные богослужения и совершают крестный ход.

В церкви поставлены колонны в стиле барокко, помещены лепные украшения, карнизы в виде фигур. Алтарь отделен преградой в три яруса, на своде которой расположено барельефное изображение Троицы — Отца, Сына, Святого Духа.

Интересно! Сейчас Полоцкий Собор принимает музыкантов. Это знаменитый культурный центр страны. На территории устраивают выставки, дают концерты, организовывают творческие мероприятия.

Музей истории архитектуры собора начал свою деятельность в 1987 году. На его выставках находятся редкие экземпляры, рассказывающие о жизни, развитии собора, отличительных чертах архитектуры, последней реставрации.


Орган в соборе святой Софии

В 1983 г. открыли концертный зал, тогда он и принял гостей впервые. Он известен своей хорошей акустикой. Спустя 2 года стал звучать орган. Знаменитые белорусские и зарубежные музыканты проводят уникальные мероприятия:

  • Международный фестиваль старинной и модной камерной музыки в марте-апреле;
  • фестиваль органных произведений проходит в ноябре и декабре.

Каждое воскресенье в 15.00 приезжие и гости могут посетить концерты органной музыки.

Оригинальная постройка

Макет первоначального облика Софийского собора После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: