Памятник в болгарии

Символ «советской оккупации»: кто в Болгарии борется с памятниками солдатам-освободителям

Во Второй мировой войне Болгария участвовала на стороне Гитлера, консервативное правительство Богдана Филова поддерживало фашистские идеи.

При этом к России в Болгарии традиционно относились как к братской стране, и идея отправить болгар воевать против русских не получила бы поддержки в обществе. Но немецкие войска чувствовали себя в этой стране как дома, а болгарская армия помогала Германии воевать в Греции и Югославии. Кроме того, местная промышленность работала на германскую военную машину.

Вместе с тем в Болгарии действовали мощные отряды Сопротивления. Сразу же после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР болгарская компартия призвала к поддержке справедливой борьбы Советского Союза. Болгарское Сопротивление было одним из самых массовых в Восточной Европе. В нём приняли участие десятки тысяч человек. Но окончательное освобождение страны от прогитлеровского режима стало возможным только благодаря Красной армии.

Так, в сентябре 1944 года войска 3-го Украинского фронта вступили на территорию страны. Болгарская армия не оказала сопротивления. В Софии началось восстание, которое свергло правительство гитлеровцев. Советских солдат-освободителей болгары встречали цветами.

Памятники (8)

по алфавиту
   по популярности  

Археологический памятник «Мадарский всадник»48

Шумен   |

Археологический памятник «Мадарский всадник» представляет собой высеченное в горе изображение всадника на коне. Он находится недалеко от села Мадара, примерно в 20 километрах от города Шумен. Его обнаружил в 1872 году археолог, географ, этнограф и художник венгерского происхождения Феликс Канец.

Памятник «Пантеон»27

Варна   |

Памятник «Пантеон» находится в городе Варне. Официально, это памятник «погибшим в борьбе против капитализма и фашизма», жителям всего Варненского округа и, в том числе, из варненцам, погибшим с 1923 по 1944 гг.

Памятник Свободы на горе Шипке20

Шипка   |

Памятник Свободы посвящен героям обороны перевала Шипка — одному из ключевых
событий в истории русско-турецкого противостояния 1877-1878 гг. и борьбы
болгарского народа
за освобождение. В этом сражении болгарские ополченцы
сражались плечом к плечу с армией Российской империи против османских
захватчиков.

Памятник Советской армии17

София   |

Памятник Советской армии располагается в самом центре болгарского города
София, на бульваре Царя-Освободителя (Александра II), между Софийским
университетом и Орловым мостом. Построен в знак признательности народа Болгарии
советским воинам-освободителям.

Памятник Царю-Освободителю17

София   |

Памятник Царю-Освободителю находится в самом центре Софии и является одной из
важнейших исторических достопримечательностей города. Возведен в честь
императора Российской империи Александра II, который в ходе русско-турецкого
противостояния 1877—1878 годов освободил Болгарию от османского гнёта.

Русский памятник14

София   |

На территории современной Болгарии установлено более четырех сотен памятников
русским, погибших в боях за свободу болгарского народа. Почти сорок из них
находятся в Софийской области.
В центре Софии находится русский памятник.

Памятник Свободы13

Русе   |

Национально-освободительная война жителей Болгарии, борьба за свою свободу и
независимость страны неразрывно связана с историей Русско-турецкого военного
противостояния 1877 – 1878 гг., поэтому Памятник Свободы, находящийся в центре
города Русе, посвящен именно жертвам, погибшим в ходе этой войны за освобождение
болгарских жителей от османского ига.

Русский гвардейский памятник7
София   |

Во время освободительной войны с турками на территории Болгарии погибло
множество русских военных. В болгарских городах в их честь установлены памятники
и мемориалы, а в Софии перед зданием телеграфного агентства на Царигородском
шоссе возведен Русский гвардейский памятник, известный также как Памятник
русских генералов.

Памятник Царю-освободителю

Рекомендовать место

2

Памятник Царю-освободителю — монумент, посвященный российскому императору Александру II, который освободил Болгарию от османского владычества. Памятник расположен в городе София, на Площади народного собрания.

Торжественное открытие памятника состоялось в 1907 году. На церемонии присутствовал весь цвет политической элиты Болгарии и России, включая болгарского царя Фердинанда I, а также русского князя Владимира Александровича — сына Александра II.

Памятник Царю-освободителю по праву признан лучшим творением итальянского скульптора Арнольдо Дзокки. Монумент изготовлен из полированного гранита, а в его внешнем облике четко прослеживаются черты ренессанса. На вершине памятника установлена конная статуя Александра II, а чуть ниже расположена скульптурная группа, изображающая его армию. У подножия постамента находится бронзовый венок, который был добавлен к памятнику румынским правительством, чтобы увековечить память о румынских солдатах, также погибших на войне.

Памятник Царю-освободителю считается одним их самых узнаваемых символов Софии

Этот монумент неизменно привлекает внимание всех туристов, знакомящихся с достопримечательностями болгарской столицы

Скверна национализма

Прошли годы, и политические взгляды болгарского руководства изменились. «Переоценка ценностей» произошла в конце 1980-х, с началом в Болгарии местной перестройки.

Для начала власти Пловдива отказались от городского гимна, а также попытались снести «Алёшу». Пловдивские «демократы» заявляли, что монумент является символом «советской оккупации». Тогда скульптуру смогли отстоять местные жители. Они подключили к протестам общественность и ветеранов. Некоторые из них даже пригрозили самосожжением в случае, если попытки снести памятник не прекратятся.

Точку в противостоянии властей Пловдива и болгарского общества поставил в 1996 году Верховный суд Болгарии. Он запретил трогать монумент, поскольку тот является памятником Второй мировой войны.

Но злоключения «Алёши» продолжаются и по сей день. Националистически настроенные вандалы уже несколько раз оскверняли памятник. Только в 2017 году это происходило дважды: в марте и в июле.

С комментариями по этому поводу выступала официальный представитель МИД России Мария Захарова:

3 важнейших советских памятника в Болгарии

Ровно 56 лет назад в болгарском Пловдиве был установлен знаменитый памятник «Алёша», тот самый «Болгарии русский солдат» из известной песни. В честь этой даты мы расскажем о памятниках советской эпохи в Болгарии и о том, как они поживают сегодня.

«Алёша», Пловдив

Разумеется, «Алёша» – это неофициальное название памятника, который правильно именовать памятником советскому солдату-освободителю. Но народное прозвище прицепилось к нему настолько прочно, что используется всегда и повсеместно. Имя, как и внешность, одиннадцатиметровому солдату из железобетона с пистолетом-пулемётом ППШ подарил натурщик, рядовой красноармеец Алексей Скурлатов, с образа которого конгломерат скульпторов и ваял символ советской Болгарии и города Пловдив.

В настоящее время «Алёша» стоит на том же месте, пусть и в более запущенном, но более или менее достойном состоянии. Это касается и всего мемориального комплекса на холме Бунарджик. И это по-своему удивительно, если учесть, что после падения коммунистического режима памятник пытались демонтировать трижды. В первый раз в 1989 году как символ (по мнению радикальных националистов) советской оккупации Болгарии. Но тогда народные патрули жителей Пловдива и угрозы ветеранов партизанского движения совершить публичное самосожжение отменили планы местной администрации. После этого попытки демонтировать «Алёшу» производились дважды – в 1993 и 1996 годах, – пока Верховный суд страны не постановил, что исторический монумент памяти Второй мировой войны трогать ни в коем случае нельзя.

Памятник Советской армии, София

Расположенный в самом центре болгарской столицы, на сегодняшнем бульваре Царя-освободителя, этот памятник действительно можно счесть слегка шовинистическим. Болгарские рабочий и крестьянка с главной скульптурной композиции будто ищут защиты у советского солдата, являющегося ее центром, что по замыслу группы авторов должно было выражать признательность всех болгар русским. Остальные элементы – барельефы батальных сцен.

За памятник Советской армии в Софии депутаты местного совета «бодаются» регулярно с 1993 года, когда впервые была обнародована идея по демонтажу монумента. В этом случае Верховный суд Болгарии жирную точку в вопросе не поставил, поэтому дискуссии возобновляются чуть ли не каждый год, из-за чего скульптура и барельефы находятся в перманентно запущенном состоянии. Сами жители Софии подошли к проблеме творчески – молодые художники часто используют символ (по мнению одних) освобождения и (по мнению других) оккупации в качестве холста. Патриотическо-героические скульптуры регулярно превращаются в арт-объекты – то солдат «нарядят» супергероями из американских комиксов, то, помня о Давиде Черны, раскрасят в розовый цвет.

Памятник болгаро-советской дружбе, Варна

Не просто памятник, а мемориальный музей в удивительно живописном месте был построен к 1978 году усилиями нескольких десятков тысяч волонтёров по проекту болгарских скульпторов и архитекторов Евгения Барамова, Алеши Кафеджийского и Камена Горанова. Скульптурная композиция девушек в народной одежде и солдат в красноармейских шинелях, вечный огонь и прекрасно исполненная по тем временам иллюминация. Даже вне исторического контекста памятник болгаро-советской дружбе – это большой шедевр социалистического реализма.

В настоящее время монумент собираются реконструировать при финансовой помощи Европейского Союза – он находится в действительно плачевном, заброшенном состоянии. Вечный огонь, расположенных на территории мемориала, и 180 мощных ламп, освещавших памятник в тёмное время суток, погасли ещё в девяностые годы. Бронзовые буквы внушительных размеров надписи «Дружба от векове за векове», ранее украшавшей вход в комплекс, обвалились и исчезли, а сама территория превратилась в незаконный склад автомобильных покрышек. Монументу за забвением в буквальном смысле грозит обрушение, но, как и прошлые два, похоже, он останется на своём месте.

Антисоветская пропаганда в Пловдиве

«Алешу» за историю его существования пытались несколько раз снести. В 1989 году группа активистов собирала подписи в пользу сноса памятника, но жители города пригрозили властям самосожжением, если скульптура будет демонтирована.

Спустя 4 года мэр Пловдива вновь попытался организовать мероприятие по демонтажу монумента, и снова жители городка вступились за памятник.

В 1996 году местный суд постановил снести «Алешу», но Верховный суд страны отклонил данное решение, так как памятник был признан важным историческим сооружением, напоминавшим людям о Второй мировой.

Композиторы Ваншенкин и Колмановский создали песню, посвященную «Алеше», которая долгое время являлась гимном Пловдива. Затем поэт-песенник Рождественский посвятил «Алеше» свои стихи.

В 2007 году в честь памятника провели торжественную церемонию, так как исполнилось 50 лет с момента его возведения. Помимо праздника в этот год были выпущены памятные открытки с изображением «Алеши»

Сегодня монументу ничто не угрожает, он признан важной болгарской достопримечательностью и находится под охраной властей

Людмила Рачева, VisitBulgaria.NET

Мадарский всадник (болг. Мадарски конник) – это археологический памятник, рельефное изображение всадника, высеченное в ІХ веке на священной для тогдашних болгар стометровой скале. Мадарский всадник символизирует мощь болгарского государства.
Внушительный конник с гордо поднятой головой смотрит вдаль с высоты 23 м. Для того, чтобы полюбоваться профилем царственного всадника нужно отправиться в северо-восточную Болгарию. Скальный рельеф расположен рядом с селом Мадара, в 15-20 км от города Шумен. А до подножья высоких гладких скал можно дойти по тропинке, которая проведет Вас между благоухающими кустарниками сирени. Сцена, которую изображает скальный рельеф не военная и не охотничья. Всадник пронзает копьем поверженного льва и спокойно наслаждается победой. Он сидит со шлемом на голове, в одежде по колени, с копьем в правой руке, а левой — он держит повода лошади. Спинка его седла высокая, для того чтобы всадник мог отдыхать во время походов. Рядом с всадником находится собака – священное животное протоболгар.
Вокруг изображения всадника на скале высечено три надписи, которые рассказывают о важных политических событиях в жизни болгарского государства (с 705 по 801 год), связанные с отношениями с Византией при тогдашних болгарских ханах Тервел, Кормисош и Омуртаг.
Археологи обнаружили Мадарский всадник в 1872 году. Существует несколько предположений о том, кто именно этот высеченный на скале всадник. Самые распространенные теории говорят, что это изображение фракийского всадника, образ национального героя или болгарского владетеля – хана. Может быть – хана Тервела, с военной помощью которого, византийский император Юстиниан II возвращается на престол, после позорного заточения в 705 году. Взамен болгарский хан получает почет и дары, а Болгария — землю к югу от горного массива Стара планина. Византия обязана платить молодому ханству ежегодную пошлину. В то время хан Тервел удостоен титулом «кесарь». Некоторые историки считают, что этот бесстрашный воин – хан Аспарух, основатель Болгарской державы. А другие указывают имена ханов Кормисош и Омуртаг.
А до того времени, когда начали исследовать историческое изображение, местные жители верили в то, что это св. Георгий Победоносец. Современные исследователи считают, что всадник болгарского происхождения, а не фракийского, из-за наличия стремени, поскольку именно болгары перенесли его на Балканский полуостров и в Европу. Еще одна характерная черта для тогдашних болгар – это символический сплетенный лошадиный хвост.
Кто бы то не был этот каменный сторож, он несет историю о величии болгарских владетелей и удивляет уникальным художественным мастерством. Изображение напоминает триумфальные сцены в рельефной пластике Ирана и Античные художественные традиции, но в Европе – это единственный скальный рельеф раннего Средневековья. Мадарский всадник входит в Национальный историко-археологический заповедник «Мадара». Заповедник включает также языческие храм и святилище, дворцовые и жилые здания, а у подножия скал находится большая пещера, где фракийцы чтили своих богов. Недалеко находятся и первые болгарские столицы Плиска и Преслав.
В 1979 году Мадарский всадник был занесен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. А в 2006 году всадник стал символом Болгарии.

«Родина-Мать зовет!»

Где находится:Высота: Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:

«Родина-Мать зовет!», соответственно, является второй частью триптиха. Скульптура шагающей вперед женщины с высоко поднятым мечом представляет собой аллегорический образ Родины, призывающей всех объединиться во имя защиты своей земли. Именно там — в кровопролитной битве при Сталинграде (ныне Волгоград), длившейся несколько месяцев с июля 1942 по февраль 1943-го, наступил переломный момент Великой Отечественной войны, а 6-я армия вермахта под предводительством генерала Паулюса капитулировала.

В Сталинградской битве только со стороны СССР принимало участие порядка 1,1 млн человек.

Возведение этой грандиозной скульптуры велось с 1959 по 1967 год. На момент создания в 1967-м и далее еще на протяжении 22 лет «Родина-мать» являлась самым высоким памятником на планете. В настоящее время она 11-я по высоте.

В 1972 году были проведены работы по замене первоначального меча. 33-метровая конструкция из нержавеющей стали в титановой оболочке весила 14 тонн и сильно раскачивалась в ветряную погоду, в связи с чем было решено заменить лезвие на другое — из фторированной стали чтобы уменьшить эффект парусности.

Ржевский мемориал Советскому Солдату

Где находится: Тверская область, Ржевский район, ХорошевоВысота: 25 мСкульптор: А.КоробцовГод создания: 2020 г.

Мемориальный комплекс с грандиозной 25-метровой скульптурой посвящен воинам Красной Армии, павшим в кровопролитных боях под Ржевом, длившихся более года с 1942 по 1943. Здесь Советская армия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 1 млн 300 человек — что делает битву под Ржевом одной из самых масштабных и драматических в истории человечества.

Символика монумента навеяна знаменитым стихотворением Расула Гамзатова «Журавли»:

Создатели следовали традициям советского реализма: в героическом образе ржевского Воина отчетливо угадываются определенные черты «Воина-освободителя», установленного в Берлине в 1949 г. Фигура защитника одновременно героическая и трагическая, монументальная и невесомая — отстояв родную землю, он словно растворяется в воздухе, оставляя за собой светлую грусть, превращаясь в память — нечто небесное и недосягаемое.

На барельефе с южной часть холма высечены строки стихотворения «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского:

Мемориал под Ржевом создан по просьбам ветеранов. Торжественное открытие комплекса состоялось в 2020-м году и было приурочено к 75-летней годовщине Победы СССР в Великой Отечественной Войне.
_______________________

В рамках статьи мы, конечно, рассмотрели далеко не все памятники и скульптуры посвященные Победе в Великой Отечественной войне. Монументальные и совсем небольшие, посвященные подвигам конкретных людей и безымянным солдатам — они все одинаково важны как живое олицетворение нашей памяти высеченное в камне, также как и важен был личный подвиг каждого конкретного человека для достижения общей Победы. Ни один из них не забыт и никогда не будет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: