Республиканский период
Первая республика (1889 ‒ 1930)
После переворота было назначено Временное правительство и принята новая Конституция. В стране устанавливалась президентская республика с тремя независимыми ветвями власти.
Деодору да Фонсека стал первым Президентом Бразилии. Его правление вскоре приняло вид диктатуры. Однако ему пришлось уйти в отставку, оставив преемником вице-президента Флориану Пейшоту, который правил до 1894 г.
В дальнейшем посты президентов занимали представители олигархата. Против власти поднимались неоднократные бунты обнищавшего населения, но все они были подавлены.
Бразилия участвовала в I мировой войне, помогая Антанте продовольствием и оружием. После окончания войны в стране начался рост промышленности. Однако пришло время Великой депрессии. В мире упал спрос на кофе, многие жители остались без работы.
В 1930 г. президентом стал Жетулиу Варгас. В условиях кризиса Варгас пытался развивать промышленность и улучшить жизнь рабочих, впрочем, использовал он для этого идеи национализма. Во время II мировой войны Бразилия отправила своих солдат на борьбу с Гитлером.
Вторая республика (1946 ‒ 1964)
В 1945 г. Варгас был свергнут в результате государственного переворота, но вернулся к власти в 1950 г. Через 4 года, в результате нового переворота, Варгасу снова грозило отречение. Не дожидаясь своего падения, он застрелился.
В 1955 г. на выборах президента одержал победу Жуселину Кубичек, потомок чешских эмигрантов. При нем начала развиваться промышленность, в страну потек иностранный капитал. Он дал звание столицы новому городу Бразилиа.
В 1961 г. к власти пришел Жаниу Куадрус. Он симпатизировал социализму, что вызвало критику правых сил. Через 7 месяцев своего правления Куадрус подал в отставку. Его место занял вице-президент Жуан Гуларт. Однако его кандидатура не устраивала военных, которые путем переворота захватили власть в марте 1964 г.
Диктатура (1964 ‒ 1985)
За время авторитарного режима сменилось 5 президентов из числа военных. За это время ВВП Бразилии вырос на 14%. Но достигнуто это было ценой репрессий, низких зарплат, роста внутреннего и внешнего долга и ориентации на соблюдение интересов своих и зарубежных магнатов.
С середины 70-х годов начался курс на либерализацию. Вернули некоторые свободы. Стали приезжать в Бразилию политические эмигранты. Снова начали проводить прямые выборы губернаторов штатов.
Колониальный период
Приход португальцев (1500 ‒ 1530)
21 апреля 1500 г. португальский мореход Педро Альварес Кабрал, сбившись с курса по дороге в Индию, открыл земли, названные впоследствии Бразилией.
В 1501 ‒ 1504 годах для изучения новых владений было отправлено две экспедиции, но только в 1530 г. португальцы начали активное освоение Бразилии. Возникают первые поселения Сальвадор и Сан-Винсенте. В 1534 г. губернатор колонии Васко де Сузо создал административное устройство страны, поделив ее на 15 частей. Позднее Португалия установила централизованную власть под руководством генерал-губернатора.
Под властью Испании (1580 ‒ 1640)
В 1578 г. погиб бездетный король Португалии Себастьян I. Престол вместе с колониями перешел к испанскому королю Филиппу II.
Враги Испании ‒ Франция и Нидерланды делали неоднократные попытки завоевать часть территории Бразилии. Однако все они в итоге оказались безуспешными. К середине XVII века португальцы изгнали всех захватчиков.
В 1640 г. Португалия провозгласила свободу от Испании. Новый король Жуан IV Браганса отправил в Бразилию маркиза де Монталвана, назначив его вице-королем.
Тогда же началось освоение земель в долине Амазонки. В поисках золота и новых рабов португальцы существенно расширили границы колонии, уничтожая и обращая в рабство местные племена дикарей. За ними шли иезуиты, принимая индейцев в католичество.
Для работы на плантациях сахарного тростника португальцы завезли рабов ‒ негров из Африки. С рабами обращались очень жестоко. Жили они в ужасных условиях, работали на износ, за малейшую провинность подвергались пыткам и смерти.
Золотая лихорадка
В конце XVII века в Бразилии нашли золото, а в начале XVIII ‒ алмазы. В страну хлынули авантюристы со всего мира. Начался рост промышленности, в разы увеличилось количество завозимых рабов. Строились новые населенные пункты. К концу XVIII века золотая лихорадка пошла на убыль. Выгодней стало выращивать кофе.
Новая республика
В 1985 г. к власти пришел Жозе Сарней. Под его руководством была принята новая Конституция. Тем временем в стране росли инфляция и экономический кризис.
В 1989 г. на выборах победил Фернанду Коллор. Положение Бразилии становилось все хуже. Коллору пришлось пойти на заморозку зарплат в госсекторе и продажу государственных активов. Так же остро встал вопрос по защите лесов Амазонии, безжалостно уничтожавшихся с 1970-х годов. В 1992 г. Коллор был вынужден подать в отставку по обвинениям в коррупции.
Фернанду Кардозу управлял страной с 1995 по 2003 годы. Новый президент смог спасти страну от инфляции, обратившись за очередными кредитами к международным банкам и иностранным инвесторам.
В двухтысячные годы три президента Бразилии оказались замешанными в громких коррупционных скандалах. 28 октября 2018 г. президентом был избран Жаир Болсонару. Он должен вступить в должность с 01 января 2019 г.
История Бразилии была непростой и состояла из многих трагичных событий. Бразилия сегодня является одним из главных политических игроков в Южной Америке и на международной арене. Страна имеет большой потенциал для развития. Вопрос только в том, сможет ли она им воспользоваться.
Экскурсии Бразилии
Своим разнообразием и многочисленностью экскурсии Бразилии соответствуют количеству ее достопримечательностей и интересных мест. Здесь можно найти и купить как экскурсии по музеям и городским кварталам, по историческим объектам и промышленным комплексам. Пляжные, природные, этнографические, ландшафтные и шоппинг-экскурсии смогут порадовать и быть интересными любому туристу.
К примеру, можно посетить завод, выпускающий автомобили, использующие в качестве топлива спирт. А можно и завод, производящий отличнейший ром. Можно увидеть бескрайние поля, на которых пасутся стада тучных коров, чье мясо мы потом сможем купить в наших супермаркетах.
Центры культуры Жуан-Песоа
На границе Жуан-Песоа и Тамбаузинью (Tambausinho) находится Культурный центр Жозе ду Регу (Centro Cultural de Jose Do Rego) – крупный художественно-театральный комплекс. Здание Центра, построенное в 1982 г., названо в честь известного бразильского писателя-романиста, поэта и публициста Жозе Линс ду Регу (José Lins do Rego Cavalcanti; 1901-1957), некоторое время жившего в Жуан-Песоа.
Муниципальный театр Санта-Роза (Teatro de Santa Rosa) – один из старейших театров в Бразилии, расположен на площади Педро Америко (Piazza Pedro Américo). Театр был открыт 3 ноября 1889 г. В то время губернатором штата Параиба был Франсишку да Гама Роза (Francisco da Gama Rosa), в честь него и был назван новый «храм Мельпомены».
В 1930 г. после убийства Жуана Песоа, губернатора штата Параиба, именно в театре Санта-Роза прошло собрание, на котором был утвержден новый флаг города, а собравшиеся активисты призвали к революции, которая впоследствии привела к смене режима в стране.
Театр построен в лучших традициях итальянской оперы. При возведении каркаса здания использовались редкие сорта местной сосны с крепкой древесиной. Очень красив интерьер залов и фойе, особенно великолепны огромные позолоченные люстры.
Голливудский музей машин
Рекомендовать место
Основой экспозиции Hollywood Dream Cars Museum являются машины голливудских знаменитостей.
Среди машин есть и антикварные модели, когда-то принадлежавшие знаменитостям, и прототипы автомобилей, снимавшихся в голливудских блокбастерах различных лет. Экспонаты музея – не муляжи, а действующие модели, которые за отдельную плату можно потрогать, а также даже сфотографироваться за рулем легенды.
Кроме автомобильной выставки в коллекцию музея входят восковые композиции, изображающие сцены из известных фильмов. В основном, это фильмы ужасов. Например, первая часть «Крика». Выбор тематики, видимо, обусловлен шокирующим эффектом, который создает яркий контраст впечатлений от восковых сцен и гламурной выставки с розовыми роллс-ройсами.
Окрестности
В 20 км от города, на правом берегу реки Параиба де Норте, расположен старинный Форт Святой Екатерины (Fort St. Catherine). Крепость была построена в конце XVI в. во времена колониальных войн между Португалией и Нидерландами.
Первые укрепления были возведены поселенцами в 1585 г. Сначала монахами – капуцинами был укреплен холм в районе порта Кабеделу, а спустя несколько лет здесь началось возведение крепостных сооружений и казармы. К 1597 г. была построена мощная крепость с 3-мя бастионами, оружейными складами и казарменным корпусом. Форт был освящен в честь Св. Екатерины Александрийской.
В 1634 г. после продолжительной осады Форт был захвачен голландцами.
В XIX в. в крепости размещалась тюрьма, а во время революции 1817 г. местный гарнизон поднял восстание, которое было жестоко подавлено. С тех пор Форт стал приходить в запустение.
В 1991 г. активисты культурного Центра Параибы на собранные средства организовали реконструкцию древнего укрепления. Сегодня крепостной комплекс восстановлен в своем первоначальном виде, и многочисленные туристы приезжают сюда, чтобы осмотреть славное место, сыгравшее важную роль в истории Бразилии.
В 98 км от Жуан-Песоа, возле небольшого городка Инга (Inga), выросшего на берегу одноименной реки, находятся уникальные археологические памятники. Здесь расположено несколько крупных монолитов, покрытых замысловатыми узорами.
Он представляет собой вертикальную стену горной породы ок. 40 м в длину и 3,8 м в высоту, испещренную загадочными рисунками, значение которых до сих пор неизвестно. Большинство высеченных символов представляют собой фигуры людей и животных, изображений фруктов, созвездий и неизвестные письмена.
У специалистов имеется ряд версий появления таинственных изображений: начиная от записей древних народов, живших здесь 6 тыс. лет назад, и заканчивая посланиями космических пришельцев.
Некоторые ученые предполагают, что разрисованная каменная глыба – древняя карта звездного неба. Другие считают скальный комплекс священным индейским капищем, где совершались религиозные жертвоприношения. Огромный камень, который носит название «Itacoatiara» («исчерченная скала»). Это место, где, предположительно, в далеком прошлом обитал туземный оракул.
Кроме того, долина реки Инга – это Музей палеонтологии под открытым небом. Здесь представлены многочисленные окаменелости и скелеты древних обитателей северной Бразилии.
В 470 км от Жуан-Песоа расположена Долина динозавров (Vale dos dinossauros) — один из крупнейших палеонтологических заповедников в мире. На территории охраняемой зоны сохранилось множество окаменелых следов 80-ти видов динозавров.
Площадь Долины динозавров превышает 1700 км². Главная достопримечательность археологического парка — тропа с отпечатками древних животных, обитавших на этой территории в Юрский период (возраст сохранившихся отпечатков оценивается в 137 млн лет).
В Долине динозавров работает музей. Здесь представлены скульптуры гигантских хищных ящериц и динозавров, архаичных обитателей этих краев.
Парковые зоны
Жуан-Песоа занимает 2 место в мире по количеству зеленых насаждений в черте города. Общая площадь территории, занятой лесопарковыми угодьями, превышает 700 Га.
Прямо в центре города находится Ботанический сад. Это один из самых крупных в мире лесных массивов (515 Га), входящих в зону городской застройки.
Территория, покрытая влажным тропическим лесом, разбита на несколько участков, иллюстрирующих природный мир Бразилии во всем его многообразии и великолепии. Основная цель заповедника – сохранение реликтового атлантического леса.
Арруда Камара (Parque Zoobotânico Arruda Câmara) – симбиоз ботанического и зоологического парков. Это настоящий зеленый оазис в центре города, здесь сохранился обширный участок нетронутого атлантического леса. Этот парк — уникальная экосистема, где обитают редкие животные, представители влажных тропических лесов.
На парковой территории находится природный источник с минеральной водой. Об этом роднике сложена древняя индейская легенда: некогда юноша и девушка из враждебных племен полюбили друг друга, но разгневанные родственники девушки по имени Тамбия убили юношу.
Так долго плакала безутешная девушка, что на том месте, где погиб ее возлюбленный, забил родник, получивший название «Слезы Тамбии».
Солон-де-Люсена (порт. Salon de Lucena) – небольшой парк, разбитый вокруг маленького естественного озера на территории города. В парке растут высокие королевские пальмы и акации. Солон-де-Люсена, удаленный от центра города, не очень часто посещают туристы, но к вечеру парк становится многолюдным, когда вокруг озера собираются местные жители.
Арруда Камара & Солон-де-Люсена
Любопытные факты
- Одноименная столица штата Параиба вскоре после смерти губернатора Жуана Песоа была переименована в его честь.
- После гибели Песоа (25 сентября 1930 г.) был принят новый черно-красный флаг Параибы. По одной из версий, красный цвет на его полотнище означает кровь Песоа, а черный — траур жителей штата. Кроме того, на флаге начертано слово «nego», которое в переводе с означает «отрицаю». Именно это слово телеграфировал Жуан Песоа своему дяде в ответ на его просьбу поддержать кандидата в президенты, адвоката Жулиу Престиса (Júlio Prestes de Albuquerque; 1882-1946).
- Долина Динозавров признана палеонтологами уникальной зоной, сохранившей рекордное количество окаменелых следов на 1 м² поверхности.
- Именем бразильского города назван один из сортов азиатской лилии. Цветки лилии Жуан-Песоа (лат. Lilium Joao Pessoa) — лимонно-желтые с ярко-бордовым крапом в форме кольца вокруг центра. Этот «солнечный» цветок отличается очень высокой морозостойкостью: лилия выдерживает понижение температуры до –40°С.
Храмы
В самом сердце Жуан-Песоа находится старинная барочная церковь Носса-Синьора-ду-Кармо (Igreja de Nossa Senhorado Carmo) — кармелитская церковь Богоматери.
Храм был возведен в начале XVII в. талантливым бразильским архитектором и скульптором, мастером Антониу Лишбоа, известным под прозвищем Алейжадинью (с порт. Aleijadinho — «Маленький калека»; 1730-1814).
Церковь Богородицы в Жуан-Песоа – один из самых значительных памятников выдающегося зодчего и один из самых величественных храмов в Бразилии, построенных в стиле «барокко».
Церковь Носса-Синьора-ду-Кармо
В церкви сохранилась оригинальная фресковая живопись, относящаяся к середине XVII в. Интересен внутренний интерьер, выполненный преимущественно из дерева. К сожалению, большую часть алтаря, изъеденного термитами, восстановить не удалось. Сегодня продолжаются работы по реконструкции и сохранению декоративных арок, мебели и других деталей убранства храма.
Церковь Богоматери Гия (Igreja de Nossa Senhora da Guia) — одна из самых известных среди колониальных религиозных сооружений Бразилии, она является памятником исторического и культурного наследия штата Параиба.
Простой и, в то же время, очень красивый Храм построен на вершине скалы, с которой открывается восхитительный вид на океан и устье реки Параиба (Rio Paraiba). На фасаде здания, сложенного из известняка, высечены изображения экзотических фруктов.
Несмотря на многовековую историю, церковь замечательно сохранилась. В ней находится один из самых больших в стране алтарей, выполненный из известняка. Эта колониальная церковь действует по сей день, ее двери всегда открыты для прихожан и туристов.
Церковь Сан-Педро-Вреи Гонкальвес (São Frei Pedro Gonçalves Church), возведенная в 1843 г., была восстановлена в 2002 г. благодаря фонду поддержки архитектурных памятников. Вместе с храмом были восстановлены и отреставрированы окружающие его колониальные особняки. Зрелище получилось великолепное.
Церкви Богоматери Гия и Сан-Педро-Вреи Гонкальвес
Культурный центр святого Франциска (Centro Cultural de São Francisco) функционирует в стенах монастыря св. Антония (Omosteiro de São Antonia) и церкви св. Франциска.
Центр занимается изучением и сохранением старинных строений крупнейшего храмового ансамбля в стране, который признан Юнеско лучшим из сохранившихся в Бразилии архитектурных комплексов «эры барокко».
Самые ранние постройки комплекса датированы 1680 г., а строительство главного храма Ордена францисканцев было завершено к 1730 г. Кафедра, алтарь и фрески церкви Св. Франциска являются шедеврами религиозного зодчества.
Культурный центр святого Франциска