Архитектура
Башня круглая в плане, диаметром 13,6 м при толщине стен 2,5 м, её высота 29,4 м. Стоит башня на мощном фундаменте высотой около 2,3 м, диаметром 16 м. Сложена из брусчатых кирпичей тёмно-красного и желтоватого цветов с характерными продолговатыми бороздками в нижней части. Кладка «балтийская» — два «ложка» последовательно чередуются с одним «тычком». Снаружи на стенах сохранилось большое количество прямоугольных углублений от «пальцев» лесов. Внутри сохранились углубления от деревянных балок — перекрытий пяти ярусов. Перекрытия второго и третьего ярусов были двойными. Башня имеет пять ярусов (этажей), соединённых лестницами, на которых можно было разместить значительное количество воинов. Имея исключительно оборонительное назначение, Каменецкая башня лишена каких-либо архитектурных украшений.
Башни аналогичного характера и назначения были построены в XIII в. в Полоцке, Турове, Новогрудке, на территории Старого замка в Гродно, на замчище древнего Берестья.
Рыцарский орден против ятвягов Беловежской Пущи
Строительство европейского донжона в лесах Брестчины скорее всего связано с одним из рыцарских орденов и возможно датируется самым началом 13 века. После четвертого крестового похода в Польшу начали возвращаться рыцари участвующие в этой военной экспедиции, но не оставшиеся в Палестине.
Рыцари ордена планировали закрепиться в Каменце надолго
Вместе с ними на новые земли прибывали и члены рыцарских орденов основанных на Святой земле. Они пользовались особыми привилегиями от папы Иннокентия III и рассчитывали получить от местных монархов землю для основания новых орденских командорств и миссий. В самой Польше лишней свободной земли не имелось, а отдавать земельные наделы рыцарскому ордену означало для польских князей лишать себя поддержки местных дворян, а то и получать в их лице врагов, готовых уйти к сопернику.
В то время Брестчина очередной раз принадлежала Польше. Берестье за двенадцатое столетие более 15 раз переходил в разные руки, что часто сопровождалось разграблением города. Но на этот раз передача города была добровольной. Роман Волынский, который считался в Польском королевстве практически своим князем, просто обменял город и прилегающую землю. Он в своё время воспитывался при польском королевском дворе и имел там многочисленные связи. Это, по его мнению, и давало ему право то и дело вмешиваться в польские внутренние дрязги, выступая то на одной, то на другой стороне. Волынский князь передал Берестейскую землю, взамен укрепленных городков в районе города Хелма польскому королевству.
Берестейская земля была беспокойным уделом, и подвергалась постоянным набегам ятвягов. Роман Волынский сделал этот широкий жест, который ему ничего не стоил, а наоборот снимал головную боль защиты Берестья и небольших лесных городков-фортов. И тут польский король Владислав III Тонконогий делает ход конем, предлагая землю в окрестностях нынешнего города Каменца, находящуюся на границе с Беловежской Пущей, рыцарям храмовникам.
Король сделал богоугодное дело, дав рыцарям Храма Господнего возможность вразумить язычников ятвягов. Обитатели окрестных лесов, ятвяги, соседями были беспокойными, авторитет рыцарей побывавших в Палестине не признавали и постоянно пытались то обозы пограбить, то напасть на рыцарский лагерь с целью захвата добычи. И тогда было принято решение построить настоящий замок, какие обычно воздвигали в Палестине на опасных территориях.
Беспокойные соседи ятвяги
К 1220 года высокий каменный донжон был построен, вторая очередь замка требовала увеличения количества рыцарей в командорстве. Но и каменной башни хватало, чтобы в ней держать особо ценные вещи, контролировать территорию и запираться вовнутрь при наличии опасности. Разрастись до масштабов полноценного замка, рыцарям ордена Храма Господнего помешало монгольское нашествие.
Привлекать большие ресурсы, чтобы построить замок, который рано или поздно попадет в осаду к монголам, руководство ордена посчитало нецелесообразным и после некоторых торгов с польским королем ушло с территории современной Беларуси, вплоть до времен великого князя Миндовга.
Белая Вежа построена по европейским образцам
Существует ряд писем и воспоминаний 17-го и 18-го столетий, где описывается башня, но ни слова нет о том, кто её построил и для какой цели. Например казнённый участник восстания Кастуся Калиновского, ксендз Антон Мацкевич в свое время был несколько дней в Каменце и пытался найти ответ, кто построил башню, которая являлась доминантой всего города и производила сильное впечатление, по сравнению с обычными одноэтажными домами местных обывателей.
Единственное что ему удалось выяснить, что башня была частью крепости, которая стояла здесь давно, ещё до Миндовга. Во времена Великого Княжества Литовского был принят такой речевой оборот «до Миндовга» когда речь заходила о событиях произошедших очень давно. Сами российские власти и наука очень прохладно относились к этому зданию, как к абсолютно чуждой культуре и даже в 1822 году планировали её разобрать для строительства более утилитарных зданий. Но древний кирпич был скреплен настолько качественным раствором, что даже подрывы небольших пороховых зарядов не могли принести вреда оборонительной башне, которая к тому времени уже стояла в этих местах более 600 лет.
Типичный рыцарский замок раннего средневековья
И только накануне 300 — летия царского дома Романовых, когда историки Российской Империи искали по всей стране доказательства связи Москвы и Древней Руси, отношение российских власти к каменному столпу в корне поменялось. В окрестностях Каменца появились российские археологи и реставраторы и моментально доказали, что готическая башня романского стиля является плодом усилий строительного мастера Алексы, который умел рубить города из дерева и действовал по приказанию волынского князя.
Хотя сочетание романский стиль, готика и мастер умеющий рубить города и крепостицы, исключительно из дерева, сложно совместить вместе.
Любопытные факты и предположения
1. Подземный ход был! Об этом в своей книге упоминает о.Лев Паевский(5), который лично засвидетельствовал этот факт. На западе от башни, на холме, где ранее была фильмотека, а сейчас пустырь, до 1742 года находился княжеский дворец. Позже здесь построили здание мужского и женского училищ. В давние времена, когда производился ремонт училища, под землей была найдена кирпичная кладка по направлению к башне, на которую никто не обратил внимания, и благополучно уничтожили.
«Загадочный» вход внизу башни на гравюре Наполеона Орды, 1876 год
2. Температура. Со слов Галины Константиновны Тарасевич до реставрации 1998-2005 годов в башне в любую пору года был одинаковая температура +12оС
3. Говорят, наверху башни начались необратимые процессы разрушения. Посему вполне возможно скоро над зубцами мы увидим шатровую крышу…
4. Один коренной каменчанин указал на крест, выбитый в кирпичах.
Крест на стене башни
Естественно, с чувством гордости он заявил, что крест каким-то хитрым образом указывает месторасположение послания от первых строителей вежи. На самом деле крест выбит на свежей кирпичной кладке 1903 года. Посему он может указывать лишь на… что?
Использованная литература:
1. Галицко-Волынская летопись . — Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4961. — Электронные публикации института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. — Дата доступа: 11.01.2018.
2. Ткачоў, М. А. Замкі Беларусі (XIII-XVII ст.) / М. А. Ткачоў. — Мiнск: Полымя, 1977. — 82 с.
3. Карцов, Г. Беловежская пуща. Её исторический очерк, современное охотничье хозяйство и Высочайшие охоты в Пуще / Г.Карцов. — Минск: Беларусь, 2007.
4. Кестер, Б.В. Прошлое и настоящее беловежской пущи / Б. В. Кестер, С. В. Шостак. — Москва: Лесная промышленность, 1968. — 68 с.
5. Паевский, Л.С. Каменецъ-Литовскъ и его древнiе храмы. Историческiй очеркъ (цифровая копия частично сохранившейся книги, оригинал пропал)
6. Историко-культурное наследие Каменетчины. Гісторыка-культурная спадчына Камянеччыны: сб. науч. докл. / Под общ. ред. П. Г. Игнатовича. – Минск: Четыре четверти, 2008. – 190 с.
7. Белая Вежа. История. . — Режим доступа: http://brest-sv.com/brest_histor/dostoprim/belaja_veja.htm. — Брест. Каменецкая башня. История Белая Вежа. Каменец. Памятники истории Брестчины. — Дата доступа: 11.01.2018.
В Гродненских башнях — Касе и Басе — мастерские художников, в Гомельской — ресторан
Водонапорные башни есть во многих городах Беларуси. В советский период их делали из металла или бетона, и внешне они не могут претендовать на главные роли в фантастических фильмах. А вот мимо памятников индустриальной архитектуры XIX и начала XX веков сложно пройти мимо. Их строили из кирпича, по форме они могли быть как круглые, так и многоугольные, с внешним декором. К сожалению, многие башни за ненужностью разбирали на кирпичи или просто взрывали. Но некоторым удалось уцелеть.
В историческом центре Гродно у железной дороги сохранились две восьмигранные башни. Их высота — 22 метра, накрыты восьмискатными крышами. По центру идут трубы для подачи воды в резервуары в верхние части. Башни были возведены после открытия в Гродно водопровода при участии Всероссийского акционерного водного общества и принадлежат к памятникам архитектуры в стиле эклектики. Кстати, башни не близнецы. Из общего у них только размеры. А вот фасады абсолютно разные.
Южная башня возведена в 1890 году. Здание внутри поделено на 4 яруса. Ее фасады имеют сдержанный декор. С третьего яруса есть выход на балкон.
Северная башня построена в 1910 году. Она поделена на 6 ярусов. Ее фасады по сравнению с соседкой более богато декорированы. Балкона у нее нет, зато на третьем ярусе у башни высокие сдвоенные окна.
Башни являются местной достопримечательностью. Горожане даже дали им имена: Кася и Бася. Говорят, так звали двух подруг, которые работали в разных организациях, которые когда-то размещались в башнях. Теперь в них художественные мастерские.
Здание бывшей водонапорной башни в Гомеле стоит в самом центре города. Ее построили в послевоенное время, в 1953 году. В частные руки она перешла уже в нашем, XXI веке.
Теперь в башне ресторан. Называется он, как вы догадались, «Башня».
Правда, само заведение находится в трехэтажном новострое, башня в ресторанной жизни мало задействована.
В Полоцке водонапорку построили в 1953 году. В диаметре она 8 метров, высота — почти 33 метра. Долгое время она пустовала, но сносить ее никто не решался. По гомельскому пути не пошли и открыли в башне природно-экологический музей.
Открытию предшествовала реконструкция: лестница теперь по центру башни. На самом верху находится обзорная площадка, откуда открывается прекрасный вид на Полоцк. Без пристроек не обошлось: к башне примыкает современная конструкция из стекла и металла с лестницей внутри. По ней можно попасть на один из трех уровней башни.
В Бобруйске водонапорной башне тоже нашли применение — в ней теперь ресторан «Чырвоная вежа».
В ней легально варят самогон, а у входа стоит скульптура Шуры Балаганова.
К слову, это заведение принадлежит госпредприятию — бобруйскому «Водоканалу».
Почему Вежа белая?
Слово «вежа» переводится как башня, но почему же она белая, когда построена из кирпича? Есть предположение, что кварцевый песок, который составлял основу раствора при строительстве, мог сверкать на солнце, что создавало видимость белизны.
Есть и другая версия. Ни из одного источника неизвестно, чтобы кто-нибудь смог захватить Каменецкий Донжон. Может быть поэтому она и получила своё второе название — Белая Вежа. Ведь белый цвет символизирует чистоту, свободу, независимость.
Само это название «Белая Вежа» встречается лишь с 19 века. А уже позже, ближе к 60 годам 20 века башню ещё и специально покрасили в белый цвет. Логика была простой: раз называется «белая», значит и должна быть белой! Поэтому несколько десятелетий она стояла полностью побеленная.
Но, со временем, побелку размывало дождём. И уже окончательно, известь счищали альпинисты. В 1998 году они вернули ей первозданный вид.
У меня возникал закономерный вопрос: «А как название Беловежская пуща относится к этой башне?» Экскурсовод объяснила, что существует версия, что эти два объекта взаимосвязаны, но вероятность этого невелика. Ведь Пущу стали называть Беловежской где-то в 16 веке, а башню — Белая Вежа лишь только в 19 веке.
Предлагаю посмотреть краткий видео-сюжет о городе и его знаменитой Башне.