История[править | править код]
Округ Гирокастра имеет древнюю историю. Об эпохе иллирийцев напоминают остатки городской стены города Антигонея. Находящиеся недалеко от деревни Sofratike руины античного театра свидетельствуют о существовании здесь большого города Адрианаполя. Это единственное поселение в долине реки Дрин. Церковь Марии в коммуне Labova e Kryqit относится к XX веку. Об Османской империи напоминают многочисленные замки, мосты и, конечно, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО превосходно сохранившаяся, старинная часть города Гирокастра. Город славился и своим базаром, где торговали вышивками, восточным шелком и албанским белым сыром.
Экономика и транспорт
Высокая безработица, потенциальный туризм
Из-за высокого уровня безработицы и отсутствия перспектив эмиграция достаточно высока, хотя в 2000-е гг. Она снова упала. В коммунистическую эпоху здесь было несколько промышленных предприятий, в том числе обувная фабрика и предприятия по производству металла. Но с падением диктатуры несколько фабрик закрылись, и люди были вынуждены искать в другом месте. Сегодня многие также занимаются сельским хозяйством, животноводством, торговлей и услугами. Туризм рассматривается как возможный сектор экономики, который в будущем может приобретать все большее значение для города. Количество посетителей постоянно увеличивается с каждым годом. В 2004 году в замке не было даже 1000 посетителей; В 2011 году их было уже 25 тысяч.
движение
Национальная дорога SH4 проходит под городом в новых кварталах . Он соединяет экономический центр Албании, столичный регион Тирана — Дуррес , с греческим пограничным переходом в Какавии . На Jergucat юг Гирокастров, в SH4 ответвляется SH72 национальной дорога , которая ведет за Qafa х Muzinës прохода к Делвине и на к Сарандам на Ионическом море .
В конце 1920-х годов итальянские войска создали аэродром на равнине Дропалл под городом, но он использовался очень редко и служил исключительно военным целям. Реабилитацию искали несколько лет. Ежегодно над городом проходит авиашоу с участием участников со всего мира.
Транспорт
С междугородним сообщением дела в Северной Македонии и Албании довольно схожи. Основные виды общественного транспорта – это автобусы и маршрутки. Железнодорожные системы в обоих странах развиты слабо. В Македонии есть две основных ж/д линии, которые вряд ли пригодятся во время путешествия. В Албании же сеть железных дорог худо-бедно покрывает лишь северную часть страны, в южной части их уже нет.
В общем, будем ориентироваться на автобусное сообщение. Забудь про электронные билеты и онлайн-расписание. Первых нет, второе – лишь больше запутает. Время отправления автобусов постоянно меняется. Говорят, это из-за того, что автобусные компании оперативно реагируют на изменение пассажиропотоков и ловко подстраиваться под них. Поэтому интернет расписание, как правило не актуально. Необходимо не только смотреть время отправления непосредственно на вокзале, но и все уточнять у кассиров, водителей или зазывал.
Обычно, из крупных городов (Скопье или Тирана) по главным провинциальным направлениям автобусы относительно регулярно ходят в течение дня. А вот из населённых пунктов помельче после полудня можно и не уехать. Готовься заранее, что по нужному тебе направлению будет курсировать лишь пара утренних рейсов (например, из Берета в Саранду).
В Скопье добраться на окраину города или за его пределы (в том числе в аэропорт) можно на автобусах от главного автовокзала, который совмещен с железнодорожным (расположен под широким полотном ж/д моста). Вокзалы находятся в 15-20 минутах ходьбы от главной городской площади «Македония». Для поездок на городских автобусах нужно купить транспортную карту за 150 денар. Она продаётся в кассах на вокзале и на некоторых остановках.
От аэропорта Скопье до центра города можно доехать на шаттл-автобусе Vardar Express. Не удивляйся, если какой-нибудь из них без предупреждения отменят. Ведь, как говорит одна моя подруга про македонский транспорт, «это тебе не Европа».
Главный квест – это уехать из македонского курорта Охрид в Албанию. Из самого Охрида автобусы не ходят, а ездят лишь из соседней Струги, которая находится в 15 км от него. На момент весны 2018 года в Тирану ходило лишь два автобуса – в 9.30 и 12.30. Время в пути – около 4 часов. О билетах лучше позаботиться не перед самым отъездом, а немного заранее. Стоимость – около 850 денар. Будь готов, что международным автобусом может оказаться маршрутка без опознавательных знаков, которая еще и опаздает на часок-другой. Поди разбери, что это твой рейс. Поэтому, еще раз – все нужно спрашивать! Таксисты в Струге предлагают доехать до Тираны на машине за 3000 денар. Собираешь компанию из трех-четырех человек – и ценник выходит почти как на автобус, но доедешь значительно быстрее.
Не всё однозначно также с поездками из Тираны. В отличие от Скопье, в столице Албании нету главного автовокзала, а есть несколько автостанций и точек отправления автобусов, разбросанных по разным уголкам города. Южное направление на Берат и Гирокастру обслуживает станция Dogana, которая находится напротив площади Rrethrrotullimi i Doganes (в центре площади ориентир – албанский двухглавый орёл).
В сети бытует мнение, что передвижение на автобусах в Албании отнимает невероятно много времени, прежде всего ввиду плохих и узких дорог, которые к тому же петляют по горам, и пробок на них. Якобы, на стокилометровом отрезке можно застрять на много часов. В связи с этим на маршрут часто рекомендуют закладывать время, минимум в два раза большее, чем потребуется на нормальном автобане.
По опыту автора ситуация с междугородним автобусным передвижением в Албании не настолько безнадежна. Возможно, в летний сезон отпусков дела и хуже, а в начале апреля дорога из Тираны в Берат (около 120 км) заняла около двух часов, из Берета в Гирокастру – около трёх часов (около 150 км), из Гирокастры в Саранду – около 1,5 часов (около 50 км). Да, дороги не из лучших, и, да, на них бывает ремонт. Зато, в качестве весомого бонуса, гарантированы захватывающие дух серпантины и потрясные горные пейзажи из окна!
Кстати, говорят, в Албании и Македонии неплохой автостоп. Не все местные в него врубаются, хватает частных извозчиков, да и через границу, возможно, тебя не повезут, но зато подбирают охотно.
Не зависеть от расписания балканских автобусов и посетить максимально возможное количество крутых мест поможет аренда автомобиля. Для этого пригодится сервис «Мой автопрокат». Спланировать автопутешествие по Албании или Северной Македонии, забронировать машину в Тиране, Дурресе, Влёре, Саранде или Скопье можно, нажав на эту кнопку.
Город Гирокастра (Албания)
Гирокастра — один из самых красивых исторических городов Албании, который известен своей древней историей и великолепным домами османской эпохи, величественной крепостью и старым базаром. Расположен в 240 км от Тираны и примерно в 55 км от Саранды. Гирокастра легко может конкурировать с самыми красивыми старинными городами Балкан. Здесь можно посмотреть на красиво украшенные дома, покрытые оригинальной каменной черепицей, аутентичный и ухоженный исторический центр с извилистыми булыжными улочками и замечательной архитектурой османского периода, а также несколько интересных достопримечательностей. Всё это позволило ЮНЕСКО включить старый город Гирокастры в список объектов Всемирного наследия.
Индивидуальные доказательства
↑
Миранда Викерс: Shqiptarët — Një Histori modern . Bota Shqiptare, 2008, ISBN 978-99956-11-68-2 , Mbërritja e osmanëve, стр.19 (англ .: The Albanians — A Modern History . Перевод Xhevdet Shehu).
Миранда Викерс: Shqiptarët — Një Histori modern . Bota Shqiptare, 2008, ISBN 978-99956-11-68-2 , 1.3 Pashallëqet e Mëdha të Shkodrës dhe Janinës , стр.43 (англ .: The Albanians — A Modern History
Перевод Xhevdet Shehu).
↑
↑ Фелисити Бут, Эленита Роши (Ред.): Гирокастра — важное руководство. Организация по сохранению и развитию Гирокастры, Тирана / Норвич 2009, ISBN 978-99956-747-0-0 .
Оуэн Пирсон: Албания как диктатура и демократия — от изоляции до войны в Косово 1946–1998
В: Центр албанских исследований (ред.): Албания в двадцатом веке: история . Том 3. IB Tauris, Лондон, 2006 г., ISBN 1-84511-105-2 .
Исмаил Кадаре: Хроника в камне . С. Фишер Верлаг , Франкфурт-на-Майне 2012, ISBN 978-3-596-19178-9 , стр.6 (албанский: Kronikë në gur . Перевод Иоахима Рема).
История[править | править код]
- Первое поселение на месте Гирокастры относится к I веку до н. э.
- Образование города относится к XII веку. Он входил в византийскую провинцию Эпир и назывался Аргирополис (Серебряный Город) или Аргирокастрон (Серебряный Замок).
- В XIV веке входил в греческое княжество Эпир (Эпирский Деспотат).
- В был включён в состав Османской империи.
- В конце XIX века стал одним из центров борьбы за независимость Албании.
- По данным 1913 г. в городе проживало 10 тыс. албанцев и 2 тыс. греков.
- По окончании Первой мировой войны был под контролем греческой армии, пока не был передан Албанскому королевству.
- Во время Второй мировой войны подвергся последовательной оккупации итальянскими, греческими, германскими войсками.
- Во времена коммунистического режима город, как родина Энвера Ходжи, был объявлен музеем.
Кухня и рестораны
Албанская кухня — это сложное сочетание средиземноморской и восточной: в ней много блюд из рыбы и овощей, но готовят их с большим количеством специй и трав. Очень популярен рис, в том числе плов, сладости в основном турецкие. А вот крепкий алкоголь здесь чаще всего предлагают греческий — ракию и вина (в большинстве своем домашние).
Обязательно стоит попробовать одно из национальных мясных блюд: «чомлек» — тушеную говядину с черносливом и овощами, «гювеч» — мясо с картофелем, стручковым горохом и овощами, «таве-коси» — сладкую баранину, приготовленную в йогурте.
В Гирокастре полно ресторанов и таверн с местной кухней. Интерьеры у них обычно традиционные: каменные стены, не всегда оштукатуренные, деревянные столы и стулья, иногда даже скамьи. В теплое время года есть возможность перекусить на свежем воздухе. Цены в заведениях невысокие, а готовят очень вкусно, поэтому имеет смысл попробовать разные блюда. В Албании популярны сыры — их жарят и запекают с разными добавками. Стоит заказать рыбу и морепродукты, выловленные здесь же. В среднем обед в таверне обойдется в 1000-1500 ALL на человека, в ресторане — 3000 ALL. В сетевых фастфудах еще дешевле: 500 ALL за комбо-обед с напитком.
Достопримечательности[править | править код]
В городе имеется цитадель XII века, рядом с Гирокастрой находится Монастырь Дувьян.
Особую известность городу принесли дома башенного типа (турецкие куле) построенные в XVII-XIX веках. Такие дома типичны для Балканского региона, но нигде более не сохранились в столь большом количестве и сохранности.
Имеются базар, мечеть и две христианские церкви XVIII века. В 1988 году была подана заявка на включение города в список Культурного наследия ЮНЕСКО, но она была отклонена, по причине большого количества современных зданий, портивших архитектурный облик. В 2005 году город со второй попытки был включён в этот список.
Раз в пять лет, начиная с 1968 года, в городе проводится албанский национальный фольклорный фестиваль, самое крупное событие народной музыки Албании.
Достопримечательности Гирокастры
Большинство интересных мест сосредоточены в историческом центре. Из любой части города видно цитадель 12 века, стоящую на возвышенности. Сегодня в ней расположен Музей оружия. От крепости спускаются узкие улочки с многочисленными кафе и сувенирными лавками. Характерны для города, как и для Балкан в целом, так называемые «турецкие куле» — дома башенного типа. Ни в одном городе они не сохранились в таком количестве и таком хорошем состоянии, как здесь. Современных зданий тоже много — именно из-за них ЮНЕСКО не сразу включило город в Список культурного наследия. Смена и сосуществование религий оставили Гирокастре мечеть и две христианских церкви 18 века, которые тоже считаются местными достопримечательностями.
Замок Гирокастры – самое большое оборонительное сооружение на Балканах.
С 13 века город был крупным торговым центром. И сейчас здесь есть базар, на самом деле даже два. Так называют часть Старого города с магазинами, кафе и уличными прилавками, максимальная концентрация которых — на подъеме к замку. Есть и настоящий базар, в нижней части города, где местные жители делают покупки. Место это не туристическое, зато весьма аутентичное.
Каждые 4 года в Гирокастре проводится международный Национальный фольклорный фестиваль — самое значимое музыкальное событие в Албании.
Географическое положение
Территория округа покрыта горами. Долина реки Дрин, пересекающей округ с юга на север, представляет собой достаточно обширную равнинную территорию, ограниченную на западе горной цепью Mali i Gjerë (1.800 м), а на востоке горной цепью Lunxhëria-Buretoja (2.156 м). На севере эти горы сближаются, образуя ущелье, сквозь которое Дрин покидает территорию округа. Населённые пункты только в последние десятилетия распределились по равнине, традиционно же они располагались по краям долины, на склонах гор или на холмах. Долина реки Дрин богата культурно-историческими памятниками, среди которых в первую очередь следует упомянуть античные города Антигонею (Antigonea) и Адрианаполь (Adrianapol).
За горной цепью Lunxhëria-Buretoja находятся труднодоступные высокогорные долины Загория (Zagoria) и Погони (Pogon). На востоке они ограничены горной цепью Dhëmbel-Nemërçka (2.485 м), образующей естественную границу с округом Пермети. На юге и востоке округ граничит с Грецией.
Южнее города Гирокастра в 33 деревнях на территории округа проживает многочисленное греческое население. Греческие деревни расположены в южной части долины Дрин — регионе Дропулл (Dropull) и в долине Погони. Исторически в округе проживало значительное число греков, но в 90-е годы половина из них эмигрировала в Грецию. Права греков в Албании постоянно являлись и являются предметом политических дискуссий, неоднократно выдвигалось требование передать Греции часть округа, относящейся к северной части исторического региона Эпир.
50 % населения округа исповедуют православие, 40 % являются мусульманами, причём половина из них — бекташи.
Река Дрин
Рекомендовать место
1
Река Дрин — крупнейшая река в Албании, по протяженности. Принято считать, что начало ее находится в месте, где сливаются воедино две реки — Белый и Черный Дрин, и впадает в Адриатическое море. Общая площадь бассейна реки составляет около 12,6 тыс. квадратных километров. Река протекает по живописному горному ландшафту, а в среднем течении пересекает южные отроги Северо-Албанских Альп. На этом участке Дрин течет в узком ущелье протяженностью 50 км, глубина которого достигает 1000 метров.
Вытекая на приморскую низменность неподалеку от города Шкодер, Дрин раздваивается. Один из рукавов именуется Большим Дрином и, недалеко от замка Розафа, впадает в вытекающую из озера Шкодер реку Буна. Второй рукав, южный, впадает в Адриатическое море. Когда-то и северный рукав реки впадал в море, но произошедшее в 1858 году наводнение перекрыло это русло.