Сан-луис: «город регги и львов»

День рождения в фавеле, где снимали оскаровский фильм «Город Бога»

Мы снимали жилье на airbnb, но также часто останавливались по «Каучсерфингу». Когда знакомишься с местными, они готовы многое показать и рассказать о своем городе. Кстати, английский в Бразилии знают мало.

Один знакомый канадец пригласил на свой день рождения, который он отмечал в одном кафе прямо в фавеле. В самой известной и большой, где снимали легендарный фильм «Город Бога».

Это безопасный бар с охраной, очень классный. Мы приехали на Uber, когда было еще светло. Местная публика уже собралась, все были в лучших своих нарядах, такой немного фейковый гламур.

Когда я захотела выйти за пределы кафе и одним глазком посмотреть на фавелу, охранники меня тут же остановили и сказали, что ночью это очень небезопасно. Когда стемнело, Uber сюда уже не ездил. Нужно было брать местное такси, которое стоит в десять раз дороже. Друзья, которые говорили по-португальски, помогли сбить цену в два раза.

В Бразилии сильное социальное расслоение общества: можно увидеть детей, которые выживают на улице и питаются буквально из помойки, и очень много богатых людей одновременно. Страна эта в плане ресурсов богатая, но социальный вопрос не решается, потому что, наверное, так уже давно исторически сложилось и такое положение дел стало нормой. То есть это уже вопрос не экономики, а ментальности.

Какими бы толерантными они себя ни считали (например, Бразилия одна из первых на континенте узаконила однополые браки), многие темы тут еще далеко не разрешены.

Кстати, в конце путешествия все-таки я вернулась в Рио, и к этому времени уже открыли статую Иисуса Христа. Поднимались к ней на фуникулере. Христос на самом деле оказался не таким большим – как выяснилось, все решает лишь выгодный ракурс съемок.

Когда мы там были, у него в голове что-то чинили. Очень забавно и метафорично: время меняется, и меняют настройки внутри Христа, который обнимает весь Рио. Наверное, сейчас он уже светится по-другому.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героини.

Рио-де-Жанейро: город из сериалов детства, где виллы богачей существуют рядом с трущобами

– Именно тут находится знаменитая на весь мир гора с Иисусом Христом. Но первое, с чем столкнулись мы, когда попали в Рио, – ограничения из-за пандемии. Все публичные места, музеи и достопримечательности были закрыты.

Были доступны другие, не очень популярные горные точки обзора, но с них открывается не менее шикарный вид. Мы решили отправиться туда, и нас как новичков в тот момент не смутило то, что дорога проходит через фавелу.

До определенного места доехали на такси, дальше Uber не ехал. Мы пересели на местный транспорт и начали снимать окрестности. Повезло, что попались местные доброжелательные девочки, которые посоветовали спрятать все девайсы, потому что светить ими тут очень опасно.

Причем сама фавела не казалась таковой – там гуляли дети, старики сидели на крыльце, улыбались старушки. Я успела снять парочку кадров.

Добрались до вершины, и нам открылся очень красивый вид на город: горы, внутренние озера и заливы океана, фавелы перемешаны с богатыми благополучными районами. Вполне нормально, что идет дорога, с одной стороны от которой находятся виллы богачей, а с другой фавела – все отгорожено забором.

Типичная ситуация для Рио – нападения на пляже, особенно с наступлением темноты.

Жизнь стоит 20 реалов, около 4 долларов. Туристы берут с собой на пляж эту сумму заранее. К ним подходит мелкий грабитель, просит денег. Нужно дать 20 реалов, и этот человек спокойно вас покинет, иначе быть беде. Очень повезло, что попали на пляжи Рио в пандемию: туристов совсем не было, а обычно там яблоку негде упасть.

Исторический центр Рио, как и других больших городов страны, принадлежит бездомным людям

Ходить туда стоит осторожно, особенно когда стемнеет, и лучше прятать кошельки, а сумки держать двумя руками. Там очень много попрошаек и непредсказуемого поведения людей

Окрестности Сан-Луис-Обиспо

Ландшафты, окружающие город, дают широчайшие возможности для пеших походов и катания на горных велосипедах. Окружающие город пики Девять сестёр — отличное место для того, чтобы полюбоваться городом или окрестностями с вышины. Самые популярные маршруты — это Бишоп-Пик (только для пешеходов) и Серо-Сан-Луис (и для велосипедистов).

Государственный парк Монтана-де-Оро находится примерно в 15 км к западу от города. Газета «Лос Анджелес Таймс» несколько лет назад назвала его самым тщательно сохраняемым секретом штата и не без оснований. Это изумительное место для прогулок и активных видов отдыха, где есть и океан, и горы, и живописные бухты с пещерами, и километры песчаных пляжей и приливных прудиков. Здесь проложены несколько прекрасных маршрутов, начиная от самых несложных и заканчивая теми, что включают подъём на крутые склоны пиков Валенсия и Оутс.

Также интересен для велопоездок каньон Поли, что к северо-востоку от кампуса университета. Это открытая холмистая зелёная территория, на которой множество студентов инженерных и архитектурного факультетов конструируют свои дипломные работы. В кампусе можно разжиться всем, что нужно для каякинга и прочих спортивных видов времяпрепровождения. Лучшее место для каякинга в округе, как считается, находится между пляжами Шелл и Пизмо: там много красивых морских пещер.

Тем же, кто устал от активного отдыха, можно посоветовать расслабиться, отправившись в долину Эдна. Собственно, для этого требуется лишь выйти по Брод-стрит из города: почти сразу слева покажутся виноградники.

Около полутора десятков небольших виноделен постоянно предлагают здесь что-нибудь продегустировать.

Примерно 15 км отделяют Сан-Луис-Обиспо от городка Пизмо-Бич и одноимённого пляжа. Пляж здесь замечателен сам по себе, а кроме того, городок находится на пути ежегодной массовой миграции бабочек. Поэтому в зимний период здесь полным-полно фотографов и просто туристов. Кроме того, в Пизмо-Бич в октябре проводят моллюсковый фестиваль: город даже неофициально называют столицей моллюсков.

А к северу от Сан-Луис-Обиспо находится знаменитый залив Моро, тоже с отличным пляжем и локальной достопримечательностью — одноимённой скалой высотой около 175 м. Как это ни странно, эта небольшая скала — на самом деле вулкан, только спящий.

Sao Luis (MA)

Столица штата – Сан-Луис (Sao Luis), 957 515 жителей. В штате Мараньяу (Maranhao) 6 103 327 жителей. Штат разделен на 217 муниципалитетов. Общая площадь штата – 331 983 кв.км.

Людей, родившихся в Sao Luis, называют «ludovicenses». Туристический пояс Сан-Луис включает город Сан Луис (объявленный Мировым памятником наследия ЮНЕСКО), и города Алькантара (Alcantara), Сау Жозе ду Рибамар (Sao Jose do Ribamar), Пасу ду Лумиар (Paco do Lumiar) и Рапоза (Raposa).

Сан-Луис — остров с заливом  Sao Marcos на его западной стороне и заливом Sao Jose  на востоке, и Атлантическим океаном на севере. Город находится два градуса к югу от экватора.

Остров разделен на четыре части: Сан-Луис, Рапоза, Пасу ду Лумиар и Сау Жозе ду Рибамар. Две реки пересекают Сан-Луис: Индиго и Бaкaнгa; оба потока впадают в залив. В городе  много пляжей, но не все подходят для того, чтобы купаться. Дождливый сезон проходит с января до июля. Кроме португальцев, остров был также занят французами и голландцами в течение коротких периодов. С прибытием африканских рабов и смешением с индейцами Tupinamba, Сан Луис стал городом, вобравшим в себя разные этнические культуры.

Эта разнородность явно проявляется в артистических, музыкальных и религиозных областях. Самое веселое время в местном праздничном календаре: май и июнь, с празднествами Divino Espirito Santo и Sao Jоao. Вэ то время можно наблюдать религиозную процессию Divino,  представления Bumba-Meu-Boi, Tambor de Criuola, Tambor de Mina, Cacuria и Sao Goncalo, а также разнообразные танцы. В Sao Luis все еще есть много зданий, с хорошо сохранившимся фасадами из португальской плитки.

Исторический центр Сан-Луиса является основной достопримечательностью с ансамблем из более, чем 3 500 колониальных зданий с17 и 18 столетий, расположенных по соседству с Прайя Grande, Desterro, и Portinho, полностью перестроенным в течение 1990-ых. Sao Luis был основан французами в 1612 году (читать больше об Истории Maranhao). Позже туда вторглись голландцы и, наконец, португальцы. Исторический центр является типом открытого музея, наполненного неисчислимыми архитектурными элементами и деталями, где мощеные камнем улицы  переходят в узкие переулки, арки, приглашая посетителя задаться вопросом о богатом прошлом этого богатого, престижного и многообещающего бразильского города.

Проект восстановления властей штата поощрял частные инвестиции в область, и привел к открытию магазинов, кинотеатров, музеев, баров, ресторанов и гостиниц.

Историческое примечание: почему город назван Сан-Луис (Sao Luis)? В 1535 году, когда португальский король Joao III разделил новую территорию на наследственные области, остров Sao Luis был сделан частью области Мараньяу (Maranhao). Однако, он никогда не интересовал ни военного командующего, ответственного за это место —  Жоау де Барроша (Joao de Barros), ни любую другую португальскую власть. В течение еще 100 лет или около этого, остров назывался своим настоящим именем Upaon Acu, что означает «Большой Остров» на языке местных жителей — индейцев Tupinamba. В 1612 году французский навигатор Дэниэл де ля Туше поставил большой деревянный крест примерно, где сейчас центр города и призвал народ праздновать день Святого Луи, в честь короля Франции Луи XIII. Стена, рядом с началом исторического центра Sao Luis и фортом, Palacio dos Leoes, является наследством этого короткого французского периода. В 1615, португальцы забрали эту землю себе, но уступили голландцам, которые находились в области до 1641 года. Но в 1641 году Сан-Луис стал окончательно принадлежать португальцам.

На протяжении всего длинного экономического кризиса, который изводил всю северную Бразилию от конца 19 столетия до 1960-ых годов, даже культурные особенности, так часто перемалываемые в колесах времени, остались неизменными в Maranhao. Но застой также мешал городской модернизации; однако, по иронии, именно благодаря этому большая часть красивой колониальной архитектуры была сохранена в Сан-Луисе.

Посещая Sao Luis, нужно иметь в виду, что погода здесь всегда теплая и что большинство отдыха проходит на открытом воздухе, с прогулками по выложенным камнями улицам. Поэтому рекомендуется носить легкую одежду и удобную обувь для ходьбы

Также важно иметь солнцезащитные очки, шляпы, и солнцезащитный крем, особенно при посещении побережья и исторического центра Сан-Луиса

Sao Luis известен, как столица рэгги в Бразилии. Ни в каком другом бразильском городе этот ямайский ритм, так не популярен; во многих барах и клубах играют рэгги.

Долина инопланетян и спасение котика

– Со всей командой мы успели съездить в соседний штат Goias посмотреть на известные шапады (столовые плато на Бразильском плоскогорье). Но еще до водопадов вызвала восторг лунная долина Vale Da Lua – уникальный ландшафт, созданный рекой. Кажется, именно отсюда архитекторы черпали вдохновение.

В местечко, где находятся Chapado dos Veadeiros, по легенде, культивируемой местными, прилетают инопланетяне. Тут можно купить сувениры, связанные с пришельцами, на любой вкус и цвет.

Как нам потом рассказали, в этой долине почва содержит много кристаллов. Кстати, это было видно, потому что мы заметили, что идем по мелким прозрачным камешкам. Такое большое количество кристаллов создает определенное магнетическое поле, которое и привлекает различные природные явления, например молнии. Эта долина мне показалась заряженным местом, местом силы.

Еще мы встретили тут много классных местных жителей. Тот случай, когда в деревне, условно говоря, на 100 человек работает 200 баров. Наверное, потому что в это уникальное место приезжает много туристов.

Кстати, по дороге туда наша компания спасла на заправке бездомного котика, который, как мы шутили, даже и не предполагал, что попадет в семью дипломатов и обретет новую счастливую жизнь. Это ли не чудо?

Бразилиа – город-утопия, построенный в форме самолета: «Жилые комплексы доступны только для богатых, бедных же вытолкнули в трущобы»

– В столице Бразилии своими работами белорусские художники открывали галерею и институт, – рассказывает Ира, – а я проводила исследование на тему современных творческих индустрий и культурного наследия. А после официальной программы я вместе с молодой минской художницей Zuzu продолжила еще два месяца, то есть до июля, путешествовать по стране.

Конечно, были хайлайты программы, которые хотелось посетить обязательно, но из-за пандемии и еще не полной вакцинации жителей на тот момент не все планы сбылись. Столица страны Бразилиа – это настоящий город-утопия, «город будущего», или, как его сейчас называют некоторые бразильцы, «город прошлого».

Современная столица Бразилии была построена всего за четыре года на пустом месте с нуля в 1956 году по политическому решению президента. Выбранное место было пустым плато, свободным от балласта трущоб, колониального наследия, барочной и классической архитектуры. Вскоре город стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город проектировался, когда в моду вошли воздушные перелеты и путешествия. «Крыльями» на плане были обозначены пространства для бюрократов, на «фюзеляже» организованы новые министерства. В столице мы чувствовали себя точно в безопасности по сравнению с тем же Рио, но не покидало ощущение искусственности, как будто тебя поместили в большой санаторий и за тебя все решили – где, когда и что ты будешь делать.

Мы жили в северном крыле самолета, оба крыла – это жилые комплексы. Честно говоря, они чем-то напоминают минскую Каменную Горку, но с более адаптированной инфраструктурой. В спальных районах много парков, детских площадок, а первые этажи сквозные, то есть можно пройти весь район насквозь.

Бразилиа считается городом для богатых, а рабочие, в том числе и те, кто этот город строил, вытеснены за его пределы. Это произошло еще и потому, что утопический идеал был создан без учета эволюции.

Что происходит, когда население растет, а жизненные пространства переполняются? Город, предназначенный для 500 000 человек, вырос до более 2,5 миллиона — жилые комплексы, спроектированные внутри Бразилиа, теперь доступны только для богатых. Бедных же вытолкнули в города-спутники и трущобы.

Думаю, совсем не это предполагали создатели проекта. В итоге образовываются такие районы – сателлиты. Это еще не фавелы, где живут очень плохо, но все равно бедные пристройки к богатому городу.

Именно тут бразильские художники и любят создавать стрит-арт, потому что многие видят своей социальной миссией открыть бедным районам, где мало возможностей, новый взгляд на то, что их окружает.

Это понятный язык для разговора с любым поколением. Представьте, что в бедном урбанистическом районе ребенок или взрослый видит яркую и привлекающую взгляд картину, которая открывает окно в новую реальность, в мир, где переплетается современность и традиции. Многие художники тут любят поднимать тему корней или рефлексировать на социальные проблемы.

Что касается согласования, то здесь работает закон улицы. Нельзя закрывать другую работу, нужно выбирать свободный участок. Если это забор частного дома, разрешение спрашивают у владельцев. Они, как правило, не против. Если здание административное, то договариваться нужно с его владельцем.

Какой бы искусственной ни была идея постройки этого города, но в нем очень много парков. В Бразилиа совершенно другая почва – красная земля, это впечатляет. Парки тоже не совсем традиционные для нашего понимания, они сохраняются в первозданном виде – правда, часто страдают от пожаров. То есть на прогулке можно увидеть настоящие огромные термитники (это не наши муравьишки), безумно яркие цветы и запахи, встретить обезьян-мармозеток и, если повезет, даже покормить их.

Нам рассказали, что на озере в городе можно встретить мирных и забавных капибар. Они очень дружелюбные, такая смесь кабанчика и большого хомяка. Сами выходят к реке, чтобы угоститься едой.

Мы несколько раз пытались их найти, но безуспешно. В итоге увидели их только в последний день в зоопарке. Капибары и правда классные, очень открыты к людям. Но в этом и их беда, потому что они становятся легкой добычей для тех, кто проголодался.

Сан-Паулу: 22 миллиона людей и начало бразильского стрит-арта

– Город высокий только в центре и некоторых новых районах. Если с крыши высокого здания посмотреть в любую сторону, то не увидишь горизонта, как ни крутись: все застроено.

Представьте, в Сан-Паулу вместе с пригородами живет почти три населения современной Беларуси! Уклад города отличается от остальной части страны, это место для бизнеса и про зарабатывание денег.

Как движение в искусстве стрит-арт зародился именно в Сан-Паулу благодаря американскому художнику John Howard. Он влюбился в это место и далее возглавил культурное движение, изменившее облик города. Позднее это движение распространилось на другие города и страны, а за Сан-Паулу закрепилось мировое имя The Graffiti Capital. Стрит-художники в Бразилии чаще всего выходцы из бедных районов. Для них это один из способов вырасти в социальном статусе.

За пару месяцев до нашего приезда в случайной схватке полицейский убил одного из неформальных уличных лидеров. Убитый человек был артистом и музыкантом. После убийства в Сан-Паулу художники стали закрашивать свои стрит-арты в черный цвет, оставляя только надпись «Полиция, перестаньте нас убивать».

Черные стены продержались сорок дней, потом на них снова начали рисовать. Но закрашенный черный кусочек с надписью-посланием остался.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: