Символ застывшей музыки
Своим появлением здание оперного театра в Сиднее обязано дирижеру из Великобритании Юджину Гуссенсу, который прибыл в 1947 году в Австралию, чтобы записать концерт Сиднейского симфонического оркестра на радио. Британца шокировало то, что оперу негде разместить, в большом городе не оказалось здания, куда бы пришли люди послушать музыку.
История необычного проекта
Сэр Юджин предложил правительству штата построить в Сиднее музыкальный дом. Загоревшись идеей, Гуссенс облюбовал для оперы место и убедил влиятельных людей Австралии присоединиться к делу. Оперный театр решили построить в сиднейской гавани Беннелонг, на воде, на месте трамвайного депо, которое перенесли в другое место. Правительство штата объявило международный конкурс на лучший проект музыкального дома.
В декабре 1956 года жюри, рассмотревшее 233 заявки из 28 стран, отвергло большинство проектов и сузило круг претендентов. Председатель жюри, американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен, разглядел среди отвергнутых «явного фаворита» – датчанина Иорна Утзона, работа которого пришлась ему по душе.
Архитектор, пользующийся несокрушимым авторитетом, настоял на победе своего избранника: решение о победителе не было единогласным. 29 января 1957 года назвали победителя конкурса, – Иорна Утзона, который предложил украсить гавань зданием, напоминающим летящий по волнам корабль.
Мнение австралийцев о проекте
Экстравагантная, экспрессивная система то ли ракушек, то ли парусов, начерченных датским архитектором, вызвала у австралийцев противоречивые мнения. Одни, восхищаясь, считали театр великолепным памятником застывшей мелодии, других смущала форма крыши, напоминающая огромные раковины устриц или раздутые ветром паруса.
Кто-то сравнивал крышу с выброшенным на сушу белым китом и монашенками, дерущимися за мяч. Но ни у кого не вызывало сомнения, что театр Сиднея – рукотворный символ Австралии.
Замысел автора
Сиднейский оперный театр – образец экспрессионизма в архитектуре. Здание, окруженное с трех сторон водой, с крышей в форме парусов разных размеров, издали похоже на большой корабль, пришвартовавшийся в сиднейской бухте. Таким задумал будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актеры и музыканты.
В 1959 году на мысе Беннелонг в Сиднее заложили первый камень будущего театра, который планировалось возвести за 4 года, затратив 7 миллионов долларов. За внешним легким и воздушным зданием, уводящим зрителя в страну музыки, скрыт титанический труд и огромные вложения. 14 лет и 102 миллиона долларов – столько потребовалось на строительство оперного театра на самом деле.
Полезные и интересные факты о театре
Matthew Wu / flickr.com
Оперный театр, находящийся в Сиднее, всегда был окружен тайнами, загадками и удивительными историями:
- Ходили слухи, что председатель жюри выбрал проект случайно, просто вытянув его из общей пачки бумаг. Сделал он это, изрядно выпив и устав после череды бесконечных просмотров. Хотя, бесспорно, такие слухи создали завистники талантливого архитектора.
- Уотсон никогда не видел своего детища, еще до завершения строительства он поругался с властями и покинул Австралию. Даже когда ему были вручены престижные премии, а здание пополнило фонд ЮНЕСКО, он не вернулся сюда, а вскоре – скончался.
- Надевать вечерний наряд для посещения театра необязательно, дресс-код здесь полностью отсутствует;
- Кроме спектаклей и концертов, в опере проводятся постоянные экскурсии, где туристы могут просто пройтись по красивым залам.
- Посетить театр можно за 35 долларов для взрослых и 13 – для детей, именно столько стоит осмотр внутреннего убранства.
Попасть в оперный театр несложно – он доступен для всех слоев населения, а билеты на концерт обходятся недорого. На официальном сайте учреждения представлен полный репертуар, постоянно курсируют автобусы и паромы, доставляющие гостей. Так что если вы хотите побывать в Сиднее, посещение этой достопримечательности должно быть в вашем расписании на первом месте.
Строительство
Комитет, созданный правительством, выбрал место для строительства. Известный как Беннелонг-Пойнт, он был назван в честь первого аборигена, говорившего по-английски, который родился на этом месте. До этого времени он использовался как причал и имел довольно неприглядный сарай для хранения трамваев, занимавший большую часть участка.
Был организован международный конкурс на проектирование комплекса исполнительских искусств, и хотя это было хорошо известно, неправильное название «Оперный театр» прижилось. Конкурс предусматривал создание структуры, включающей в себя два театра — большой зал для оперных, балетных и крупномасштабных симфонических концертов, рассчитанный на 3000-3500 человек, и меньший зал для драматических, камерных и сольных концертов, рассчитанный примерно на 1200 человек. Абитуриентам-дизайнерам было сказано, что они вольны выбирать любой подход, какой пожелают, и что не было никаких ограничений на потенциальную стоимость конструкции. 233 различных проектных работ были представлены со всего мира.
Победителем конкурса, объявленного в январе 1957 года, стал датский архитектор Йорн Утцон (1918 года рождения). Первоначально предполагалось, что строительство Оперного театра займет четыре года, но на самом деле оно было завершено только в середине 1973 года.
Строительство здания началось в марте 1959 года и продолжалось медленными этапами в течение следующих четырнадцати лет. В то время, когда строительство было начато, Утзон протестовал, что он еще не закончил проекты здания, но правительство настаивало на том, чтобы строительство началось, и так оно и было!
По крайней мере, такой же проблемой, как и начало строительства до завершения революционного проекта, было то, что правительство само изменило требования к зданию после начала строительства. Первоначальный проект предусматривал два театра. Правительство передумало и потребовало переделать здание и включить в проект четыре театра. В последнее время некоторые внутренние изменения в структуре позволили создать пятый театр.
Первоначальный проект был задуман настолько смело, что его оказалось конструктивно невозможно построить. После четырех лет исследований Утзон изменил свою конструкцию и придал сводам крыши определенную сферическую геометрию. Это позволило строить крыши заранее отлитым способом, значительно сократив как время, так и затраты.
Проект был подвержен многочисленным задержкам и перерасходам средств, а также (вероятно, несправедливо) Утзона часто обвиняли в этом. Новое правительство было избрано в Новом Южном Уэльсе в 1965 году, частично на предвыборном обещании «что-то сделать» с перерасходом средств на проект. Правительство отказало Утзону в выплате гонорара и отказалось согласиться с его проектными идеями и предлагаемыми методами строительства. Это в значительной степени вынудило Утзона уйти в отставку, что он и сделал в феврале 1966 года, когда второй этап близился к завершению. Команда австралийских архитекторов взялась за дело и после тщательного рассмотрения предложенного проекта функции здания, выполнявшиеся с его завершением.
Первым спектаклем в этом комплексе, состоявшимся в Оперном театре 28 сентября 1973 года, была постановка Австралийской оперы «Война и мир» Прокофьева. Сиднейский оперный театр был официально открыт Ее Величеством Королевой Елизаветой II 20 октября 1973 года.
Строительные работы
Тогда как проект оказался одобрен, было очевидно, что над ним следует ещё хорошо поработать (некоторые вопросы не решены и поныне). Основная проблема состояла в том, как сделать нестандартной формы крышу, тем более что подобного опыта в мире на данный момент не существовало.
Этот вопрос Уотсон решил путём придания каждой раковине форму треугольника, собрав её для этого из меньших треугольников изогнутой формы, покрытых плиткой механическим способом при изготовлении. После этого паруса были установлены на бетонные нервюры (рёбра каркаса), расположенные по кругу – это дало возможность крыше получить законченный и гармоничный вид.
Эта форма породила проблемы с акустикой зала, которую архитектору хоть и удалось впоследствии решить, но потянула она за собой немалые финансовые траты (например, поскольку новый свод оказался значительно тяжелее предыдущего, пришлось взрывать уже сделанный фундамент и начать возводить более крепкий и прочный).
Вместо предполагаемых 7 млн. австрал. дол. строительство обошлось в 102 миллиона. Строительство шло очень медленным темпом, что не могло не обратить на себя внимания местных депутатов и противников архитектора.
А после того как партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла поддержку населения и к власти пришла оппозиция, деньги, вырученные за лотерею, сначала заморозили (благо, предлог имелся), а потом и вовсе пустили на строительство дорог и больниц, заставив Уотсона в 1966 году бросить работу и покинуть Сидней навсегда.
https://youtube.com/watch?v=5v4oeujQfiU
После этого главным архитектором был назначен Холл, которому хоть и удалось окончить строительство в 1973 году, но по мнению многих специалистов, проводимые им работы значительно испортили вид здания, а интерьер оказался непримечательным (интересный факт, во время подготовки Олимпиады в Австралии в 2000 году, австралийцы предложили Уотсону вернуться и закончить работы над оперой, согласившись сделать всё, что он скажет, но тот отказался).
Вот так и получилось, что Сиднейский оперный театр, являющийся одной из самых великолепных построек нашего времени, которую упоминают наряду с Тадж-Махалом и другими чудесами света, внешне хоть и выглядит великолепно, но внутри ничем особым не отличается. Правда, это не помешало зданию взять участие в конкурсе на звание одного из семи чудес света и хоть и не войти в призёры, оказаться среди основных претендентов.
Архитектура
Здание Сиднейского оперного театра выполнено в стиле экспрессионизма с радикальным и новаторским дизайном. Здание занимает площадь в 2,2 гектара. Его длина составляет 185 метров, а максимальная ширина 120 метров. Здание весит 161 000 тонн и опирается на 580 свай, опущенных в воду на глубину почти 25 метров от уровня моря. Его энергопотребление эквивалентно потреблению электричества городом с населением в 25 000 человек. Энергия распределяется по 645 километрам кабеля.
Кровля оперного театра состоит из 2 194 заранее изготовленных секций, её высота 67 метров, а вес более 27 тонн, всю конструкцию удерживают стальные тросы общей длиной в 350 километров. Кровлю театра образует серия «раковин» из несущей бетонной сферы диаметром 492 фута, их обычно называют «скорлупками» или «парусами», хотя это неверно с точки зрения архитектурного определения такой конструкции. Эти скорлупки созданы из сборных бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на 32 сборные нервюры из того же материала. Все нервюры составляют часть одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид.
Вся крыша покрыта 1 056 006 плитками азулежу белого и матово-кремового цветов. Хотя издалека конструкция кажется сделанной исключительно из белой плитки, при разном освещении плитки создают разные цветовые гаммы. Благодаря механическому способу укладывания плитки, вся поверхность кровли получилась идеально гладкой, что было невозможным при ручном покрытии. Все плитки были изготовлены шведской фабрикой «Höganäs AB» с технологией самоочистки но, несмотря на это, регулярно проводятся работы по очищению и замене некоторых плиток.
Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного зала (англ. Concert Hall) и Театра оперы (англ. Opera Theater). В других залах потолки образуют группы сводов поменьше. В самой маленькой раковине, в стороне от главного входа и парадной лестницы, находится ресторан «Беннелонг» (англ. Bennelong).
Ступенчатая структура крыши очень красива, но создала проблемы высоты внутри здания, так как полученная высота не обеспечивала должной акустики в залах. Для решения этой проблемы были сделаны отдельные потолки, отражающие звук.
Интерьер здания отделан розовым гранитом из карьера в районе городка Тарана (штат Новый Южный Уэльс), деревом и фанерой.
> См. также
- Перекрытие-оболочка
- Пекинский оперный театр