Настоящее время
Монастырь постоянно действующий, мужской, православный. Монастырский комплекс состоит из двух и трех этажных жилищных строений, внушительного двора, церкви и хозяйственных построек.
Чуть поодаль от северных ворот монастыря находится одноэтажное каменное здание — «аязмо» (источник), внутри которого ласточки свили гнезда прямо на стенописи здания. Вода в источнике считается целебной.
Внутри монастыря Святая Неделя находится трехэтажная башня, которая была построена по преданиям при содействии смелого защитника (хайдутин) народа от турков — Ангел воеводом.
Первые два этажа башни каменные с тесными бойницами, третий этаж — жилая часть с 4мя помещениями. Фрески выполнены художниками Алекси Атанасов и Георги Данчов-Зограыина.
В монастыре хорошо сохранилась икона «Света Неделя», есть также икона «Св. Богородица» которая считается чудотворной.
В 2008 году о монастыре издана книга «История на село Златовръх и Араповския манастир» автор Живко Колев.
Храмовый праздник 7 июля.
КАПИНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В церкви Капиновского монастыря, расположенного неподалеку от города Елена, на карнизе, над алтарем, сохранилась надпись с указанием года основания монастыря — 1272. Монастырь был основан в царствование Константина Тиха, а сама церковь воздвигнута, после разорения и возрождения монастыря, в 1835 году двумя зодчими — самоучками из города Дряново. Само здание — одноферное, без купола — ничем не примечательно, однако среди его росписей находится одна из наиболее интересных в болгарской религиозной живописи сцен: композиция на тему «Страшного суда», написанная в 1845 году живописцем Йоаном Поповичем из Разграда, художником, не принадлежавшим ни к одной из школ. Редко встречаются сцены с таким большим количеством участников, в которых был бы так исчерпательно представлен весь евангельский состав с подробным развертыванием сюжета во всех его деталях.
Художник написал ее на сравнительно небольшой западной стене, проявив удивительно тонкое чувство композиции, недюжинную фантазию и изобретательность. В изображении мертвых , встающих из гроба, в позах и жестах грешников, плывущих по Огненной реке в ад, заметно влияние живописи Томы Вишанова из Банско, выходящей за рамки строгих канонов.
В 1856 году были построены сохранившиеся поныне массивные двухэтажные здания монастыря, толщина наружных стен которых достигает полутора метра, а высота местами превышает восемь метров. Капиновский монастырь, подобно другим болгарским монастырям, снаружи напоминает средневековую крепость, а со стороны двора фасады его зданий с целой системой галерей, эркеров и деревянных лестниц производят впечатление почти домашнего уюта. Массивные ворота монастыря украшены изображениями выдающихся болгарских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия. В часовне Введения во храм Пресвятой Богродицы, построенной несколько позднее «портреты » двух дарителей с благодарственной надписью.
Капиновский монастырь всегда был оплотом национального духа. В 1794 году игуменом монастыря стал один из видных болгарских просветителей, классик литературы эпохи болгарского Возрождения отец Стойко Владиславов, получивший литературную известность под именем Софрония Врачанского. Он доставил в монастырь список «Истории славяно-болгарской» Паисия Хилендарского, — произведения, которое чрезвычайно способствовало росту национального самосознания. Большим авторитетом пользовалась открытая при монастыре в 1830 году «специализированная» школа для подготовки начетчиков и священников.
Покров Богородичен
Покров Пресвятой Богородицы, в народе (особенно в России) сокращенно называемый Покров день или Покрова, имеет полное название на церковнославянском языке — Покро́в Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, а на древнегреческом — «Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» или иногда «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».
В России праздник Покрова 1 октября достаточно известен, считается что в это время осень переходит в зиму. Первый храм построенный на Руси в честь этого праздника — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году.
Изначально в основу праздника положено явление Божей Матери во Влахернском храме Константинополя (ныне Стамбул).
1 октября, в четвертом часу ночи, во время всенощного бдения во Влахернской церкви, Андрей Юродивый поднял глаза и увидел — молящуюся Пресвятую Деву Марию, стоящюю в воздухе, и сияющую солнечным светом. Свтой Андрей сказал тогда своему ученику Епифанию: — Видишь ли ты Царицу и Госпожу всех молящуюся о всем мире?, Епифаний ответил: — Вижу святой отче и ужасаюсь.
После заверщения богослужения Мария сняла с себя блиставшее словно молнии великое и страшное покрывало и распростерла его над всем стоящим народом. После ухода Марии исчезло и покрывало.
Но благодать осталась с народом, молящимся в храме. Точная дата произошедшего не известна, но по отдельным источникам произходило сие в 860 году когда русичи атаковали Константинополь, по другим в 902 году, когда болгары атаковали Константинополь.
По счастливому для турок исходу, и болгары и русичи не стали брать город и отошли.
ПРОБРАЖЕНСКИИ МОНАСТЫРЬ
Преображенский монастырь основан в другую эпоху, и потому в основу его архитектуры и живописи положены совершенно иные принципы. Он расположен в 7 километрах от города Велико — Тырново, на берегу реки Янтры, в прекрасном живописном месте, где царит атмосфера солнечного света и жизнерадостности.
Судьба этой обители богата превратностями. Легенда связывает ее возникновение с именем царицы Сарры, второй жены Ивана Александра, которая, по примеру своего мужа, жертвовала средства на строительство монастырей и церквей. Монастырь, долгое время именовавшийся «Сарриным», был одним из центров Тырновской литературной школы. После захвата столицы Второго Болгарского государства турецкими завоевателями он был разграблен и сожжен, и прошел не один век, пока среди его руин вновь возродилась жизнь.
Восстановление монастыря началось в 1825 году, когда были построены часть монастырских зданий и церковь Пресвятой Богоматери, здание которой воскрешает традиции афонской архитектуры, получившей известность в 14 веке и совершенно чуждой зодчеству эпохи болгарского национального Возрождения. В 1832 году началось сооружение церкви Преображения Господня.
Преображенский монастырь был одним из самых надежных убежищ Васила Левского, в нем трудился ближайший соратник Левского, организатор подготовки к восстанию населения Велико-тырновского района монах Матей Преображенский.
Строил церковь Преображения выдающийся зодчий эпохи болгарского Возрождения Кольо фичето. Церковь представляет собой замечательнейший образец болгарского барокко: кретовидное, трехапсидное, купольное здание внушительных размеров /8х24 м/. Зодчий оставил образец блестящего градостроительного решения: он воздвиг колокольню в некотором отдалении от церкви, включил ее в ансамбль жилых зданий монастыря, создав тем самым законченный ансамбль, как нельзя лучше гармонирующий с рельефом местности. Колокольня объединяет в одно целое три двора монастыря: главный, монашеский и хозяйственный, фасады монастырских зданий производят неотразимое впечатление богатой системой галерей с ажурными резными перилами, сильным выносом кровли, напоминающим фриз.
Церковь Преображения Господня на радость ценителям искусства расписана и снаружи и изнутри Захарием Зографом. Он же является автором и некоторых икон, остальные принадлежат кисти Станислава Доспевского, а резной иконостас церкви тонкой ажурной работы — дело рук Кольо фичето.
Бачковский монастырь «Успение Богородично»: на что надо посмотреть
Вход в монастырь и источникиЭтот действующий мужской монастырь стоит на втором месте после Рильского (который, как ни странно, понравился нам меньше, даром, что самый знаменитый) по размерам, значимости и известности. Располагается он рядом с симпатичным селом Бачково в Родопских горах, в очень живописном месте.
Основана обитель в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием. Монастырский устав сохранился на греческом и грузинском языках. Согласно этому документу, светские и церковные власти, включая пловдивского митрополита (тогда город, впрочем, звался Филиппопол), не могли вмешиваться в жизни обители, а греческим монахам доступ в монастырь и вовсе был закрыт.
Монастырь изначально был центром грузинского монашества, богослужения тут велись на грузинском языке. Ну и культурным центром, конечно, как практически все монастыри того времени. Им обитель оставались и под властью Византии, и во времена Второго Болгарского царства, и по время османского ига.
Бачковский монастырь окружен высокими неприступными стенами. Внутри находится два двора – северный (более старый) и южный (построенный в XIX веке). Монастырь не раз переживал пожары, так что многие внутренние постройки довольно новые и относятся к XX веку. Не все, конечно. Например, главная церковь «Успение на Пресвета Богородица» (первое, что вы увидите, войдя в монастырский двор) построена в 1604 году на основе старой Бакуриановой церкви. Ее иконостас считается одним из самых ранних деревянных резных иконостасов на болгарской территории и относится к началу XVII века.Церкви «Успение на Пресвета Богородица» и «Свети архангели»Вплотную к главному храму стоит церковь «Свети Архангели», посвященная предводителям небесного воинства Михаилу и Гавриилу и построенная, вероятно, в XIII веке. Славится она фресками работы Захари Зографа в проходе под церковью, а фрески в самом храме выполнены Мосхосом из Одрина.
Церковь «Свети Никола» построена в начале XIX века в южном монастырском дворе. Известна тем, что расписывал ее все тот же Захари Зограф – как снаружи, так и внутри.
Старая трапезная находится в полуподвале в южном крыле монастыря. Здесь, в помещении с полукруглым потолком, сохранился мраморный стол 1701 года, за которым монахи трапезничали более двух веков. Считается, что построено помещение было в 1623 году, а расписано двадцатью годами позже. В 1967-72 годах фрески отреставрировали. Во время нашего посещения трапезария была заперта на огромный замок, так что внутри мы не побывали. А вот снаружи полюбовались – и было на что. На внешней стене трапезной в 1846 году была нарисована Алекси Атанасовым панорама монастыря и его окрестностей с изображением ежегодного церковного шествия с чудотворной иконой (проводится на следующий день после Пасхи). Это самая крупная в стране панорамная композиция на стене.Роспись неплохо сохраниласьКостница находится в 300 метрах к востоку от основного здания монастыря. Это самая старая монастырская постройка: двухэтажная церковь, где внизу находится гробница, а сверху – храм. Здесь довольно хорошо сохранились фрески XII века. К сожалению, мы костницу не нашли. Наверное, стоило поискать получше, но как-то забыли об этом, посему церковь осталось неисследованной.
Самая большая монастырская святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Считается, что она была обнаружена в пещере в получасе ходьбы от монастыря. С появлением этой иконы связано много легенд – говорят, что она прилетела из грузинского монастыря, а ее появление сопровождало негаснущее пламя; что икона несколько раз убегала из монастыря на то место, где ее нашли, но ее возвращали обратно. Фотографировать икону, к сожалению, нельзя.
В монастыре, который, кстати, входит в сотню национальных туристических объектов, имеется собственный музей, где представлены церковная утварь, образцы церковного искусства разных эпох и меч Фридриха Барбароссы. Впрочем, в музей мы заходить не стали.
Еще по территории около церкви «Свети Никола» бродит симпатичный павлин (за забором, но его отлично видно) и растут деревья, в том числе здоровенная секвойя. Двор каменный, и можно предположить, что летом тут жарковато.
МОНАСТЫРЬ В ГОРОДЕ ШИПКА
Шипченский монастырь является символом эпохального для Болгарии события — освобождения от османского ига, явившегося конечным результатом Русско-турецкой войны 1877 -1878 годов.
Монастырь представляет собой величественный храм — памятник, воздвигнутый на окраине города Шипка, неподалеку от знаменитого перевала Шипка в горах Стара — Планины, где летом 1877 года на смерть стояли русские воины и болгарские ополчены. Спустя год после этого события Всерусский комитет, возглавляемый Ольгой Николаевной Скобелевой, матерью прославленного русского полководца, и графом Н. П. Игнатьевым, принял решение о сооружении этого храма в память об исторической победе. Средства на строительство, начатое в 1896 году и законченное через шесть лет, были пожертвованы русским и болгарским народом, фамилии русских воинов и болгарских ополченцев, павших на Шипке и под Казанлыком, высечены на 34 мраморных плитах внутри храма.
Архитектор А.И. Томишко принадлежал к числу сторонников так называемого «древнерусского течения» в архитектуре, представители которого возродили к жизни импозантный византийский стиль в русском соборном варианте 17 века. К эго образцам относятся также русская церковь св. Николая и храм — памятник Александра Невского в Софии. Шипченский монастырь сочетает в себе изящество и монументальность. Резной деревянный позолоченный иконостас работы русского архитектора Ягны впечатляет торжественной элегантностью. Иконы иконостаса создались в русском монастыре св. Пантелеймона на Афоне и преподнесены в дар Шипченскому храму.
БАЧКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Описание
Бачковский монастырь – второй по величине православный ставропигиальный мужской монастырь в Болгарии после Рильского. Он был построен на деньги грузина Григория Бакуриани в 1083 году. С того времени монастырь не раз был разграблен и разрушен, поэтому в первоначальном виде сохранилось только костехранилище.
Монастырь известен своими фресками XI и XIV веков, некоторые из которых выполнил Иоанн Зограф Иверопулец, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на греческом языке.
Ансамбль монастыря включает в себя Успенский собор, трапезную и церковь Св. Архангела и Троицы, датируемых началом XVII века. Позже в XIX веке была возведена церковь Св. Николая, которую расписал Захарий Зограф.
При монастыре действует музей с оригинальными экспонатами: икона Богородицы (XVI век), Евангелие в серебряном окладе (XVI-XVII века), парча (XVIII век) и другие художественные произведения с ХVІ по ХІХ вв.
Вдоль дороги, ведущей от парковки до монастыря, много прилавков с различными сувенирами, которые можно купить на память!
График работы
Круглогодично с 8:00 до 17:00, без выходных.
Стоимость услуг
- монастырский комплекс – €0,5;
- старая трапезная — €3;
- музей – €1,5;
- костница – €3;
- музей + трапезная – €4;
- экскурсия – €5.
Как добраться?
Из Бургаса можно добраться на автобусе в Пловдив (стоимость проезда – €10). В Пловдиве нужно сесть на автобус «Пловдив – Смолян» на автовокзале Родопы и доехать до поселка Бачкова (стоимость проезда — €2). Точное место высадки у поселка Бачково можно уточнить у водителя!
ЦРЯНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Сердцу каждого болгарина близка и дорога трагическая судьба Дряновского монастыря св. Архангела Михаила. Основанный еще в период Второго Болгарского государства, монастырь впоследствии дважды подвергался разрушению и оба раза восставал из пепла. На нынешнем месте — в ущелье реки Дряновска, в 4 километрах от города Дряново — монастырь отстроен в 1845 году. Благодаря усилиям Васила Левского и Матея Преображенского, он был превращен в одну из главных крепостей революционной организации Тырновского района. В дни Апрельского восстания 1876 года священник .Преображенского монастыря отец Харитон, военный руководитель повстанцев в этой области Петр Пармаков, народный учитель и поэт Бачо Киро Петров возглавили отряд повстанцев в составе двести человек, который после разгрома восстания укрылся в монастыре. Девять дней длился ожесточенный бой. Сопротивление повстанцев было сломлено: слишком неравны были силы. Укрывшиеся в стенах монастыря повстанцы и монахи были перебиты, монастырь предан огню. Уцелела часть большой каменной церкви.
В музее монастыря и ныне хранятся священные реликвии героической апрельской эпопеи 1876 года. В монастыре сохранились ценные старинные иконы.
СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ АЛАДЖА
Ко времени распространения учения исихазма относится и скальный монастырь Аладжа, расположенный недалеко от курорта Золотые пески /в 14 километрах от Варны/. Этот монастырь был обитаем до 18 века. Есть основания предполагать, что первые монахи — отшельники появились в этих местах еще в раннехристианский период / 4 в. /.
Двухъярусный монастырь выдолблен в известняковой скале. Оба этажа сообщаются между собой деревянной лестницей, ступени которой встроены в углубление цилиндрической формы. В нижнем этаже размещалась церковь /ее длина — 7 м, высота -2м/, несколько небольших «комнат» и «келий». Над ними расположены часовня и несколько келий поменьше. Росписи почти не сохранились. Созданные, вероятно, в 14 веке, они говорят о принадлежности их автора к Тырновской школе.
Немного в стороне существовал еще один монастырский комплекс, он был в той же скале.
ИВАНОВСКИЙ СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Число памятников болгарского средневекового искусства невелико. Каким-то чудом сохранились стены росписи в Ивановском скальном монастыре — образцы искусства прославленной Тырновской школы.
Высеченный довольно высоко в скале над рекой Русенский Лом и села Иванове, монастырь был обиталищем отшельников и в период широкого распространения в Болгарии идей исихазма /14 в./, призывающих к безмолвию, аскетизму и нравственному совершенствованию. Получившее широкое распространение в Византии, учение исихазма проникло в Болгарию в тревожные времена, когда в стране царили социальный гнет и феодальные междоусобицы. По вполне понятным причинам отшельничество в Болгарии получило широкий размах.
Стенопись в одной из пещер Ивановского скального монастыря, названной «церквью», была обнаружена археологом Карелом Шкорпилом. По всей вероятности, росписи были созданы в царствование Ивана Александра, в пору возникновения этой отшельнической обители. Болгарский владетель, которому были близки идеи исихазма, запечатлен на одной из стен притвора церкви как ктитор, благодетель монастыря. Здесь, на сравнительно небольшом пространстве , размещено большое количество сцен и образов, объединенных в отдельные композиции сравнительно малых размеров /1,2 х 1,5 м/. Большой интерес представляет самый ранний для болгарского искусства описательно — сюжетный рассказ «Житие святого Герасима», изобилующим множеством подробностей.
Несмотря на трудности чисто технического характера, средневековому художнику удалось соблюсти реальные пропорции. Росписи, несомненно, создавались под влиянием традиций Тырновкой школы живописи. Лики святых, написанные мягкими, пастельными тонами, их фигуры излучают драматизм, не характерный для византийской живописи. Неизвестный живописец явно наделял святых чертами людей, которых он видел в окружающей жизни. Их позы и жесты естественны, исполнены стремительного порыва. Экспрессивность движения придает изображениям интересную , нетипичную для живописи той эпохи асимметричность. Манере художника присуща раскованность, верный себе, своим целям и вкусам, он явно не считался с рамками канонов. В росписях широко представлены античные атрибуты: обнаженные торсы кариатид, колонны, поддерживаемые львами, маски. Эти элементы говорят о том, что возрождение интереса к античности в Византии /14 в. / оказало воздействие на все восточно-европейское искусство той эпохи.
ЧЕРЕПИШСКИЙ МОНАСТЫРЬ
С именем Софрония Врачанского связана история Черепишского монастыря. Он расположен в ущелье гор Стара — Планина на берегу реки Искыр. 1798 -1799 годы в монастыре дважды укрывался Софроний Врачански. Видимо, будущий автор первого болгарского автобиографического романа не случайно избрал именно этот монастырь: при нем имелась одна из самых богатых библиотек. В Черепишском монастыре веками трудились поколения писателей, переводчиков и каллиграфов, оставивших ряд ценных памятников литературы, в том числе Черепишское евангелие 16 века с позолоченным окладом 1612 года. Оно содержит евангелие иеромонаха Даниила, апостол Якова /обе книги датируются 17 веком/, сборник слов и поучений «Маргарит», оставленный священником Тодором Врачанским в 1762 году.
Сохранился письменный документ, удостоверяющий год основания монастыря, — в Церковном историке — археологическом музее в Софии хранится устав монастыря / типик / за 1390 -1396 годы.
Росписи в старой церкви почти не сохранились, они были созданы приблизительно в середине прошлого века живописцем Тревненской школы. Ценными памятниками искусства резьбы по дереву являются иконостас и архиерейский трон.
История
Ресиловский монастырь относиться к новым болгарским монастырям.
Изначально в 20х годах XX века недалеко от того места где построен Ресиловский монастырь поселилась подвижница Пелагея из города Варны, известная строгим отшельнеческим бытом.
около 1924 года к ней примкнули еще несколько послушниц (Клавдия, Ксения, Увдокия, Серафима, Татьяна). Они жили перед склоном гор Рилы, в 200 метрах от настоящего положения монастыря, в небольшом домике, от которого до наших дней остался только фундамент.
После они решили построить монастырь, но жена кмета села Ресилово Иорданка Гладникова не разрешала строить новый храм в чистом поле, считая что хра стоит строить в самом селе.
Но однажды ей приснился сон, что сама Богородица стоит на месте на котором хотели строить храм и говорит ей что именно тут надо строить храм. Иорданка проснувщись разрешила строить храм и даже сама активно помогала в строительстве и деньгами.
Спонсировали стройку даже царь Борис III, и местные жители (Кюстендила, Кызанлыка, Самокова и другие). В 1932 году строительство началось, в 1940 году был освящен епископом Флавием.
Однако первые монашки не смогли там наладить быт и переселились в девичий монастырь близ с. Врачеш. В 1947 году монастырь оживает благодаря дарению 100 000 лев от Стефана Гиздова, кроме того он выкупает в афонском монастыре чудотворные иконы Богородицы «Ширшая небес», «Скоропослушница», Двенадцать городских праздников».
Монахи монастыря Св. Пантелеймон со Святой горы были вынуждены их продать из за нужды за 2 вагона с продуктами. Так иконы оказались в ризовском монастыре.
В монастырь возвращаются монахине, первыми были Серафима, Евдокия, и Татьяна. В 1962 году к ним примкнула игумнья Мелания.
В 1994 году строительство продолжено, построены новые строения — праклис «Святой Дух» и «Святые Архангел и Михаил». Основная заслуга в этом сыграла Маргарита Христова (известная как Мария).
Сейчас монастырь обладает капитальной оградой, церковью «Покров Богородичен», имеет несколько часовен, облагороженную территорию, Г образное двухэтажное строение со многими кельями.
КИЛИФАРЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Килифаревский монастырь вошел в болгарскую историю как «вторая академия» средневековой Болгарии /вторая — после школы Климента Охридского в городе Охрид/. Монастырь был основан между 1348 и 1350 годами по указу царя Ивана Александра в 12 километрах к югу от Тырново. В нем нашел приют Феодосии Тырновский — странствовавший по Болгарии просветитель и книжник, сторонник учения исихазма, отшельник. За короткое время монастырь превратился в центр, собравший многих писателей, филологов переводчиков и каллиграфов, теологов и философов, святых отцов — проповедников исихазма. В нем переводились богослужебные книги и византийские хроники, составлялись сборники житий болгарских, сербских и греческих святых, писались проповеди, бичевавшие всевозможные ереси. Принцип исихазма «слово тождественно сущности» нашел блестящее воплощение в совершенстве языка и стиля, в адекватности переводов Феодосия Тырновского, — неслучайно, византийский патриарх Калист назвал его мастерство «даром божьим». Авторы трудов, создаваемых в Калифаревском монастыре, свободно оперировали цитатами из фукидида, Платона, Гомера, Аристотеля, — этот факт говорит об их высокой культуре. Выходцем из школы Григорий Цамблак, ставший впоследствии митрополитом киевским и всея Руси, реформатором русских богослужебных текстов. С Килифаревким монастырем связано имя реформатора староболгарского языка Евфимия — одного из любимых учеников Феодосия Тырновкого.
Уничтоженный завоевателями — османами, монастырь был восстановлен в 1718 году. Тогда была построена небольшая церковь Рождества Богородицы и обе часовни — св. Ивана Рильского и св. Феодосия Тырновского. В 1840 год в монастырь был приглашен зодчий Коль фичето, который перестроил и расширил церковь Рождества Богородицы /с старого здания сохранились только стена алтаря и два притвора/, воздвигнув на ее месте нынешнюю большую церковь — однонефную, увенчанную куполом, квадратную в плане, что отличало ее от всех монастырских церквей того времени. Ее архитектурный облик по сравнению с другими творениями замечательного зодчего несколько строже и сдерженнее, но и здесь ему удалось добиться изящества форм, совершенства внешнего декора за счет применения слепых двухступенчатых ниш и декоративного фриза, который производит впечатление резьбы по дереву.
В старой часовне св. Феодосия Тырновского сохранились фрагменты росписей 18 века. Поражают раскованность и четкость линий, отличающее искусство неизвестного мастера, его умение передать не только каждое движение, но и внутреннее состояние персонажей. Приспосабливаясь к малым размерам часовни и особенностям ее интерьера /в ней отсутствует северная стена/, живописец позволил себе нарушить традиционную хронологию евангельских сцен. Наиболее выдающимся произведением искусства в Килифаревском монастыре является резной иконостас упомянутой выше часовни — по всей вероятности, он представляет собой дело рук тревненских резчиков, вложивших в свое детище неисчерпаемое богатство фантазии, незаурядный талант ваятелей, удивительное чувство меры в создании декора. В церкви и часовнях монастыря хранятся иконы лучших представителей Тревненской школы живописи. Здесь находится и прославленная житийная икона Ивана Рильского.
Килифаревский монастырь, не раз отстраиваемый и перестраиваемый, имеет вид законченного архитектурного ансамбля — одного из самых удачных из всех созданных в эпоху национального Возрождения, — который гармонично вписывается в окружающую среду.