Внешние стены Собора Святого Стефана
Даже стены Stephansdom содержат множество интереснейших артефактов и памятных досок.
Венский локоть
Венский локоть
В средние века, крупные города имели свой собственный набор мер и в целях доступности этих стандартов для заезжих купцов мерные образцы размещались в самых важных публичных местах. В стену Собора, слева от главного входа, вмонтирован официальный «Венский локоть» стандарт длины для проверки измерения различных видов продававшейся ткани. Стандарты длины состоят из двух железных слитков встроенные в стену собора: Leinenelle=89,6 см, Tuchelle=77,6 см. Рядом со стандартами длины в стене есть углубление круглой формы — хлебный стандарт.
Торговцы, пренебрегающие принятыми стандартами и пытавшиеся произвести обмер или обвес покупателя сажались в деревянные клетки и окунались в Дунай.
Моцарт
Памятная табличка рассказывает о том, что Вольфганг Амадей Моцарт был назначен адъюнкт-музыкальным руководителем собора, незадолго до своей смерти. Это была его приходская церковь, когда он жил в «доме Фигаро». В соборе он венчался, двое его детей были здесь крещены, и его похороны были проведены в часовне «крест» внутри собора.
Христос с зубной болью
Фигура Христа ласково именуемого жителями Вены как «Христос с зубной болью», из-за страдальческого выражения его лица.
Св.Иоанн Капистрано
Св.Иоанн Капистрано
На улице, у входа в катакомбы возвышается кафедра (до перестройки 1515 года была внутри собора) св. Иоанна Капистрано и венгерского генерала Джон Хуньяди призывавших с нее крестовому походу против турок в 1456 году.
Солнечные часы, фигура сидящего судьи закинувшего ногу на ногу (времен, когда в храме вершилось правосудие) в простонародье называемую «вынимающий занозу», фигура Самсона, разрывающего пасть льву и многие другие, так же множество мемориальных табличек времен, когда вместо площади перед собором было кладбище.
Макет Собора Святого Стефана
У южной башни расположен макет собора, выполненный в масштабе 1:100 описание к которому выполнены шрифтом Брайля (для слабовидящих), что позволяет незрячим гостям на ощупь оценить все великолепие строения.
Данный макет полезен и обыкновенному посетителю, так как Собор окружен многочисленными домами — разглядеть его во всю величину, со всех точек, достаточно сложная задача.
На стенах Собора Святого Стефана можно обнаружить знаки XX века, закрытые специальными антивандальными стеклами: выцарапанные на стене рядом с «Венским локтем» знаки «О5» — расшифровывавшиеся как Österreich и служившие символом антифашистского сопротивления, (Ö в немецком языке часто заменяются на две буквы ОЕ, а Е — пятая буква алфавита, отсюда «О5»), а также выцветшая надпись на русском языке «Квартал проверен» — сообщение 1945 года русских солдат о разминировании района.
Собор Святого Стефана снаружи
Западным фасадом собор Святого Стефана выходит на одноименную площадь, также запретную для автотранспорта. Это древнейшая часть постройки после первого храма, освященного в 1147 году, включающая Исполинские врата и Языческие башни романского стиля, позже затронутые готикой
Привлекает внимание остроконечная крыша основного объема храма, соорудить такую конструкцию было нелегко
Заострить крышу до угла в 80 градусов решили, чтобы снизить воздействие осадков на черепицу. Капли лишь касаются поверхности и отскакивают вниз, влага на черепице не задерживается. Удивительна для культового строения расписанная оригинальным орнаментом кровля, видеть подобное покрытие храма не доводилось. Живописно оформлены боковые стены с арочными проемами разного размера, с острыми завершениями.
Сбоку от западного фасада наблюдаются контрфорсы, как и виденные перед восточным. Где только возможно, размещены скульптурные украшения религиозной тематики. Световые проемы устроены разной формы, некоторые забраны ажурными решетками. Самый габаритный проем располагается над храмовым входом, сохранить ворота удалось достаточно длительный промежуток времени.
Чтобы организовать строительство такого масштабного святилища, потребовалось участие многих влиятельных персон. Первым в этом ряду принято называть маркграфа Австрии Леопольда Четвертого, деятеля 1140-х годов. Романская часть строилась при герцоге Фридрихе Втором (не путать с Фридрихом Вторым Великим, прусским королем). Готические нефы и высотные башни достраивались уже при власти Габсбургов.
Исполинские врата — рупорные, в форме арки, украшенные скульптурами в стенных нишах, датируются 1240-м годом. Внутри протяженного тамбура арки уменьшаются в габаритах, образуя открытый наружу рупор. Над дверями входа встретить прихожан и посетителей доверено лепным рельефам на библейские сюжеты. Популярность, которой пользуется собор Святого Стефана, демонстрируется толпой вокруг входа.
По бокам от центрального светового проема расположены малые круглой формы, один решили использовать, разместив часы. Выше находится фигурный фриз из повторяющихся лепных элементов. Находящиеся среди прочих граждан персоны в красных одеяниях, один из которых забыл снять парик, скорее всего – музыканты. Видимо, прошел или готовится органный концерт, прижатый к телу альбом нот Моцарта тому свидетельство.
Греческая православная церковь
Рекомендовать место
1
Греческая православная церковь в Вене появилась в 1963 году. Здание сделано из красного кирпича. Окна красивые резные, полукруглые. Над главным церковным входом изображены святые. Внутри его украшает позолоченный сверкающий алтарь.
Церковь построили в 1861 году, по проекту архитектора Теофиля Хансена. Инициатором сооружения храма выступила греческая православная община. С 1963 года это кафедральный собор греческого православия в Австрии. Православие в Австрии появилось благодаря греческим торговцам. Они появились в Вене в XVII веке, а православие было узаконено в 1776 году. Правда, долгое время у них было стольких прав и свобод, сколько имелось у римских католиков.
В настоящее время в состав Греческой православной епархии входят семь австрийских приходов, в том числе два венских.
Архитектура собора
Схема собора
Построенное из известняка здание собора имеет размер 107 метров в длину, 40 метров в ширину и 136 метров в своей высшей точке.
Башни
Южная башня собора, ласково называемая жителями «Штефль», имеет в высоту 136 метров и является самой высокой и доминирующей точкой Венского неба. Её строительство продолжалось 65 лет, с 1368 по 1433 годы. Во время осад Вены в 1529 и в 1683 годах она использовалась в качестве главного наблюдательного и командного пункта. В плоть до 1955 года башня служила в качестве сторожевой -пожарной, в случае пожара в городе наблюдатели звонили в колокола.
На шпиле башни установлен двойной орел с имперским гербом Габсбургов-Лотарингии на груди. Предшественников орла – эмблемы полумесяца и шестиконечной звезды можно сейчас увидеть в Венском музее города.
Северная башня изначально создавалась для симметрии с южной. Но ее дизайн оказался слишком амбициозным, учитывая завершение эпохи готических соборов строительство башни было заморожено в 1511 году. В 1587 году на недостроенную башню был установлен купол в стиле ренессанса, получившая народное название «водонапорная башня». Высота башни в ее текущем виде составляет 68 метров – половину высоту южной башни.
Главный вход в собор именуется «ворота гигантов» или Riesentor и сохранился еще от первой романской церкви. Название связано с висевшей над дверью многие десятилетия после находки огромной костью считавшейся драконьей (фактически кость мамонта). Кость была найдена в 1443 году во время рытья фундамента северной башни.
По двум сторонам от главного входа находятся встроенные в стену собора две квадратные у основания и восьмиугольные после уровня крыши «римские» или «языческие» башни, высотой по 65 метров каждая. Название башен происходит от того, что они были построены из обломков старых сооружений, построенных еще язычниками. В этих башнях первоначально размещались колокола. Колокола южной башни были утрачены во время второй мировой войны, но колокола северной башни действуют по настоящее время. Римские башни, вместе с воротами гигантов являются самыми старыми частями Собора святого Стефана.
КрышаРисунок крыши
Крыша
Stephansdom обладает уникальной из-за яркого рисунка крышей, которая имеет 111 метров в длину и покрыта 230 тысячами глазурованных плиток. На южном скате плиткой выложена мозаика с изображением двуглавого орла, являющегося символом управляемой из Вены империи Габсбургской династии. На северной стороне крыши выложены гербы города Вена и Австрийской республики.
Пожар 1945 года разрушил деревянный каркас крыши. Во время восстановительных работ изготовление каркаса из дерева для высоты 38 метров посчитали ненадежным и дорогим. Новый каркас крыши был изготовлен из стальных конструкций, на которые ушло 600 тонн металла.
Крыша здания настолько крута (наклон достигает 80 градусов), что дожди великолепно очищают ее от грязи, а снег на ней никогда не задерживается.
Колокола
Северная башня
Собор Святого Стефана имеет в общей сложности 23 колокола. Крупнейший из них установлен в северной башне, носит официальное имя Св.Марии и неофициальное «Пумеринн», его вес составляет 23,5 тонны. «Пумеринн» является вторым по размерам в Европе, крупнее него только колокол «Петр» в Кельнском Соборе, весящий 51,8 тонны.
Новый «Пумеринн» отлитый после падения в пожаре 1945 года имеет диаметр 3,14 м и был вкладом в восстановление собора от земли Верхняя Австрия. «Пумеринн» звучит только 11 раз в год в особо торжественных случаях — день освещения собора, на Новый год. Самый продолжительный, десятиминутный звон, отмечает смерть и интронизацию Папы и Венского архиепископа. Также в северной башне находятся три старых колокола, которые уже не используются.
В Южной башне Собора Святого Стефана находятся одиннадцать колоколов с электрическим приводом отлитых в 1960 году взамен утраченных при пожаре 1945 года. Они используются во время месс: четыре используются для обычной службы, их количество увеличивается до десяти на большие праздники, одиннадцатый добавляется, когда на службе присутствует кардинал — архиепископ Вены.
Северо-Римская Башня имеет шесть колоколов, пять из которых были отлиты в 1772 году, они используются при вечерней молитве и для похорон. Название некоторых из них указывает на первоначальное предназначение: отлитый в 1859 Feuerin – «пожарная сигнализация» (сейчас используется как призыв к вечерней молитве), Bieringerin – «пивной звонок» — последний звонок перед закрытием пивных.
Колокола южной Римской башни были уничтожены пожаром 1945 года и не восстанавливались.
Собор внутриВид с хоровВнутри собора
Мальтийская церковь в Вене
Рекомендовать место
Мальтийская церковь в Вене находится на одной из самых популярных и посещаемых туристами улице Кертнерштрассе. Тем не менее мало кто из потока спешащих за покупками гостей Вены заходит в эту небольшую церковь, находящуюся напротив магазина дорогого стекла Лобмейер (Lobmeyer). Сами австрийцы, говоря об этой церкви, шутят на счет своей любви к сладостям. Дело в том, что Malteser, то есть «Мальтийская» звучит как название шоколадных конфет «Maltesers».
Основана Мальтийская церковь святого Иоанна Крестителя в XV веке. Первоначально она была небольшой церковью с готическим нефом. Незначительные изменения в архитектуре церкви проводили вплоть до XIX века. В 1806 году был построен новый фасад, а к самому храму добавилась башенка. В 1857 году в окна церкви были вставлены витражи, сохранившиеся и до наших дней. Внутреннее убранство церкви скромное, на его фоне выделяется барочный орган, потолочный барельеф и алтарь 1730 года. В храме покоится Жан Паризо де Ла Валетт, известный мальтиец, защищавший остров от турков. Столица острова — Ла Валетта — названа в его честь.
Собор Святого Стефана
Кафедральный собор Святого Стефана – отправная точка в экскурсиях по Вене. Штефансдом был назван в честь Святого Стефана, который стал первым христианским мучеником. Башни церкви выглядят асимметрично, поскольку собор постоянно достраивался. Жители Вены привыкли к необычному виду храма, поэтому отказались от предложения выровнять шпили собора.
В период Второй Мировой войны Штефансдом сильно пострадал. Главный колокол упал и разбился, витражи были полностью уничтожены, от пожара обрушилась крыша. Вся страна помогала восстанавливать собор в послевоенное время, жертвуя драгоценности, предметы искусства, деньги. Спустя 7 лет с начала реставрации храм вновь открылся.
- Stephansplatz 3, 1010
Часовни Собора
В Соборе Святого Стефана существует несколько официальных часовен:
- Часовня Св. Катерины, в основании Южной башни — крестильная часовня.
- Часовня Св. Варвары, в основании Северной башни — используется для молитв.
- Часовня Св. Элигия, в юго-восточном углу, открыта для молитвы.
- Часовня Св. Варфоломея, выше Св. Элигия, недавно была восстановлена.
- Часовня «крест», в северо-восточном углу — место погребения принца Евгения Савойского. Здесь 6 декабря 1791 года проводились похороны Моцарта. Часовня закрыта для посещений.
- Часовня Св.Валентина, над часовней «крест», в настоящее время является депозитарием сотен реликвий, принадлежащих Св. Стефану, в том числе часть скатерти с тайной вечери.
АлтариСлужба
Алтари
Основная часть Собора содержит 18 алтарей. «Высокий алтарь» и «Винер-Нейштадский» алтарь являются самыми известными.
Орган
Орган
Собор Святого Стефана имеет старинные органные традиции, первый орган упоминается еще в 1334 году. В 1960 году, взамен уничтоженного пожаром 1945 года, был установлен новый большой электрический орган со 125 регистрами и 10 тысячами труб, являющийся крупнейшим в Австрии. В 1991 году Австрийской фирмой Ригер перестроен средний, механический, орган с 56 регистрами который используется на мессах.
Резные каменные хоры первого большого органа 1513 года у северной стены, выполненные чешским скульптором Пильграмом и являющиеся шедевром поздней готики в настоящее время пустуют.
История
Самая первая церковь Святого Петра была построена задолго до основания современного здания. На месте нынешнего храма в IV веке располагались залы базилики римской церкви и казармы римского лагеря поселения Виндобона.
От тех времен ничего не сохранилось, первое строение было уничтожено пожаром. В средние века было построено прямоугольное здание, выполненное в готическом стиле. Предположительно его основал король Карл Великий в 792 г., но документальных подтверждений этой даты нет. Первые упоминания относятся только к 1137 г. В конце XII в. церковь стала частью шотландского аббатства. За несколько последовавших веков здание страдало от пожаров, частично восстанавливалось и реконструировалось, и к концу XVII века было совсем ветхое.
ru-proton
Решение перестроить старое здание было принято в 1676 г. Леопольдом I. В это время в Европе свирепствовала эпидемия чумы, и император дал обещание в случае избавления от болезни построить новую церковь Святого Петра. Само строительство началось в 1702 г. Разработка плана и закладка фундамента были выполнены архитектором Габриэлем Монтани. Руководили строительством в том числе архитекторы Лукас Хильдебрандт и Франческо Мартинелли. Вообще, над строительством и отделкой здания работали многие австрийские и итальянские архитекторы и художники.
Возведение новой церкви было закончено только через 20 лет, а освятили ее в 1733 г. В 1751—1753 гг. было достроено входное крыльцо. В 1849 г. над входом в церковь появились часы, а в 1873 г. — колокол на левой башне.
Церковь св. Карла
Рекомендовать место
Церковь св. Карла Борромея расположена в Вене. Возведена австрийским архитектором по имени Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах. Считается самым известным произведением австрийского барокко, в котором прослеживаются два влияния – классическое французское и итальянское.
Церковь св. Карла Карлскирхе – самая большая церковь в центре города. Архитектор построил святилище, желая отблагодарить своего покровителя за спасение Вены от эпидемии чумы. Здание получилось поистине императорским. Бернгард Фишер создал церковь, воплотив идеи, которые были заключены в священных сооружениях – Пантеоне, Иерусалимском храме, Соборе святой Софии в городе Стамбул, Соборе святого Петра в Риме и т.д. Он смог довести все идеи до гармонии и воплотить их в церкви св. Карла Борромея. Самой впечатляющей и примечательной частью церкви является пара больших колонн, прославляющих жизнь Карла. Триумфальные колонны украшены декором на духовые темы.
Строительство церкви Карлскирхе было завершено сыном знаменитого архитектора Фишера — Эммануилом Фишером.
Церковь Святой Анны
Рекомендовать место
1
1
Церковь Святой Анны поначалу была маленькой часовней в Вене. Он построена в 1320 году. Сначала сооружение было сделано в позднем готическом стиле. В XVII веке его перестроили, и доминирующим стал стиль барокко. Элементы готики остались лишь в некоторых деталях церкви. В XVIII веке храм пострадал из-за грозы, вспыхнул пожар. После основательного ремонта церковь предстала перед прихожанами в позднем барочном стиле. Потолок храма украшен фресками Даниэля Грана. Он же расписывал главный алтарь.
Над внутренним убранством храма трудились также Кремзер Шмидт и Кристоф Тауш. Туристы могут полюбоваться скульптурой композицией 1505 года, которую, по предположениям, сделал Вейт Штос. Она изображает Марию и Иисуса, рядом Святая Анна.
Главное сокровище церкви – мощи Святой Анны, их можно увидеть 26 июля, лишь один раз в году.
Церкви (11)
по алфавиту
по популярности
Церковь Вотивкирхе44
Церковь Вотивкирхе (церковь Обета) — римско-католическая церковь, расположенная в центре Вены на Рингштрассе недалеко от университета. Является
одним из наиболее важных неоготических религиозных архитектурных памятников в
мире.
Церковь Святого Петра42
Церковь Святого Петра является одной из старейших и красивейших церквей в
австрийской столице. Церковь была заложена на месте древнего христианского храма
в 792 году по поручению императора Карла Великого.
Церковь Св. Рупрехта40
Церковь святого Рупрехта является старейшим венским храмом. Она расположена в историческом центре города, на расстоянии в 500 метров от кафедрального собора святого Стефана и в непосредственной близости от набережной реки Дунай.
Церковь Девы Марии Победительницы14
Среди многочисленных храмов Вены отдельного внимания, безусловно, заслуживает церковь Девы Марии Победительницы (Мария-фом-Зиге) – римско-католическая приходская церковь, расположенная на улице Мариахильфер в районе Рудольфсхайм-Фюнфхаус.
Церковь Святого Михаила14
Церковь Св. Михаила, посвященная Архангелу Михаилу, является одной из
старейших церквей в Вене. Находится во Внутреннем районе города, на площади
Михаэлерплац.
В 1221 году монахи ордена Святого Михаила заложили базилику.
Церковь Августинцев11
Церковь Cвятого Августина — церковь на площади Йозефплатц во Внутреннем
районе Вены, построенная в готическом стиле.
Австрийский герцог Фридрих, оказавшись в заключении в замке Траузниц,
познакомился с отшельниками–августинцами, которые произвели на герцога огромное
впечатление.
Церковь Ам-Штайнхоф11
Церковь Ам-Штайнхоф, также называемая церковь Святого Леопольда, расположена
в Вене на холме Штайнхоф при психиатрической больнице. Считается одной из самых
интересных среди церквей в стиле модерн в мире.
Церковь Карлскирхе11
Огромная барочная церковь святого Карла, известная как Карлскирхе, расположена чуть в отдалении от исторического центра Вены, на расстоянии примерно в один километр от кафедрального собора святого Стефана.
Церковь миноритов11
Церковь миноритов расположена в центре австрийской столицы, северо-западнее дворца Хофбург. Минориты представляли из себя ветвь монашеского ордена францисканцев. В Вене минориты оказались по приглашению Леопольда VI в 1224 году.
Мальтийская церковь10
Мальтийская церковь (другое название — церковь Святого Иоанна Крестителя) —
католическая церковь в Вене, расположенная в первом районе. Получила свое
название в честь Мальтийского ордена, которому церковь принадлежит.
Церковь Св. Марии ам Гештаде9
Мария ам Гештаде — католическая церковь, расположенная во Внутреннем районе
Вены, построена в готическом стиле. Церковь является одной из старейших зданий в
готическом стиле в Вене. Название церкви в переводе с немецкого означает «Мария
на берегу».
История
В 1137 году на месте современного собора Святого Стефана была заложена самая первая церковь в этих местах. Через 10 лет в 1147 году она была построена при помощи Леопольда IV и епископа Пассау. Примерно через 100 лет понадобилось расширение храма (одна западная стена в романском стиле с этого строительства сохранилась до нашего времени), но вскоре после этого в 1258 году церковь, к сожалению, сгорела. Через 5 лет на этом же месте была вновь построена и освящена новая церковь. Постепенно ее помещение росло и расширялось, в это время были построены знаменитые Альбертовы хоры, а закончены все строительные работы были лишь через 77 лет.
Agugr
Первый камень в масштабное строительство нового собора в готическом стиле был заложен в 1359 году 7 апреля Рудольфом IV. Было спланировано, что сначала будут построены наружные стены церкви, окружающие старый храм, а затем внутри собора старые стены будут разобраны. В 1430 году так и произошло, однако было решено оставить часть стен, в частности Альбертовы хоры.
Южную башню, являющуюся самой высокой точкой Штефансдома, строили практически 100 лет и закончили в 1433 году. Архитекторами была спроектирована также и вторая башня — Северная, ее начали строить в 1450 году, возвели на высоту около 70 метров к 1511 году, и на этом строительство было заморожено.
Целых три века собор Святого Стефана был обычным приходским храмом. Однако в 1469 году здесь была основана Венская епархия, и с этого момента величественный Штефансдом стал считаться кафедральный собором. Сразу же после этих событий в храме были установлены интересные резные хоры известным композитором, по совместительству являвшимся ещё и скульптором, Вильгельмом Роллингером. А ещё чуть позже, в 1513 году, в соборе установили орган.
Светлана Басманова
Во время Второй мировой войны церковь практически не пострадала, но, к сожалению, уже в апреле 1945 года ее подожгли мародеры, разрушив своими действиями Северную башню, которая, вместе со своим известным колоколом, упала и долго горела в огне, потеряв все внутреннее убранство, в том числе уникальные хоры и орган.
Позднее храм был отреставрирован (кстати, исключительно с помощью личных пожертвований горожан) и открыт для посетителей в 1952 году. Но восстановительные работы идут непрерывно и продолжаются до сих пор.
Церковь пиаристов
Рекомендовать место
2
Церковь Пиаристов начала строиться в 1716 году, проект разработал Лукас Хильдебрандт, известный архитектор, представитель австрийского барокко. Церковь является одной из самых впечатляющих в Вене, а великолепные фрески внутри собора делают посещение церкви незабываемым.
Отметим, что начатое строительство церкви было прервано, после чего возобновилось лишь в середине XVIII века. Сегодня туристы могут увидеть две изящные башни, являющиеся настоящим украшением храма, высота которых составляет 76 метров. Фрески, украшающие храм изнутри, выполнил Антон Маульберч в 1752-1753 гг. Добавим, что еще одна фреска гениального мастера была создана в 1722 году, сегодня ее можно увидеть в крестовой капелле.
Пиаристы – это орден католических монахов, который занимается воспитанием и обучением молодежи. В настоящее время пиаристы (их еще называют пиары) трудятся в 30 странах мира.
Как добраться до собора Святого Стефана
Штефансдом находится в самом центре Вены, поэтому до него проще всего добраться общественным транспортом. В шаговой доступности от него расположена станция метро Stephansplatz линий U1 и U3. Рядом проходят автобусные маршруты 1A и 3A с остановкой Stephansplatz. На личном автомобиле сюда лучше не приезжать, так как сложно будет найти место для парковки в центре города, но при поездке нужно держаться автомагистрали A1, А2, А4, А21 или А23 (но затем лучше пересесть на метро). Та же ситуация и с такси, но если все-таки такая необходимость возникнет, то можно воспользоваться следующими фирмами: Flughafen Taxi, Taxi 31300, Taxi Center и многими другими.
Как доехать до Штефансдома — информация на официальном сайте собора
Штефансдом на google-панорамах
Google-панорама интерьеров Штефансдома
Видео Собора Святого Стефана