Что нужно знать о творчестве архитектора
Творческий гений Хундертвассера начал проявляться еще в детстве. Ученик специализированной школы, обучающей по методике Монтессори, обнаружил необычное восприятие цвета и формы. Дальнейшие попытки продолжить образование в Академии изобразительных искусств не увенчались успехом. Но юный талант не оставлял самостоятельных занятий, провозгласив лучшим учителем природу.
Он долго путешествовал, черпал вдохновение в шедеврах экспрессионистов и сюрреалистов, а позднее создал собственный стиль. Излагая новую художественную концепцию в манифестах, Хундертвассер отмечал диссонанс городской архитектуры с внутренним миром человека. Его замыслы превращали унылые «дома-коробки» в сказочные терема с куполами-маковками, причудливыми арками, яркими стенами и танцующими окнами. Такой дизайн решал и вопросы экологии.
Идея «деревьев-квартиросъемщиков» предполагала растительность в стенных нишах и газоны с травой на крыше. Этим принципам полностью соответствует и венский эксперимент, осуществленный в 1986 году.
Без углов и много зелени – философия архитектора
Суть философии Хундертвассера в архитектуре состоит в следующем:
- Отсутствие углов.
- Экологичность
- Индивидуальность.
Окажись архитектор в Хоббитании (вымышленная страна из произведений Толкиена), то ему наверняка пришлись бы по нраву жилища хоббитов – уютные норы, вырытые в покрытой сочной травкой холмах, с круглыми окнами и такими же круглыми дверями.
Нечто подобное Хундертвассер создал в Новой Зеландии, где, кстати, снимались фильмы по книгам Толкиена. Здесь появился дом, крыша которого переходит в холм, а травку, растущую на нем, периодически приходят пощипать овечки.
В своих идеях он чем-то схож с испанским архитектором-гением Гауди. У двух мастеров даже некоторые приемы совпадают: оба широко применяли битую керамическую плитку, делая из неё мозаику.
Практически в любом проекте Хундертвассера находилось место для деревьев иди других зеленых насаждений. Так, архитектор, помешанный на экологии, компенсировал урон природе, который ей нанесла деятельность человека.
Рассказывать об этом необычном человеке можно долго, но я остановлюсь на последнем интересном факте. Известно, что Хундертвассер никогда не надевал одинаковые носки – по одному от двух разных пар. На резонный вопрос: «Почему вы всегда одеваете разные носки», архитектор задавал встречный вопрос, не менее резонный: «А почему вы носите одинаковые?».
Умер Фриденрайх Хундертвассер также необычно как и жил. У архитектора случился сердечный приступ во время его круиза на огромном лайнере по Тихому океану. Это произошло в 2000 году. Похоронили гения в Новой Зеландии — в Саду счастливых мертвецов.
Такой вот был неординарный человек, творения которого возведены во многих австрийских городах. Одно из самых посещаемых, естественно, Дом Хундертвассера.
Не о мусоре
Один из промышленных проектов архитектора — мусоросжигательный завод Шпиттелау. Сжигание отходов противоречило убеждениям Хундертвассера — он считал, что все излишки человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично. Только после того как власти Вены пообещали, что дым, выделяющийся в процессе переработки, будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло пойдет на отопление жилых домов, архитектор дал согласие на работу над проектом.
Вена, Австрия — 27 мая 2016 г.: мусоросжигательный завод-котельная Шпиттелау. Архитектор — Фриденсрайх Хундертвассер.
Усилия городских властей окупились сполна. Здание завода, созданное Хундертвассером, стало одной из местных достопримечательностей. Оно напоминает сказочный дворец с пестрыми стенами, трубой цвета небесной лазури, золотисто-зеркальными куполами — очистительными фильтрами — и обилием зелени в нишах и на поверхностях фасада и крыш. Хундертвассер в очередной раз доказал, что уродливая промышленная застройка не неизбежность, но свободный выбор ее владельцев.
Архитектурные воззвания
Стены домов Хундертвассер в своих манифестах объявлял основой для окон — мостов во внешнее пространство — и называл их «третьей кожей» человека, призывая относиться к ним с особым вниманием. «Лекарем» безликой типовой архитектуры он был замечательным
Промышленные сооружения и типовые постройки Хундертвассер переоборудовал в фантазийные арт-объекты.
«Скрюченный» музей
Художественный музей Хундертвассера в Абенсберге также соответствует концепции архитектора. Как не вспомнить при виде этих пестрых, угловато-пластичных форм детский стишок про скрюченный домишко или поделки малышей из пластилина? Это, пожалуй, один из наиболее близких к творениям Гауди проектов. Сквозь стены будто прорастают ветви причудливых полудеревьев-полуживотных, аркады перетекают в коньки крыш, а внутреннее пространство будто приглашает к игре, к творчеству. Ведь музей в своей основе — организация, ориентированная на будущее.
Абенсберг, Германия —
31 мая 2015 г.:
Художественный музей Хундертвассера
Поделиться ссылкой
Дом Хундертвассера
Дом Хундертвассера представляет собой сооружение относительно скромных размеров. При первом взгляде он напоминает мультипликационную картинку, врезанную в реальность — каждая квартира в нем отделена от соседней не только с помощью различных кривых линий, но еще и краской на фасаде.
Дом Хундертвассера — уголДом Хундертвассера — фасад
Особое внимание автор уделял оконным проемам, которые считал главным элементом квартиры. Специально для своего детища он продумал тринадцать различных типов рам, каждая из них не только выкрашена яркими цветами, но еще и украшена мозаикой из расколотой керамической плитки
В своих работах Хундертвассер отмечал, что важнейшую роль в облагораживании зданий должны играть его жильцы. В этом странном доме владельцы квартир имеют право облагораживать фасады так, как им вздумается (естественно, в рамках закона). Не менее важную роль здесь играет озеленение — по мнению автора проекта, человек крадет площадь у природы, когда строит здание. Поэтому нужно активно использовать насаждения в городской архитектуре. В доме повсюду можно увидеть растения — на балконах радуют взгляд цветы, крышу покрывают плющи, а из окон поднимаются деревья.
Архитектор был уверен, что одна из проблем человека и причина болезней скрыта в вынужденном хождении по ровному покрытию. Поэтому полы здесь созданы с волнистыми хаотичными неровностями. А еще в доме всюду выпуклые стены, и на лестничных площадках Хундертвассер разрешил рисовать детям.
Всего в здании 52 квартиры, 4 магазина, более десятка террас на крыше. Поскольку в помещении живут обычные люди, вход внутрь запрещен. Однако это не мешает туристам поддерживать для Дома Хундертвассера-Кравины статус самой фотографируемой достопримечательности города.
Адрес: Kegelgasse 36-38, 1030 Wien
Дом Хундертвассера на карте Вены:
Цвет, форма, природа
Настоящее имя Фридерик Стовассер осталось в безмятежном довоенном детстве Фриденсрайха Хундертвассера, автора сооружений, ставших архитектурными достопримечательностями родной ему Вены. Живописец-экспрессионист, скульптор, график, мастер перформанса, этот человек умудрялся все, к чему бы он ни прикасался, превращать в искусство: от ступеней придорожного кафе до мусороперерабатывающего завода.
Абенсберг, Германия — 31 мая 2015 г.: пивная башня в комплексе «Мир пива»
Архитектурой Хундертвассер серьезно занялся с 1950-х гг
Его стиль сравнивают с творческим почерком Антонио Гауди: их роднит вкус к цвету, признание важности детали, любовь к керамической отделке фасадов и интерьеров и, главное, категорическое неприятие сооружений в виде стандартных коробок. Хундертвассер от условных форм и природных мотивов перешел к непосредственному введению зеленых насаждений в архитектурные объекты
В многоквартирных домах он создавал особые ниши для обитания деревьев в соседстве с людьми, прямо в квартирах. И старался сделать это соседство для первых максимально комфортным, включая в интерьеры неровные полы и участки травы.
Фриденсрайх Хундертвассер
Официальное название этого странного сооружения — Дом Хундертвассера-Кравины, поскольку построен он в 83 — 86 годах прошлого века при участии сразу двух архитекторов. Впрочем, в большей степени столь нестандартный проект был рожден гением знаменитого австрийца, Фриденсрайха Хундертвассера.
Изначально известный как художник, с 1950 года он много внимания уделяет изучению архитектуры. Свое видение того, каким должно быть строительство, излагает в разнообразных трудах. Среди них можно выделить «Манифест против рационализма в архитектуре». В данной работе Хундертвассер рассказал о собственной «философии строительства», включающей «хорошие кривые» орнамента, интеграцию экологических компонентов.
Дом Хундертвассера — фасадДом Хундертвассера — угол
Реализовать мечты мастер смог благодаря вниманию городского совета Вены к его творчеству. Архитектор Йозеф Кравина взялся воплотить в жизнь проект дома Хундертвассера, который к тому моменту проходил уже второе согласование (в первом варианте Фриденсрайху потребовалось бы использовать слишком «типовые» решения, от которых он отказался). Итоговый вариант получился достаточно компромиссным, но все же практически полностью соответствовал представлениям Хундертвассера о жилых домах.
Впрочем, Хундертвассер и Кравин характерами не сошлись. Первый, регулярно присутствующий при строительстве, оказался недоволен тем, каким второй видит его детище. В результате автор дома обратился с просьбой заменить архитектора к одному из лояльных к нему представителей муниципалитета. И просьбу удовлетворили. В результате соавторство Кравина в проекте было признано только в 2010 году в результате судебных прений. Хундертвассер к тому времени уже скончался.
Как добраться к Дому Хундертвассера
Есть три способа доехать до архитектурного шедевра Хундертвассера из центра Вены: трамвай, метро, пеший маршрут. За точку отсчета возьмем площадь Марии Терезии. Она находится между двумя музеями — Истории искусств и Естествознания).
Самый простой способ — на метро. Ближайшая к площади Марии Терезии станция — Volkstheater. От нее всего четыре остановки до Landstraße (по времени это минут 6-7). Приготовьтесь, что 800 м предстоит пройтись пешком.
На трамвае от Burgring. От площади нужно немного пройти (вправо, если встать лицом к Хофбургу) до остановки Burgring. Дождаться трамвая №1, следующего в сторону Wien Prater, Hauptallee (парка Пратер, где находится Венское колесо обозрения). Выйти нужно будет на Hetzgasse и пройти еще 300 м пешком до строения Хундертвассера. Добираться на трамвае не так быстро, как на метро (12 остановок — не так мало), но зато из окна вы увидите полгорода. А поскольку это маршрут №1, вы увидите центральную, но не туристическую часть Вены.
К Дому Хундертвассера пешком. Не самый быстрый, но зато самый интересный способ. Вы пройдете мимо Венской оперы, за которой расположился отель Захер, затем Городского парка, Курсалона и даже Налоговую службу. Конечно, удобнее отметить маршрут заранее (на карте или в навигаторе), но можно и наугад, в крайнем случае спрашивая прохожих, правильно ли вы идете.
Платить за вход или ориентироваться на часы работы Дома Хундертвассера. Музеем, как таковым, он не является. Туристы только любуются фасадом, делают фотографии и посещают кафе внутри здания. Там можно посмотреть документальный фильм о жизни и творчестве архитектора, строительстве дома.
Особенности Хундертвассера
По чертежам известного художника Фриденсрайха Хундертвассера, при содействии архитектора Йозефа Кравины был реализован проект «Экологичного дома». Авторы идеи восхищались естественным строением природы – плавными линиями холмов, строгими вертикальными чертами деревьев, лиан, плюща, кустарниковых насаждений. Здание образует полный симбиоз растительного и искусственного начал, классической западноевропейской культуры и фантазии.
Фасад дома украшен странными фигурами, скульптурной лепкой, шарами, кеглями. Сквозь фундамент пробиваются лозы винограда, тропических деревьев. Все это располагается на крыше, выступах, стенах. Автор дома прославился своими сюрреалистичными воззрениями в творчестве. Обилием разнообразных красок и несимметричностью, он добился выражения мысли о том, что природу нельзя уничтожать, наоборот, нужно подстраивать человеческие сооружения под естественное устройство природы.
Природная философия здания – призыв к людям о создании гармоничного сосуществования социального в первоначальных природных условиях, без уничтожения и превалирования. Приезжие туристы регулярно посещают данное место, и восхищаются растущими прямо изнутри дома деревьями.На фоне стандартных помпезных сооружений, город получил преображение в виде необычных абстрактных построек, таких как башня, мусоросжигательный завод, галерея Кунстхаус и прочие.
Почему же именно данное место привлекает самое большое количество туристов и путешественников? Ответ прост, пестрый фасад чудесным образом переплетается и хорошо гармонирует с отсутствием четких линий, растительностью, и частичкой Гауди. По отзывам посетителей, в каком бы ты месте не побывал – дом Хундертвассера воплощает собой нереальный, игрушечный мирок, в объемном пространстве. Интересный факт, сам художник не принял денежного вознаграждения за работу над проектом, в том числе, по причине идейности собственной деятельности. Хундертвассер сказал, что счастлив за высокою оценку его работы, что-то другое, «уродливое», он в этом месте видеть не хотел.
На крышах стоят объемные и массивные деревья, которые идут от самой земли. Фасады, с балконами перекрыты красивым переплетением плюща, винограда и растительности с цветами. Окошки разнопланового размера отлично дополняют красивую несуразную концепцию дома. Основание здания поддерживают колонны разных форм – цилиндрической, песочные часы, с кубическим утолщением в верхней или нижней части.
Несмотря на то, что их цвета пестрят различными оттенками – салатовым, глубоким синим, красным, кремовым, кирпичным, а также по причине различной структуры и фактуры – создается гипнотический эффект, заставляющий засматриваться и любоваться. Разноцветная холмистость с мозаикой и рисунками образует архитектурное «лоскутное одеяло».
Специалисты насчитали более 250 деревьев, а также множество прочей зелени разных видов, что делает достопримечательность самой функциональной и красивой клумбой. Чтобы сделать красивые фото и восхититься симбиозом разных вариантов красок, фактур, сплетений, растений и искусственных материалов, стоит обязательно посетить самое популярное место в Вене, среди туристов.
«Лесная спираль»
Двенадцатиэтажный жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадте был построен в 2000 г. Он считается одним из самых необычных зданий в мире. Любимая форма Хундертвассера — спираль — в этом проекте обернулась хвостом дракона вокруг уютного, почти интимного внутреннего дворика. Цветные стены плавными линиями- уступами, как наростами коры, вытягиваются к зеленой поверхности крыши, где цветут живые цветы и растут настоящие деревья. Среди них на крыше разместились ресторан и кафе. Каждое из окон этого дома уникально по форме и размеру. В здании проектом предусмотрены парковка и аптека, магазин и фантазийная детская площадка. Интерьер каждой квартиры также разработан в соответствии с концепцией сооружения вплоть до выключателя на стене, пестрой зеркальной плитки в санузле и дверной ручки.
Дармштадт, Германия — 15 июня 2017 г.: «Лесная спираль» (Waldspirale) — жилое здание, спроектированное Фриденсрайхом Хундертвассером.