Достопримечательности армении

Дорога Горис-Мегри (граница с Ираном)

Дорога от Гориса до Мегри запомнится Вам на всю жизнь, если интересно почему — читайте дальше.

По дороге встретите безумные и узкие серпантины без ограждений, от которых захватывает дух, красивые долины, покрытые зеленым ковром и летние ледники — казалось бы, странное словосочетание, но нет, они существуют. Это главная и единственная дорога, которая ведет к границе с Ираном. По дороге увидите невообразимые для глаз пейзажи, среди них горы, зеленые долины, ущелья. Прекрасная панорама радует глаза всю дорогу от Гориса до Мегри. Кстати, вышеописанный монастырь Татев Вы тоже обязательно встретите, запланировав поездку по этому маршруту.

Полезные ископаемые

Армянское нагорье чрезвычайно богато полезными ископаемыми, связанными с древним вулканизмом. Здесь добываются руды металлов, и территория нагорья – один из древнейших мировых центров металлургии. В Араратской долине руды меди и железа добывались еще в IV тыс. до н. э. Наряду с металлургией здесь активно развивались кузнечное дело и изготовление оружия.

Есть и месторождения редких металлов хрома и молибдена, драгоценных золота и серебра. Нагорье является богатейшей кладовой разнообразных строительных материалов, разноцветного розового, белого и черного туфа, мрамора и базальта, известняка и перлита, мергеля, пемзы и гранита. Нагорье славится залежами высококалорийного каменного угля.

Армяне — первый в мире народ, который официально принял христианскую веру, как официальную государственную и, это произошло еще в IV века при царе Трдате III Аршакуни.

Вместе с тем, большинство современных армян исповедует собственное ответвление христианства — Армянское Апостольское Христианство (ААХ). Конечно, при этом в Армении есть и другие ветви христианства (католическая, протестантская, православная) и никто их не ущемляет. Есть и хемшилы, которые перешли под османским давлением в ислам армяне-амшенцы, правда, часто их даже не относят к армянам, как таковым.

Кстати, Армянское Апостольское Христианство именуют также григорианским по имени крестителя армян Григория Просветителя (Лусаворча). При этом Апостольской армянскую церковь называют, так как она идет от апостолов — первые христиане на армянской земле появились еще в I веке, а распространяли вероисповедание ученики Христа (апостолы) Фаддей и Варфоломей. Кроме того, армянская церковь относится еще и к древневосточным христианским, то есть самым исконным и первым, как и коптская, сирийская и ассирийская.

Для начала следует понять, что армянская ААЦ не монофизиты, а миафизиты, которые верят в гармоничное сочетание Христа божественного и человеческого. А православные христиане — диофизиты считают, что божественное и человеческое начало в Христе не смешивались. Стоит также отметить, что ААЦ действительно особая церковь, так как формально не подчиняется никому, кроме собственного Католикоса, чья резиденция с IV века находится в Эчмиадзине — одном из древнейших армянских городов около Еревана. Правда, в силу исторических причин у армян также есть Католикос Киликийский с резиденцией в Ливане, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Богослужения в ААЦ выдуться на грабаре — древнем армянском языке, который был зафиксированным в форме IV столетия от рождества Христова. Кроме того, у Армянской Апостольской Церкви особый вид христианского креста — без изображения распятого Христа, но увитый растительным орнаментом, как символ жизни и «ласточкиными хвостами» по краям.

Немаловажная часть особенности Армянской Апостольской Церкви — строгая архитектура и довольно скромные храмы (по меркам РПЦ). Кстати, эти особенности ведут еще от древнего армянского зодчества. В церквях также довольно малое количество икон и есть некоторые особенные обряды, которых не существует в других ветвях христианства, например, как матах — жертвоприношение.

Стоит также отметить, что ААЦ следует своему собственному календарю в плане церковных праздников, поэтому армянские церковные праздники (Пасха, Сурб Затик, Рождество) часто совпадают то с католическими, то с православными, то и выпадают на собственные даты.

Пожалуй, одна из главных особенностей ААЦ от других ветвей христианства в XXI веке — довольно развитый институт монашества. При этом женщин-монашек у армян практически нет, так как еще в IV веке при царе Папе было постановлено, что монашество дело Богоугодное, но в силу особого окружение Армении, армянки должны рожать детей, а не томиться в кельях.

Гора Арарат на карте Турции

Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.

Библейская история

Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.

По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.

Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.

Восхождение на Арарат

Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.

Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.

Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.

Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.

Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю

Причина №1. Посмотреть на символ Сюникской области

Первое, что встречает вас на въезде в Сюникскую область – огромный монумент, который называется «Ворота Сюника». Здесь всегда прохладно и даже в летнюю жару дует сильный ветер. Буквально пять минут назад светило яркое солнце, но «Ворота Сюника» беспощадны – всегда принимают гостей именно с такой погодой. Монумент находится на высоте около 2 400 метров над уровнем моря и представляет собой две огромные колонны. Когда-то «ворота» играли важную роль в обороне города: увидев с такой высокой точки врагов, местные жители звонили в колокола, оповещая всю округу. 

Традиционно все, кто проезжают мимо «Ворот Сюника», пробуют воду вот из этого родника. Погода на этой дороге изменчива, поэтому за один день вы можете увидеть солнце, туман, дождь и даже снег. Армения – горная страна, из-за перепадов высот здесь вы можете застать все времена года. Проехав города: Сисиан, Горис и Капан, попадаем ко второй части монумента. 

Эта дорога – выезд из области. Ведет она к границе с Ираном. И именно здесь на горном массиве возвышается вторая часть монумента. По легенде, этот медведь в своей пасти держит ключ от тех самых «Ворот Сюника». Сегодня это популярное место для селфи. С медведем связано много интересных преданий: по одному из них армянский царь Артавазд спрятал на высокой горе Гандзасар свои сокровища. А медведя поставили сюда, чтобы он их охранял.

Горы Малого Кавказа

Малый Кавказ – горная система на Юге Кавказа, общая протяженность которой составляет около 600 километров. Расположена почти параллельно Большому Кавказу. Они влекут своей красотой по сей день туристов из многих стран.

В составе Малого Кавказа числятся такие горы, как:

  • Триалетский хребет в Грузии;
  • Месхетский хребет, разделяет Каспийское и Черное моря;
  • Сомхетский хребет;
  • Сванский или Шахдагский хребет, проходит по границе Азербайджана и Армении;
  • Мургузский хребет, к северо-востоку от озера Севан;
  • Муровдагский хребет со своей вершиной Гямыш;
  • Карабахский хребет, с продолжением Талышских гор.

Взлет и падение Великой Армении

Многие эксперты ведут отсчет армянской государственности с древнего Урарту, существовавшего более 700 лет, основой его являлось так называемое Ванское царство. Вторым, и самым известным, этапом стал период так называемой Великой Армении, длившийся почти около 700 лет – со 2 в. д. н. э. до 5 в. н. э. Именно тогда, особенно в царствование знаменитого Тиграна Второго, армянское государство простиралось от Сирии и Киликии на берегу Средиземного моря, до моря Каспийского.

Именно тогда, впервые в мире, целая страна приняла христианство, как государственную религию (Римская Империя сделала это чуть позже), были построены города, храмы, которые и поныне являются достопримечательностями мирового уровня. Великая Армения пала под внутренними и внешними ударами, но осталась в памяти как некогда могучее государство.

Случившиеся позже всплески государственности вроде так называемого «царства Багратидов» не могли уже вернуть былого величия, а в конце 11 века началось новое нашествие, на сей раз турок-сельджуков, которые являются предками как турок-османов (населяющих нынешнюю Турцию), так современных азербайджанцев. Для армян наступили тяжелые века, закончившиеся только с появлением в регионе Российской Империи.

Армянская гора № 8 Ухтасар

Ухтасар — еще одна живописная гора (3,500 метров) в Сюникской области. Есть интересная история, связанная с названием горы. Некоторые люди говорят, что название означает «гора верблюда», в то время как другие считают, что это означает «гора паломничества». Вы можете думать, что эти имена не имеют ничего общего, но основная идея происходит от слова «ught», которое может относиться к двум различным словам на армянском языке  ուղտ, ուխտ) ․ Одно из этих слов означает «верблюд», другое — «паломничество».

Гора расположена недалеко от города Сисиан. Не все знают, что на горе найдены петроглифы. Это наскальные рисунки, известные как петроглифы Ухтасара. Некоторые эксперты считают, что они относятся к периоду палеолита (12.000 г. до н.э.).

Вы любите исследовать природу, открывать древние находки и наслаждаться поездкой? Что вы думаете о походе на гору Ухтасар?

Теперь вы знакомы с некоторыми горами Армении. Приглашаем вас в увлекательное путешествие в дикие армянские горы. Без сомнения, у вас будет необыкновенный опыт.

Причина №5. Попробовать местное блюдо – хашил

Для того, чтобы приготовить трехслойное блюдо, заранее обжаренную пшеницу промалывают в жаровнях. Таким методом пользовались еще в эпоху неолита, но даже сегодня в каждом доме здесь можно найти такое приспособление. Самый вкусный хашил получается посредством перемалывания именно таким путем. Это – первый слой блюда. Варить пшеницу нужно на среднем огне примерно час, пока масса не загустеет.

«Теперь мы будем готовить тан из чоратана. Смотри, вот эти камешки – это засушенный тан. Его проводят через сито, лепят лепешки и сушат на солнце. Так хранить его намного удобнее», – рассказала жительница Капана Элеонора Закарян.

Это – второй слой блюда, который разбавляет плотную массу хашила. Камешки обязательно нужно разводить в глиняной посуде, шершавая поверхность помогает превратить камни в жидкость. Третий слой блюда – это заранее прожаренный лук в масле.

Полный выпуск программы «Пять причин поехать в…» смотрите в видеоверсии. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотели и достопримечательности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: