Performance: AnniKa von Trier. Gerade jetzt!
Am 19. März 2020 im Unteren Belvedere.
Foto Felix Broede
Галерея Бельведер Вена
В художественном собрании галереи насчитывает несколько тысяч работ, представляющих восемьсот лет истории искусства. В своей реорганизованной коллекции 2018 года музей представляет австрийское искусство от средневековья до современности под новым углом.
Произведения художников и художниц, таких как Рюланд Фрюауф Старший, Франц Ксавер Мессершмидт, Фердинанд Георг Вельдмюллер, Густав Климт, Эрика Джованна Клин, Эгон Шиле, Хелена Функе или Оскар Кокошка, переплетаются в многогранном диалоге.
Схема залов Верхнего Бельведера
Залы первого этажа освещают историю Бельведера как архитектурного объекта и музея. Благодаря этому создается противоречие между отсылками к истории и современности, что позволяет по-новому взглянуть на то, что казалось давно известным. Подробные подписи под картинами и содержательные тексты в залах усиливают впечатления от музея.
Нажмите на схему, чтобы рассмотреть ее подробнее (откроется в новом окне)
Презентация картин хронологически организована по эпохам и прерывается инновационными тематическими залами, посвященными вопросам австрийской истории, идентичности и искусства.
Банкротство и пожар
В 1866 здание сильно пострадало от пожара, сгорел зверинец, который заменили огромным аквариумом. В начале XX века интерес к Хрустальному дворцу заметно угас. Несмотря на проведение празднеств в честь коронации Георга V в 1911, компания обанкротилась, и суд постановил продать все ее имущество с молотка. В здании дворца в разное время располагались то учебные части британского флота, то радиотехническая фирма. В 1936 в здании начался пожар, и несмотря на все усилия, огонь не удалось потушить. Хрустальный дворец полностью выгорел, а его металлические конструкции разобрали на металлолом. Здание так никогда и не восстановили. Все случилось так, как завещал последний управляющий дворца Генри Бакленд: «Другого не будет никогда». Однако в 1990 на территории парка открыли музей Хрустального дворца.
Новые веяния
Идея провести Всемирную выставку, демонстрирующую произведения искусства и достижения техники из разных стран, появилась в Европе задолго до 1851. Во Франции уже успели провести несколько национальных выставок, и тогда за дело взялась Англия, на тот момент лидирующая по всем параметрам. Принц Альберт предложил устроить Всемирную выставку в Лондоне — Общество искусств, основанное еще в середине XVIII века, его поддержало.
Хрустальный дворец. (Pinterest)
Главный вопрос, который мучал организаторов выставки — где же будет демонстрироваться великолепие, привезенное со всех уголков мира? Нужно было новое здание, но ни один проект и более чем двухсот, предложенных на рассмотрение королевы, не удовлетворял требованиям мероприятия. Стало очевидно, что традиционные каменные дворцы устарели. Тогда свою идею выдвинул Джозеф Пакстон, садовник из Четсворта, занимавшийся постройками крупных оранжерей. Его проект представлял собой огромный дворец из железа и стекла. Знаменитые архитекторы Европы были возмущены — как можно допустить, чтобы какой-то выскочка построил для выставки «стеклянный колпак» и «оранжерею». Однако проект Пакстона все-таки был принят — и публика приняла его с восторгом.
Всего за полгода в Гайд-парке построили Хрустальный дворец. Имя, кстати, дал ему не сам Пакстон, а журналисты из сатирического журнала «Панч», которые сперва активно высмеивали постройку, а потом решили поддержать архитектора. Дворец и правда сильно напоминал оранжерею — Пакстон увеличил оконные проемы настолько, что все здание, казалось, состояло только из стекла, переплетенного кружевом чугуна. Опыт заполнения металлических конструкций стеклом на тот момент уже был, но чтобы весь корпус здания состоял только из него — такое было впервые. Внутри дворца не было никаких перегородок — он представлял собой один огромный зал, со всех сторон пронизанный светом.
Королева Виктория на открытии выставки. (Pinterest)
Внимательный садовник, Пакстон с трепетом отнесся к вековым деревьям Гайд-парка: ни одно из них не было вырублено. А два столетних вяза, находившихся прямо на месте расположения дворца, строители просто накрыли самим зданием. Литератор Хомяков после посещения Лондона писал: «То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло». Посетил Хрустальный дворец и Чернышевский — именно здание в Гайд-парке стало прототипом дома, в котором живет коммуна будущего из сна Веры Павловны в романе «Что делать?».
Хитрые фонтаны
Экономили не только на постройке дворца, но и на содержании фонтанов. В архиве королевского дома хранится записка мастера Дени, который дает советы мальчишкам-подмастерьям, как действовать, когда в саду прогуливается король. Воды всегда не хватало, но хитрый Дени смог устроить все так, чтобы монарх думал, что фонтаны работают бесперебойно: «Если Его Величество появится со стороны пруда, воду следует подать в Пирамиду, на Водяную аллею и в Дракона.
Необходимо принять все меры, чтобы они били наилучшим образом, доколе находятся в поле зрения короля. Убедившись, что Его Величество скрылся из виду, мальчик, что дежурит у Пирамиды, должен оставить здесь лишь столько воды, чтобы ее хватило на «водяное полотнище». Именно сады Версаля вдохновили Петра I построить собственный дворцовый комплекс в Петергофе.
Разорение в режиме экономии
Постройка дворца едва не разорила Францию: казна опустела на 25 миллионов ливров (почти 10 миллионов кг серебра). Несмотря на такие огромные расходы, работы все-таки велись в режиме экономии, так что Версаль вышел хоть и роскошным, но малопригодным для жизни. По залам гуляли жуткие сквозняки, и даже Людовик XIV, человек довольно неприхотливый и запросто деливший свою постель с десятками клопов, не мог вынести такой стужи.
Придворных из дворца он не выпускал, так что им приходилось утепляться любыми способами. Маркиза де Рамбуйе, например, накидывала на плечи медвежью шкуру, маршальша Люксембургская просиживала зимы в портшезе, обложившись грелками. Но всех переплюнул медик Шарль Делорм: он укладывался спать на печку, натянув на голову восемь ночных колпаков, а на ноги — несколько пар чулок и сапоги из бараньего меха. Для покоев короля устроили специальное обогревательное устройство, которое, правда, тепла почти не давало, зато задымляло помещение настолько, что человеческие фигуры становились едва различимы.
Все лучшее — королю
История роскошного Версальского дворца началась в 1623 со скромного кирпичного домика. Именно тогда Людовик XIII выкупил участок земли для охоты и возвел на нем небольшой замок. Людовик XIV использовал охотничьи угодья в основном для встреч со своей любовницей, Луизой де Лавальер. В 1661 году король посещает устроенный в честь него праздник в замке Во-ле-Виконт.
Людовика обозлила пышность апартаментов, принадлежавших сюринтенданту финансов Фуке. Через две недели после торжества король приказал Фуке арестовать, а сам принялся вынашивать планы по постройке роскошного дворца, для чего вызвал архитекторов, работавших над созданием Во-ле-Виконт. За основу взяли дворец Людовика XIII, расширили его и основательно обносили. Над хоромами в стиле классицизма трудился Луи Лево, а садами и парками занялся Андре Ленотр. В итоге дворцово-парковый комплекс раскинулся на территории площадью больше 900 гектаров! Это была прекрасная сцена для короля и его придворных, устраивавших в прекрасных комнатах дворца и в тени аллей бесконечные праздники.
Der weltgrößte Regenbogen
Gemeinsam mit dem Belvedere 21 lädt der Künstler Ugo Rondinone Volksschüler_innen aller Landeshauptstädte ein, Regenbogen-Bilder zu malen.
Схема комплекса Бельведер
Ниже схема дворцового комплекса Бельведер в Вене.
На ней видно, что состоит он из трех сооружений и огромной парковой территории.
Бельведер 21
В здании в виде большого стеклянного куба находится музей современного искусства Бельведер 21. Построен он был только в 1958 году, так что по сути не имеет никакого отношения к дворцовому комплексу XVIII века. В нем проходят различные выставки и собрания представителей современного искусства в Австрии.
Нижний дворец Бельведер в Вене
В Нижнем Бельведере открыты для посещения залы и комнаты, где жил сам Евгений Савойский. Обстановка помещений просто роскошная, посетители могут увидеть собрание скульптур и картин, украшающих столовую и спальню принца, Золотой кабинет и Зеркальный зал.
Всё убранство комнат сохранилась практически в первозданном виде.
Верхний Бельведер в Вене
Верхний Бельведер выглядит гораздо роскошней младшего брата. В нём хранятся коллекции искусства XIX-XX века. Здесь есть картины Ренуара, Ван-Гога, Моне и австрийского живописца Густава Климта, в том числе его знаменитый «Поцелуй».
Шедевры художников и красивые скульптуры расположенные в залах дворца, оставляют незабываемое впечатление о Бельведере в Вене.
Известная венская галерея находится как раз в здании Верхнего Бельведера.
Как добраться до дворца Бельведер
До ближайших к Верхнему Бельведеру остановок следуют:
- ост. «Schloss Belvedere» — трамвай № D;
- ост. «Quartier Belvedere» — трамваи № 1, 18 и O, поезда S-Bahn;
- ст. «Südtiroler Platz-Hauptbahnhof» — U-Bahn (линия U1), далее пешком.
К Нижнему Бельведеру и оранжерее можно доехать трамваями:
- ост. «Unteres Belvedere» — № 71;
- ост. «Schwarzenbergplatz» — № 1, D.
Схемы движения и расписание городского транспорта представлены на официальном сайте компании Wiener Linien. Линию S-Bahn можно посмотреть здесь. Схема линий Венского метрополитена U-Bahn указана здесь.
В Вене работают мобильные приложения такси — Mytaxi, TaxiPlus, Taxi 31300, Taxi 40100, Uber.
Дворец Бельведер: видео
Oleg
Картины Густава Климта не оставляют равнодушными даже людей далеких от живописи.
Anna
Отличное место! Красиво. Релаксим весь день
Konstantin
Стоит посещать. Если вы не быдло, которое убеждено, что Аполлон Бельведерский хуже печного горшка
Валерия
Tanya
Чудеснейший комплекс, парк, красивые здания, но музеи очень скудные Не советую тратить 25 евро на их посещение, идите просто в парк — это бесплатно ️
Anna
Зимой парк выглядит грустно и фонтаны не работают.
Ruslan
Очень красиво!!! Одно из лучших мест в Вене. Вход в галерею (без дворца) стоит 15 евро на человека. Полный билет 25 евро.
Денис
Очень красиво, но сесть негде
Смотреть отзывы на