Гора арарат в турции

Интересные факты

Слово «Арарат» отождествляют с древним государством Урарту, существовавшим на территории Армянского нагорья еще в доисторический период. Из входивших в его состав племен формировался армянский этнос.

Ереван на фоне горы Арарат, Грач Оганесян

Араратом называется область в Армении, граничащая с Турцией и Азербайджаном. Здесь расположены одноименные город и село. Тот же топоним носит населенный пункт и аэропорт в австралийском штате Виктория, река в американском штате Вирджиния и гора в Хакасии. Самопровозглашенную Курдскую республику, существовавшую в период с 1927 по 1930 гг., также называли Арарат.

Для армянского народа Арарат — это больше, чем любимый образ Родины, это немой свидетель национальной судьбы. Гора присутствует на щите, изображенном на государственном гербе. Ее название носит Ереванский коньячный завод, выпускающий целую серию коньяков под брендом «АрАрАт», а также самый известный за пределами Армении футбольный клуб Еревана, популярное в стране радио ФМ, железнодорожная станция и множество других объектов. Горе посвящают стихи и песни.

Вид на Арарат, Грач Оганесян

Киноленту «Арарат», вышедшую на экраны в 2002 году, канадский режиссер и актер Атом Эгоян посвятил геноциду армянского народа в период 1915–23 гг. Фильм получил несколько премий и наград, однако огромных кассовых сборов он не принес.

Русский художник армянского происхождения И. Айвазовский (Ованнес Айвазян) не раз изображал Арарат в своих работах

На вопрос в рамках Парижской выставки, почему в своем творчестве он уделяет внимание армянским видам, мастер воскликнул: «Вот наша Армения!», указав на написанную им в 1889 году картину «Сошествие Ноя с горы Арарат». Сегодня произведение храниться в Национальной галерее Армении, в Ереване

Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата, commons.wikimedia.org

Изображения Арарата присутствовали на денежных купюрах номиналом 100 армянских драм и 100 турецких лир.

Восхождения

Впервые на вершину Большого Арарата поднялся профессор-естествоиспытатель И. Е. Паррот в сентябре 1829 г. В экспедиции приняли участие еще пять человек. Группа отметила свое достижение установкой креста. Восхождение на гору Арарат стало возможным после того, как ее вершины перешла под юрисдикцию Российской империи в ходе подписания в 1828 году Туркманчайского мирного договора.

В сентябре 1876-го Арарат был покорен «в одиночку» Д. Брайсом. Его последователями стали А. Пастухов и А. Абелян (1893–96 гг.). Зимним первопроходцем-одиночкой стал турецкий подданный Б. Эргер. Свой путь он совершил в феврале 1970-го.

Сегодня для восхождения на Арарат требуется получение индивидуального или группового разрешения у турецкой стороны.

На территории какой страны находится гора Арарат?

Арарат – это венец Армянского нагорья, самая высокая гора в Турции. Она представляет собой спящий вулкан, который разделен на две части: большую и малую – конусообразные горы.

Народы, живущие рядом с горой, называют ее по-разному: армяне – Масис (величайший пик), турки – Агры-Даг (гора скорби), а нынешнее имя Арарат было дано европейцами, которые утверждают, что именно здесь должен был причалить библейский ковчег Ноя.

В связи с Библией вулканические пики имеют для западной цивилизации культовое значение. Они считаются святым местом, откуда началась вторая жизнь человечества после Всемирного потопа. Кроме того горная система очень красива в любую пору года. По этой причине Арарат крайне популярен среди обычных туристов, христианских паломников и альпинистов.

Однако Арарат принадлежал туркам далеко не всегда, он столетиями переходил от одной империи к другой. В разные годы им владел Иран и Армения, чьи границы расположены в десятках километров от горы. По этой причине гора изображена на гербе Армении.

Как Арарат стал турецким

В наши дни Арарат располагается на территории турецкого государства, в восточной Анатолии. Неподалеку находятся границы с Арменией и Ираном. Несмотря на многолетние запреты совершать восхождение на гору, в 1829 году впервые до вершины добралась экспедиция из Российской империи. Возглавил ее профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот. Это случилось спустя год после того, как Закавказье с территорией Армянского нагорья перешло к России после войны против Персии (ныне – Иран). Почти сто лет Арарат находился на территории Российской империи, так же, как и Армения. Ситуация изменилась после Первой мировой войны.

Османская империя вышла из мирового конфликта в статусе проигравшего государства и фактически распалась. На ее обломках возникла молодая Турецкая республика под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. В конфликтах с уже независимыми Арменией и Грузией Ататюрку удалось отвоевать земли до Каспийского моря. В 1920 году турки заняли крепости Карс, Артвин, Нахичевань и Батуми. РСФСР могла бы вступиться за Армению, но предпочла не развязывать новую войну. Начались переговоры. Нахичевань и Аджария приобрели статус автономий и не достались туркам, хотя те, вероятно, планировали вернуть их в случае краха советского государства. Граница между Турцией и Арменией прошла по реке Аракс, расположенной на Армянском нагорье. Большой Арарат в 1921 году тоже стал турецким. Через девять лет Турция выменяла у иранского шаха склон Малого Арарата, став единственной обладательницей легендарной горы.

Этимология

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел ). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.

Местные названия Арарата:

традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению арменоведа Армена Петросяна, оно восходит к названию священной горы аккадской мифологии Mašu — «близнец», что характеризует две вершины горы. Подобное объяснение соотносится с этимологией названия страны Erkuaḫi (от арм. erku — «два»), которая находилась в районе горы Арарат и входила в состав древнеармянского объединения Этиуни в эпоху Урарту.

А.П. Новосельцев предполагал, что «Масис» имеет иранское происхождение и само по себе означает «великий, большой», так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Рассела, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.

  • турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Географическо-статистическому словарю Российской Империи» Арарат и Агрыдаг, находящиеся в Русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
  • персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».
  • арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
  • курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».

Армения и Арарат в составе РИ и СССР

Уже в начале 19 века, после нескольких российско-персидских войн, практически вся территория Армении, в том числе и гора Арарат вошли в состав Российской Империи. Именно российский профессор Паррот и 5 его спутников (3 из которых – армяне, а 2 – русские солдаты) были первыми людьми, побывавшими на вершине легендарной горы. Случилось это 27 сентября 1829 года.

А вот правительству Ленина было не до христианских и армянских легенд, и оно спокойно передало Арарат Турции в 1921 году. Но уже во времена Сталина (а именно он, вопреки расхожему мнению был создателем СССР) на гербе Армянской ССР появился Арарат. Когда западные журналисты спросили почему – ведь гора принадлежит Турции, то он возразил, что на турецком флаге есть полумесяц, но это не значит, что Луна принадлежит туркам.

Арарат был, есть и остается святыней всех армян, несмотря на гонения и геноциды. Это святое место не только для них, но и для всех христиан. Кстати гора эта довольно труднодоступная для восхождения и не годится для посещения паломниками.

Так что может и к лучшему тот факт, что сейчас она находится на территории Турции. Кстати, в завоеванном некогда турками Константинополе (Царьграде) находится еще одна святыня – Собор Святой Софии, ныне превращенная в мечеть. Но, как известно, в жизни не бывает ничего вечного.

История

Эруптивная история

Хотя Арарат обычно считается спящим стратовулканом , похоже, что в исторические времена он проявлял некоторую активность. Предметы, а также человеческие останки, датируемые периодом от 2500 до 2400 г. до н.э. Н.э. , то есть датируемые началом бронзового века , были обнаружены на северо-западном фланге, погребены под пирокластическими потоками, которые, таким образом, считаются датируемыми этим периодом. Другие более свежие следы (примерно 550 г. до н.э. ) были обнаружены на северном склоне выше, и помогли определить дату еще одного извержения. Последняя активность была записана фреатическое извержение сопровождалось насильственным землетрясения на 20 июня 1840 г. (2 июляв григорианском календаре ), эпицентр которого расположен вокруг пропасти Ахора и ведет к лахарам . Сильные толчки сохраняются в течение недели и, кажется, полностью прекратятся в сентябре.

Человеческое занятие

Вид на Арарат с монастырем Хор Вирап .

Помимо следов человеческой деятельности, относящейся к бронзовому веку , средневековые отчеты говорят о покрытой лесом горе Арарат, населенной животными и усеянной деревушками. В Арарате всего два источника: хребет, соединяющий Малый и Большой Арарат (Сардар Бурлах), и источник Сен-Жакоб, рядом с которым находилась деревня Аргури (ранее Акори, ныне Ахора), в бездне реки. то же имя. В этой деревне был женский монастырь Сен-Иаков. Легенда гласит, что на заре христианства в Армении монах, пришедший помолиться на священную гору, был трижды возвращен ангелами к месту его отправления; Затем он решает построить монастырь Сен-Иаков. Во время фреатического извержения в июле 1840 года землетрясение вызвало в пропасти Ахора поток камней, снега и воды, который разрушил Аргури и его монастырь и даже сместил местоположение источника. С тех пор на горе Арарат больше нет постоянного жилья, где растительность бедна. Лишь немногие курдские полукочевники пользуются летом высокогорными пастбищами, особенно возле источника Сардар Бурлах, на высоте 2900 метров.

Гора Арарат часто скрыта облаками, и легенда гласит, что Александр Великий , который провел две недели в Эребуни в пасмурный день, воскликнул, собираясь уйти, и повернулся к нему: «Жаль, Арарат, ты не . ‘не увидели бы Александра’ . Сердце исторической Армении , регион на протяжении веков находился под римским , персидским , византийским , арабским , сельджукским , османским , русским, а с недавнего времени и турецким контролем .

Первые восхождения

Портрет Фридриха Попугая 1829 года.

Гора забрался на в 1829 году Фридрихом Parrot , русский врач, сын Георга Фридриха Parrot , 1 — й ректор Тартуского университета (известный как Дерпте в то время) в Эстонии , а также четверо студентов , чьи Хачатур Абовян . Они пересекают Араксию и направляются в сторону армянского села Аргури, расположенного на северном склоне вулкана, на высоте 1200 метров над уровнем моря. Следуя советы Арутюн Alamdarian в Тифлисе , они создали свой базовый лагерь в монастыре Сен-Иаков, 730 метров выше. Первая попытка восхождения с северо-востока оказалась неудачной из-за отсутствия теплой одежды. Спустя шесть дней, по совету главы села Аргури Степана Ходжянца, восхождение на этот раз предпринимается по северо-западному склону. Достигнув высоты 4885 метров, они повернули обратно до сумерек. Саммит был , наконец , победил в третьей попытке, 27 сентября 1829 (9 октябряпо григорианскому календарю ) в 15  ч  15 . Затем Абовян выкапывает яму во льду и ставит там деревянный крест, обращенный на север. Еще он берет наверху кусок льда и несет его в долине в бутылке, считая воду священной. Через месяц Попугай и Абовян поднимаются на Пти-Арарат.

В Август 1834 г.Козьма Спасский-Автономов совершает восхождение на Арарат, пытаясь доказать, что звезды видны в полдень. Он приносит сверху лед, чтобы крестить сына.

В Июль 1845 г.После трех неудач Абовян возобновил восхождение, на этот раз к юго-востоку от Сардара Булака, в сопровождении германского минералога Отто Вильгельма Германа фон Абиха . Его третье восхождение на Арарат состоялась с британской Генри Danby Seymour в следующем году, из реконструированного села Arguri.

Начинать Август 1850 г., экспедиция под руководством Ю. Ходько, П. Х. Морица и Н. В. Ханикова проводит шесть дней на вершине в научном качестве.

Арарат в армянской мифологии

Григор Нарекаци (ок. 951—1003).

И наступает срок сказать мне честно
О прегрешеньях дней моих и лет,
Но в час, когда пора держать ответ,
Моя душа робка и бессловесна.
И если я припомню всё, что было,
И воды моря превращу в чернила,
И, как пергаменты, я расстелю
Все склоны гор пологие и дали,
И тростники на перья изрублю,
То и тогда при помощи письма
Я перечислю, Господи, едва ли
Мои грехи, которых тьма и тьма.
И если кедр ливанский в три обхвата
Свалю я, сделав рычагом весов,
На чаше их и тяжесть Арарата
Не перетянет всех моих грехов,

Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу.

В армянской мифологии существует ряд мифов и легенд, связанных с горой Арарат, именуемой по-армянски также как Масис (арм. Մասիս). Согласно одной армянской легенде, горы Масис и Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр. Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть.

В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора[], как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов («драконов»).

Согласно древнеармянскому эпосу «Випасанк», армянский царь Тигран I Ервандуни, победив мидийского царя Аждахака, взял в плен его жену Ануйш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые с вишапидами, то есть с детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса. У подножия Масиса жили потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана.

Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю.

В некоторых армянских версиях мифа о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе Масис. С вершины Масис Ксисутр спустился на землю.

Список вещей для восхождения на Арарат

6 причин, почему вы должны подняться на Арарат именно с нами

  1. Мы специализируемся на походах и восхождениях.
  2. Мы организовали более 600 походов и восхождений в Армении и за её пределами, включая Казбек и Эльбрус.
  3. Более 200 людей уже поднялись на вершину Арарата с нами.
  4. Группу возглавляют только опытные горные гиды.
  5. Мы работаем с местными жителями, которые имеют многолетний опыт в организации восхождения на Арарат.
  6. В течение всего года мы организуем подготовительные восхождения и даём исчерпывающий ответ на вопросы всех участников, посредством обмена практическим опытом.

В случае возникновения каких-либо вопросов, свяжитесь с нами.

Восхождение на Большой Арарат

По верованиям местного населения (курдов, азербайджанцев, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считается делом дерзким и богопротивным. Восхождение на Большой Арарат впервые совершили Иоганн Фридрих Паррот, Хачатур Абовян, Алексей Здоровенко, Матвей Чалпанов, Ованнес Айвазян и Мурад Погосян 27 сентября (9 октября) 1829 года. Так Паррот представляет своих спутников:

«На вершине нас было шестеро: кроме меня — Хачатур Абовян, дьякон из Эчмиадзина, сын земледельца из Канакера у Эривана Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов из 41-го егерского полка Ованнес Айвазян и Мурад Погосян — крестьяне из села Аргури»

«Мы прошли без пауз еще несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатер вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть еще один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»

Иоганн Фридрих Паррот

На сегодняшний день любой желающий может совершить восхождение на Арарат. Для этого достаточно получить специальную визу у турецких властей или купить туристическую путевку.

Арарат: описание и характеристика знаменитой горы

Располагается самая высокая гора Армянского нагорья в восточной части Турции, на прибрежном месте около реки Аракс, на расстоянии шестнадцати километров от Ирана и тридцати двух от самой Армении.

  1. Арарат включён в состав Армянского нагорья, территория которого равняется 400 тыс. км кв. (если внимательно проанализировать географическую карту, то можно увидеть, что горный массив располагается сразу на территории нескольких стран – Турции, Армении, Грузии, Азербайджана, а также Ирана). Сейчас все вулканы, которые имеются на Армянском нагорье, полностью неактивны, исключая Немрут. К потухшим вулканам местные жители относят и самую высокую вершину хребта, то есть саму гору Арарат.
  2. Специалисты в области изучения горы говорят, что вулкан Арарат последний раз извергался в 3 тыс. до н. э., так как под слоями лавы учёные смогли найти и откопать большое количество артефактов и необычных предметов, которые можно отнести к бронзовому веку, а также были найдены останки людей. После этого момента гора перестала проявлять какие-либо признаки активности и надолго успокоилась.
  3. Полностью потухшим вулканом Арарат считать не стоит, так как ещё одно проявление активности было совершено не так давно, в середине XIX века. Оно вызвало землетрясение большого масштаба, из-за которого подвергся разрушению монастырь Святого Якова, а также сильно пострадала маленькая деревня Аргури (после этого события народы перестали поселяться поблизости либо на склонах великой горы). Стоит отметить, что данное извержение вулкана происходило необычном образом – возникло оно глубоко в земле, лава при этом на поверхность вулкана не выбрасывалась.

Внешний вид

Арарат сформирован подобием двух вулканических конусов, подножья которых раскинулись на 130 километров в стороны. Совмещает их вместе Сардар-Булакская седловина, а расстояние между вершинами двух гор равняется одиннадцати километрам.

Характеристика Большого Арарата

Большой Арарат, который на карте находится с западной стороны Турции, возник около 3,5 миллионов лет тому назад и считается самой большой горной возвышенностью на территории Турции. Высота хребта равняется 5165 метрам над уровнем моря. С отметки в 4200 метров склоны горы начинают обильно покрываться снегом и ледниками различного происхождения (всего ледников насчитывается около двадцати единиц, самый крупный – ледник святого Якова распростёрся на расстояние в два километра).

Малый Арарат: характеристика

На географической карте можно рассмотреть Малый Арарат, расположенный с восточной стороны от Большого. Возникла эта гора намного позже – 150 тыс. лет назад, показатели высоты её также намного скромнее – 3 896 метров над уровнем моря. И хотя гора не такая высокая, но на её склонах и на склонах Большого Арарата растительности очень мало. Очень редко тут можно встретить одиноко стоящие берёзы либо дикий виноград. Всё это можно объяснить тем, что территория гор покрыта большим слоем пепла, лавы, а также отложениями тефры.

Климатические особенности

Погода на территории горного хребта довольно суровая и неблагоприятная. Так, на высоте выше 2 тыс. метров над уровнем постоянно дуют холодные ветра, а температура воздуха даже в летнее время может равняться всего лишь 10 градусам Цельсия, а иногда и ниже. Наиболее благоприятный режим погоды здесь устанавливается в июле, когда температура воздуха доходит до отметки в 25 градусов Цельсия.

В Библии

Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.

В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):

Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.

Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.

По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.

В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).

Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].

Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата

Армянский монастырь св. Якова на склоне горы Арарат. Зарисовка Ф. Паррота 1829 года

С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).

Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».

Вулканическое происхождение

Историки предполагают, что вулкан, ставший впоследствии Араратом, был действующим еще в бронзовом веке, что датируется III тысячелетием до нашей эры.

Археологи разных стран, занимающиеся исследованием этого объекта, находили в разное время под наслоениями лавы человеческие останки. Этот факт как раз свидетельствует о том, что вулкан действительно извергался, унося жизни местного населения.

В скором времени вулкан стал затихать и прекратил извержения. Однако археологи и исследователи не утверждают однозначно, что вулкан перестал полностью функционировать. На этот счет есть объяснение.

Интересный факт: в настоящее время вулкан находится в спокойном состоянии. Он имеет два вулканических конуса, соединенные седловиной, которая носит наименование Сардар-Булакская.

Так, в 19 веке (это спустя огромное количество лет) произошло землетрясение, которое уничтожило местную деревню и монастырь. Правда, таковое извержение не являло на поверхность земли лаву и происходило в глубоких слоях.

Поиски Ноева ковчега

Легенда о ковчеге известна всем христианам мира и представителям иных религиозных убеждений. Она непосредственно связана с турецко-армянской горой. Историки, археологи и исследователи до настоящего момента занимаются активными поисками останков.

Поиски осуществляются на территории национального парка, который раскинулся на огромной площади в 88 га у подножия Арарата.

Никаких официальных подтверждений того, что ковчег Ноя стоит искать именно в этой местности, не имеется. Эти предположения основываются на теологических историях. Однако, веру в то, что останки когда-нибудь будут найдены, историки не теряют. Ведь данная находка может стать величайшим открытием для всей мировой истории для всех христиан.

Легенда о ковчеге поддерживает статус Арарата в качестве священной горы. Считалось, что взобраться на вершину невозможно, потому что гора имеет святость. Когда в 19 веке, наконец, английский исследователь совершил восхождение, доказать этот факт ему было проблематично. В этот рассказ местному верующему народу было очень трудно поверить.

По одной из легенд русский офицер Росковитский тоже совершил полное восхождение на вершину. По преданию, он даже видел Ноев ковчег и сделал его фотоснимки. Но в 1917 году была совершена революция и эти кадры были бесследно утрачены – уничтожены или утеряны.

Возьмите на заметку: есть и другие смутные подтверждения существования священного корабля. Например, однажды были сделаны снимки местности с высоты. И, как показалось исследователям, в одной из существующих расщелин видны останки Ноева ковчега. Это произошло еще в 70-х годах прошлого века. Однако до настоящего времени данная информация достоверно не подтверждена.

Великий Арарат с двумя своими вершинами до сих пор считается святыней для армянского народа, пусть даже она не находится на его территории. Святость объекта до настоящего времени не подвергается сомнению.

Связь с библейским Ноевым ковчегом делает это место привлекательным с туристической точки зрения. Посмотреть на великую гору приезжают не только из соседних стран, но и из дальнего зарубежья.

Совет: перед поездкой в Турцию, стоит заранее изучить существующие маршруты и близлежащие достопримечательности. Это позволить сэкономить время и посмотреть много интересных мест.

О священной горе Арарат смотрите следующее видео:

Арарат и геополитика

Эта гора представляет великую культовую ценность для иудеев и христиан, и многие века была предметом притязаний разных стран, находящихся рядом. Поэтому часто возникает вопрос: в какой стране находится Арарат?

Вопрос имеет не только исторический или политический, но и сугубо практический интерес. В какую страну следует отправиться альпинистам или любителям восхождения на горы, чтобы покорить эту гору?

С XVI до XVIII века по горе проходила граница между Персией и Оттоманской Империей. Большинство войн между этими государствами было связано с желанием обладать это религиозной ценностью. Потом в войну с Турцией и Персией вступила Россия.

В XIX веке между Россией, Оттоманской Турцией и Персией был подписан знаменитый Туркманчайский договор, в соответствии с ним северная часть Большого Арарата стала собственностью нашей страны. Остальную часть горы разделили на троих.

После революции, в 20-х годах прошлого века по соглашению сторон был заключен другой договор, по нему советская Россия отдала Турции северные склоны Арарата. А в начале 30-х годов прошлого века Малый Арарат перешел во владение Турции.

Гора Арарат на геополитической карте

Армения и сегодня убеждена, что гора должна принадлежать исключительно ей, т.к. является символом нации и государственности. Но сегодня, чтобы покорить её, необходимо разрешение турецких властей.

Деятельность

Вознесение

Вид на вершину с высоты 2700 метров.

Из — за политической агитации в турецком Курдистане , область горы Арарат регулярно подвергается милитаризации в течение XX — го  века. Только в 2001 году он был открыт для туризма. Однако для восхождения требуется разрешение от турецкого правительства, и разрешение может потребовать нескольких недель ожидания.

Подъем длинный, но нетехнический маршрут по южному склону позволяет без особых затруднений добраться до вершины, желательно в конце лета. Есть две возможности для создания лагерей: на высоте 3200 и 4200 метров над уровнем моря. Три участка, границы которых они отмечают, — травянистый, каменистый и ледяной, с увеличением высоты. Последние четыреста метров проходят по льду с ледорубом и кошками . Подъем обычно занимает от одиннадцати до четырнадцати часов.

Защита окружающей среды

Национальный парк Агры Дагы ( Ağrı Dağı Millî Parkı ) защищает с1 — го ноября 200487 380  га вокруг Пти-Арарата. Этому способствовали богатая флора и фауна, интересные ландшафтные особенности, геологические и геоморфологические образования, водно-болотные угодья и туристический потенциал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: